Христос Воскресе! Почитал соседнюю тему про освящение айфонов и задумался - а что такое освящение вообще? Как-то у меня в этой сфере пробел обнаружился. Освящение воды, особенно на Крещение - процесс особый, его касаться сейчас не будем. А вот освящение предметов, еды, жилья - в чем там суть? Насколько я понимаю, к таинствам Церкви этот процесс не относится. Есть терминологическое понимание, что благодать безусловно подается в процессе таинств, но поскольку здесь не таинство, то и безусловной благодати не должно быть. Что же это? Форма молитвы? Но какой тогда в этом смысл, если человек невоцерковленный раз в год приходит святить паску или раз в 5 лет - машину, или раз в 20 лет - квартиру. Какая там молитва? Или еще круче - когда освященный предмет просто дарят знакомому. Объясните, пожалуйста, кто как понимает?
Догматическое богословие Олег Давыденков, Раздел 12 читать, скачать - протоиерей Олег Давыденков "в Церкви, которая живится Духом Святым, нет и не может быть «безблагодатных» священнодействий" "в обычных священнодействиях преподаваемая благодать имеет общий, «неопределенный» характер. Через них человеку преподается спасительная благодать, и призывается благословение Божие на те или иные виды деятельности (например, молебны о путешествующих, учащихся и т. п.) или на некоторые материальные предметы (освящение жилища и др.). Однако при этом невозможно с определенностью сказать, как именно эта благодать действует в человеке, какие изменения в его жизни, в состоянии его природы она вызывает. В таинствах же действие благодати носит конкретный характер. Участвуя в таинствах, человек приобретает новые, и при этом вполне определенные, свойства, возводится на качественно иной уровень христианского бытия. Например, в крещении человек духовно возрождается; в миропомазании получает необходимые для христианской жизни дары Святого Духа; в таинстве брака мистически соединяется со своей супругой (супругом) в плоть едину; в таинстве покаяния получает прощение грехов и воссоединяется с Церковью и т. д. Таким образом, в таинствах человеку преподаются все благодатные дары, необходимые для спасения. С точки зрения конечной цели христианской жизни все остальные священнодействия, при всей своей значимости и полезности для духовной жизни, имеют вспомогательный характер."
Гммм. Думал, что вопрос интересней. Существует семь этапов спасения человека. Один из них освящение. Последний обожение. первый оправдание. Там есть еще (кроме освящения) - искупление, примирение, усыновление. Только библейское истолкование относится к человеческой душе. Ну, это ради справки. Этапы - это ступени усвоения спасения. (об освящении айфонов в требнике ничего не написано) Квартиру освящают, как малый храм. Транспортное средство не освящают, а молятся о том, чтобы не убиться в нем (и других не убить). Еду благословляют (как икону-тень евхаристии). Иконы, крестики - проводят экспертизу каноничности, и при наличии таковой, совершают первую молитву перед святыней. Евхаристические принадлежности "освящают", прося Бога принять для Своего служения. Что там еще? Средства труда не освящают, а молятся о помощи Божией в труде, и кропят водой всё
Спасибо. Вот где об этом я и спрашивал. А то часто слышишь о том, что где-то кому-то что-то освятили. И складывается такое ощущение после этих слов, что люди относятся к этому как к некоему магическому ритуалу - получает человек освященный предмет и радуется. В первую очередь, наверное, стоят паски и прочее содержимое корзинок на Пасху - идет народ колоннами святить корзинки, а потом на год дорогу к храму забывает зачастую. Хотя, наверное, лучше пусть хоть так ходят - глядишь, когда-то и более серьезно придут при случае. П.С. Если говорить про Пасху - очень удивился этой Пасхой, когда выходя из храма после всенощной, часа в 3 ночи, обнаружил, что под храмом стоит несколько сотен людей шеренгой со своими корзинками. Повторюсь - в 3 часа ночи. Воникает вопрос - если человек маловерующий, то зачем он приходит в середине ночи к храму посвятить паски, если их святят и до всенощной с вечера, и позже - утром, чуть ли не до 10 утра? А если ночной приход в храм ему кажется более правильным, то почему бы не прийди уже на саму службу? П.П.С. Перечитал этот свой пост - похоже, я успел уже в письменном виде грехом осуждения "отличиться". Господи помилуй!
Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров. (Г.Х. Андерсен) Многие из нас были маловерующими и даже неверующими. Пути Господни неисповедимы.
У апостола Павла другое мнение. Евр гл. 11. добавлено: 5 май 2017 О делах и награде, удивило. Послание ап. Павла к Римлянам - первый многословный Символ веры, где есть точное определение христианства. Гл 4. "дела с наградой". добавлено: 5 май 2017 Если ГХА не в курсе, что такое христианство, то зачем нам его повторять?
Может, Г.Х. Андерсен просто и достаточно умело разбирался в людях, независимо от того, кем они себя позиционируют?