Бедной или богатой должна быть Церковь?

Тема в разделе "Вопросы духовного здоровья", создана пользователем Сергей, 31 авг 2013.

  1.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.495
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    В Заволжский скит преподобный Нил Сорский принес монашеские правила Афона, где начинал свои подвиги.
    Преподобный Иосиф Волоцкий - продолжатель традиции монастырского общежития.
    О чем спорили прп. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский?
    Бедной или богатой должна быть Церковь? Спорят об этом очень часто. Даже верующие люди. А уж люди, далекие от Церкви, просто уверены, что золото на куполах, церковная пышность и богатство - это уход от древнего идеала добровольной бедности, и что священник на машине или с мобильным телефоном "не соответствует занимаемой должности". Нередко кивают на историю - мол, знаем, что в Церкви с давних пор есть стяжатели и нестяжатели, и что стяжатели явно победили. Чтобы точнее узнать, кто такие стяжатели и нестяжатели, и какой между ними был спор, мы обратились к профессиональному историку - Николаю Николаевичу ЛИСОВОМУ, старшему научному сотруднику Института российской истории РАН, заместителю председателя Императорского Православного Палестинского Общества.
    - Николай Николаевич, о проблемах бедности и богатства размышляли и спорили уже в XVI веке - я имею в виду полемику преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Все знают, что прп. Иосиф представлял позицию "стяжателей", а прп. Нил - "нестяжателей". Но подробности и суть дискуссии не всем известны. Не могли бы вы рассказать, в чем состоял конфликт?
    - Думаю, начинать разговор надо с более давних времен и с более принципиального вопроса. В свое время протоиерей Георгий Флоровский одну из интереснейших своих статей назвал "Империя и Пустыня". Так он обозначил главное движущее противоречие в жизни Церкви. Пустыня - это, говоря обобщенно, сфера личностного начала: уединение и молитва, христианский аскетизм, подвиг отшельников, столпников, безмолвников. Империя - это иная сфера, иные формы духовности и подвига: государственными, экономическими, духовными и военными средствами созидаемое и ограждаемое пространство спасения для всех - для всего "крещеного мира", соборный труд и соборный подвиг, духовные и социальные иерархии, православные культура, наука и искусство. Это - литургия в буквальном смысле греческого слова: "общее дело", "общественное служение" во всех областях жизни и деятельности.
    Когда Церковь вышла из катакомб (в которых, конечно, не было ни общественного признания, ни его атрибутов: величественных храмов, развитого пышного богослужения - словом, ничего от блеска культуры, от которой, в языческом ее состоянии, как раз и стремились уйти христиане первых веков), она вошла... в Империю. Да, да - в ту самую Римскую империю, которую только что благоустроил, реформировал и укрепил великий император и великий гонитель христианства Диоклетиан. Его преемник, святой император Константин, крестил эту языческую, диоклетианову Империю и ввел в нее Церковь. И со временем Церковь, сохраняя в недрах своих (прежде всего благодаря монашеству) идеалы и ценности Пустыни, начинает, однако, вполне закономерно тяготеть ко второму своему, православно-державному, началу. Император возводит великолепные храмы, его мать Елена едет в Иерусалим, производит раскопки на Голгофе, обретает Гроб Господень. Строится храм в Вифлееме над пещерой Рождества Христова. Когда Константин пишет епископу Макарию, главе Иерусалимской Церкви, о строительстве главного храма всего христианства - храма Гроба Господня, он говорит: ты мне напиши все, что тебе нужно. Нужно золото - сколько нужно золота? Нужны драгоценные мозаики - сколько нужно мозаик? Ни в чем не отказывай себе, ничего не жалей. Юстиниан, когда два века спустя строил Святую Софию в Константинополе, приказал собрать лучшие колонны из древних языческих храмов.
    Так в церковной жизни возникают два полюса: святые отцы Пустыни и святые отцы Империи. С одной стороны, для того, чтобы молиться и вступить в духовное единение с Богом, ничего материального не нужно. Даже наоборот, святитель Григорий Палама и исихасты говорят, что все нужно выкинуть - не только из кельи, но прежде всего из ума и из сердца. Не нужны ни великолепная культура, ни книги, даже богословские. Когда есть чисто выметенная храмина, как говорят святые отцы, т.е. когда сердце чисто от всех забот и привязанностей мира сего, тогда в это "пустое" сердце и "пустой" ум сходит Господь. Всякая культура, всякая государственность, всякая пышность, всякое богатство - внешнее по отношению к этому. Даже, как может казаться аскету-ригористу, препятствие на пути к спасению. Это один полюс.
    Но с другой стороны, для того, чтобы святые отцы на Афоне, на Синае, в пустынях Палестины или Египта предавались аскетическим подвигам и богословским созерцаниям, нужны мощные государственные структуры, которые бы их элементарно охраняли. Нужна Империя. А по мере того, как Церковь проникалась Империей, она приобретала все больше внешнего блеска, имений и богатств. Несколько огрубляя, уже в российских реалиях: когда в 1922 году большевики производили изъятие церковных ценностей, оказалось, что почти в каждом храме есть если не несколько килограммов золота, то около пуда серебра.
    Мы ведь красотой воздаем Богу, красотой молимся, красотой жертвуем Господу. Для чего Соломон построил храм? Почему Юстиниан, когда построил Святую Софию, пошел и воскликнул: "Я превзошел тебя, Соломон!" Это ведь не просто так, состязание двух богатых. Это еще и степень - да, и материально тоже - воздаяния, Евхаристии (в переводе с греч. - "благодарения") со стороны человека Богу.

    http://www.nsad.ru/articles/mezhdu-imperiej-i-pustynej
     
    Игорь Войтехович и Тамара нравится это.
  2.  
    Анечка
    Оффлайн

    Анечка Активный пользователь

    Сообщения:
    306
    Симпатии:
    143
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Храмы должны быть красивыми, потому что человеку очень хочется от души чтобы в доме Божием было красиво, для Господа стараются и Господь помогает украшать и строить и восстанавливать. На счет священников с дорогими машинами и мобильными телефонами, наверно если это смущает кого-то то это не очень хорошо. Отец Иоанн Крестьянкин (из книги Несвятые Святые) батюшке Рафаилу советовал машину самую простую, победнее (конечно там не только в этом дело было, но все же).
     
  3.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Греки считают по-другому, хотят что бы храмы символизировали простоту и открытость вочеловечившегося Спасителя.
    Как они сами шутят - у нас тоже были орлецы, трикирии-дикирии.. а потом пришли турки.
     
  4.  
    Анечка
    Оффлайн

    Анечка Активный пользователь

    Сообщения:
    306
    Симпатии:
    143
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Я сказала красивыми... это не обязательно богатыми или роскошными, если греки считают что храм должен символизировать простоту и открытость вочеловечившегося Спасителя, то это тоже красиво. Главное чтобы от души.
     
  5.  
    протоиерей Алексий Носач
    Оффлайн

    протоиерей Алексий Носач Правдоруб форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    516
    Симпатии:
    109
    Лучшие ответы:
    2
    Вероисповедание:
    Православный
    Есть две монашеских традиции: общежительная и скитская. Общежительная является подготовительной к скитской. Общежительная связана с послушаниями по монастырскому хозяйству. Хозяйство и братство увеличивается, монастырь приобретает великолепие. Находящиеся в монастыре братья через послушание приобретают навык отсечения своей воли и смирения. В течение продолжительного периода времени (обычно на это уходят десятки лет) приготовили свою душу к безмолвию, отдельные личности уходят в отшельники или в скит, где будут питаться чем Бог послал, какими-нибудь бобами (как в Египте и Палестине) или травой (как Серафим Саровский сниткой). Но скитское жительство не для всех монахов. Не все потянут. Это очень тяжело. Да и нельзя (без соответствующей подготовки через общежитие) перескакивать через несколько ступеней духовной жизни, это чревато последствиями, прелестью надрывом и вообще уходом из монашества. Те, кто смогли жить по-скитски строго, вдруг решили, что надо заставить всех монахов и попов вести такой образ жизни в обязательном порядке. Вынесли этот вопрос на всеобщее обсуждение. Нестяжатели понесли вполне закономерное поражение. По другому и быть просто не могло.
    Троице-Сергиева лавра. Никто не обвинит преподобного Сергия в том, что он был стяжателем. Но его ближайшие ученики основали блистательные монастыри, да и сама лавра, обустроена была его учениками так, что партия нестяжателей ахнула. "Да как же так можно?" Можно и нужно! Ученик Сергия Никон, построивший великолепный Троицкий Собор, ученик Сергия Андрей Рублев, расписавший этот собор - разве не оставили всему миру образцы православия в архитектуре и живописи? Троица Рублева - непревзойденный шедевр, должна была быть написана дешевыми красками и сгинуть в безвременье? Нельзя противопоставлять общежитие и скит. Скит и нестяжание - хорошо. Впадать в крайность нехорошо...
     
  6.  
    Igorzip
    Оффлайн

    Igorzip Неведимка форума

    Сообщения:
    300
    Симпатии:
    34
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    главное в крайности не бросаться.
    в бедность и в роскошь.
     
  7.  
    иеромонах Агапит
    Оффлайн

    иеромонах Агапит Острослов форума Команда форума Модератор + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.808
    Симпатии:
    2.321
    Лучшие ответы:
    2
    Вероисповедание:
    Православный
    Понятно, что закономерное...
    Но причина этой закономерности совсем в другом лежит...
     
  8.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.391
    Симпатии:
    670
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
    2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
    3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
    4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
    5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
    6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
    7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
    8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
    9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;
    10 и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.
    (Деян.3:1-10)

    Наше время.
    Пришел апостол Петр к богато одетому священнику, а тот, сидя на позолоченном престоле, говорит: ну что, Петр, как видишь не могу я теперь сказать "серебра и золота нет у меня". Да, говорит Петр, но вы также не можете сказать - во имя Иисуса Христа встань и ходи.
     
  9.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.495
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Никакая аналогия не прослеживается :bn:.
     
    Тамара нравится это.
  10.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.921
    Симпатии:
    2.505
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный

    Это Вы к чему?
     
  11.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.391
    Симпатии:
    670
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Это я к тому, что не так важно бедная церковь или богатая если в Ней нет силы Святого Духа.
     
  12.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.391
    Симпатии:
    670
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Я понял, наверное у нас разные представление о поняти Церковь. Для меня церковь - это люди, которые собираются чтобы прославлять Бога и служить один другому. А вы скорее всего имеете ввиду храм.
     
  13.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.921
    Симпатии:
    2.505
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Под словом Церковь, я понимаю Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Как и написано в Символе веры. Храм - это храм, Церковь - это Церковь.
    Вы, наверное протестант? Если не секрет, к какой конфессии относитесь?
     
  14.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.391
    Симпатии:
    670
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Не секрет. К Евангельской. А как это влияет на тему о бедной и богатой церкви?
     
  15.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.921
    Симпатии:
    2.505
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Да никак не влияет. Просто поближе познакомился.

    Евангельской, это баптистской?
     
    Последнее редактирование: 9 окт 2013
  16.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.391
    Симпатии:
    670
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    нет, не баптист, не харизмат, не пятидесятник, не адвентист, не менонит, не еговист, не ...:bv:

    Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого
    (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
    Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
    Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
    И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
    И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца;
    и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, Царству Которого не будет конца
    (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
    (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
    Исповедую единое крещение во оставление грехов.
    Ожидаю воскресения мертвых.
    И жизни будущего века. Аминь
    :ag:
     
  17.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.921
    Симпатии:
    2.505
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Замечательно, а как полное название?
     
  18.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Есть сила Святаго Духа!!! Сколько веков пытались уничтожить Православную Церковь с помощью ересей или просто убивали; и не смогли уничтожить! И не смогут! На том стоим!

    А богато украшенный православный храм вызывает восторг!!! И не только у православных вызывает восторг! Если здание храма рассматривать,как шедевр архитектуры (таких храмов тысячи!!!) Столько шедевров архитектуры среди мирских зданий не наберётся!!!

    Вот греческий храм Андрея Первозванного на о. Патры.http://emazhelinsk.cerkov.ru/2013/10/10/liturgiya-v-gorode-bari/#more-2322
    Очень жаль, что фото мозаичных икон не удалось переслать по интернету, в этом храме огромное мозаичное полотно "Распятие Андрея Первозванного"-уникальная икона! Шедевр!!!

    У прихожан храма есть выбор: или благоукрасить свой храм на радость себе и всем, или всё проесть!!!??? (Пропить:at::aa:)
     
    Тамара нравится это.
  19.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.391
    Симпатии:
    670
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Всеукраїнський союз церков християн віри євангельської
     
Загрузка...