Преображение

Тема в разделе "Общение день за днем", создана пользователем Протоиерей Алексий, 20 авг 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Преображение (19.08.2013 лекция для взрослой воскресной школы - начало).
    19 августа по новому стилю Православная Церковь празднует Великий Двунадесятый праздник – Преображение Господне.
    Его история изложена в трех синоптических Евангелиях:
    «Сказал Христос Своим ученикам: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Матф.17:1). После сих слов Христос … взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел … на гору помолиться (Лук.9:28) … и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мар.9:2-3). И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Матф.17:3). Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним (Лук.9:31-32). При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Матф.17:4). Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе (Мар.9:6). Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их… и устрашились, когда вошли в облако (Лук.9:34) и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Матф.17:5). И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Матф.17:6-9).
    Это одно из шести событий Евангельской истории, которые образуют круг Господских Великих праздников. Наряду с шестью Великими Богородичными они составляют двенадцать праздников сотериологического цикла, то есть тех, в которых раскрывается вся полнота Домостроительства Божия о нашем спасении. Они представляют собою двенадцать ступеней лестницы Иакова (Быт.28:12,13), по которым Бог сошел с Неба, а человек получил возможность на Небо подняться.

    События двунадесятых праздников настолько важны, что мы их вспоминаем каждый день, читая Символ веры, а также видим перед своими глазами всегда, когда совершается Святая Литургия.

    Содержание праздника Преображения передается в словах Символа веры: «Верую … во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

    На литургии Преображение возвещается дважды: первый раз во время Малого входа с Евангелием, когда священник (или диакон) в Царских Вратах изображает крестное знамение Евангелием (этот момент – одновременное проповедание Богоявления и Преображения). А второй раз, когда мы видим перед собой Святые Дары во время причастия (тогда мы одновременно видим перед собой Преображение и Пасху).
    Содержание праздника Преображения также высказывается Церковью в песне «Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый», которую поют перед Малым входом.

    Когда мы видим икону Преображения, или когда мы видим образ Преображения во время литургии, или когда мы вспоминаем Преображение, читая Символ Веры и Евангелие, нам важно понимать, то, что вспоминаем.

    В Преображении перед нами, как перед апостолами на Фаворе, открывается Иисус Христос, Сын Человеческий, но имеющий славу, которую Он имеет как Сын Божий.
    Там, на Фаворе, Господь показал эту славу не в той мере, в какой имел, но в такой, какой апостолы могли видеть. Мы с вами эту славу видим глазами веры, которая питается чтением книг, но призываемся увидеть ее и своими телесными глазами.

    Господь показал апостолам Свою славу для того, чтобы ученики могли узнать, что Он идет в Иерусалим на страдания, которые Он Сам, будучи Всемогущим Богом, добровольно изволил принять, как Чашу, из рук Отца Небесного, а не так, как иногда изображает человеческая фантазия.
    В Преображении Господь являет Свою славу, чтобы Его ученикам стало ясно, что Он взошел на Крест не от слабости, но от Любви. От Любви к нам, к каждому из нас.

    Для того, чтобы понять, что Преображение дает людям, необходимо некоторое пояснение того, что же собственно произошло на Фаворе

    На Фаворе апостолы увидели Божественный Свет Христов. Евангелист Иоанн Богослов подчеркивает, что это был собственный Свет Христов, принадлежащий Ему Самому, а не приходящим к Нему извне, как это бывает со святыми: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан.1:4-9). В этом месте Иоанн Богослов дополняет прочих евангелистов, говорящих о Преображении: Иоанн говорит о Свете, который Петр, Иаков и сам Иоанн видели на Фаворе телесным глазами.

    Почему это важно? Библия говорит: «Бог есть свет» (1Иоан.1:5). Что такое «Свет», Который есть Бог? Святые отцы называют это словом «божественная энергия». Она (точнее «они», так как их много) принадлежит Богу, как тепло и лучи света принадлежит Солнцу.
    Божественные энергии – это действие Бога в мире. Они в Боге, как руки, ноги и мысли в человеке.
    Энергию можно именовать Богом. Энергия - это Сам Бог, или, правильнее сказать, особый образ существования Бога вне Себя. Энергия – это не сотворенная (нетварная) Божественная благодать. Она исходит из Бога, но в своем исхождении от Бога не отделяется от Него. Божественными энергиями святые отцы называют ведение, премудрость, творчество, славу Бога. Но самая удивительная божественная энергия – это Свет. Свет является как бы совокупностью всего прочего.
    Когда мы читаем Библию, у нас захватывает дух от того, что перед ним открывается: всемогущий Бог творит мир, и хранит в Своих руках все сотворенное. Но все это величие Творца и Промыслителя, Всемогущего и Премудрого Бога можно назвать одним словом – Свет. И вот в день Преображения мы видим, что этим Светом обладает Сын Человеческий – Иисус Христос.

    На горе Фавор Христос, являя в Себе полноту этого Света, явил Себя Своим ученикам истинным Богом, Который, восприняв Человеческую природу и став подлинным человеком единосущным нам (об этом свидетельствует книга Родства в начале Евангелия от Матфея, читаемая нами перед Рождеством), при этом не изменился, оставшись Тем, же что и был по Своему божественному достоинству прежде сотворения мира.
    Слова Евангелия «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан.1:5) означают действие божественный природы Слова Божия в человеческой природе Сына Человеческого. Как Богочеловек, Христос, Сын Человеческий, имеющий тело и человеческую душу, вездесущ, всемогущ и всеведущ. Человеческие плоть и кровь Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств Божественных и обогатилась ими. Человеческая плоть, соединившись во Христе с огнем Божества, становятся преображенными божеством. Это и проявилось на Фаворе. Господу Иисусу Христу, подобает единое нераздельное Божеское поклонение, потому что обе природы соединены в Нем нераздельно. Сам Господь говорит, что необходимо чтить Сына так же, как чтут Отца.

    Какое же значение все это имеет для нас?
    В день Преображения Бог на Фаворе готовится пострадать плотью. И вот с этого начинается наше спасение.
    Мы с вами причащаемся Тела и Крови Христовых. Мы причащаемся: едим и пьем То Тело и Кровь, Которые не только пострадали на Кресте, но и исполнены божественным Светом и которые преображены божеством. Мы прикасаемся в причастии к этому Свету, и от нас зависит степень того, как этот Свет будет в нас сиять.

    В Преображении на Фаворе ученики видели славу Сына Человеческого, которую Он имел прежде Своего воскресения и вознесения на Небо. Слава нынешнего Христова Тела и Крови выше, чем та, которая была на Фаворе.

    Но, смотря на то, как мы готовимся к причастию, как мы причащаемся и ведем себя после причастия, показывает нам, что для нас образ Христов по-прежнему остается уничиженным.
    Мы своим поведением показываем равнодушие к тому, что произошло на Фаворе. Ощущаем ли мы, что храм заполнен Фаворской славой или нет? Мы не чувствуем, этой славы ради милости Божией – иначе, кто кроме ангелов, Илии и Моисея с апостолами мог бы находиться в храме. Но мы не чувствуем этой славы больше из-за нечистоты наших душ, которые не способны к духовным ощущениям. Но верить в эту славу, невидимую, но реальную – в нашей силе. В силе, которой мы не пользуемся.
     
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Окончание лекции

    Вера в Преображение – это основа нашего отношения к Дарам Христовым и благоговения к Храму, ведь в любом храме всегда на престоле находится сосуд с частичкой Тела и Крови Христа. А мы часто шумим и разговариваем в храме, особенно тогда, когда «нет службы».
    На самой литургии сразу же после молитвы «Отче наш», когда в алтаре священнослужители причащаются Тела и Крови Христовых, когда Небо открыто для наших молитв, мы ведем себя не благоговейно, шумим, ходим по храму. Этим мы показываем, что мы забываем о славе Даров Святого Причастия.

    Мы часто забываем о той славе и свете, которую имеют Дары Святого Причастия. Ведь мы причащаемся того Тела и Крови, которые ныне пребывают на Престоле Пресвятой Троицы на Небе. В день Преображения Бог только явил часть той славы, которая в своей полноте присутствует в частичках, которыми мы причастии сейчас. В причастии мы прикасаемся к Сыну Человеческому, в Котором, как говорит Павел, «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).
    Об этом прикосновении к божескому свету говорит Петр, что мы призваны стать «причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет.1:4).

    С Преображения на Фаворе начинается православное учение о том, как человек прикасается к этому Свету. Это является нашим делом в подготовке ко Причастию. Дело в том, что само по себе причастие человека не изменяет, как мы видим на примере Иуды Искариота. Для подлинного причастия необходимо деятельность самого человека. Господь говорит: «наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лук.8:18). Причащение божественного света сравнивается с тем, как винные мехи вмещают в себя вино (Матф.9:17). Поэтому нам кроме Таинства Причащения, нужно в уме держать и другие средства прикосновения к свету, ведь Свет Христов может сиять в человеке, а может изгоняться нашими страстями.

    Фаворский Свет – это Свет Божества. Он способен просвещать и освящать человека. Это учение Церковь изображает на иконах святых.
    Посмотрите на икону любого святого человека. Что она собой представляет?
    Она представляет собой изображение человека, стоящего на Фаворе.
    Как это передает Церковь?
    Икона святого человека – это всегда тень. Тень всегда представляет собой плоский силуэт, ведь его из тьмы выхватывают лучи, которые находятся за человеком. Но фаворский свет не таков, как свет обычного светильника. Фаворский Свет – божественный. Поэтому он проницает человека. Человеческое тело начинает светиться, как чистый бриллиант, сам становится светом так, что даже одежда проступает на этой тени. Так получается икона.
    Все это изображается на иконах символически, но это исповедание нашего знания о человеческой святости.

    В празднике Преображения мы видим тех людей, которые в нем участвуют.
    Трое апостолов Христовых – Иаков, Иоанн и Петр, показывают собой три состояния души, которые приближаются к Фаворскому Свету. Иаков – мученик, Иоанн – девственник, Петр имеет веру твердую, как камень.
    Эти три апостола – три пути победы над страстями в человеке: целомудрие, смирение и вера.

    История Церкви знает множество людей, которые стали участниками этого Фаворского Света.
    Серафим Саровский говорил, что в его время на Руси было огромное количество святых, которые прикасались к этому свету. Его беседа с Мотовиловым показывает, действие этого света в мире. Святых всегда очень много в мире. Мы только потому не знаем об этом, что сами не причастны к их опыту.

    Какие же есть образы подвига? Таким подвигом, например, является терпение раковой болезни, которая способна в человеке открыть этот Фавор.

    Никон Воробьев говорит, что во время своего заключения в советской тюрьме, когда он подвергался унижениям и истязаниям со стороны уголовников и охраны, он испытал наибольшую в своем монашеском пути близость к Богу. Совершенная близость к Богу и есть Фаворский Свет, который уже ныне, на земле светит, просвещает и делает жизнь раем.

    Святые отцы говорят, что путь к этому свету – это путь к бесстрастию.

    Для участия в преображении нам необходимо преобразить свой ум Евангелием, свои чувства молитвой, свою волю заповедями, а свое тело – подвигом.

    Преображение – это праздник человека, восстающего от сна греховного.

    В День Преображения мы слышим на Фаворе слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Здесь Отец повелевает нам исполнять Слова Христовы.
    Когда читаешь Ветхий завет, душа наполняется ужасом: перед глазами встают живые картины того, что грех может сделать с человеком. Грех – это беззаконие, нарушение законов существования человека. Казни в Ветхом завете – это, с одной стороны, лекарства, которыми Господь врачевал отдельных людей и все человечество в целом, а с другой, - образы духовной брани, которая разворачивается в человеческом уме, сердце и теле. Из Ветхого завета познаешь весь ужас греха. Но вот слышишь Слова Отца, и узнаешь, что Евангельское учение – это истинный закон жизни.
    «Не убей, не укради, не прелюбодействуй» остались в прошлом, ныне же – люби, радуйся, целомудрствуй, смиряйся - теперь это Откровение о человеческом здоровье. То прошлое, - только тень и образ нынешнего. Многие законы человеческого существования неизреченны, потому что ядром жизни становится не формальное правило – но благодать, поэтому Господь говорит притчи. В притчах – заповедь и средство борьбы. Но все – Благая Весть, Евангелие, то, что с неба Отец заповедал слушать и исполнять

    О том, как совершается в человеке преображение, в Библии существует множество объяснений:
    «Возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:13-16). Апостол называет путем к Преображению исправление ума и бодрость воли, удаление от похоти. Для того, чтобы получить участие в преображении Христовом, как говорит апостол Петр, нам надлежит перестать «сообразовываться» миру сему, то есть необходимо удалиться от злых обычаев мира сего.

    Об этом говорит и апостол Павел: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2). Как мы видим, апостол Павел первым условием участия в преображении называет изменение ума.

    Преображение для человека апостол Павел назвал сраспинанием Христу и участием в воскресении Христа: «для Христа Иисуса, Господа моего я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил.3:8-11). Вот почему болезни и другие скорби и страдания часто являются таким же средством преображения, как и удивительные по силе подвиги отшельников. Но как сами подвиги не изменяют человека, так и болезни сами по себе не способны дать человеку Преображение. Преображение начинается с того, настроения, которое рождается от подвига (болезни). Поэтому некоторые люди губят своим подвигом души, если подвиги их переполнены самомнением, прелестью и тщеславием. Точно так же человек может погубить свою душу болезнью, если его болезнь будет наполнена отчаянием, ропотом и злобой.

    Источником такого преображения нашего является один только Христос, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все» (Фил.3:21)

    Об этом преображении человека мы должны помнить в Таинстве Причащения, а образ этого изменения человека, мы должны осознавать как «Правило подготовки ко причастию».

    Сегодня мы просим Бога о нашем преображении.
    Да возведет оно и нас на Небо, которое внутри нас, как возвело множество святых. Аминь.
     
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Праздник Преображения – это повод говорить о тринитарном догмате. Вопрос, как это сделать актуально и понятно?


    Учение о Троице - это всегда учение о божестве Иисуса Христа. Когда вспоминаешь об этом - дух захватывает от мысли ДОСТОИНСТВА ТОГО, ЧЕМ Я ПРИЧАЩАЮСЬ
     
    Последнее редактирование модератором: 26 окт 2013
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  4.  
    Ольга Д
    Оффлайн

    Ольга Д Новичок

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    6
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А если когда вспоминаешь и глубоко задумаешься, а потом страшно идти к причастию?
     
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    а ХРИСТОС ВЕЛИТ: "ИДИ И ЕШЬ".Нужно идти с чувством недостоинства и страхом, а сот можно-нельзя возложить на внешнюю волю (реально - священника)
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    А если уже после исповеди, перед Чашой "накроет", что недостойна и ужас охватывает? Как быть?
     
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Это правильное состояние. Со слезами: "со страхом Божиим и верою".
     
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  8.  
    Ольга Д
    Оффлайн

    Ольга Д Новичок

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    6
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спаси Вас, Господи, отец Алексий. Я восприняла Ваш ответ как приказ. И хоть вчера подготовка к исповеди была какая-то натянутая, и каноны с Последованием ко Причастию читала рассеянно, а на службе была такая радость, что я с причастниками! И после службы на душе было мирно, спокойно, радостно. Как же любит нас Господь! Мне на ум пришла, может неуместная аналогия. Я же люблю свою кошку, хоть она и с характером и блох где-то набралась, лечить буду. Так и Господь, наверное, видит, какие мы больные и нерадивые, а все равно любит нас. Аналогию можно перевести и на детей . Для матери ее дети самые лучшие и самые красивые. А мы все дети у Господа.
     
    Ольга Тгнр нравится это.
  9.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне кажется удивительным несколько вещей в Церковных традициях: цикл Двунадесятых праздников, Цикл воскресных дней, круг девяти песней в молитвенном каноне, Нагорная проповедь, Дни творения, Семь Церквей Откровения.
    Каждый из них - ступенька.
    Очень хочется раскрыть значение: помыслы, побуждения и чувства каждой ступеньки (особенно первых четырех).

    Если бы мы хоть раз поняли слова "Отче наш...", тогда в нашей жизни закончились бы скорби, и начались бы одни подарки от любящего Отца.

    Если бы мы познали значение того, что произошло на Фаворе, мы перестали бы так небрежно вести себя в Церкви, и, тем более, таинстве причастия.
     
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  10.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Преображение. Праздник весны, празднуемый в конце лета...
    В церкви много необычного. Например, новый год (праздновался 1-го сентября) был началом посевной. Отсюда и щедрование с посыпанием домов пшеницей.... Незаметно день начала осени переместился на середину зимы....

    Я хочу пожелать всем людям, чтобы с Преображения началась весна в нашем мире.


    Пусть в наших душах исчезнет тьма и ее властелин! Да будет Свет Фавора!
    При Юстиниане в день Преображения окончилась первая чума. Смотря на информационные сводки, хочется, чтобы и наша чума поскорее окончилась. Только в ту чуму у людей гнили легкие, и кипела кровь. В нашей чуме гниют души и кипят страсти. Та чума убивала на время (до воскресения мертвых) наша чума убивает навечно.
     
  11.  
    Zoya
    Оффлайн

    Zoya Мисс Добрая Справка Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.116
    Симпатии:
    4.802
    Лучшие ответы:
    10
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо, отец Алексий, за пожелания, с ПРАЗДНИКОМ!!!
     
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  12.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Удивительное дело: Преображение - явление Царства Божия, пришедшего в силе. Кто-то говорит, что Царсто Божие будет после смерти (воскресения), а оно уже здесь, на земле, в силе
     
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
Загрузка...