Безмолвие

Тема в разделе "Задать вопрос священнику", создана пользователем Сергей87, 28 сен 2014.

  1.  
    Сергей87
    Оффлайн

    Сергей87 Пользователь

    Сообщения:
    54
    Симпатии:
    43
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Здравствуйте, помогите разобратся с вопросом. Как монаху так и мирянину должно заниматся умным деланием.
    И цель, освобождение от рассеяния, нечистых помыслов и вконечном результате от страстей.
    И читая про это у Святых Отцов выходит что человеку не возможно обрести так сказать "жизнь тихую и безмятежную" тоесть мир в душе, если он не побидит страсти, но побеждают страсти единицы и значит мне всю жизнь придется с ними бороться (мучатся), и как то становится грусто? И от сюда вытекает другой вопрос есть люди, например которые и не знают про умное делание, безмолвие, но которые находят в жизни занятие, работу по душе и они полностью отдаются работе (в хорошем смысле слова), например кто любит мастерить, кто любит выращивать растение, кто занимается волонтерством, помогает бездомным, животным и тд. и вот смотришь на них (а такие люди есть) и вот они как бы НАШЛИ СЕБЯ В ЭТОЙ ЖИЗНИ, они довольны тем чем они занимаются, они как я вижу меньше обижаются, меньше завидуют, и что я точно заметил меньше обсуждают других людей. И вопрос вот в чем, может быть что в каждом служении,если конечно с любовью (работа, семья и тд), есть чю чють как бы сказать "зародыш" безмолвия?
    Спасибо
     
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Апостол Иоанн Богослов говорит, что есть четыре духовных возраста. Есть возраст младенческий. Есть возраст отца.

    То, что младенец рад от погремушки, и она полностью занимает его ум, нет ничего нового, как и то, что некоторые люди ищут Бесконечного, и не находят во временном себе удовлетворения.

    Я не совсем понял, что Вы хотите спросить?

    Нб: я никогда не слышал, что безмолвие и бесстрастие заповедано всем. В беседе с Благочестивым юношей (Мф19) Господь условием вечной жизни назвал вполне исполнимые заповеди, которые возможны и без безмолвия. Также и в Мф11 Господь говорит о "нуждницах нудящих Царство Небесное" (силою берется...прилагающие услие). По толкованию святых отцов - это те, кто входят в Царство Небесное, но не достигают бесстрастия.

    Призыв к бесстрастию и безмолвию - это призыв к совершенной свободе, возможность к которой определяется произволением. Не всякая земля производит плод сторичный, и поэтому не всякий раб Христов получает пять талантов. От этого даже святые отличаются своей славой, как звезда от звезды.

    Начало бесстрастия полагается в освобождении от цепей праха, отчего бесстрастие возможно только в нестяжании, странничестве и безбрачии (опять же, беседа с юношей - иглино ухо).

    Это не мешает нам, страстным и суетным, насышаться крохами безмолвия, падающими со стола святых (учение о тихой внутренней комнате из Мф6 полагается в начале Великого Поста).

    Примеры счастья и гармонии, описанные Вами, не справедливы, так как Вы говорите только о кусочке человеческой жизни, или о "чеховском футляре".

    И безрадостность жизни христианина также преувеличена: причины печали либо прелесть и тщеславие, либо Крест, на котором человек распинается. И опять, мы говорим только о части человеческой жизни.
    добавлено: 28 сен 2014
    "Крох безмолвия" нет в том, что Вы пречислили. Крохи безмолвия находятся внутри внимания ума, трезвения чувств и бодрости воли, которые существуют только как условие молитвы. Миряне способны к этому отчасти и не продолжительно, и для этого используют церковные средства ("два вдовича лепта"). Очень советую прочесть авву Дорофея (о милостивом сердце и совести), "Приношение современному монашеству" Брянчанинова (о труде), и книги Златоуста о милосердии и целомудрии. Это атмосфера мирянского безмолвия. Слабого. Тщедушного. Но в наше время и оно подобно силе Ноя времен потопа.

    Нб: все Вами перечисленное, называется "молва", и противоположно безмолвию. Но, в принципе, похвально, для младенца во Христе,
    добавлено: 28 сен 2014
    Печаль и тоска от безуспешности в умном делании (особенно в дальней перспективе), - это плод тщеславия. Евангелие же предписывает нищету духовную, рождающую плачь, а не грусть. Плачь и нищета рождают покаяние и радость. Хотя я Вам не советую углубляться в самоиспытание ясное и подробное. Плодом этого станет то, что Вы заблудитесь в трех соснах, отплывете от одного берега, а к другому не престаните. Покаяние и плач рождают радость, в которой меркнет все мирское. Здесь нужно быть монахом. Иначе змей в прахе нашего сердца отравит такую радость. И будет "православнутый невроз".
     
    Юлька, Ольга Тгнр, olga75 и ещё 1-му нравится это.
  3.  
    Сергей87
    Оффлайн

    Сергей87 Пользователь

    Сообщения:
    54
    Симпатии:
    43
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо за скорый ответ.
    "Я не совсем понял, что Вы хотите спросить?"
    Если по другому возможно ли человеку обрести внутренний мир, покой, радость, не будучи монахом безмолвником ( Святым , Преподобным)?
    "Крох безмолвия" нет в том, что Вы пречислили." Да, я "понимаю" что безмолвие это другое просто вот что нашел:
    Григорий Синаит говорит: «Превосходнейший и первый врач для немоществующих в заповедях и хотящих легко изрыгнуть мутное помрачение есть не что иное, как послушание без рассуждения и с верой во всем. Ибо это врачевство живительное, составленное из многих добродетелей для пьющих его, и нож, рубцы от ран разом очищающий. Кто предпочел всему делание послушания с верой и простотой,
    тот все страсти разом отсек. И не только достиг безмолвия, но послушанием уже и осуществил его, найдя Христа и подражателем Его и рабом и сделавшись, и называясь
    ».
    Здесь о послушании монашествующих говорится, но все же если с терпением, с смирением, с любовью выполняешь свою работу..?
    Спасибо
     
    Последнее редактирование: 28 сен 2014
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Мир с Богом имеет разные уровни.
    Состояние гармонии в себе и с тем, что вокруг тебя (в первую очередь - с Богом) называется блаженством. Само Евангелие - это весть о радости.
    Наше приближение к блаженству описано в притче о Сеятеле. Блаженство сеется в совершенстве, но принимается в силе каждого.

    Апостол Павел соединяет мысль о блаженстве (мир с Богом, примирение) с оправданием (сообщение, приобретение праведности) во Христе (у меня нет под рукой Библии, это чтение третьего воскресения после пятидесятницы, каж, глава 5 Рим). При этом оправдание рассматривается не как амнистия, но как сложение воли человека с волей Божией, некий резонанс божественной симфонии с человеческим пением. Степень такого сложения - степень оправдания, и, значит, мира с Богом. Как только человек решился не совершать свои смертные грехи - в его душу входит часть блаженства, следующая степень - противление навыкам, и дальше - целая лестница в Небо. Преодолев первую ступень - ты уже встал на лестницу, но и оставив непройденной одну - еще не закончил. Поэтому и радость, и повод для покаяния останутся с христианином во всю земную жизнь.

    Мирянам главные средства блаженства - дела милосердия, милостыня, целомудрие, благость (делать другим то, что хочешь себе), хранение себя от злословия и осуждения на словах, осторожность с ближними (хранение их от соблазна), удаление от соблазнов, чтение святых отцов и Евангелия, по возможности внимательная молитва, частое причащение и исповедь.

    Начните раздавать радость людям, и она к Вам буде возращаться сторицей.

    Если Вы не планируете монашества, то это (что указано выше) хоть и не является безмолвием и бесстрастием, но это Вас утешит, и сделает счастливым.

    А то, о чем Вы писали, то это послушание особенное, ныне не возможное. С 16 века (и особенно в 19-20) отцы подчеркивают о том, что наше жительство совершается по совету, а не по послушанию (совершенному отречению воли). Это связано с оскудением духа от умножения соблазнов.
    добавлено: 28 сен 2014
    Вместо послушания, о котором говорит Григорий, мы придерживаемся заповеди о смиренномудрии, которое проявляется отсечением своей воли перед ближним, тем более перед пастырем (1Петра гл 5), но отсечение внутри своей совести: все нужно проверять с Словом Божьим и отцами, и, если не видим конфликта, исполнять волю чужую, а не свою. Поэтому внешне такое похоже на послушание, но им не является,

    предложение от пастыря такого послушание, как пишет Григорий, признак пастырского повреждения, которое называется "младостарчеством". А навязывание пастырю такого своего послушания, признак гордости, удаление от любви, игра и актерство.

    В наше время достаточно смирения и дисциплины (если в монастыре),
     
    Ольга Тгнр, Natalia_, Тамара и ещё 1-му нравится это.
  5.  
    Сергей87
    Оффлайн

    Сергей87 Пользователь

    Сообщения:
    54
    Симпатии:
    43
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А вот это что Вы перечислили является крохами безмолвия?
    И еще один вопрос, простому человеку нужно (можно) хоть "немного заниматся" трезвением и умным деланием?
    Спасибо, извините за много вопросов.
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Безмолвие содержится в молитве, а его стенки в борьбе со страстями и удаление от соблазнов.

    Мера внимания в молитве, степень победы над страсятми и успешность в удалении от соблазнов - Ваши крохи.

    Умное делание для мирянина заключается в том, чтобы понуждать себя к внимательной молитве (в первую очередь - ежедневное правило и праило ко причастию), врачевать помыслы злые, насаждать в себе помыслы добрые, замечать в себе признаки страстей, благодарить Бога за те скорби, которыми Он лечит наши страсти, избегать вещей, которые возбуждают страсти, умножать то, что уменьшает страсти.
    добавлено: 28 сен 2014
    Безмолвие - это вершина трезвения.
    добавлено: 28 сен 2014
    "вещи" - это не предметы, а любое явление, процесс или событие внешнего мира. Но в умном делании акцент не на вещь, а на ее отражение в душе.

    Я не помню подробностей, но основа умного делания двойная (я все говорю о мирянах) - хранение чувств (ворот своего города) и принятие истины (внесение в свой ум истины и "урок" "правило" - методы запечатления этой истины. Я могу навскидку назвать только чтение с размышлением. При этом, такое чтение, чтобы оно становилось кислородом для молитвы).
     
    Юлька, Тамара и Сергей87 нравится это.
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    не совсем. Рукоделие отвлекает душу. Праздность учит худому и рождает уныние. Труд с озлоблением тела - средство смирящее плоть (чревоугодие). Но очищать душу может только Бог.
    В монастыре трудом считается молитва, а послушания-рукоделие - отдыхом.

    Брянчанинов пишет, что пока тело молодо и полно сил, его необходимо упражнять трудами. Это не есть безмолвие. Состояние духа смиренного труженика он сравнил с двумя лептами вдовы, и назвал труд тем, что помогает достичь внимательной молитвы хоть и не на короткое время, но быстро
     
Загрузка...