Диалог о блудной страсти

Тема в разделе "Нравственные вопросы", создана пользователем Прот. Вячеслав Рубский, 15 сен 2012.

  1.  
    Прот. Вячеслав Рубский
    Оффлайн

    Прот. Вячеслав Рубский Новичок Cвященнослужитель

    Сообщения:
    119
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Приветствую читающих!
    Время от времени на любом форуме всплывают диалоги о степени половой аскезы. Вот и на нашем в очередной раз (в теме «О косметике и внешней красоте») появляются привычные обтекаемые выражения типа: «желающих на любительском уровне заняться бальными танцами (эротическими – см. выше по тексту), это и не так уж плохо. Но точно, что и не совсем хорошо».
    Продолжая подзабытый жанр диалога, предлагаю фигуральный диалог на эту тему. «Мистер А» и «Мистер Б» его начнут, а уважаемые форумчане его, скорее всего, продолжат. Итак,
    Мистер А: Я затрудняюсь понять высокий пафос вокруг отчаянной борьбы с блудной похотью и эротизмом. Мне кажется, всё гораздо проще: если у человека заболит живот или его посетит мигрень, то вся его эрофилия и похоть улетучится «как с белых яблонь дым»! Чего же стоит тогда весь шум вокруг «непобедимой» силы этой страсти?
    Мистер Б: Касательно бед и болезней замечено верно. Но человек создан для благоденствия, и во всё время благоденствия эта страсть будет его искривлять.
    Мистер А: Но, что является искривлением человека? Неужели бесполый человек кажется Вам нормальным?
    Мистер Б: Нет, но всё должно быть в пределах положенных природой или культурой.
    Мистер А: Если природой, то мы придём к норме бессердечных заячих сношений, если культурой, то тут до пресловутой «цели брака – деторождению» недалеко с его внутрисемейным пуританством.
    Мистер Б: Мы говорим не о природе, которая падшая и не о культуре разноликой во временах и народах, а о божественных установлениях и, если хотите, рамках. Вы читали Библию: Бог не стал бы осаживать то, что неопасно.
    Мистер А: Ваш довод принят. Неслучайно поэтому древняя Церковь вплоть до средних веков с большим подозрением относилась к смеху. А порой и прямо его отрицала.
    Мистер Б: При чём здесь смех? Смех и блуд – разные вещи!
    Мистер А: Дело в том, что осторожное отношение Церкви к смеху имеет свои основания. И речь не только о пошлых шутках. 90% комичных ситуаций требуют от воспринимающего их определённого рода бесчувствия к чужой боли, трагедии или даже смерти (чёрный юмор). Т.е. чтобы посмеяться над чужим «смешным» падениями, страхами, шоками, неудачами и т.п. необходимо душевно абстрагироваться от реального измерения ситуации. Например, ранние фильмы Ч.Чаплина, мультик «Том и Джери», «Ну погоди» и т.д. переполнены ситуациями, которые при натуральном их восприятии (самим героям) смешными не кажутся.
    Мистер Б: Мне вспомнился замечательные стишки Спайка Миллигана. Например, этот:
    В пустыне, чахлой и скупой,
    На почве, зноем раскалённой,
    Лев, проходя на водопой,
    Съел по ошибке почтальона.
    И что же? Он теперь грустит,
    Грустит, несчастный, и скучает:
    Хотя он очень-очень сыт,
    Но писем он не получает.

    Мистер А: Таким образом, если человек увлекается смехом, то он идёт к бесчувствию амбивалентных ситуаций горя, святости и т.п. Отсюда заядлый шутник вовсе неслучайно приходит к насмешкам над чужим увечьем или святыней.
    Мистер Б: Так, всё-таки, причём здесь блудная похоть, эротика?
    Мистер А: При том, что оба эти свойства, как Вы заметили, строго обусловлены собственным благоденствием и хорошим самочувствием: никому не будет смешно если кирпич упадёт на голову ему. Также и про эротику в этот момент никто не помыслит. Таким образом, тот, кто борется с похотью/эротикой/блудом и т.п. должен также относиться и к смеху. Историей христианской мысли это весьма подтверждается.

    см. продолжение...
     
    Последнее редактирование: 15 сен 2012
    Тамара нравится это.
  2.  
    Прот. Вячеслав Рубский
    Оффлайн

    Прот. Вячеслав Рубский Новичок Cвященнослужитель

    Сообщения:
    119
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Мистер Б: Т.е. Вы намекаете на то, что борьба с блудом должна походить на «борьбу» со смехом? Т.е. отнестись к ней почти без сопротивления?
    Мистер А: Нет. Я просто слегка недоумеваю. Как Вы заметили, эфемерность блудных желаний для меня сродни той же эфемерности юморного настроения. Следовательно, методы, а я говорю именно о них, не должны быть так радикальны, как традиционное искоренение (точнее, тщетные к тому попытки). Это, на мой взгляд, должно быть, скорее, определение сфер эротизма, а не, повторюсь, борьба с ней до полной аннигиляции.
    Мистер Б: Ну, так это я и подразумевал, когда говорил о необходимых рамках. Т.к. радикально бороться с эротизмом немыслимо хотя бы потому, что мы благословляем брачное ложе.
    Мистер А: Нет, не совсем так. Я не имею ввиду осаживание похоти лишь до некоторой степени (т.е. полу-борьбу). Речь даже не о туннелировании (канализации) человеческого эротизма, а о полном уподоблении его смеху и юмору. Т.е. смех разрешён в полном объёме, в то же время, ограничивается рамками культуры (не смеяться вголос в музеях, поминках и т.п.), и ещё более ограничен о предмете смеха (чужая беда, уродство, святыня и т.п.).
    Мистер Б: Нет, коллега. Любая страсть сужает человека, делает его примитивнее. К блуду это вполне относится. Не говорите мне, что часто смеющийся шутник или веселушка подобны блудникам и блудницам. Мне кажется это потому несопоставимо, что чувство юмора куда более связано с сознанием, т.е. подчинено ему, нежели блудная похоть. Последняя коренится в инстинктах, гормонах, хромосомах и т.п. Следовательно, и принципы ограничения этих человеческих проявлений должны быть разными.
    Мистер А: И какими?
    Мистер Б: Ну,... со своим законным супругом можно всё и всегда, а с чужим – ничего и никогда.
    Мистер А: Звучит красиво. Но тогда окажутся непоследовательной православная традиция усечения и супружеской жизни. Это выявляет в Вас обновленца (в нормальном понимании термина), т.е. человека вносящего новое под личиной классики или почтенной древности. Ведь Вы предлагаете принцип, никогда не принадлежавший православному наследию, да и не помню кому вообще.
    Мистер Б: Исторически, я пожалуй, с Вами соглашусь, но идейно, мне кажется, я ближе к традиции, чем Вы.
    Мистер А: Просто я думал, что для Вас важно соответствие именно Православию. Если же вы косвенно апеллируете к чему-то вроде здравого смысла, то мы непременно вернёмся к законности различных трактовок природных позывов, т.к. каждая из них руководствуется тем же здравым смыслом или наподобие.

    Далее продолжают все...
     
  3.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Тема просто к стати(кстати!). Интересная потому,как тянет за собой целый воз наших страстей. И это начинаешь понимать со временем в лучшем случае конечно.. Особенно хорошо,когда супруги оба упражняются в аскезе. И по ходу супружеской жизни в интиме у супругов происходят метаморфозы,в лучшую сторону конечно.
    Например по своему неофитству,чрезмерное воздержание влечет разлад в обычных отношениях супругов,что вредно для души. А взаимное дружественное влечение супругов и любовь,с последующей близостью приводит к миру всех членов семьи. Особенно это чувствуется на детях. Главное не переборщить,дети и это чувствуют на подсознании. Они как индикатор для супругов. Не буду в подробностях,у каждого свои ньюансы.
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2012
    Тамара нравится это.
  4.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.495
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Об осязании своего тела.

    Что касается чувства осязания, то оно может рассматриваться с нескольких сторон: как способ познания, как эмоциональное переживание посредством ощущений тела, как защитные приспособления организма. Нам же полезно узнать о второй стороне, т.к. св. отцы рассматривают ощущения от осязания как соблазн при действии блудной страсти, именно со стороны эмоционального переживания посредством ощущений тела. При этом это может быть осязание своего тела и чужого.
    Нравственное богословие (Грехи против 7-й заповеди, грех: Скоктание, или щекотание; страстное осязание и лобызание): «Чувством осязания, или самим прикосновением к другому полу, возбуждается и питается плотская похоть».
    Грех, который имел свои корни от приятных осязательных ощущений кожного покрова, называется малакией или рукоблудием.
    Иоанн Лествичник (Лествица, сл.15): «бывает телесный блуд и без участия иного тела. Есть в нас некая смерть и погибель падения, которую мы всегда с собою и в себе носим, а наиболее в юности. Но погибель сию я не дерзнул предать писанию, потому что руку мою удержал сказавший: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5,12)».
    Нравственное богословие (Грех против 7-ой заповеди, Грех: малакия): «Об этом грехе следует особенно сказать: «блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6, 18).
    Если говорить о рукоблудии, то необходимо сказать, что человек привыкает к нему с детства, а значит навык велик и борьба – трудна.
    Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн.6, гл.1): «По преданию отцов … против духа блуда, — брань более других продолжительная, постоянная, жестокая, в которой весьма немногие одерживают совершенную победу, и которая, с первого времени зрелости возраста начиная беспокоить, не прекращается до тех пор, пока прежде не будут побеждены прочие страсти".
    Советы отцов против рукоблудных осязаний:
    Прежде всего, следует следить за своими мыслями и творить постоянную молитву, потому что когда ум рассеян и находится в постоянном блуждании и мечтаниях, враг посылает свои ядовитые стрелы блуда.
    http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=snecessity
     
    Последнее редактирование: 25 сен 2012
    Тамара нравится это.
  5.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Долго не решался прочитать много букв, написанных о. Вячеславом. Вот. Осилил.
    Чего-то я все равно не въехал. Наверное переутомился в духовных трудах...
    О чем спор? О том, что блудная страсть - не более сильна и неестественна, чем желание посмеяться? Тогда почему шутников (хороших) любят все, а блудники могут похваляться своими "подвигами" лишь в кругу себе подобных?

    В понятии "блудная страсть", на мой взгляд, ключевое слово "страсть". И, как и прочие страсти, она предосудительна в принципе. Повторюсь, не потому, что блудная, а потому, что страсть.
    Действительно, почему ее выделяют среди прочих страстей? Из-за дедушки Фрейда? Так ведь другие корифеи психоанализа (Юнг, Адлер) ставили во главу угла другие страсти - жажду власти, например. Ничуть не менее аргументированно.

    Мне один Владыка как-то сказал, что в монашестве блудные искушения самые легкопреодолеваемые. То что приходит потом, преодолеть гораздо труднее... Понятно, все это индивидуально, но все же.

    А насчет
    Наша писня гарна нова... (укр. (с))
    Разве не позицию мистера Б остаивает ВСЯ православная традиция? Начиная от кн. Бытия (Адам познал Еву, а не просто у них родились дети), прем. Соломона (пей из своего источника, не расточай себя на торжищах и перекрестках..), через Евангелие (первое чудо - на браке), послания апостолов ("не уклоняйтесь друг от друга") и даже И. Златоустого (в том смысле, что мужья должны беречь свое тело - имущество жены, а не раздавать его блудницам).
    А мистер А в данном случае совершенно непоследовательно озвучил псевдоправославный взгляд неумеренных ревнителей.

    Тема о воздержании в пост уже была. Я считаю, что воздержание - никоим образом не отрицание плоти, не гнушение плотью, но чисто духовное упражнение. Дабы плоть не взяла власть в свои руки и не родились страсти. Совсем не обязательно блудные.
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.495
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Так понял, что дело не в силе страстей, а в том, что смех постепенно приводит к бесчувствию в участи ближних :bw:
     
    Тамара нравится это.
  7.  
    Serg
    Оффлайн

    Serg Фотогуру Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.600
    Симпатии:
    243
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Я думаю не стоит о смехе и юморе говорить однозначно. Смотря с какой целью и как смеется. Не зря есть понятие "черный юмор", выделяющий недобрые шутки. И всем знакомо, как обезоруживает смех, снимая негативные эмоции.

    Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. Пс., 36, 12-13
     
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Та да. Стержень всех проблем гордость и тщеславие. Монахи называют это - "крутит". А блудная страсть, Игнатий Брянчанинов называет ее "калом". То есть, она так воняет, что сразу заметно. Говорит, повезло, если этим искушаешься. С помощью блудной страсти легче всего познать свое падение. В этом смысле, от нее больше пользы, чем вреда. Лишь бы на деле не исполнял, и плача о немощи и покаяния не оставлял. Так что сатана в монастыре сильно этим не пользуется.
     
    Тамара и Максим Николаевич нравится это.
  9.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Во как получается,блудная страсть еще и положительную функцию несет для спасения души.
     
    Тамара нравится это.
  10.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    НЕТ, ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ НЕСЕТ СМИРЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ И ПЛАЧ О СВОЕЙ НЕМОЩИ
    Просто, видя в себе грязь (а она естественна для падшего человека), проще сказать о себе, "Боже, милостив буди о мне, грешном". А человек, который не видит в себе нечистоты, мнит о себе "несть якоже прочие человеки". А то последнее - смерть.
     
    Тамара и Максим Николаевич нравится это.
  11.  
    Крис
    Оффлайн

    Крис Новичок

    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Думается мне, неспроста отец Вячеслав эту тему поднял, ох, неспроста...:bw:
     
  12.  
    Татьяна Дм.
    Оффлайн

    Татьяна Дм. Пользователь

    Сообщения:
    39
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Это точно. Если у меня похоть плоти или "прелюбодействую в сердце своем", то знаю, что прежде я пала в гордость.
     
  13.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Я немного не это имел в виду. Не знаю как объяснить кратко.
    Есть три страха Божия. 1. Рабский, 2. Наемнический, 3. Сыновний. Они являются этапами нормального духовного развития человека. Если есть первый, - это хорошо. Хорошо, если человек научился писать буковки. Плохо если первоклассник на этом останавливается.
    Рабский страх - то о чем Вы пишете: если я согрешу (например, осуждением или превозношением, хвастовством) Бог меня "накажет" тем, что ко мне придут помыслы. Я, анализируя свою душу, вижу, что 90% постыдных грехов я не совершаю именно по такому принципу. Это на грани фарисейства. Но, лучше так, чем пить и блудить. Лишь бы укорять себя в дефектности своих добродетелей.
    Наемнический страх - если я осужу и т.д. по списку, то Бог "не даст мне благодати" - чистоты, зрения Бога, молчания помыслов, внимательной молитвы и т.д.
    Сыновний страх - о! Расскажу, когда узнаю. Теоретически - это страх того, кто все имеет. Его Отец - Бог. Где Бог - там и рай. Это распятие на кресте. Это радость человека, тело которого разлагается от раковых язв ...
     
    Тамара и Максим Николаевич нравится это.
  14.  
    Татьяна Дм.
    Оффлайн

    Татьяна Дм. Пользователь

    Сообщения:
    39
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    У меня нет рабского страха пред Богом. У меня отеческие отношения. Я не могу быть рабом Божиим, так как слишком немощна для этого, да и вообще по жизни.... и сила Божия в моей немощи совершается. Отеческую любовь, его заботу я постоянно чувствую на себе и своих детях. И эта Любовь Божию не соизмерима с человеческой любовью.
    Что касается блудной страсти, которая бывает в мыслях и сердце и лишь благодать Божия не дает совершиться греху мне попускается, когда сердце ожесточается гордостью или тщеславие. Это как «клин клином выбивается». Может я заблуждаюсь?
     
  15.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    QUOTE=Татьяна Дм.;38045]У меня нет рабского страха пред Богом. У меня отеческие отношения. [/QUOTE]
    Ну, это строить дом с крыши.
    А еще, советую прочитать Авву Дорофея и Игнатия Брянчанинова "О прелести"
     
    Тамара нравится это.
  16.  
    Татьяна Дм.
    Оффлайн

    Татьяна Дм. Пользователь

    Сообщения:
    39
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну почему прелесть? Думаю вы делаете поспешные выводы не разобравшись в человеке. Почему рабский страх, когда доверительные отношения с Богом? Я росла без отца, а сейчас обрела Отца. Понимаю, что последний грешник и бываю недостойной и порог Храма переступить, но Господь не к праведным пришел, а ко мне грешной для покаяния и "псы питаются крупицами от трапезы Господней".
    Спасибо за советы почитать книги, я читала Авву Дорофея давно, наверное, все забыла.:bw: А из 7 томов Игнатия Брянчанинова, кторые пылятся на полке у меня прочитано только 1,5.
     
    Последнее редактирование: 19 окт 2012
  17.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный


    Это я так потому, что сам в прелести. Святые говорят, что нет не единого человека на земле, в котором не было бы прелести. Самый характерный признак господства прелести в человеке - отрицание этого факта. Так что Вы сами назвали характерный симптом.
    В наличие прелести нет ничего особенного. О прелести в 1-м томе. А еще там же "об отношении человека к страстям его". Там есть о том, как нам следует относится к своим недостаткам (самое не советуемое - отрицание).
    Тут как в онкологии: шок-отрицание-торг-отчаяние-приятие. Вы на какой ступени? Вы сказали - на второй.
     
    Тамара нравится это.
  18.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный


    Та нет.
    В рабском страхе нет ничего предосудительного. Он тогда, когда человек боится, что в его жизнь придет что-то, чего он не хочет. Речь идет не столько об аде или болезнях (хотя, хотя... я тоже за "долго и счастливо"), но даже о великих духовных дарах.
    Это не униженный страх бесправного и забитого. Это не животный страх. Он больше напоминает человека, который стоит перед проезжей часть дороги, и боится перейти на красный свет.

    О сыновнем страхе я говорить не буду. Опыта нет. Но я его видел. При сыновнем страхе человек не ищет даже рая. Не боится согрешить. Он уже живет в Царстве Небесном, хотя и не знает об этом. Он - в плоти, но уже выше плоти.
    Я рад за Вас, если Вы искренни. :br:
    Просто, Вы говорите о совершенстве, а я :bu:, начинающий в духовной жизни, Вам завидую.

    Когда человек развивается, он переходит из силу в силу. Происходит развитие и изменение сил. Мимо рабского (он, просто, называется неприятно) люди не приходят к совершенству.
     
    Тамара нравится это.
  19.  
    Татьяна Дм.
    Оффлайн

    Татьяна Дм. Пользователь

    Сообщения:
    39
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я соглашусь с вами, батюшка. Надо мне действительно почитать и разобраться с прелестью…
    Вообще я люблю монастырские службы, даже работу поменяла, что бы была поблизости с ним и была возможность иногда быть на утренних службах….. может и есть вероятность впадения в прелесть.
     
  20.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Я о другом. Прочтите Игнатия. О Ваша любовь к службе - похвальна.
     
    Тамара нравится это.
Загрузка...