Как исповедовать свои грехи на общей исповеди, если они могут быть смертными?

Тема в разделе "Задать вопрос всем", создана пользователем Наталья_А, 6 окт 2014.

  1.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Недавно я впервые столкнулась с общей исповедью, но не такой как я видела у нас на больших праздниках в Соборе. Когда батюшка перед всеми собравшимися называет весь перечень грехов, а каждый про себя кается в тех, которые присущи ему, а потом индивидуально подходит за разрешительной молитвой и может что либо добавить, но при этом отвечает на вопрос нет ли нераскаянных смертных грехов.
    Тут же ситуация выглядела несколько иначе. При относительно небольшом количестве прихожан, батюшка собирал человек по пять, накрывали их, сам быстренько называл основные, как мне показалось повседневные наши грехи, потом читал для всех, без называния имен, разрешительную молитву и давал целовать крест. И так далее...
    Если честно, меня это сильно озадачило. Я не привыкла к такому формальному подходу к Таинству Исповеди. Всегда готовлюсь, накануне службы пересматриваю свою жизнь, обдумываю каждый свой поступок (насколько это возможно), записываю, и даже если что то не конкретизирую, то чётко себе представляю о чем идет речь и в чем я расскаиваюсь. Могу несколько раз перед исповедью все заново прокрутить в голове. Пусть не всегда приятно повторять на исповеди свои грехи, стыдно писать одно и то же, но что же делать, если в борьбе со страстями пока победа ещё не на моей стороне и очень далека.
    Так вот в чем у меня возник вопрос - насколько такой вид общей исповеди допустим, как часто к нему можно прибегать, не будет ли лукавством и обманом пользоваться таким упрощенным вариантом и всю ответственность при этом возлагать на священника, мол сам так решил исповедовать?
    И как же быть с личными смертными грехами? Или что при этом считать грехом смертным и грехом менее страшным? Какие грехи достаточно исповедовать на общей исповеди, а какие лично священнику?
    добавлено: 6 окт 2014
    А может для начала мне кто нибудь поможет разобраться с классификацией смертных грехов?
     
  2.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Наташа, здравствуйте. Рада Вас видеть.
    А Вы эту тему читали? - Генеральная исповедь | I Православный Форум Украины.
    Мы не договорили там, но там о. Алексий объяснил причины происхождения общей исповеди.
    Я бы побоялась регулярно посещать храм, где нет другой формы исповеди кроме той общей исповеди, которую Вы описываете. И как раз побоялась бы из-за возможного лукавства со своей стороны.
    Хотя мне очень нравится такая статья - Если священник не дослушал исповедь | Православие и мир. Там сказано, что если человек что-либо недосказал не по своей воле, но планировал исповедать грех, он считается разрешенным.
    По поводу смертных грехов, встречала разные мнения. Например, это - Что такое смертный грех? Священник Дионисий Толстов.

    Цитата из статьи: Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же по логике мышления хочется задать вопрос: а что такое несмертный грех? Разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех – это начало погибели.

    Там же приводится строгая классификация по св. Игнатию, но скорее классифицируются страсти, а не смертные грехи. Хотя боюсь, что последствия убийств, нанесения другим увечий, блуд в различных формах, кражи, причинение тяжких намеренных обид и т.п. заживают долго...

    Мне понравилось сравнение из темы про генеральную исповедь
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Что такое смертный грех?
    (не будем новую тему, хотя тема для "Азов")

    есть несколько принципов оценки.

    Начнем с простого.
    Что такое заповедь? Заповедь - это Откровение. (В притче о винограднике они изображены в виде забора вокруг виноградника)

    Откровние чего?
    Бог описывает людям Свои (Божьи) свойства, которые Он имеет, но дал и человеку, из чего складывается образ Божий и подобие .


    Если Бога и человека сравнивать с подобными треугольниками, то Бог - бесконечный, а человек - ограниченный треугольник. И то, что у них общее, Бог открывает, как заповедь.

    Поэтому в реальности заповедь - это Лик Бога, а вовсе не юридическая норма. Все, что человека удаляет от подобия Богу - зло, все, что сближает - добро, благо.
    Вот почему учение о Боге - сердце заповедей. И самое главное в Библии, это не система правил, а именно описание (откровение) того, Какой Бог.

    В псалмах есть выражение: "широка заповедь Твоя зело". Заповедь бесконечна, потому что бесконечен Сам Бог. И сколько человек не будет расти, ограниченный человек не догонит бесконечного совершенства Бога. Это делает райскую вечность вечно динамичной, и бесконечно растущей: ямка вмещает в себя бесконечный океан. Океан, как Сеятель, отдает Себя без остатка (это любовь), но ямка способна вместить не все, но она ВЕЧНО растет.

    Это была присказка. Сказка дальше
     
    Последнее редактирование модератором: 20 окт 2014
  4.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо, Оксана. Я тоже так думаю. Общая исповедь для меня не приемлема. Я обошла несколько храмов и увидела там одно и то же. Это меня и смутило. Такая форма исповеди может быть, на мой взгляд, лишь исключением, но никак не нормой.
    А что значит недосказал не по своей вине? У меня бывали случаи, когда я все написала подробно, но когда начинала говорить, то половина из написанного произнесена не была. В такие моменты начинаешь теряться, мысли рассеиваются, торопишься...и все слова вылетают из головы. А потом переживаешь из-за недосказанности.
     
    Сергей, Тамара и Просто Оксана нравится это.
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Однажды случилась катастрофа. Адам умер. То есть он, при живом теле оделся в смерть - ветхость и дебелость.

    Его природа извратилась. Стала ветхой. Появилась новая природа - падшего Адама.
    добавлено: 6 окт 2014
    Однако, по слову Макария Великого, падение не уничтожила всего добра в человеке. В человеке осталось нравственное ощущение, в котором продолжал звучать голос рая.
    Это образовывает ветхую нравственность или праведность.

    ОНА ОДИНАКОВАЯ У ВСЕХ ЛЮДЕЙ, ВСЕХ РЕЛИГИЙ. Она - совесть. Естественный закон падшего человека: не убий, не укради, не прелюбодействуй и тд. Это у всех народов одинаково.

    Для того, чтобы нарушить одну из таких заповедей необходимо насиловать свою падшую природу.
    добавлено: 6 окт 2014
    Если дела евангельские не свойственны падшему человеку, как новое вино дряхлому меху (образ худого дерева, рождающего худые плоды, и горького источника), то дела ветхой праведности естественны человеку.

    Если раждать евангельские плоды - это виноград на репейнике, то ветхая праведность - это репейник на репейнике.

    Нарушить ветхую праведность - это родить на репейнике нечто иноприродной - гвоздь или камень.
    добавлено: 6 окт 2014
    Некое отступление:

    Синайский Завет очищал человеческую совесть-нравственность, и тем самым был детоводителем ко Христу. Кроме того, он указывал на Источник спасения - Творца.
    Вот почему впереди Христа идет Предтеча, чтобы "обратить сердца сынов к их отцам", то есть напомнить - не убий, не укради. Это не есть Новый Завет, но путь к нему. И наоборот, путь от нравственности - путь от Нового Завета. Но Евангелие переступает нравственность, и она становится вышенравственным - благодатным, отчего дела евангельские вне нравственности. Они дух. (это коллизия Закона и Благлдати, Буквы и Духа, о что споткнулись иудеи, католики и протестанты)
     
  6.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Не по своей вине - это если священник оборвал исповедь (об этом шла речь в статье) и не дал озвучить.
    В остальных случаях, мне кажется, так или иначе может закрасться лукавство со стороны человека, который исповедуется. Но я не знаю как тут быть. Меня тоже сильно смущает недосказанность и проблемы с речью мешают, хотя я понимаю, что озвучивается лишь малая часть, а большая не замечается, и что грешу я регулярно. Я как раз и просила о. Алексия или других сведущих ответить на вопрос как отличить настоящее лукавство в себе от бесовских прилогов, мешающих нормально жить и рассказывающих, что я дескать лукавлю и исповедаю не все.

    А Вы читали "Опыт построения исповеди" арх. Иоанна Крестьянкина? Книга-то написана как раз на основе бесед перед общей исповедью (если память не изменяет, там встречаются указания вроде: "если ты повинен в таком-то грехе, то подойди к батюшке индивидуально").

    Я пока помолчу, не хочу обрывать о. Алексия.
     
    Тамара и Наталья_А нравится это.
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Итак, смертный грех - это нарушение закона жизни ветхого Адама.
    Адаму чуждо (после падения) убийство, богохульство, обида родителям, блуд, прелюбодеяние, человекохищничество (крайние формы эксплуатации), колдовство. Место воровства мне не понятно. Кроме отнятия средств к существованию, отнятию последнего куска хлеба, я не могу отнести к смертному греху.
    добавлено: 6 окт 2014
    Это классификация "патогенетическая" то есть по происхождению. Есть еще классификация динамическая, по действию.
    Первая классификация важна, так как позволяет выделить грехи особые. Несмертные грехи первого порядка для исправления требуют нового рождения, а не смертные - изменения ума, воли и чувств.

    В первом случае - ты Лазарь четверодневный, во втором, ты Петр, которому нужно только ноги умыть.
    добавлено: 6 окт 2014
    Наличие смертного греха отделяет человека от Церкви (нельзя причащаться) до полноценной исповеди.

    Это изображается в пятнах проказы. Как мы знаем (Мф8), Бог легко врачует это, когда человек меняется, но Бог повелевает: "иди и соверши положенное по Закону". Бог на Синае запретил прокаженным прикасаться к святыням. И Бог же повелел священникам делать экспертизу "проказы" и произносить приговор - проказа (нечист и отлучен) или лишай (то есть, чист, но болен). Священник решал: отлучен или нет. А потом говорил "приговор" - чист. Христос дважды (Мф8 и Лк17) требует такого приговора от священников. Они оценивают пятна (на совести) и высказывают приговор очищения.
    добавлено: 6 окт 2014
    Пока такие грехи не будут исповеданы - причащаться нельзя. А время до такой исповеди примите как епитимью (временное отлучение, на срок исправления и выполнения набора рекомендаций для этого).
    добавлено: 6 окт 2014
    Когда человек - постоянный прихожанин одного храма, у него в будет возможность дать пояснения и принять совет, если ни дай Бог, что-то случится. Разве что придется подождать,
    добавлено: 7 окт 2014
    Даже, если бы в храме была принята общая исповедь, ради ТАКОГО случая стоило бы совершить отдельную исповедь, кроме того, желательно читать особую разрешительную молитву (из чина причастия больного).

    О динамическом характере смертного греха поговорим позже (глаза болят, и опять бомбят за окном, ироды)
     
  8.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.391
    Симпатии:
    670
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Удивляюсь хитрости и лукавости нашей человеческой плоти которая пытается как-то разделить грехи на ОООчень плохие (к смерти) и НЕ очень плохие (не к смерти). Ап.Павел ясно говорит - "наказание за грех - смерть". Любой совершенный нами грех достоин самого жестокого наказания - смерти. Но, как мы все прекрасно знаем, что есть смерть духовная, а есть смерть физическая. О какой смерти говорит ап.Павел? Думаю о духовной. Смерть в данном случае означает отделение от Бога. Иначе нас никого не было бы в живых. Если согрешивший человек осознал свой грех и покаялся, Бог возвращает такого человека к жизни, тоесть восстанавливает духовное общение с человеком. Апостол Иоанн, говоря о грехе к смерти, имел ввиду грех в котором человек не расскаивается аж до своей физической смерти. Другими словами - он ушел с этой земли не покаявшись в каком-то грехе или грехах. Еще Иоанн о "грехе к смерти" добавляет "не о том говорю чтобы молились", тоесть бесполезно молиться о человеке который физически умер. Молиться и каятся в грехах нужно пока мы живы и не надеяться на то, что "и так сойдет" или "Бог простит". Если мы, осознаём свой грех (а такое осознание приходит не иначе, как через обличения Святым Духом) и не каемся, то есть вероятность того, что наш грех приведет нас ДО смерти. Единственный грех, которого Бог не прощает, это грех в котором мы не покаялись и не оставили его, но всегда понимали, что это нужно сделать. Это и есть хула на Духа Святого, игнорирование Его призыва к покаянию. Бог способен простить грех любой степени тяжести еслы мы его исповедуем и отвращаемся от него. Поэтому, не стоит поддаваться на хитросплетённые учения о смертном и не смертном грехах, за каждый не раскаянный грех будет наказание - смерть, а за исповеданный - прощение и жизнь.
     
    Наталья_А нравится это.
  9.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.495
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Про смущение о недосказанности наверно надо рассказать на исповеди.
    "Все демонские помыслы вносят в душу представления чувственных вещей, и ум, приняв отпечаток их, вращает их в себе. Следовательно, по предмету помысла можно узнавать, какой приблизился к нам демон: например, если в мысли моей предстанет лицо причинившего мне вред, или обесчестившего меня, то этим обличается, что приблизился бес злопамятства, если опять вспомнятся деньги или слава, по предмету этому нельзя не узнать, кто беспокоит нас, равным образом и при других помыслах, по предмету их можешь определить, кто предстоит и влагает их. Не говорю впрочем, чтобы все воспоминания об этих вещах бывали от бесов, потому что и самому уму, когда человек приводит его в движение, обычно воспроизводить воображения того, что было, но только те из воспоминаний бывают от бесов, которые вместе возбуждают раздражение или вожделение, что неестественно. По причине растревожения этих сил, ум мысленно любодействует и бранится и не в состоянии уже бывает держать в себе помышление о Боге, Законоположнике своем, так как светозарность сия (т.е. невозмутимое богомыслие) появляется во владычественном уме под условием пресечения помышлений, вращающихся в вещах во время молитвы." Из Добротолюбия.
     
  10.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Говорила.
    Надеялась, что священник даст совет. Но ничего полезного и конкретного услышать не удавалось, а смущение от слов священника часто усугублялось (из-за неконкретности его ответа и тут же приходящих мыслей, что он мне не верит).
    добавлено: 7 окт 2014
    Если недосказанность была вызвана тем же, что у Наташи: я написала много, но смутилась и забыла что-то озвучить, тогда просто называла забытое на следующей исповеди с указанием, что в прошлый раз забыла исповедать. В этом случае смущения не было.
    Вот со слов о. Алексия я поняла, что многословие на исповеди неправильно и вдаваться в подробности нужно лишь тогда, когда спросят. Но как правильно, все равно не поняла. Потому что если называть грехи по роду, то очень тяжело избежать лукавства (а бесы тем более расскажут мне о таком лукавстве).
     
    Последнее редактирование: 7 окт 2014
    Наталья_А нравится это.
  11.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.495
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Попробуйте просто исповедать помысл, что смущает недосказанность о грехах на исповеди, и помысл о том, что священник Вам не верит.
     
  12.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Да, я так и сделаю, если увижу целесообразность. Мне хотелось бы копнуть немного глубже.
    Только что пришла в голову интересная мысль (а точнее приходила и раньше, а сейчас стала оформляться на сознательном уровне). Я ее постараюсь дооформить тут, чтобы не забыть самой (а если кому-то еще пригодится, то слава Богу). Вот меня тревожит смутная мысль о собственном лукавстве. Это значит, что я отвергаю наличие лукавства в себе, хочу выглядеть чистой, белой и пушистой и смущаюсь от того, что осознание недостаточности моей чистоты делает эту белизну не такой яркой. Получается, не сокрытие каких-то прошлых грехов может вызывать тревогу и провоцировать бесов, но подсознательное видение себя хорошей. Не знаю, внятно ли объяснила. Неудобно писать с телефона. Потом еще к этой мысли вернусь.
    добавлено: 7 окт 2014
    И еще смущение как ответ на реакцию священника было бы невозможным, если бы не было желания казаться хорошей. Получается, вход бесам открывает отсутствие подлинного осознания себя мытарем и Благоразумным разбойником.
     
    Наталья_А и Сергей нравится это.
  13.  
    Zoya
    Оффлайн

    Zoya Мисс Добрая Справка Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.116
    Симпатии:
    4.802
    Лучшие ответы:
    10
    Вероисповедание:
    Православный


    Год выпуска: 2010
    Жанр: документальный
    Продолжительность: 84 минуты
    //////////////////////////////
    Вера православная - Павел Гумеров Восемь смертных грехов и борьба с ними
     
    Последнее редактирование: 7 окт 2014
    Тамара и Наталья_А нравится это.
  14.  
    р.б.Елисей
    Оффлайн

    р.б.Елисей Мистер Рассудительность

    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    1.395
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Наташа, на мой взгляд, ты все очень усложняешь, а это потому, как мне думается, что ты упускаешь из виду третьего и главного участника таинства исповеди - Бога, если ты пред Ним покаялась в совершенном , то не важно услышал священник твой "список" или нет, Господь который знает о твоем покаянии, чрез иерея и отпустит твои грехи
    вот для подтверждения отрывок из жизнеописания прозорливого прп Лаврентия Черниговского:
    «Одна женщина, из мирских, стояла к Батюшке на исповедь. Подходит её черед, а Старец, не спросив ни о чем, накладывает ей епитрахиль на голову и читает разрешительную молитву. Женщина недоумевает, а святый Старец говорит: "Другая исповедь вменяется тебе: когда дорогу переходила да вспоминала о грехах и плакала, то это Ангел записал, и прощаются тебе грехи". " Я часто так сокрушаюсь", — ответил женщина.»

    Другое дело если тебе необходимо услышать совет о своей греховной проблеме, то тогда конечно нужно один на один с батюшкой
    в нашем храме так дело и обстоит, вначале идут желающие под общую исповедь, а затем кому необходимо по одному
    добавлено: 9 окт 2014
    из 27-го письма свт Игнатия Брянчанинова:

    Самый тяжкий грех – “отчаяние”. Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, – показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоноснаго яда, как от дикаго зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние – злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями тождественными самоубийству. Самоубийство – тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище.

    За самоубийством следуют по тяжести своей грехи смертные, каковы: убийство, прелюбодеяние, ересь и другие, подобные им. Эти грехи, хотя и менее пагубны нежели самоубийство, и ведущее к самоубийству отчаяние, хотя совершившему их остается возможность покаяния и спасения, но называются смертными. Пребывающий в них признается умершим душею; пребывающий в них не допускается правилами святой Церкви к приобщению Святых Христовых Тайн, к участию в Богослужении. Если смерть постигнет его непокаявшимся в этих грехах, то вечная гибель его несомненна. Покаяние человека, пребывающаго в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит смертный грех свой. Тогда он только может быть допущен к соединению со Христом чрез приобщение Святых Тайн! И потому после главнаго греха – отчаяния и самоубийства, надо с особенною тщательностию охраняться от смертных грехов, с твердым и решительным намерением в душе – не впадать в них. Еслиж случится несчастие впасть в какой смертный грех, то надо оставить его немедленно, исцелиться покаянием, и всячески храниться, чтоб снова не впасть в него. Если же, по какому-нибудь несчастному стечению обстоятельств, случится снова впасть в смертный грех, не должно предаваться отчаянию, – должно снова прибегать к Богом дарованному врачевству душевному, покаянию, сохраняющему всю силу и действительность свою до самаго конца жизни нашей.

    Есть грехи не смертные: одни из них тяжелее, другие легче. Надо сперва отучаться от грехов тяжелых, а потом и от легких. Например: грех несмертный – объядение; также грех несмертный – лакомство. Объядение грубее и сопряжено с более вредными следствиями, нежели лакомство: и потому надо сперва отучаться от многоядения, а потом от сластоядения. Впрочем, и несмертные грехи, каковы: объядение, лакомство, роскошь, празднословие, смехословие и другие, выросши и объявши человека, могут очень близко подойти к грехам смертным. Грех, овладевший человеком, называется страстию. Страсть подлежит вечной муке, сказали Отцы (преподобный Нил Сорский. Сл. 1). И потому никак не должно пренебрегать грехами несмертными, особливо должно наблюдать, чтоб какой-нибудь грех не вырос, и не образовалась в навыке к нему страсть.
    Святая исповедь приносит двоякую пользу: доставляет прощение от Бога в содеянных грехах, и предохраняет от впадения вновь в грехи. “Душа, – говорит св. Иоанн Лествичник, – имеющая обычай исповедывать грехи свои, удерживается от новаго впадения в них воспоминанием об исповеди, как бы уздою. Грехи же неисповеданные удобно повторяются, – как бы совершенные во мраке” (Леств. Сл. 4).

    Есть грехи, совершаемые словом. Их никак не должно считать маловажными! От слова шуточнаго до слова преступнаго – самое краткое разстояние! “От словес бо своих оправдишися, и от словес своих осудишися” (Матф. 12, 37), – сказал Спаситель. Язык совершил великия преступления: произнес отречения от Бога, хулы, ложныя клятвы, клеветы на ближняго. Отречение от Христа и Богохульство причисляются к тягчайшим смертным грехам.

    Есть грехи, совершаемые мыслию, ощущениями сердечными, движениями тела. Все они не малы, все вражда на Бога! Но когда мысль и сердце наслаждаются грехом, любят как бы осуществлять его мечтанием испещренным, украшенным и продолжительным, – таковый тайный душевный грех близок к греху, совершаемому самым делом.

    Человек должен избегать со всею тщательностию всех вообще грехов. В тех же грехах, в которые по немощи впадает делом, словом, помышлением и всеми чувствами, должен ежедневно приносить раскаяние пред Богом, – что всего лучше делать по совершении правила, отходя ко сну.
    добавлено: 9 окт 2014
    вот именно по-этому мне по душе общая исповедь
    первые два года церковной жизни я исповедовался только индивидуально, и часто было так как и ты описала, как и Осипов часто повторяет - отчет о проделанных грехах, одна мысль - не забыть все сказать, внутри волнение и при этом сердце отсутствует напрочь
    но потом я стал посещать другие храмы, желая найти что-то лучше, по душе, причем не из-за недовольства исповедью, а меня сильно смущал некий хаос во время причащения, когда причастники подходили не чинно по правилу по одному - дети, мужчины, женщины, а неким навалом как на базаре - толпой со всех сторон и конечно первыми лезли устраивая давку бабули, при этом причащающий батюшка никак не реагировал
    и вот так я однажды зашел в свой нынешний храм, и впервые попал на общую исповедь (я тогда даже не знал что такое существует), и вот когда священник перечислял для всех грехи, я в это время мысленно горячо вопиял к Богу о своих, причем никакого волнения, что называется всем сердцем, так что даже прослезился. Я ощутил разительное положительное отличие, и с тех пор я и посещаю этот храм
    При этом я конечно несколько раз в году и индивидуально исповедуюсь у своего знакомого батюшки, его храм находится в пригороде, да ещё и с противоположной от меня стороны города, так что постоянно там быть нет возможности
     
    Последнее редактирование: 9 окт 2014
    Владимир, Наталья_А и Сергей нравится это.
  15.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо Вам за эти слова, отец Алексий. Кажется, они сейчас до меня дошли куда полнее, чем при предыдущих прочтениях. И как аргументация, почему нужно чаще читать Писание - тоже.
     
    Тамара нравится это.
  16.  
    р.б.Елисей
    Оффлайн

    р.б.Елисей Мистер Рассудительность

    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    1.395
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Наташа, как дела с исповедью?
    Я о смущении от исповеди встретил такие слова

    Игумен Никон (Воробьев): "Всякое смущение от врага. Не надо останавливаться на смущении и изнывать в нем, а отгонять молитвою. На исповеди от Вас требуется перечислить те грехи, которые остались в памяти и тревожат совесть, а прочие общим итогом исповедать: словом, делом, помышлением согрешали. Вот и достаточно для Вас. А смущение после исповеди или от врага, или от сознательного скрытия каких-либо грехов. Если скрыли – в другой раз исповедуйте все, и сокрытое, а если этого нет, то и обращать внимания нечего, а гнать, как и все прочие вражие мысли и чувства. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им."
     
  17.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо. Хорошие слова. Теперь можно не так нервничать, если случайно пропустил от переживаний что то назвать вслух. Я нашла маленький Храм возле дома, а там батюшка исповедует каждого индивидуально, но если не читать свои записи, то можно что то упустить и потом маешься от этого.
     
    Тамара нравится это.
  18.  
    р.б.Елисей
    Оффлайн

    р.б.Елисей Мистер Рассудительность

    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    1.395
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    На мой взгляд маленький храм всегда лучше немаленького, ну а если ещё и возле дома то ваще...
     
    Наталья_А, Сергей и Тамара нравится это.
Загрузка...