Литургия Василия Великого

Тема в разделе "Задать вопрос священнику", создана пользователем Гендальф Белый, 14 мар 2010.

  1.  
    Гендальф Белый
    Оффлайн

    Гендальф Белый Новичок

    Сообщения:
    27
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    Как известно, Литургия Василия Великого служится во дни Великого поста. Наверняка батюшки знают почему именно по великопостным Воскресеньям служится сия богохвалебная Литургия? Каковы основания для заметы традиционной Литургии И.Златоуста.
    Все знакомые, у которых я спрашивал, говорят о давней традиции и т.п. А я знаю, что в Православии традиции не бывают бессмысленными. Есть какая-то мотивация.

    Второй вопрос: я сегодня был на Литургии. В конце неё читается заамвонная молитва. У меня возник вопрос: а почему (по какой причине) она читается именно за амвоном?
    Спрашивал у знакомых, говорят про то, что раньше для этого были причины. А сейчас почему батюшки выходят из Алтаря?
     
  2.  
    Гендальф Белый
    Оффлайн

    Гендальф Белый Новичок

    Сообщения:
    27
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    Ввиду последних настроений по поводу моей неискренности.
    Отрешаясь от елейности, уже не спрашиваю, а утверждаю, что священники ПЦ, десятилетиями служа, не задумываются о той мере формализма, в которой находятся. Рассуждение на предложенные вопросы обогатит любого православного (в т.ч. и священника). Он станет искать информацию, задумываться, отделять существо богатой (без иронии) православной традиции от шелухи и условностей формализма.
    Заамвонную молитву уже более тысячелетия нет смысла читать за амвоном. А Литургия Василия Великого практикуется как компромис нескольких православных традиций. Синтетированы они способом немного топорным, но чтобы не удивляться топорности сегодняшних решений церковноначалия, считаю полезным знать, что преимущественно так было всегда. Сила Божия в немощи (а не в "соборности") совершается. Влияние же западной литургической традиции явилось в практике Литургии папы римского Григория Диалога (Двоеслова). О неправомочности её современной практики писано немало. Так, православная богослужебная традиция являет нам пример примирения различных литургических практик. Разве это плохо или я сказал ересь?
    П.С.
    В Евангелии есть горькие слова Христа: "Кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами её" (Мф 11:16-19)

    Не равняясь со Спасителем лично, ситуацию вижу равной: когда на этом форуме пишут правдиво и волнующе, говорят "в тебе бес, ты злой", когда пишешь с елеем, говорят "ты фальшивишь, нет правды в тебе". Так нужна правда (или её поиск) или нет? Блюдите, да не будет оправдана древняя премудрость современными её чадами!
     
    Последнее редактирование: 15 мар 2010
  3.  
    Христина
    Оффлайн

    Христина Новичок

    Сообщения:
    83
    Симпатии:
    26
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А Вы тот самый благородный герой, который заставляет священников думать и избавляет их от формализма?:)
    И кто Вас благословил на этот подвиг?:)
     
  4.  
    Марина из Южного
    Оффлайн

    Марина из Южного Новичок

    Сообщения:
    85
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Согласна. Вот никогда не задумывалась, почему "заамвонная"? Просто воспринимала как данность. Расскажете?
     
    Семён нравится это.
  5.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Завершалась литургия кратким благодарением после причащения, заамвонной молитвой, которую клирики читали за амвоном в центре храма, направляясь с остатками Святых Даров в сосудохранилище, и заключительным благословением. Еще одна молитва читалась в сосудохранилище при потреблении Даров [18, 117]. Заамвонная молитва, вероятно, была не такой, как в современном чине, где она кратко дублирует содержание анафоры.

    "Киприан Керн ЕВХАРИСТИЯ"
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Тамара нравится это.
  7.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    У Киприана Керна:
    Название ее "заамвонная" (ευχή όπισθάμβωνος) показывает, что она читается среди народа. Β древности епископ возлагал во время чтения этой молитвы свои руки на молящихся, подобно тому, как в конце литургии оглашенных он возлагал благословляющие руки на оглашенных, одержимых, просвещаемых и кающихся. На Востоке она читается перед иконой Спасителя (иерусалимская практика) или же, как и y нас, за амвоном (венецианская редакция служебника).
     
    Тамара нравится это.
  8.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Кстати, указание Церковного устава на совершение литургии св. Василия Великого 1 января, в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу, т. е. десять дней в году, не следует понимать в смысле ограничения этого чина десятикратным служением его в течение года. Литургия св. Василия Великого в древности была наиболее распространенной в Восточной Церкви, совершалась в великие праздники и во все воскресные дни, тогда как литургия св. Иоанна Златоуста составляла принадлежность вседневного богослужения. Церковный устав, указывая совершение литургии св. Василия Великого в перечисленные выше десять праздничных дней года, делает это не из соображений ограничения этого чина, а в целях сохранения древней традиции (совершение этой литургии во все праздничные дни) хотя бы в эти великие дни. Поэтому нет никакого основания и было бы в прямом противоречии с древне-церковной традицией совершать в эти дни раннюю литургию по чину св. Иоанна Златоуста;

    БОГОСЛУЖЕНИЕ
    О СЛУЖЕНИИ ДВУХ ЛИТУРГИЙ
    Успенский Н. Д., проф.
     
    Тамара нравится это.
  9.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Да здравствует Интернет и поисковые системы!
     
    Тамара нравится это.
  10.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо о. Гэндальфу - и вправду зашевелился!
     
    Тамара нравится это.
  11.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Гендальф - сильно звучит:ap::ap::ap:
    А на приходе должны быть тогда круглые окна и двери, ну и паства из благочестивых хоббитов:bk:

    Могу продолжать, но еще немного и нужно будет самому себя удалять за оффтоп:ah:
     
    Тамара нравится это.
  12.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    О. Всеволод, Вы хорошо описали те причины, по которым это когда-то было в практике Церкви. «направляясь с остатками Святых Даров в сосудохранилище...», но сейчас ведь никто и не думает направляться в сосудохранилище. Почему же священники, таки, выходят? Я, между прочим в вопросе заранее акцентировал его на современной мотивации, пиша: «А сейчас почему батюшки выходят из Алтаря?»
    То же самое и о том, что «Β древности епископ возлагал во время чтения этой молитвы свои руки на молящихся...». Сегодня священник поворачивается к этим молящимся спиной. Зачем тогда выходить?
     
  13.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    А наша сегодняшняя Литургия - это сплошной СИМВОЛ - воспоминание о практических действиях, адаптированное к сегодняшней практике. Если уж спорить об анахронизмах, давайте поспорим про Литургию оглашенных и вставку "о еже ко Просвещению" на Литургии Григория Двоеслова. Толку-то? Вы, Ваше волшебное преподобие, помнится на другом форуме осветили обе стороны - и символическую, и практическую в Богослужении. Изберем царский путь - останемся посредине, без крайностей.
     
    Тамара нравится это.
  14.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Ув. о. Всеволод, в Вашем ответе опять на невольно произошла небольшая подмена вопроса: я спрашивал о современной мотивации для замены традиционной Литургии И.Златоуста. Вы пишете: «Литургия св. Василия Великого в древности была...»
    В итоге Вы утверждаете, что Литургия В.Великого служится «в целях сохранения древней традиции» (!!!). Позволю себе заметить это несколько странным. Церковь не музей. Традиция не может сохраняться ради себя самой, ибо порождена она и поддерживалась определёнными задачами, которым служила. В то же время Вы свидетельствуете о нарушении традиции служения Литургии Василия Великого заменой её на Литургию И.Златоуста. Далее следуют слова: «Поэтому нет никакого основания, и было бы в прямом противоречии с древне-церковной традицией совершать в эти дни Литургию по чину св. Иоанна Златоуста». Почему же если раньше Литургия Василия Великого «совершалась в великие праздники и во все воскресные дни», а сегодня везде на её месте (кроме 10 дней в году) - Литургия Златоуста, это – нормально. А если перестать служить её ещё в некоторые из этих 10 дней, то это «было бы в прямом противоречии с древне-церковной традицией»?
    Почему же Литургии свт Амвросия Медиоланского, ап. Иакова и др. с тою же «музейной» целью не служатся в обязательном порядке «в целях сохранения древней традиции»?
     
  15.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Э, батенька, да Вы мне шибко умные мысли приписываете! Это господин Успенский писал (см. сноску), а я лишь цитировал.«Поэтому нет никакого основания, и было бы в прямом противоречии с древне-церковной традицией совершать в эти дни Литургию по чину св. Иоанна Златоуста» - Вы пропустили в цитате слово "раннюю" - статья-то была о совершении двух Литургий в один день. И автор говорил, что какой смысл служить раннюю - Златоуста, а позднюю - Василия.
     
    Тамара нравится это.
  16.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    В такому разi ответ на поставленный вопрос не дан. Я ведь не о ранних-поздних Литургиях в 1 день спрашивал.
     
  17.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Мысль автора разовью я: Коли у нас воскресная служба по торжественности и наполняемости храмов приблизилась ко вседневной в ТЕ времена, то и Литургия эдак сама собой перекочевала с Василия Великого на Иоанна. А Устав призывает сохранить хоть то мало, что еще осталось - 10 дней в году.


    Да пребудет с нами (э... что: кольцо что ли? Не: ПОСОХ!!!)
     
    Тамара нравится это.
  18.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Peace in the Middle-Earth!
     
Загрузка...