Молитва или заклинание?

Тема в разделе "Задать вопрос всем", создана пользователем Лёна 2014, 6 окт 2014.

  1.  
    Лёна 2014
    Оффлайн

    Лёна 2014 Мисс Любознательность

    Сообщения:
    1.444
    Симпатии:
    2.307
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Когда-то сын со свекровью сходили к их знакомой, та научила сына молитве, которую он помнит до сих пор, да и я тоже ничего плохого не думала, а вот сегодня встретила эту знакомую и она мне сказала. что Батюшка ей сказал что это заклинание какое то и попросил не читать её больше. Я в растерянности, так как можно сказать очень часто эту молитву произносила, да и сын.
    Вот она. "Божия Матерь впереди, Иисус Христос позади, ангелы по бокам - нет ходу врагам" а я даже и думать не думала, что это какой то заговор... эта женщина воцерковлялась тогда и полностью "ушла" в Церковь.
    Мне теперь нужно идти на исповедь и каяться?
    добавлено: 6 окт 2014
    Вчера только узнала у сына... Оказывается на исповеди он Батюшке рассказал какие знает молитвы. И Батюшка сказал ему, чтоб именно эту не произносил.
     
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Отличия молитвы от заклинания не всегда очевидны. Особенно для неофита.

    В приведенной вами "молитве" есть родовая отметена заклинания: магический круг. Он заключается в том, что человек "расставляет" вокруг себя то, что считает имеющим силу. В древнем Израиле для такой цели использовались терафимы (особые домашние кумиры).
    Религиозная (магическая) мысль ко временам Иезекииля использовала для этого "движение сердца", то есть некое духовное действие, когда человек мысленно (словесно) ставил вокруг себя "круг силы" - тех же терафимов, только абстрактно-духовных.
    (может, такое было и до Иезекииля, но этот пророк укоряет народ Божий в таком спецмфическом виде идолослужения).

    В данном же случае человек использует "христианские персонажи" в качестве терафимов.
    добавлено: 6 окт 2014
    Пример магического круга сила мы видим у Гоголя в "Вие". Помните круг Хомы Брута?

    Этот элемент магии прочно прописался в фольклоре и суевериях, и оттуда просачивается в "молитвы" и "псальмы" (фольклорные стихи духовного содержания).
    добавлено: 6 окт 2014
    Именно воспитанное на фольклорной эстетике художественное чувство смогло родить "Молитву задержания", где элемент круга сила на лицо.
    (отдельные ее абзацы явно вышли из под пера человека - любителя псальм, которые в свою очередь не свободны от дохристианских суеверий. Не знаю за всю МолЗадию, но значительная ее часть - явное произведение суеверного деда-алтарника (это особая группа людей, у которых можно встретить что угодно, например, молитву на изгнание нечистой силы из водки, с такими словами: "изыди нечистый дух, останься чистый спирт").
     
  3.  
    Женя Че.
    Оффлайн

    Женя Че. Музыкант форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.503
    Симпатии:
    1.059
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Иудей
    Не пройде. Треба ще атаку з повітря та з-під землі відбити. Пропоную так: "А небі Бог-отець блискавки пускає, а під землею Марко Гробник чортів вбиває".
     
    Андрей Чивильдеев и Poimen нравится это.
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Не каждый текст, внешне похожий на церковную молитву, содержащий обращение к Богу и Пресвятой Богородице, упоминание святых - это молитва

    Существуют апокрифические (ложные) молитвы: «Молитву Киприана», «Молитву от трясовицы», «Молитву от всех болезней», «Сон Богородицы» и др..

    И. Каратыгин писал о молитвах апокрифического характера: «Молитвы эти иногда более напоминают формы суеверных заговоров, чем освященных Церковью молитвословий, и вообще содержат указания на апокрифические верования и отличаются понятиями, вовсе не гармонирующими с ясным церковным представлением о христианстве».

    И. Я. Порфирьев отмечал, что «как в апокрифах к истинным представлениям… священной истории постоянно примешиваются вымыслы народной фантазии и древние мифические предания еще языческой старины, так и в апокрифических молитвах посреди воззваний к Спасителю, Богоматери, ангелам и святым постоянно встречаются представления из народных поверий и суеверий».


    Как бы ни был схож тот или иной текст с церковными молитвами, он не может быть признан молитвой, если его содержание расходится с учением Церкви, включает элементы фольклора и суеверий.



    В заговорах присутствуют фразы, смысл которых темен.



    списано
    С древнейших времен создатели памятников апокрифического характера стремились приписать свои произведения авторству того или иного чтимого лица. Апокрифические Евангелия («Евангелие Фомы», «Евангелие Филиппа», «Евангелие Варфоломея» [33]) выдавались за творения апостолов, апокрифическая «Молитва Киприана» приписывалась священномученику Киприану, епископу Антиохии Писидийской (память 2/15 окт.), и т. д.
    В заговорах и апокрифических молитвах, присутствует убежденность в действенности вредоносного колдовства и вера в то, что этому колдовству можно противостоять с помощью магии же (в данном случае, с помощью чтения или хранения магического текста).

    Основной мотив рассматриваемой нами молитвы – это мотив задержания, удержания, замедления, то есть остановленного или приостановленного движения.
    В общем, цель создать магическую «защиту», преграду для действий «врагов». Такую же цель преследуют магические тексты.

    Разнообразные заговоры были призваны «обезвредить» врагов (начальство, судей и т. д.). Враги, согласно заговорным текстам, должны застыть в неподвижности, лишиться речи и зрения: «Как звезды от буйнаго ветра померкнут, так бы у моего супостата сердце и уста бы у него померкли; и как мертвый онемел, так бы тот мой супостат онемел и не возмог бы против меня глаголати; и как мертвый на свет не зрит, так бы и тот мой супостат не возмог бы на меня зрить и против меня глаголати» . «Я, раб Божий (имя рек), иду на службу, светом ограждаюсь и звездами подпоясываюсь. Как радуется и веселится Матерь Божия Господу Богу — так бы и мне, рабу Божию Никите, начальники радовались и веселились, рук своих не подымали и уста свои не растворяли» . «Святая Богородица, со ангелами Своими святыми, помози мне грешному рабу своему (имя реку), и загради моему супостату уста, да не возмогут на мя глаголати зла» .

    У субъекта заговора нет желания предать себя в волю Божию. Зато есть стремление повелевать «высшими силами», поставить их себе на службу, заставить их «работать» на себя.

    Исполнитель заговора как бы ограждает себя магическим кругом из небесных сил:

    Никола в зголовах,
    Богородица в ногах,
    Справа Иоанн Богослов,
    Слева друг Христов,
    Надо мной чуден крест
    На семьдесят семь верст.

    Небесные силы должны оградить человека «округ и около»: «Пошли, Господи, мне на помощь небесных воевод, Михаила и Гавриила, Рафаила и Уриила, херувимов и серафимов и всю небесную силу, и все архангельски и ангельски полцы с пламенными орудием, с покровом крил Твоих, да послеши, Господи, с ними небесными силами помощь и силу, десницу руку Твоею, еще же и пошли, Господи, ризу Твою святую, да нас одеешь ризою Твоею чесною, и наставят на путь истины, да станут округ и около всех нас рабов Божиих во весь свет крепостию Твоею и помощию и заступлением, яко столпи непоколебимии, и утвердят стены недвижимыя от земли и до небес». «Христос град рубит около меня, раба Божия имярек, со всех четырех сторон, три стены железны, четвертая камянная, кроет Христос город небом, замыкает замки о пяти спицах, ключ мечет во синее море».

    Характерно, что молитвы святого должны оградить дом наподобие магического круга (И Ты, преподобный великий Еллий Египетский, некогда оградивший в круге крестным знамением место поселения ученика своего, повелел ему вооружиться именем Господним и не бояться отныне демонских искушений. Огради дом мой, в коем я живу, в круге молитв твоих и сохрани его от огненного запаления, воровского нападения и всякого зла и страхования). Иначе говоря, в эпизод из жития преподобного Еллия Египетского переосмыслен в категориях мифо-магического сознания.

    Заговоры и апокрифические молитвы могут начинаться с обращения к одному лицу, а заканчиваться прошением к другому. Например, апокрифическая «Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил» начинается с обращения к Господу, а продолжается прошениями к Архангелу Михаилу .

    магические тексты сосредоточены на земном благополучии, забота о сохранности достояния. Так, защита и приумножение «имения» и «стяжания» - важная функция «Молитвы Киприана»: «прогоняю все злое оно злых человек и лукавых бесов от раба Божия (имрек) и от всякаго имения его, аминь», «заклинаю и связываю и проклинаю вся духи лукавыя и очи злых человек и сусед ближних и дальних и вся чародейства лукавых человек от раба Божия (имя рек) и от дому его и от всего стяжания его, и яко умножил еси богатство второе Иовля, тако Господи Боже силам умножи домячнее житие и приход рабу Своему (имрек) имущему молитву сию»; «да соблюден будет раб Твой (имя рек) и весь дом и все стяжание его» .
     
    Сергей, Ольга Тгнр, Poimen и 2 другим нравится это.
  5.  
    Женя Че.
    Оффлайн

    Женя Че. Музыкант форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.503
    Симпатии:
    1.059
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Иудей
    Отче, таки молитвы "задержания" - это туфта?
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Да, МолЗад смесь фолклорно-магически текстов, глупых и безграмотных фраз, с обрывками нормальных молитвенных прошений.

    Проблемы МолЗада: несоответствие с библейским богословием и очень низкий нравсвенный уровень того, кто ее написал (во всяком случае части). Автор уверен в своей непорочности, в молитве отсутсвует хотя бы признаки покаянного духа, есть ненависть к врагам-людям. О том, что там нет славословия при наличии прошения, и что все прошения только о земном, я и говорить не буду.
    МолЗад написана ужасно безгамотно: некоторые предложения не окончены, и обрываются на полусловии. Некоторые наоборот представляют собой окончание фразы без начала.
    То, что предложение начинается за здравие, а заканчивается заупокой, -это норма для МолЗада.

    В ней слишком большое количество бессмысленных фраз и витиеватых (бессмысленных) выражений.
    То, что о.Алексий на форуме так пишет, это одно, а то что такое в сакральном тексте - это нонсенс.

    В молЗаде умудрились совместить в одной упряжке быка и трепетную лань: витиеватые церковнославянские выражения в стиле Голохвастова, сочетаются с обычными бытовыми русскими.

    Кроме того, на лицо подлог авторства, ну не может афонит Пансофий бояться увольнения и тому подобного.
    добавлено: 6 окт 2014
    Просбба к модераторам не блокировать и не банить за обилие оккультных текстов. Я их скопировал с православного ресурса. А не то, удалите
     
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  7.  
    Лариса К
    Оффлайн

    Лариса К Золотое Сердце

    Сообщения:
    760
    Симпатии:
    973
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Батюшка, а об этой молитве что можно сказать?

    Молитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе*

    Господи Боже Великий Царю, Безначальный!


    Посли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъятии мя от враг моих видимых и невидимых.

    О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицеем ветра.

    О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатый первый княже , воеводо небесных сил Херувим и Серафим. О, угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях – тихое пристанище. Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящегося тебе и призывающаго тебя и призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою.

    О, великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андреа юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей, мучеников и всех святых Небесных сил. Аминь.

    *Молитва сия древняя, написана на паперти Чудова монастыря в Кремле – в Церкви Михаила.

    Аще который человек прочитает сию молитву – того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, лестью не обольстится сердце его. Аще ли преставится от жития сего, - то и душа его не станет достоянием ада.
     
    Ольга Тгнр нравится это.
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Не знаю. Вроде криминала не заметил. Да и источник, вроде, солидный.
    Лично я не увидел там того, о чем я молюсь архангелу Михаилу. И многих своих трудностей тоже.
    А так, на заклинание не похоже,
    добавлено: 6 окт 2014
    С грамматикой проблема. И в догматическом богослвии немного другое о Михаиле написано, но различие не существенное.
    добавлено: 6 окт 2014
    А приписка к молитве - явно апокрифическая. Это западное влияние, учение псевдохристианства о заслугах. В среде околоцерковного люда такое процветает, и чаще всего относится к категории благоглупостей, и сакрального смысла не имеет.
    добавлено: 6 окт 2014
    Вот в приписке содержится взгляд на молитву, как на заклинание. А саму молитву я оценить не могу. Как-нибудь свежими мозгами, отдохнувшими от политсклок, прочту, порзмыслю, спрошу.

    Нб. Так было хорошо раньше, когда я был в подснежниках... Зачем я только вылез грязную землю показывать? Кому то надо? Лучше бы притчу о талантах и о чуесном лове рассказал, или Азы какие-нибудь, типа панихидного столика. Ан нет. Поймаю ближнего, и за шею: "отдавай мои сто динариев! Соглашайся, что твои друзья терористы, а я невинный страдалец!" Как будто от чужого мнения что-то изменится.
    Стыдоба. Ээээээхххххх. Вот до чего майдан довел. В прошлом году в октябре такого не было.
     
    Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
  9.  
    Лёна 2014
    Оффлайн

    Лёна 2014 Мисс Любознательность

    Сообщения:
    1.444
    Симпатии:
    2.307
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Меня бабушка еще с детства учила - когда отходишь ко сну говорить с крестным знамением: "Крест над нами, крест под нами и Божия Мать с нами"
    Получается как бы ограждая себя в круг... это молитва или нет? Так можно говорить?
    Еще есть молитва "Честному кресту" короткая: "Огради нас Господи, силою Честного и Животворящего Креста Твоего и спаси от всякого зла и нападения" Ведь тоже как бы ограждаешь себя от врагов.
     
  10.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.391
    Симпатии:
    670
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    К сожалению, в моем любимом "Протестантизме" тоже есть подобные перекосы. Только наши "заговорщики и шептуны" используют другие термины. Вместо Божьей Матери и Креста они призывают Кровь Христа. Помню, несколько лет назад я был в одном собрании, где сестра очень громко молилась о Божьей защите и призывала Кровь Христа на её дом, на её детей, на её мужа. Помню, как мне тогда стало непосебе, потому что такие слова произносили иудеи, когда Христа привели к Пилату. Отдавая Его на смерть они кричали - "Кровь Его на нас и на детях наших". В тот момент я по настоящему ощутил себя в толпе распинающей Христа.
     
  11.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    первую не надо говорить. Это какой-то фольклор (в лучшем случае). А вторая молитва хорошая.
    добавлено: 7 окт 2014
    я бы не был так категоричен. Новый Завет как раз дает такие основания. Извратить можно что угодно, но Павел к Римлянам подобно пишет. Так что там могла быть и библейская идея.
     
    Тамара нравится это.
  12.  
    Лёна 2014
    Оффлайн

    Лёна 2014 Мисс Любознательность

    Сообщения:
    1.444
    Симпатии:
    2.307
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Протоиерей Алексий,
    А как же нас учили, что молиться Господу можно и своими словами, тем кто молитв не знает, да и вообще...
     
Загрузка...