...32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?.. (Мф 18) Как понять словосочетание "весь долг" с точки зрения так называемого "воцерковленного" православного? Например. Человек в зрелом возрасте крестился, регулярно исповедуется, причащается. И вот, положим, происходит какое-нибудь существенное испытание в его жизни, ну скажем, измена супруга (супруги) или какое-нибудь другое не менее важное в его жизни событие. И простить обидчика не получается! Что тогда? Возвращается ему вЕсь багаж его согрешений (начиная с рождения) , несмотря на крещение, исповедь, причастие, которые до этого совершались с искренним чувством покаяния?
У меня подобный вопрос был священнику по поводу священнического вопроса на исповеди :"Всем прощаете?" , и я каждый раз отвечал по кальке ДА.А потом понял,что формальности надо отбрасывать в сторону и ...и короче,вообще не знал как исповедоваться.Сказать "Нет"? На это он мне ответил,что сами простить мы не можем и часть обид всё равно остаётся пока мы не очищены.И добавил,что нужно иметь намерение на прощение,а не греть обиду в себе.У меня был развод и ,естественно ,жуткая обида на него и на неё(может и сейчас осталась,но пока я её не чувствую),Я молился,чтобы господь уладил моё сердце сам для прощения их.
Интересно, будет ли считаться ответом - совмещение двух притчей О Блудном сыне и Немилосердном должнике? Всё, что расточил блудно. Да, еще не забывайте завязку притчи о Блудном - она у Дерева познания добра и зла.
Насчет намерения о прощении согласен - здесь титанический внутренний труд. Хотя, в притче, на первый взгляд, кажется, речь идет о конкретной просьбе согрешившего "потерпи на мне". 29Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. (Мф 18)... Но, если ходить вот так с обидой на сердце, а тут вдруг, однажды, обидчик реально попросит прощения, то вряд ли и простишь ему(ей). Был у меня один случай. Готовился к причастию, исповедуюсь. Батюшка для меня новый - в этот храм только недавно перешел. В конце исповеди он несколько неожиданно для меня спрашивает "не обижаюсь ли на кого?" и... тут же память выдает картинку - как накануне, на работе, одна коллега (давно дружны , не на одной работе вместе работали) в ответ на одну незначительную мою просьбу неожиданно грубо мне отказала. Я молча удалился - обиделся, конечно. Возникла стена, и потом в течение дня пересекаясь, расходились как чужие. Вспоминал потом все события до этого эпизода - вроде бы ничего плохого я ей не делал. Ну, думаю, живой человек, тем более, женщина она импульсивная, мало ли чего... Но осадок остался. И вот вспоминается на исповеди мне этот эпизод - и говорю как есть - да, обижаюсь. Он мне - надобно примириться. А исповедь-то в Воскресение утром - до Причастия - рукой подать. Что делать? Утро. Воскресение. Вне работы я с ней никогда не общался. Но решение принято - мириться. После "Святая Святых" с молитвой выхожу из храма и вдогонку прилетает мысль о том, что сегодня профессиональный праздник связанный с моей бывшей работой. Звоню. Поздравляю. Слышу радостный ответ. Все. На сердце легко-легко и бегу к Причастию... добавлено: 16 окт 2015 Батюшка помогите. Речь о старшем сыне?
должник-то - младший. Он взял долг (10000 талантов) - ВСЁ, и пропил. долг - тело, мир, энергии личности, время, благодать
Судя по церковной логике - супруги первые по списку. Так традиция такая: притча о должнике - это 11-я Неделя, а предпразднество к тому дню - суббота 11-й седмицы, когда мы читаем начала Мф. гл. 19 - о браке. Так что полигон всепрощения - наш маленький мирок-семья. А с него уже опыт распространяем и дальше. добавлено: 16 окт 2015 Кстати, а ведь в тон притчи еще и притчи о талантах и десяти девах. Там долг принимает онтологическое и экклезиологическое звучание с примесью эсхатологии. Эсхатон - учение о встрече с Богом. По Новому завету - 99% проблемы - духовная жизнь сегодняшнего дня, а не "конца света".
Вот как мне кажется: Господь отдал всю Свою жизнь за меня--существо падшее,грешника,это ВСЁ,это ПОЛНОТА.А я сам ничего и не отдав по жертве чистой своему ближнему ,а всё больше по человекоугодию, не могу простить того чего он ,по большому счёту,и не должен мне. Т.е. другими словами Господь говорит : Я за тебя жизнь Свою отдал за тебя,а ты суетного не можешь простить.--Это о настрое сердца. [QUOT ] Насчет намерения о прощении согласен - здесь титанический внутренний труд.[/QUOTE]Мне несколько иначе это представляется:Титанический труд сразу настраивает на мысль о невозможности...т.е. ближе к отчаянию.Я настроен думать так,что Сам Господь это сделает за тебя по твоей посильной просьбе(посильной работе над сердцем--сколько можешь.А думать о титаническом труде - это удел гордости)(ИМХО) Это поведение хорошо описано в у аввы Дорофея в 8-м поучении(О злопамятности).""Молящийся за врага будет незлопамятен". Исполняйте это на деле и тогда хорошо уразумеете то, что слышите; ибо поистине, если не будете исполнять этого, не можете одними словами научиться сему. " и дальше.Там вообще всё поучение про это.
Титанический труд=молитвенный труд. Для меня это трудно (как у Осипова А.И. - кому-то легче полгектара поля перепахать, чем в храм на молитву пойти). А еще нужно самому поискать оправдание обидчику (т.е. понудить себя), ну а в остальном, конечно, поможет Господь...
«Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем». (преп. Иоанн Лествичник) Вот оно как. Вы мучились в тайне сердца от прелюбодейной занозы и день, и два, и более. А потом вас нежданно вызвал к себе начальник и смешал вас с грязью, обвиняя во всех действительных и выдуманных недочетах. Теперь блуд надолго отойдет от души, уступая место горькой обиде, и таким образом Бог отведет вас от пропасти, на краю которой вы уже стояли. А обиды пройдут, обиды не так опасны. (прот. А. Ткачев)
Аналогично. в такой ситуации на исповеди говорил: "Господи, не могу искренне простить врагов, но по послушанию к тебе прощаю их, как могу". И молиться об умягчении собственного огрубевшего сердца.
Понравилось вот это Иоанн Златоуст. Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов | Интересное
Здесь, кстати, и ответ на самый первый вопрос в этой теме (вопрос о возвращении долга вопреки совершившимся таинствам): "...Итак, ни о чем столько не будем стараться, как об очищении себя от гнева и примирении с теми, которые имеют на нас неудовольствие, зная, что ни молитва, ни милостыня, ни пост, ни участие в таинствах, ни другое что подобное не защитит нас в тот день (суда), если мы будем злопамятствовать; тогда как, напротив, победив этот грех, можем получить некоторое снисхождение, хоть у нас будет и множество грехов. Не мое это слово, но самого Бога, который тогда будет судить нас..." и "...Итак, не погрешит, кто назовет этот грех тягчайшим всякого греха: другие грехи все были прощены, а этот не только (сам) не мог быть прощен, но возобновил опять и другие грехи, которые были уже изглажены совсем...." Здесь же и как бороться со злопамятностью: "...Так, если уж помнить грехи, то помнить должно только свои: помня собственные грехи, о чужих мы никогда и не подумаем; а коль скоро о тех забудем, эти легко придут нам на мысль. Если бы и этот (должник) помнил о десяти тысячах талантов, то не вспомнил бы ста динариев. Но как забыл о тех, так за эти стал душить товарища, и желая истребовать немногое, и тех (ста динариев) не получил, да и привлек на свою голову тяжесть (долга) в десять тысяч талантов..." добавлено: 10 янв 2016 Лучший ответ - св. Иоанну Златоусту!
Эта притча подразумевает Бога, простившего ВСЕ грехи человеку, но человек не прощает грехов (обид, долг и т.д.) своим братьям (может и не братьям). Иисус сказал: 14. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Св. Евангелие от Матфея 6:14,15)
... и? Чего же Вы цитату из другого раздела взяли. Как раз Ваш сентенция основана на вполне прозрачных словах самой Мф. 18.