Комбинирование икон

Тема в разделе "Православное богослужение", создана пользователем Гендальф Серый, 16 дек 2009.

  1.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    В преамбуле хочу пояснить, что я не так язвителен и придирчив в жизни как в своих сообщениях на сем форуме. Просто тут можно без боязни и последствий проговорить те моменты, о которых говорить вслух едва ли придётся.
    Итак, мне кажется, что в Православной Церкви нынешнего века имеется странненькая практика комбинировать икону Богородицы с иконой Спасителя, т.е. возмутительно для меня то, что это представляется как сбалансированная симметричная пара! Так, например, у Царских врат справа располагается икона Христа, а слева всегда (как бы для гармонии) - икона Богородицы. Но это нонсенс, т.к. Христа ни с кем невозможно поставить в ряд или в пару!
    Появилось великое множество венчальных иконных пар, где иконы Христа и Богоматери используются как, простите, «Инь» и «Янь». В древлие времена икона передавалась одна, чем и символизировала первое единое, что есть у новоявленной семьи. Ныне же семейная пара остаётся разделённой, т.к. каждому вручена его икона: мальчику – «мальчика», девочке – «девочку».
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Та же «симметрия» соблюдается и на венчальных рушниках.
    [​IMG]
    Я видел и в руках держал «свидетельства о Крещении», где учтиво на голубом титуле икона Христа (если крещён мальчик) и на розовом фоне икона Богоматери (если крещена девочка). :aw:

    Попутно по проблеме композиции икон в храмах и в домах: Я бывал в храмах, где наряду сбоку висят иконы св. Варвары, св. Николая, Христа, св. Троицы... Помалкиваю о том, что у некоторых икон (например, часто свт. Николая) есть свои миниатюрные Христос и Богородица, которые его симметрично с двух сторон благословляют! В какую храмовую композицию могут войти эти иконы?
    Это кратко, тема большая, ветвистая и, конечно, спорная. Сплеча рубить не стоит. Приглашаю высказаться.
     
  2.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну не скромничайте, вы же сами знаете, что являетесь очень интересным собеседником и что мы вам рады. :ax:

    Спасибо за откровенность. :aw:

    А теперь по теме.
    Знаете, Гендальф, может я, конечно, чего-то просто недопонимаю, но мне не понятно, откуда у вас такие выводы, что иконы Иисуса Христа и Богородицы воспринимаются, как банально парные? Обоснуйте, пожалуйста, чтобы было понятно всем :bv:.
    Потому что у меня, например, совсем другие ассоциации.
    Я считаю, что во всех перечисленных вами случаях (венчание, крестины) распределение икон "девочкам-мальчикам" вполне обосновано. Так, образ Господа Иисуса Христа - это образец, эталон для всех мужчин, которые должны стремиться во всем подражать Ему. И, соотвественно, образ Богородицы - эталон подражания для всех женщин. Только и всего! Без излишнего мудрствования. Или вы уже и сюда пригвоздили "принцип полов"?

    А вот, что касается размещения икон в иконостасе, тут я лучше промолчу. :ah:
    Во-первых, не считаю нужным обсуждать то, что не нами установлено (а наиболее высшими структурами).:av:
    Во-вторых, не собираюсь поднимать "бунт на корабле" неизвестно по какой причине.
    И, в-третьих, не понимаю смысла борьбы с ветряными мельницами и не хочу заниматься празднословием, так как от нас с вами здесь ничего не зависит.:bn:
    А, в-четвертых, какое я имею на это право? Простая смертная грешница!:an::be:
     
  3.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Да, наверное никакого. Вернёмся к обсуждению этой темы когда будем в состоянии бессмертных праведников.:aa:
     
  4.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Гендальф, Вы планируете и там делать революцию? :ap:
     
  5.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    см. первое сообщение.
    А может быть священники выскажутся по теме, или они тоже:
    "не считают нужным обсуждать то, что не ими установлено". Тогда, правда, обсуждать на этом форуме возможно будет только сам форум, да и то диалог будет между модераторами:an:

    Или "не собираююся поднимать "бунт на корабле" неизвестно по какой причине". Где "бунтом" является вопрос об очевидной традиции.

    Или не понимают смысла борьбы с ветряными мельницами и не хотят заниматься празднословием, так как от нас с вами здесь ничего не зависит. Где "ветряные мельницы, как я понял, это парные иконы:bn:

    Или "не имеют на это прав? Т.к. они простые смертные грешники?
     
  6.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну, насчет странненькой практики нынешнего века, Вы конечно загнули. Иконы Божией Матери заняли свое место в храмах и домах намного раньше.

    А вот непонимание и неприятие иконы Спасителя,это конечно проблема. Сам често наблюдал такие домашние иконостасы. там "и Матронушка и Ксенюшка, и Никола Угодник", как описывают их сами владельцы. Но иконы Христа может вовсе не быть.

    Думаю это своего рода показатель. .Хотя с другой стороны, жизненный пример святого Серафима Саровского, говорит нам об обратном. Что Вы думаете, Гендальф, о молитвенно практике преподобного?
     
  7.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Преподобный Серафим, если так можно выразиться, после посещения его Богородицею, стал монахом собственного ордена. Т.е. он был (особенно в то время) исключением во многом. Прежде всего в позитивности настроя. Его современники и предшественники больше хмурили людей, закручивали гайки, так сказать. Преп. Серафим послаблял правила и т.п. После его яркого примера, оптинские старцы продолжили этот "открытый" тип монашеского подвига.
    Что же касается его иконы "Умиление", то в ней отчётливо прослеживается, да простят меня читатели, западная иконография Приснодевы. Это не крамола, но и не образец. невзирая на почитание преп. Серафимом этой иконы, русская и византийская иконография имеют иной язык иконописи.
     
  8.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
  9.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Т.е. именно благодаря своей исключительности он и не молился перед иконой Христа?
    Интересное мнение.
    Хорошо что не сослались на то, что преподобный был старообрядцем.
     
  10.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Я не понимаю, что Вы имеете ввиду. Вы несогласны с тем, что преп. Серафим был оригиналом в своём статусе и времени? Или его предпочтение упомянутой иконе выводите из других посылок?
    Я не понимаю столь утончённых намёков, объяснитесь яснее.
     
  11.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    То, что С.С. был, как вы изволили выразиться, "оригиналом в статусе и времени" означает, по вашему, что и выборе образа для молитвы он соригинильничал, и вместо того, что бы как все, молиться Христу, начал молиться Богородице. По вашему выходит так. А все остальные конечно же молились только Спасителю, а Богородицу, ввиду её более низкого статуса, молитвенным почитанием обходили.
     
  12.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Зачем же так передёргивать? Разве я утверждал, что преп. Серафим не молися Спасителю? Над ракой его мощей изразцом выведена его молитва "Боже, милостив буди ми, грешному"
    Разве я утверждал, что остальные монахи не молились Пречистой Богородице?
    Разве я говорил об оригинальности его молитвенных предпочтений вообще?
    Я сказал только, что особенность дивеевской иконы "умиление" (см. выше) объясняется независимостью преп. Серафима в иконографическом вкусе.
     
  13.  
    Tan'chik
    Оффлайн

    Tan'chik Новичок

    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Неужели это так важно?:bw:
     
Загрузка...