Две литургии на одном престоле.

Тема в разделе "Задать вопрос всем", создана пользователем Никомах, 24 ноя 2012.

  1.  
    Никомах
    Оффлайн

    Никомах Пользователь

    Сообщения:
    344
    Симпатии:
    23
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    Я не совсем понимаю богословское обоснование запрета служения двух литургий на одном престоле в один день. Знаю, что "ради единой жертвы". Но все равно тогда смущает - в одном храме на разных престолах или вообще на приставном. Не способ ли это всего лишь формально соблюсти канон, а в тоже время нарушить его дух? Предлагаю порассуждать.
     
  2.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    А в чём по-вашему дух этого канона, нарушаемый такими "формальностями"?
    Значение имеет именно престол, а не храм, ибо храм вторичен, по отношению к престолу. Поэтому службы на двух, стоящих рядом престолах - это независимые службы.
     
    Тамара нравится это.
  3.  
    Никомах
    Оффлайн

    Никомах Пользователь

    Сообщения:
    344
    Симпатии:
    23
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    Я бы и хотел побольше узнать об этом каноне, вернее о его богословском обосновании. Не очень разбираюсь в нем.
     
  4.  
    Никомах
    Оффлайн

    Никомах Пользователь

    Сообщения:
    344
    Симпатии:
    23
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    Вобщем, если кратко, то - почему?
     
  5.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Под эту тему можно добавить, что службу можно вести на груди человека. Главное, чтобы был антиминс.
    Так вы начните рассуждать, а мы продолжим.
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Если служить на живом человеке, то это должен быть епископ. И тогда антиминс уже не нужен. Равно и если в престоле заложена частица мощей. В этом плане сейчас антиминс это уже не "вместопрестолие" а свидетельство каноничности служащего священника, т.к. подписан правящим архиереем.
    Про историю канона пока ищу.
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2012
    Тамара нравится это.
  7.  
    Никомах
    Оффлайн

    Никомах Пользователь

    Сообщения:
    344
    Симпатии:
    23
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    Пока не могу рассуждать, потому что не совсем пониманию предмет. Для начала хочется узнать все-таки, почему один раз только можно. Я искал в инете и в учебнике по литургике, литургическому богословию, но... так и не разобрался. Щас вот Булгакова листаю, но он у меня на компе, трудно найти в этих томах. Я думал, может кто интересовался этим вопросом и имеет развернутый ответ.
     
  8.  
    Никомах
    Оффлайн

    Никомах Пользователь

    Сообщения:
    344
    Симпатии:
    23
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    Я читал, что если вдруг в храме пожар или цунами там,напр., то надо вынести антиминс из храма и продолжить литургию хоть на пне, пока алтарники пожар тушат (хоть польза от них будет реальная). Так что епископ как бы и не особо нужен...
     
  9.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Имелось ввиду - епископ вместо антиминса. Встал перешел в другое место и литургия продолжилась.:)
     
    Тамара нравится это.
  10.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Именно так.
     
    Тамара нравится это.
  11.  
    дьякон Михаил Кудрявцев
    Оффлайн

    дьякон Михаил Кудрявцев Пользователь Cвященнослужитель

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    42
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Как жаль, что ответа так и не появилось :((
    Так и не нашли?
     
    Тамара нравится это.
  12.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Так в чём проблема отче!?
    Вы и ответьте.
    Мы не ищем забытые темы, а отвечаем на насущные вопросы.
     
    olga75 и Тамара нравится это.
  13.  
    дьякон Михаил Кудрявцев
    Оффлайн

    дьякон Михаил Кудрявцев Пользователь Cвященнослужитель

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    42
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    :), батюшка, могу лишь поделиться тем, что я смог найти...
    Сперва скажу, чего я не нашел. Я НЕ нашел конкретного канона, запрещающего служение на одном престоле нескольких Литургий - это раз. Я НЕ нашел канона запрещающего служить две Литургии в одни богослужебные сутки одному священнику. Если кто-то найдет, буду очень признателен.
    Что нашел я:
    1. Основной опорной точкой на служение одной Евхаристии на одном престоле является вот эта цитата:
    Сщмч. Игнатий Богоносец, послание к филадельфийцам. Глава 4. Имейте одну евхаристию.
    "Итак, старайтесь иметь только одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге".
    Суть её, мне кажется очевидна - единство общины. Не надо делать много Литургий, чтобы не делить общину. Никакого магизма и лишней мистики - чистая первохристианская практика. Причем это не строгий запрет, а пожелание "старайтесь".
    2. Дальнейшее развитие этого пожелания мы можем найти у святителя Афанасия Ковровского, вот что он пишет в книге
    О поминовении усопших по уставу Православной церкви, раздел Ранняя Литургия:
    "У нас нередко делают различие между так называемыми «ранней» и «поздней» литургиями. Ранняя литургия, совершаемая даже в воскресные и праздничные дни, обычно рассматривается как литургия не торжественная, будничная, могущая быть заупокойной даже в смысле внесения в нее заупокойных песнопений, заупокойных апостола и Евангелия и гласного поминовения усопших.
       Строго говоря, Устав церковный не знает двух литургий в одном храме в один день411. По словам св. Игнатия Богоносца, «у нас один епископ, один престол, одна Евхаристия»412. Соответственно этому в одном храме может быть в один день только одна литургия. Ранняя литургия — это не другая литургия в одном храме, а первая и единственная для данного дня литургия в другом храме413.
       Поэтому всякая праздничная литургия, совершается ли она в главном алтаре, или в так называемом придельном, всегда остается праздничной литургией и не может быть иной. Литургия, как завершение всего круга суточных служб, уставом не мыслится без предварения ее этими последними, изолированно от них. Более того, со стороны изменяемых частей она находится в тесной связи и органическом соответствии со всеми богослужениями данного дня. Праздничные вечерня и утреня — праздничная литургия. И наоборот: будничная литургия может быть только при предварительно совершенных будничных вечерне и утрени. Если теперь по тем или иным причинам вошло в обыкновение в одном храме, имеющем несколько престолов, совершать в данный день одну вечерню и утреню и несколько литургий, то все литургии данного дня должны быть совершенно однородны по составу изменяемых частей и быть в полном соответствии с вечерним и утренним богослужением этого дня. Различие будет только в присоединении в каждом приделе своих храмовых тропаря и кондака и в поминовении на отпусте имен храмовых святых данного придела, разумеется, в те дни, когда то и другое разрешается Уставом. Другие различия могли бы быть допущены только тогда, когда были бы совершены в каждом приделе и различные по своему составу вечерня и утреня414. Что касается тех дней, когда, как в воскресные и великие праздники, решительно воспрещается все заупокойное, ничего заупокойного не может быть допущено и на так называемых ранних литургиях.


    Не менее значимые в этом вопросе сноски:
    411   Лишь в качестве исключительной особенности, никогда более не повторяемой, в три величайших праздника: Пасхи, Рождества Христова и Богоявления, в один церковный день литургия совершается дважды: в навечерие праздника после праздничной вечерни и порану в самый праздник.
    412   Игнатия Богоносца послание к Филадельфийцам, § 4.
    413   В одном православном храме по существу может и должен быть только один престол. Православная древность не знает утвердившегося у нас с XVIII века обыкновения устраивать в одном храме несколько алтарей, располагая их иногда в ряд, без всякого отделения одного от другого. Здесь сказалось несомненное влияние латинского Запада. Боковым алтарям у нас обычно усвояется название «придельных». Но «придел» — это то, что «ПРИДЕЛАНО» к основному, ПРИСТРОЕНО. Древняя Русь любила устроять при своих храмах приделы и их иногда бывало много (напр., Новгородская София, Покровский — Василия Блаженного — собор в Москве), но это и были действительно «придельные», т. е. приделанные, пристроенные к главному храму, но отдельные, самостоятельные храмы, а не алтари только. В архиерейских храмозданных грамотах тогда строго наказывалось, чтобы «в придел из настоящий церкви входу отнюдь не было. А вход в придел учинить из паперти» (Голубцов. Чиновники Холмогорск. собора, стр. XV). Такие придельные храмы устраивались не для украшения, не ради симметрии и не по каким-либо другим побуждениям, а единственно ради усиления молитвы. Каждый такой придел предназначался для того, чтобы в нем ежедневно совершался полностью весь круг суточных служб, для чего в каждом приделе был свой особый причт — «придельные попы». В праздники придельное духовенство, совершив несколько раньше службу у себя, шло в главный храм, где принимало участие в чтении и пении, становясь на специальные «поповские клиросы», и вместе с причтом главного храма участвовало в торжественных соборных выходах, действиях и молениях.
    414   Например, если в одном приделе совершается храмовая служба, а в другом вся служба (а не одна литургия) будничная. Или в одном приделе совершается праздничная служба, например Покрову, а в другом будничная служба ап. Анании и преп. Романа. Если же в храме отправлено только одно праздничное бдение, то и все литургии, сколько бы их ни было совершено в том храме в тот день, все должны быть праздничными.

    Выводы:
    Литургия может быть совершена один раз на престоле потому что она В ПРИНЦИПЕ должна быть одна, чтобы не делить общину. Если Литургий несколько - это уже отход от выраженной сщмч. Игнатием сути христианской общины. Со временем мы видим формирование нелепых методов обхождения этой святой рекомендации. Сперва - придельные храмы, потом придельные престолы, затем - совсем уже нелепость - приставной столик, "приставной престол". Очевидно, что св. Игнатий очень бы удивился тому, что его слова привели к такой нелепой традиции и сакрализации, по сути своей, стола, на котором совершается Литургия.
    Ко всему прочему хотелось бы дополнить слова свт. Афанасия о двух Литургиях в день. Хотя две полных Литургии в день мы встречаем действительно только в 3 Великих Праздника, но приобщение Святых Тайн 2 раза в богослужебный день мы встречаем гораздо чаще! Весь Великий Пост. Я имею ввиду Преждеосвященную Литургию пятницы и Литургию Субботы. Согласно Уставу мы Причащаемся вечером и утром. Таким образом снимается вопрос и о сакрализации временного отрезка, под названием "сутки". А значит и необходимым временем между Евхаристиями является лишь евхаристический пост (пишу это в преддверии Рождества, когда многих волнует вопрос, как же организовать ночную службу, затем раннюю и позднюю, если дьякона, например, только два, или два священника).
     
  14.  
    Zoya
    Оффлайн

    Zoya Мисс Добрая Справка Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.116
    Симпатии:
    4.802
    Лучшие ответы:
    10
    Вероисповедание:
    Православный
    http://www.zakonbozhiy.ru/question/?tag=��������
    Вопрос священнику.
    ...
    28 октября 2014
    Здравствуйте, Елена. Сутки считаются от полуночи до полуночи. Об этом есть указания в "Свидетельстве учительном", помещенном в Служебнике. А Служебником пользуется каждый священник. В течение суток возможно только одно совершение литургии. Единожды в сутки на одном престоле, одним священником.
    Вот выписка из "Настольной книги священнослужителя": "Древнее правило определяет временем совершения Божественной литургии третий час, по нашему исчислению девятый. Она может быть совершена и раньше, и позднее, по требованию обстоятельств, но не после полудня и не ранее рассвета. Исключение составляют лишь некоторые дни, когда литургия совершается "порану" или соединяется с вечерней службой. Это день Святой Пасхи, дни Святой Четыредесятницы для литургии Преждеосвященных Даров, дни навечерий Рождества Христова и Богоявления, а также дни Великой субботы и Пятидесятницы.
    Священник не может совершать в один день более одной литургии.
    Участие уже служившего священника в тот же день в соборном совершении другой литургии недопустимо.
    На одном престоле в один день может быть совершена только одна литургия в силу единства принесенной Господом Иисусом Христом крестной жертвы".
    Хотя и совершаются несколько раз в году литургия в соединении с вечерней, но совершается она не в обычное для вечерни время, не вечером, а утром, так, чтобы литургия была совершена в светлое время суток.
    Литургия Преждеосвященных Даров, не содержит Евхаристии, а является просто Причащением, поэтому может совершаться и в вечернее время.
    Напомню, что в Великом Посту Евхаристия (полная литургия Василия Великого и Иоанна Златоуста с освящением Святых Даров), совершается только в субботу, воскресенье, Благовещение и Великий Четверток.
    иерей Александр Белослюдов
     
    Последнее редактирование: 14 дек 2016
  15.  
    дьякон Михаил Кудрявцев
    Оффлайн

    дьякон Михаил Кудрявцев Пользователь Cвященнослужитель

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    42
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Зоя, здравствуйте, к сожалению, самого отца Александра Белослюдова в этой теме нет, и ответить ему нет возможности, потому я просто прокомментирую.

    Цитирую по: Служебник. Известие учительное. | www.newmartyros.ru
    "Впервые «Известие учительное» появляется в московском издании «Служебника» 1699 года. Исходным документом для его составления послужило сочинение известного московского книжного справщика (как сказали бы сегодня, – редактора богослужебной литературы), чудовского инока Евфимия (вторая половина XVII века), носящее название – «Воумление[4] от архиерея чинному служению Божественной Литургии, и иныя нуждных случаев, ведение зело потребное». В предисловии к своему труду старец Евфимий пишет, что принялся за писание этого трактата, следуя желанию патриарха Иоакима иметь практическое наставление для будущих священнослужителей.
    Однако патриарх так и не смог познакомиться с «Воумлением» до своей смерти в 1690 году. Его преемник, патриарх Адриан, в начале своего правления тяжело занемог и также не прочитал книгу. В итоге так и осталось – «…написание сие никем свидетельствовано».
    «Воумление» несколько обширнее «Известия учительного» и дает наставления не только относительно Святой Литургии, но и некоторых других церковных чинопоследований и треб. Одним из источников «Воумления», а стало быть, и «Известия учительного» послужил «Трактат о Тайне Тела и Крови Христовых», помещенный в «Требнике» киевского митрополита Петра Могилы[5] в качестве приложения. Но самое интересное, что этот «Трактат» восходит к аналогичному по содержанию трактату «De defectibus», находящемуся в одобренной Тридентским Собором (1452–1563) редакции римского «Служебника» – «Миссала». Местами «Трактат» при «Требнике» Петра Могилы представляет не просто перевод, но – в значительной части – переработку этого латинского сочинения.
    В свете вышеизложенных фактов не следует, однако, проявлять, что называется, ревность не по разуму и – отвергать «Известие учительное», как имеющее в основании «латинские измышления».
    Следует помнить, что Православная Церковь часто подвергала рецепции, своего рода натурализации, «изобретения» инославных христиан...
    "
    К тому же, мы поднимаем вопрос канонический, т.е. вопрос утверждения того или иного правила на тех или иных соборах. А канонической силы сам по себе "служебник" не имеет, а уж тем более приложение к нему. К тому же он постоянно редактируется и подлежит критике даже в своей основной части - Евхаристическом каноне. Ссылки приводить не буду, но речь об интерполяциях тропаря 3-го часа, особенно в Литургии Василия Великого, и о других местах служебника.
    Тем более, если Вы внимательно прочтете даже присланный текст, то поймете, что и он не соблюдается: "Она может быть совершена и раньше, и позднее, по требованию обстоятельств, но не после полудня и не ранее рассвета". - поголовно ранние Литургии в зимний период совершаются до рассвета. Но это я придираюсь. Доверять "Настольной книге", как научной - не следует.
    "одна литургия в силу единства принесенной Господом Иисусом Христом крестной жертвы" - ну а это, с богословской точки зрения, простите, просто чепуха. В чём логика? Да, жертва Одна - она объективно одна, и согласно богословию нашей Церкви во время Евхаристического канона хлеб и вино прилагаются в Тело и Кровь Христовы, в Те Самые уже принесенные в жертву, погребенные, воскресшие и вознесенные на Небо Тело и Кровь Христовы - т.е. в Самого Живого Христа. Естественно, что Жертва объективно одна. Тогда при чем здесь промежуток времени в 24 часа? Раньше и часов-то не было! Даже само слово "полночь" означает середину ночи, а не 12 часов ночи. Да и при чем здесь современные сутки? Цитирую по википедии, статье "Сутки":
    "В Древней Руси до XIII века «сутки» как единицу счёта времени не использовали. Древнерусские летописцы считали время днями от рассвета до рассвета..." и далее "Еврейские сутки начинаются или с заходом солнца, или в сумерках (когда появляются звёзды третьей величины). Христианская Церковь и средневековая Европа следовала этой традиции, известной на Западе как «флорентийский счёт»: согласно этой системе выражение «два часа дня» означали «спустя два часа после захода солнца». Такие особые даты как Сочельник, Хэллоуин, которые отмечаются с началом вечера, являются остатками старых обычаев, когда религиозные праздники начинались с вечера предыдущей даты." и еще далее "В XVI—XVII веках в России применялось суточное измерение времени, когда продолжительность часа устанавливалась постоянной, но, в зависимости от определённого числа того или иного месяца года, менялось количество «дневных» и «ночных» часов. Их число колебалось от 7 до 17[14], при этом на Кремлёвских часах двигался циферблат, а единственная часовая стрелка была неподвижной[15]. По этому расписанию отправлялись церковные службы, но оно было отменено синодом в 1722 году с заменой прежних часов общеевропейскими, причём началом суток сделалась полночь, а не утро, как было прежде[12]."

    "Хотя и совершаются несколько раз в году литургия в соединении с вечерней, но совершается она не в обычное для вечерни время, не вечером, а утром, так, чтобы литургия была совершена в светлое время суток. Литургия Преждеосвященных Даров, не содержит Евхаристии, а является просто Причащением, поэтому может совершаться и в вечернее время." - ну а эти слова отца Александра, слава Богу уже опровергает даже сама современная практика (об "отсутсвии Евхаристии" я даже говорить не буду - ересь). Слава Богу, уже возрождаются на некоторых приходах традиции служения Литургии ПО УСТАВУ, а не по самовольному измышлению, когда удобно, оправдывая всё светлым временем суток (то-то на Пасху ночью или на Рождество у нас так светло на улице). Соединена Литургия с вечерней - значит это ВЕЧЕР. У ранних христиан не было такой шизофрении, "говорим вечер, но имеем ввиду утро".

    Литургист СПбДА дал мне ссылку на Успенского, что у него есть статья ,,о служении двух литургий на примере Великой Субботы", но я еще не смотрел сам.
     
  16.  
    Zoya
    Оффлайн

    Zoya Мисс Добрая Справка Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.116
    Симпатии:
    4.802
    Лучшие ответы:
    10
    Вероисповедание:
    Православный
    Нашла
    О служении двух Литургий читать, скачать - профессор Николай Дмитриевич Успенский
    профессор Николай Дмитриевич Успенский
    (профессор Николай Дмитриевич Успенский(15.01.1900–23.07.1987))

    О служении двух Литургий
    Цитата.

       Типикон при изложении чинопоследований суточного круга богослужения имеет в виду служение только одной литургии, которая в обычное время года должна быть совершаема около полудня - откуда происходит ее название в просторечии: «обедня», в некоторые же праздники «порану, труда ради бденнаго», то есть ранним утром, а в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Благовещение Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и в Великую Субботу литургия, по Уставу, должна совершаться во второй половине дня - в соединении с вечерней, по отпетии всех часов и чина изобразительных.
    Служения двух литургий в один день, хотя бы то был великий праздник, Типикон не знает. Тем не менее в русской богослужебной практике существует обычай служения в один день двух литургий - ранней и поздней, а иногда и более.

       В обычное время года служение двух литургий не вызывает недоумений. Но как совершать две литургии в дни, когда Церковный Устав указывает служить литургию в соединении с вечерней, по отпетии часов и изобразительных? Для правильного решения этого вопроса в смысле сохранения верности церковной традиции и идейного значения самих служб часов, изобразительных и вечерни, с которыми связано в Типиконе совершение литургии в навечерия великих праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий Четверток и в Великую Субботу, следует учесть, что
       1) совершаемые в навечерия Рождества Христова и Богоявления «царские» (или великие) часы представляют собой особое чинопоследование, исторически возникшее на основе раннехристианского обычая встречать эти праздники начиная с предшествующего вечера в чтении Священного Писания, пении псалмов и особых праздничных антифонов. В этом смысле они отличаются от наших повседневных часов, возникших на основе древнеиноческого келейного правила псалмопения. Различное происхождение тех и других часов - одних, как нарочитого праздничного последования, а других как обычного часового псалмопения - позволяет совершение их в один и тот же день. История богослужения подтверждает возможность двукратного совершения часовых служб. Так, еще в XII веке в иерусалимском храме Воскресения Патриарх совершал со своим клиром часы Великого Пятка, затем монахи палестинских монастырей служили на Голгофе другие часы (Святогробский типикон 1122 года, изд. А. Пападопуло-Керамевсом. Anavlekta &Ierosolumitikh`z staculogivaz. Т. 2. С. 147);
       2) совершаемый в конце часов во все вышеупомянутые дни чин изобразительных есть не что иное, как начало литургии. Он отправляется в эти дни именно потому, что литургия, будучи начинаема вечерней, не имеет этой своей части. Следовательно, там, где совершаются две литургии, возможно начало ранней литургии обычным порядком - с пения изобразительных;
       3) литургия в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и Великую Субботу начинается вечерней не потому, что она служится по чину святого Василия Великого, а потому, что, по Уставу, она должна совершаться во второй половине дня, ближе к вечеру. В Благовещение Пресвятой Богородицы, если это день постный, литургия также начинается вечерней, но совершается она по чину святого Иоанна Златоуста. Иначе говоря, вечерня не составляет принадлежности литургии святого Василия Великого. И следовательно, при совершении двух литургий ранняя литургия может быть совершаема по тому же чину святого Василия Великого, но без вечерни, будучи начинаема изобразительными, как это бывает в день памяти святого Василия 1 января и в воскресные дни Великого поста. Кстати, указание Церковного Устава на совершение литургии святого Василия Великого 1 января, в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу, то есть десять дней в году, не следует понимать в смысле ограничения этого чина десятикратным служением его в течение года. Литургия святого Василия Великого в древности была наиболее распространенной в Восточной Церкви, совершалась в великие праздники и во все воскресные дни, тогда как литургия святого Иоанна Златоуста составляла принадлежность вседневного богослужения. Церковный Устав, указывая совершение литургии святого Василия Великого в перечисленные выше десять праздничных дней года, делает это не из соображений ограничения этого чина, а в целях сохранения древней традиции совершения этой литургии во все праздничные дни - хотя бы в эти великие дни. Поэтому нет никакого основания и было бы в прямом противоречии с древнецерковной традицией совершать в эти дни раннюю литургию по чину святого Иоанна Златоуста;
       4) хотя 24 декабря совершается память преподобномученицы Евгении, а 5 января - мучеников Феопемпта и Феоны и преподобной Синклитикии, молитвенное чествование их заканчивается в эти дни на утрени. Начиная же с часов, служба посвящается только наступающим праздникам Рождества Христова и Богоявления и святым уже не положено ни тропаря и кондака по входе, ни апостольского и евангельского чтения;
       5) поемое на литургии по входе «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу...» представляет древний входной стих, текст которого изменялся применительно к содержанию того или иного праздника, так что употребляемые теперь в нем фразы «воскресый из мертвых», «молитвами Богородицы», «во святых дивен Сый», как и прилагаемые в дни попразднств Господних двунадесятых праздников «рождейся от Девы», «плотию распныйся» и другие, являются вставками в этот стих. Неизменяемым было «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: аллилуиа».
      <<...>>
     
    Последнее редактирование: 15 дек 2016
    Тамара нравится это.
  17.  
    дьякон Михаил Кудрявцев
    Оффлайн

    дьякон Михаил Кудрявцев Пользователь Cвященнослужитель

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    42
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    В общем-то, это самая главная часть цитаты. Из неё мы делаем выводы:
    1. Под одной Литургией, как уже и я писал выше, подразумевается В ПРИНЦИПЕ одна Литургия в храме, а не на одном престоле или приставном столике. Т.е. суть в том, что вся община должна участвовать в этой службе.
    2. Литургия в соединении с вечерней служится во второй половине дня, ближе к вечеру или совсем вечером.
    3. Таким образом, если мы с точки зрения церковной традиции говорим о том, что день начинается с вечера, то Литургия навечерия Рождества Христова (соединенная с вечерней) и сама Литургия Рождества Христова, будь она ночная или утренняя - приходятся на один церковный день. А в случае с ночной Литургией еще и время между одной и второй Литургией может составлять часов 5-8.

    И дело тут не в престолах, и не в одном священнике, и не в одних сутках. Суть в том, что Литургия должна быть, соответственно значению слова, "Общим делом". А не частным делом отдельных людей, использующих Причастие, как средство индивидуального освящения. Евхаристическая Христоцентричность жизни общины исключает сведение Литургии до уровня требы, когда "одни хотят ночную, другие хотят раннюю, третьи хотят детскую, четвертые хотят позднюю". Знаю приход с 4 Литургиями на Рождество. И от сути слов священномученика Игнатия Богоносца не остается совершенно ничего, вопреки приставным столикам, вопреки разным священникам служащим разные Литургии...
     
  18.  
    дьякон Михаил Кудрявцев
    Оффлайн

    дьякон Михаил Кудрявцев Пользователь Cвященнослужитель

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    42
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Никто не задал более вопроса, но вопрос родился у меня самого.
    А неужели всё так плохо? Мы ведь не можем вернуться к одной Литургии, просто не хватит места в храме, так неужели канон теперь невыполним по своей сути?
    Мне кажется, что выход есть. Выход в том, что мы должны в некотором роде расширить значение Литургии. Как принято сейчас говорить - Литургия после Литургии. Именно продолжение Литургии (как богослужения) в совместной трапезе, совместном милосердном служении общины, совместном общении между семьями, происходит объединение тех общин, что как-бы разделились из-за причащения на разных Литургиях одного дня (ночью, ранняя, поздняя). Задача прихода - объединить верных христиан после Причащения Святых Тайн в совместном общении любви друг ко другу и ко всему миру.
     
  19.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Михаил, Вы уверенны что МЫ имеем право расширить значение Литургии?
    В кто мы такие, что бы брали на себя такое право?
    И как Вы в реальности это представляете?
    А вот представьте, что какой то приход.и настоятель решит и объявит о подобном расширении в понимании двух Литургий, а какой то приход и храм нет. И что произойдет тогда?
     
    Последнее редактирование: 17 дек 2016
    Тамара нравится это.
  20.  
    дьякон Михаил Кудрявцев
    Оффлайн

    дьякон Михаил Кудрявцев Пользователь Cвященнослужитель

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    42
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я не буквально, конечно :), я образно.
     
Загрузка...