Отношение христианина к страстям его

Тема в разделе "Нравственные вопросы", создана пользователем Протоиерей Алексий, 27 сен 2012.

  1.  
    Сан Саныч
    Оффлайн

    Сан Саныч Химик форума

    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    2.114
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Свободная воля в том и состоит, что она не зависит от Бога. Человек сам выбирает добро или зло. И то, что Вы написали про Адама и Еву только подтверждает это. Так как они были совершенны. Они сами творцы своего я, и сами выбирали с кем быть. В этом состоит свобода. Сама ее сущность такова.
    добавлено: 25 фев 2016
    Бог не создавал безвольных роботов.
    добавлено: 25 фев 2016
    Ангелы тоже были со своей свободной волей, только выбор они сделали раз и навсегда.
     
    тимофей нравится это.
  2.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Это все напоминает приблизительно такое: "Летели два крокодила. Один зеленый, другой на север... Сколько стоит килограмм кирпичей?"
    Иначе, как по другому нельзя оценить попытку размышлять о духовном с точки зрения философии и плотского мудрования...
     
    Георгия нравится это.
  3.  
    -Oleg-
    Оффлайн

    -Oleg- Постоянный пользователь

    Сообщения:
    401
    Симпатии:
    348
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вы путаете совершенную Волю которой обладает только один Господь, так как Совершенный Отец не может отпасть Сам от Себя, со свободной волей которой обладают Его создания (извините был немного провокационный текст)
    А то что Бог не создал безвольных роботов то в этом я с Вами полностью солидарен.
    Видите какой из этого следует парадокс что свободная воля может только максимально быть приближена к совершенной но никогда не стать ей.
    Но как Вы думаете как такое понимание можно соотнести с нашими страстями...?
    добавлено: 25 фев 2016
    Может я ошибаюсь, но я вроде бы пытаюсь позиционировать себя с точки зрения религиозного прагматизма. Рад видеть*DRINK*
     
  4.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Тогда я не вижу связи свободной воли человека и закона всемирного тяготения...
    Бог создал человека свободным в его решениях и наделил разумом. Но, это не значит, что человек должен преодолевать силы природы по своей свободной воле...
    Вот, ответьте, если человек не может летать как птица, то от этого он становиться менее свободен?
    По этому, еще раз повторюсь, что не возможно о духовном размышлять плотским...
    Ап. Павел дал совет о том, что надо обо всем рассуждать. Но, мне кажется, что мы перешли от рассуждения к мудрованию. А оно пользы не несет ни кому...
    Простите, за резкость...
     
    Георгия нравится это.
  5.  
    -Oleg-
    Оффлайн

    -Oleg- Постоянный пользователь

    Сообщения:
    401
    Симпатии:
    348
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А разве дух не влияет на материю и материя на дух - материя гранит нашу душу превращая в духовный бриллиант - почему Господь и сослал Адама в мир плоти. Так же просветляя себя мы просветляем и этот тёмный материальный мир - всё на выгодном взаимообмене (боюсь не сослали бы опять в флудильню)=0
    Всё нормально резкость улучшает зрение=)
    Кто то нет, а кто то только и мечтает об этом - откуда взялось в мире столько воздушных щаров.
    В действительности Господь ограничивает нашу свободу, чтоб мы не подложили килограмм гексогена под какой нибудь из её углов, взорвать не взорвём но сами пострадаем, но так что бы не мешать нашему духовному продвижению.
     
    Последнее редактирование: 25 фев 2016
  6.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Первый раз встречаю термин "религиозный прагматизм"…
    Как может быть прагматика соединена с верой?
    Умом не возможно начать верить, только сердцем.
    Вот, почитайте, может.Это как то объяснит некоторые моменты...

    Вера
    добавлено: 25 фев 2016
    Ваше право думать как желаете. Но Господь не ограничивает нашу свободу. И мы можем подложить килограмм чего угодно... Это бесы искушают человека, а человек волен поддаться или нет. Все зависит от степени страстности души. Господь лишь желает спасения всем, но при том не проявляет насилия над человеком...
     
  7.  
    Сан Саныч
    Оффлайн

    Сан Саныч Химик форума

    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    2.114
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Можно с этого места поподробней? А то были такие ереси гностицизма, которые противопоставляли духовный мир материальному, считая последний греховным по своей природе, сущим злом (Антиохийские гностики) или безвидным хаосом (Александрийские гностики).
     
  8.  
    -Oleg-
    Оффлайн

    -Oleg- Постоянный пользователь

    Сообщения:
    401
    Симпатии:
    348
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Мир весь во зле лежит (1 Иоан. 5, 19). Не я это сказал — в действительности гностицизм не правильно воспринял это Евангельское утверждение, поставив всё с ног на голову одушевив материю. Материя может быть тёмной грубой не просветлённой но ни как не греховной так как грех есть прерогатива только самосознающей души. Не материя лежит во зле а наши души в мире плоти.
    И только преодолевая скованность тварного мира душа начинает возвышаться до понимания своего Творца.
    Может борьба со страстями и есть в первую очередь преодоления тварности в самом себе. Потому что тварно не только наше тело но и наши мысли наши желания, наши мечты, наши сиюминутные устремления
    добавлено: 26 фев 2016
    Законодателями такого понимания религиозной действительности были "как всегда" американцы Уильям Джемс был одним из ярких его представителей
    С помощью внутренней непротиворечивости или внутренней логики, неким внутренним компасом который есть в душе каждого человека.
    В Православии есть такая наука как догматика она утверждает об апофатических знаниях души своего Создателя говоря кем не может быть Бог и кем Он может быть - как Вы думаете такие знания основаны только на Библейских утверждениях...?
     
  9.  
    Сан Саныч
    Оффлайн

    Сан Саныч Химик форума

    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    2.114
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо, за пояснение, а то не совсем понятная фраза про сослание Адама в мир плоти. Бог его не ссылал, а создал, как венец творения, потом Сам же принял эту плоть, причем неизменно, то есть навсегда.
     
    Сергей нравится это.
  10.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Все догматичнское богословие основано на Библии, несомненно. Интересно, а на чем еще оно может быть основано???
    П. С. Термин "материя"-это не религиозный термин. Скорее философский... Вы просите, но всему свое место. Нельзя мешать все в кучу. Если мы рассуждаем философскими критериями, то надо оставить в покое догматику, Библию, веру... Ибо, философия-это плод человеческого ума, а Библия-это откровение Бога, данное человеку. А вера-это Дар Божий, которой тоже не понять прагматическим умом. Здесь через сердце открывается духом...
     
    Последнее редактирование: 26 фев 2016
    Сергей нравится это.
  11.  
    -Oleg-
    Оффлайн

    -Oleg- Постоянный пользователь

    Сообщения:
    401
    Симпатии:
    348
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А как же естественные
    законы природы...? Почему в мире материи, по своему желанию, я не могу жить вечно -Кто это продумал за меня - не согласовав это вопрос лично со мной...? и в тоже время если мне не дают жить долго здесь на Земле сколько я хочу - почему мне дают жить бесконечно долго грешнику в аду...
    Согласен с Вами но в пределах дозволенного, в пределах установленных Богом вселенских законов и в этом тоже заключается наше с вами спасение Божие
    добавлено: 26 фев 2016
    У меня нет возражений...=)
     
  12.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    А вот тут Вы ошибаетесь. Господь дает возможность человеку жить вечно. Только форма жизни меняется. А нам кажется, что должно быть все материально всегда, как и сейчас...
    Почитайте первое послание ап. Павла Коринфянам главу 15. Там все очень хорошо объясняется...
    Я об этом говорю постоянно, что если размышлять о духовном с точки зрения материалистического и телесно-плотского, то неизбежно зайдешь в тупик...
     
    Георгия нравится это.
  13.  
    Светлана А
    Оффлайн

    Светлана А Мисс Миролюбие

    Сообщения:
    665
    Симпатии:
    505
    Лучшие ответы:
    2
    Вероисповедание:
    Православный
    Не совсем согласна или не поняла. Согласна в той части, где вы о. Алексей пишите, что человек должен быть готов к рождению репьяхов, потому что понимает, что семена греха посеяны в нем и не все проросли и когда что-то проклюнулось - Слава Богу, что вышло на сознание, а не гниет внутри без понимание "что со мной". Но человек не знает своей нищеты, если вылезает какая-то депрессия или гнев, то я о себе точно знаю, что над этим "работала" - это плод. И нужно не только к соседу относить высказывание "по плодам их узнаете их", но в первую очередь к себе. И тут я согласна, что смирение – это беспристрастное отношение первую очередь к себе.
    добавлено: 26 фев 2016
    Человек уже выбрал добро и зло, теперь ему надо выбрать Бога без добра и зла.
    добавлено: 26 фев 2016
    ))))) главное Переключатель уже найден.
    добавлено: 26 фев 2016
    ))))))))))))) смеялась от души. Вы, Олег, юморист.
     
    Последнее редактирование: 26 фев 2016
  14.  
    -Oleg-
    Оффлайн

    -Oleg- Постоянный пользователь

    Сообщения:
    401
    Симпатии:
    348
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    На совести, как и вера впрочем тоже... Вы же не верите басням шизофреника, так как его утверждения часто не согласуются с глубинными знаниями вашей совести, вашей души. Заметьте как вы часто проверяете себя в этом...
    Интересно какими критериями рассуждают христианские миссионеры в племени "Тумба юмба".. в племени канибалов...? Важна не форма а содержание - не выплёскиваем же мы ребёнка в месте с водой так как вода в ванне оказалась не святой... Важно через какие инструменты мы наиболее приближаемся к пониманию друг друга и познаём Бога.
    - но почему же так однобоко разве Вам не знаком предмет "Основы христианской философии"...?
    добавлено: 26 фев 2016
    Здесь есть нюанс, рассуждение идёт от противного т.е от обратного...
    добавлено: 26 фев 2016
    Ну наконец то, кто то заметил мою истинную суть=)@>}--
     
  15.  
    Lupus
    Оффлайн

    Lupus Морской волк Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.113
    Симпатии:
    2.389
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Ведь вот он, грех, коль есть какой на свете:
    не умножать чужой свободы всей
    своей свободой. Вся любви премудрость —
    давать друг другу волю. А держать
    не трудно, и дается без ученья.(Райнер Рильке)
     
  16.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Только что прочла замечательную статью, связанную с темой старттопика. Думаю, она будет полезна собратьям по форуму, так что делюсь - Досмиряться до изнеможения. О несправедливости к себе и неправильном смирении | Православная Жизнь

    Отрывки из статьи:

    "После обращения к Богу начинаешь воспринимать себя едва ли не как полномочного представителя Церкви Христовой среди неверующих коллег. И потому в любом своем нервном срыве, в любом грехе или проявлении какой-либо страсти видишь ущерб, который ты якобы нанес авторитету христианства. Простая человеческая немощь вдруг приобретает «глобальные» размеры, будучи спроецированной на огромность и величие Церкви. Той самой, которая как раз и была создана Христом для того, чтобы врачевать эти наши немощи, исцелять поврежденного грехом человека и вводить его в жизнь вечную...

    ...В стремлении уйти из травмирующей ситуации у христианина могут звучать самые благочестивые мотивы — любовь к ближним, которых вводишь в соблазн, забота о репутации Церкви, которую ты позоришь своим поведением, смирение, самоуничижение, поиск духовной пользы. Ни в коем случае не хочу сказать, будто все это одно лишь сплошное лицемерие и самообман. Но даже при вполне искренних намерениях подобного рода сквозь них может незаметно просочиться тонкий яд все того же недовольства собой-реальным, в угоду себе-придуманному. Наверное, уже пришла пора назвать его в статье именем, под которым этот яд вот уже два тысячелетия известен православным подвижникам. Имя ему — гордость. Вернее, одно из самых тонких ее проявлений — мнение о собственном смирении. Эта страсть может истязать человека как раз мыслями о его недостаточном христианском совершенстве, неисправимой греховности и одновременно внушать, что такие терзания — «я самый страшный христианин!» — как раз и есть проявление смирения. Святитель Игнатий писал:

    «Мнение смирения — ужаснейший вид гордости. С трудом изгоняется гордость, когда человек и признает ее гордостью. Но как он изгонит ее, когда она кажется ему его смирением? Ложное смирение так ослепляет человека, что вынуждает его не только думать о себе, намекать другим, что он смирен, но открыто говорить это, громко проповедовать. Жестоко насмехается над нами ложь, когда, обманутые ею, мы признаем ее за истину».

    Поэтому в ситуации выбора жизненного пути (например, при решении уволиться и перейти на низкооплачиваемую работу) очень важно внимательнейшим образом исследовать свое сердце — нет ли в нем подобных мотивов.

    Если нечто подобное вдруг обнаружится в духовной жизни человека, то пусть станут ему утешением эти удивительные слова преподобной Арсении (Себряковой), много лет руководившей женской монашеской общиной в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре:

    «Нужно еще поучиться, как себя любить. Да, и очень надо над этим потрудиться. Например, человек несправедлив бывает к себе и требует иногда от себя того, чего дать не может. Требует от себя победы над своими страстями и скорбит, волнуется, негодует на себя, когда видит, что его берут во власть те самые страсти, от которых он решил отстать. Но справедливо ли такое негодование на себя? Нет. Человек своею силой никогда не может победить в себе страсти: их побеждает в нас сила Божия. Эта сила присуща Его заповедям. Когда с помощию Божиею человек усвоит их, когда они будут жить в его сердце, тогда грех и страсти ослабевают и совсем прекращают свое действие в сердце.

    Нужно постоянно оживлять в своем сердце намерение жить по заповедям Христовым, нужно просить в молитве Его помощи, нужно смиряться в своих уклонениях, нужно подклоняться под свою немощь и не негодовать на себя за нее. Ведь не силен ее победить в себе, зачем же требовать от себя того, что может дать Один Господь?"

    Я очень рекомендую читать статью полностью. Мне она ответила на актуальный вопрос, в другой своей части.
     
    Последнее редактирование: 31 май 2019
  17.  
    Lupus
    Оффлайн

    Lupus Морской волк Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.113
    Симпатии:
    2.389
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Всё должно строится на не осуждении. Очень многие христиане забывают это давая волю "праведному гневу"
     
    р. б. Александр нравится это.
  18.  
    Газда
    Оффлайн

    Газда Активный пользователь

    Сообщения:
    226
    Симпатии:
    135
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    ***модераторское***
    Оффтоп
    Будьте внимательны о смысле темы!
     
    Последнее редактирование модератором: 1 июн 2019
  19.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Жизнь в надрыве: слышу призыв к совершенству - а оказываюсь "вечным грешником" | Милосердие.ru

    ...— Иногда складывается мнение, что христианство — для здоровых, крепких, психологически непорушеных людей. А травмированному человеку, как ни объясняй, что Отец тебя блудного, всегда любит и ждет, — в это трудно верить, если в жизни, например, отца вовсе не было. Или был злой и пьяный. Или справедливый, но безжалостный.

    Так же невротично он будет воспринимать Евангельские заповеди, притчи, – потому что то, чем он воспринимает – нездорово, глаз темен, но другого глаза нет. Читать Евангелие такой человек будет через свои страхи, понимать в свою степень невротичности. И транслировать евангельские истины своим детям, друзьям, он будет криво...

    ...Возникает вопрос: пока недохристианин обижается и гордится, не стал еще отличником, ему куда пойти? У нас почему-то из процесса воцерковления выпал сам «процесс». Сразу требуется результат...

    ...у нас зачастую происходит разрыв между реальной жизнью и проповедью, раздающейся с амвона, или наставлениями, которые человек получает от священника на исповеди, или книгами современных авторов, которые предлагаются сегодня для чтения верующему человеку.

    В чем заключается этот разрыв? Этот разрыв образуется за счет намеренного или ненамеренного игнорирования данности. Какого рода эта данность?

    Мы видим перед собой человека, у которого сломаны ноги и нет даже костылей. Мы к нему подходим и говорим: «Странно. Почему ты здесь лежишь? Человек должен ходить».

    В нашем представлении об этом человеке куда-то выпал целый блок его жизни, время, необходимое для того, чтобы кости срослись, пока он находится в гипсе. Мы забыли о том, что этому больному для выздоровления необходимы препараты, способствующие сращиванию костей.

    Мы забыли о периоде реабилитации, времени, когда человек передвигается сначала на коляске, потом на костылях, потом учится заново ходить уже без них.

    Мы также забыли о том, что один больной может выздороветь за год, а другой, с этим же диагнозом, – за полтора. У одного генетически кости крепкие, дух бодрый, с ним занимается хорошо оплачиваемый физиотерапевт, и восстанавливается он в Швейцарии.

    У другого – склонность к остеопорозу с детства, денег на физиотерапевта и отдых нет, и характер тревожный и мнительный, потому что папа пил, а мама была очень нервная.

    У каждого из нас свои особенности, и они накладывают отпечаток на то, как долго длится наш процесс выздоровления-воцерковления. На то, окажется ли он вообще в своей финальной стадии. Ведь бывает, что «сломав ногу», человек уже никогда не будет ходить, как раньше, что с ним ни делай.

    И здесь главное, чтобы сам человек постарался сделать максимум того, что от него зависит. Объективно этот результат может быть малым, но для него это вершина.

    Если в семье родился ребенок с проблемами развития, и родителям он дорог, они его и таким любят, то они будут радоваться самому малому шагу малыша вперед, и будут благодарны ему за него.

    Бог относится к человеку так же. В Евангелии мы видим, кто со всех сторон окружает Христа. Это люди, которых общество считало инвалидами, в телесном и нравственном смысле. Но Господь ими и занимается.

    Мы видим эпизод с Закхеем. Мы не знаем, что было до встречи Закхея со Христом, что — после. Мы видим одно движение Закхея к Богу.

    Мы не знаем, стал ли Закхей «совершенным человеком» или не стал. Мы видим, как в нем произошло одно изменение и Христос этому радуется.

    Собственно говоря, чему тут радоваться? Человек был злодеем. Он отказался от того, чтобы быть злодеем. Это что, достижение с точки зрения мира? Да просто не надо быть злодеем, и не понадобится достижение, — скажет мир.

    В христианстве не так. Для любого человека, хотящего быть христианином, важно движение как таковое, вектор, динамика. Сама вера – это процесс. А результат, — то насколько сможешь продвинуться, на какую высоту вскарабкаешься — дело вторичное.

    ...Чаще люди слышат призыв к «совершенству» и живут в надрыве: должен, но всегда не можешь. И возникает не смирение, а состояние вечного нездорового напряжения, безрадостности, вечной «грешности».

    — Невидение реальности, реального человека с его ограничениями, а представление вместо него некоего схематичного «христианина», который должен то и се, — серьезная церковная и пастырская проблема.

    Чувствуя себя в глазах пастыря схематичным христианином, человек начинает смотреть на христианство как на что-то, к чему он, вроде, принадлежит, но что для него совершенно недоступно.

    Возникает странный момент чуждости человека и Евангелия, человека и христианства.

    Такого рода ошибка может быть до известной степени простительна, если она носит временный характер, — например, ее совершает неопытный, но ревностный священник. Он сам пытается жить чисто, праведно, насколько это возможно. Ему даже кажется, что это удается.

    И он говорит о высокой цели, о совершенстве христианина, упуская то реальное, стартовое состояние человека, в котором тот к батюшке приходит.

    Но такое отношение к людям у пастыря должно со временем уйти. Человек, старающийся всерьез жить по-христиански, обязательно вскоре сам убеждается в своей немощи. Ведь путь христианской жизни – путь познания своей немощи.

    А если человек полагает, что он восходит от силы в силу, значит, либо он находится в прелести, либо в очень глубокой нравственной или духовной ошибке, граничащей с прелестью.

    ...Но вопрос не в том, чтобы жить праведно, а в том, каким образом прийти к доброй жизни. И оказывается, что об этом может говорить лишь тот человек, который хотя бы пытается «жить так».

    Он будет рассказывать о христианской жизни, опираясь не только на святых отцов, не только на аскетические опыты гигантов духа. Он будет говорить, пропустив это опыт через себя, познав на собственном опыте, насколько это трудно. И тогда ему будут верить.

    У преподобного Силуана Афонского есть мысль, что чем человек строже к себе в своей христианской жизни, тем он будет мягче к окружающим людям.

    Человек, если он всерьез живет по-христиански, без конца подвергается ударам, падениям, преткновениям. Он начинает понимать, насколько это трудно, мучительно, болезненно. И будет жалеть других людей, в них, может быть, жалея самого себя. Потому что он уже будет относиться к ним, как к самому себе.

    Там еще много хорошего в статье.
     
    Последнее редактирование: 26 дек 2019
  20.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Сейчас опять взялась за пересматривание Скуратовской. Она говорит, что невроз у подобных людей уже был, просто он нашел удачную почву для возрастания. Что существующий невроз идеально встраивается в систему церковных отношений (точнее религия - в структуру невроза). Что если ребенка таким как он есть не долюбили в детстве, не было безусловного приятия, то он создает в себе как бы ложную личность. Он уже не хочет быть собой, ведь какой он есть, его не любят и не хотят. А он очень нуждается в одобрении. Поэтому начинает выстраивать систему психологических защит, приспосабливаться. И не только с другими, но и с собой. Я думаю, что образование этих защит на уровне психологии несколько примитивно описано, но концепция заслуживает внимания.

    Вот отрывок из статьи Натальи, перепечатанной на сайте Мгарского монастыря (я всегда радуюсь, когда монашествующие осознают проблему, а не выстраивают агрессивные защиты-отрицания по типу одного покинувшего нас отца).

    Если подробнее, то у Натальи было несколько видеолекций на эту же тему, например

    https://predanie.ru/video/12328-bol...nevroticheskoy-religioznosti-n-skuratovskaya/

    Кстати, при всем моем огромном уважении к святителю Игнатию, отмечу, что он-то опытным путем пережил боль отцовского отвержения, семейный авторитаризм. Так что в его структуре личности была заложена та базальная тревога и влекомый ею невроз, о котором Скуратовская говорит. Отчасти отсюда и специфический сдерживающий характер его сочинений, стремление к кодификации, упорядочиванию. Умаление творческого начала в отношениях с Богом, веры-доверия.
    А ведь без этого доверия святость в принципе невозможна.
     
    Последнее редактирование: 17 сен 2021
Загрузка...