Тщеславие

Тема в разделе "Вопросы духовного здоровья", создана пользователем Протоиерей Алексий, 15 дек 2014.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Тщеславие - это страсть, то есть действие бессловесной души человека, или, как ее называют Библия и святые отцы, - "крови". Для нас это важно понимать потому, что тщеславие НЕ ОСОЗНАЕТСЯ, так как оно бессловесно.
    Страсть порождает соответственные плоды - дела, слова и помышления. По плодам мы познаем корень. Но корень один, а плодов много. Например, у уныния есть только один корень - тщеславие (Амвросий Оптинский). Уныние - это одна из трех причин оставления храма (наряду с сребролюбием и чревоугодием). Страсть, удаляя человека от Бога, впоследствии придумывает легенду о том, что ей "не понравилось в Церкви". Уныние лишает человека сладости-наслаждения, о которых говорит Павел (1Тим.6:17). Наслаждение услаждает человека в труде, в послушании, в болезни, в любом кресте. Отними у человека способность к наслаждению, и его серые будни подавят его: церковное (монастырское) послушание превратится в каторгу, бытовые проблемы семьи станут невыносимые, ближние (например, клиенты или пациенты) досадными и непонимающими. Если же нет тщеславия, то тогда исполняются слова: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня" (Матф.5:11), и тогда человек в своей скорби становится ненасытимым. Уныние - это демонский грех, который желает всех втянуть в ад (например, растлить невинных, нажиться на наркотиках, отнять последний кусок хлеба). Поэтому в познании страсти, важно заметить ее плоды. Тщеславие не только не осознаваемая страсть, но страсть отрицаемая (святые отцы считают, что слова: "я не тщеславен" - точный признак тщеславия). Дело в том, что диавол величайший софист. Он каждому слову придумывает свое понятие. Тщеславие понимается многими людьми в карикатурном виде. И поэтому отрицание его становится не только закономерным, но и логически оправданным.

    Тщеславие - это антипод смирения.

    У тщеславия несколько разновидностей.
    Общее для разных видов то, что тщеславие - это некое богатство, которое человек имеет. Точнее мнит иметь. Богатство сродни самому человеку. Например, это некая сумма добрых дел, которые человек смог совершить, некие заслуги, самооценка, отношение других людей, положение в обществе и другое.

    Тщеславие рисует в уме некий образ самого себя и становится планом действий.

    Осознать действие тщеславия сложно. Легче всего это сделать по трем признакам:
    1. осуждение, когда мой ближний не вписывается в портрет успешного (правильного) человека;
    2. ропот, страх, - когда я вижу, что меня, такого правильного, Бог любит меньше, чем моего неправильно соседа ("заболел я, а не он"). В Евангелии это описано в том, как Христос, пройдя дома праведных фарисеев, вошел в дом Матфея-мытаря. Фарисеи очень обиделись.
    и самое главное - 3. Печаль, уныние, апатия, обессиленность и тоска иногда (но не обязательно) без ясной причины (в действительности же, если я не соответствую своему идеалу).
    Например, депрессия при бесплодии, при косметических отклонениях, некоторые специфические семейные и профессиональные проблемы.


    Тщеславие - страшная проблема. Я наблюдал серьезную беду: студенты-медики, которые поступают в универ с высокими идеями - служить, спасать, бессребренно отнимать умирающих из лап смерти, за короткое время становились сволочами во много раз большими, чем их меркантильные товарищи.
    Солженицын в своем Архипелаге указывает: самые страшные палачи были из совестливых людей. Если последняя мразь иногда уставала или проявляла халатность, и поэтому давала послабления, то страшнее совестливого - не было. Добрый и мягкий мстил всем за то, что опустился.
    Одна из серьезных проблем клира и церковных служителей также в струе тщеславия. Товарно-денежные отношения, перечеркивая религиозную жизнь, в то же время, избавляют людей от многих проблем.
    Маленькая заметка (просто, в пустоту).... алкоголизм, жадность, мелочная гневливость и переедание - маленькие цветочки на ветке тщеславия.

    Первое, в лечении тщеславия - мысль Блгоразумного разбойника. Это мысль благодарности за то, что Бог открыл (и наказал) скрытую язву.
     
    Последнее редактирование: 15 дек 2014
  2.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Это потому, что меркантильный человек не приписывает своей услуге статуса "доброго дела", а себе статуса "творящего добро"?
    Ой как много вопросов по теме... но не получается их оформить в слова...
     
    Последнее редактирование: 15 дек 2014
    Тамара нравится это.
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Надо бы стереть. Это лишнее. А то получится как в теме О лукавстве | I Православный Форум Украины хотел сказать об одном, а беседа пошла о другом.
     
    OlegMKS и Тамара нравится это.
  4.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    В вопросе стерла.
     
    Тамара нравится это.
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Там ничего секретного нет. Там проблема заслуг, когда человек ощущает себя одолжившим Бога. Слово "ощущает" означает то, что человек свою заслугу может не осознавать. То есть не иметь ясной мысли: "Бог мне должен". Такое состояние сердца выявляется по плодам: обиде на Бога, если приходит скорбь, отсутствие радости при скорби.
    А проблема в том, что существует целое направление в христианстве, которое вращается вокруг заслуг. Это иудеохристианство. Оно меняет мировоззрение целых народов. Поэтому влезть в эту тему, означает выяснять: "что русскому хорошо, то немцу смерть".
    Я же хотел сказать о другом.
     
  6.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Есть комплекс проблем, связанных с тщеславием. Помимо выгорания, есть еще страх начинания (страх деятельности), основанный на предыдущих неудачах. Вот умом понимаешь, какие причины такого страха, а сделать все равно ничего не получается.
    Не рождается Благоразумный разбойник и мысли о заслуженности наказания. Понятно, что это небыстрое рождение, но ведь текущие вопросы приходится решать (или не решать) еще не изменившемуся человеку. Вот когда читаю умные и интересные наблюдения о тщеславии и о выгорании, приходит мысль, что эти наблюдения жестки и даже жестоки не своим содержанием, а своим обобщением. Вроде все верно, а как применить лично к себе? Так что приходится только каяться в наличии страсти, да еще иногда загонять вовнутрь неуемную жажду высказаться из тщеславия.
    У преп. Анатолия Оптинского в письмах к монахиням и послушницам часто встречается мысль, чтобы те не искали особых трудов и подвигов. Мне вот это очень нравится, но как правильно его применить опять же к моей индивидуальной жизни (и нужно ли это делать) - не вем:
    А что ты не ходишь к утрени, ленишься, не имеешь ни смирения, ни терпения, – за все это нужно укорять себя и окаявать. Да еще благодарить Господа, что Он не дал бодливой корове рогов! А то вишь ты, как мудрствуешь: «я ничего не делаю – чем спасуся?» Да разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божия: «вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистыя». Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, а не платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики.
     
  7.  
    Ольга Тгнр
    Оффлайн

    Ольга Тгнр Мисс Белые Ночи

    Сообщения:
    1.076
    Симпатии:
    2.892
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    В ответ на мои слова: "бесплатно", батюшка мне сказал: "Ну значит бес платит. Приумножиться тщеславие".
     
    OlegMKS, Наталья_А, Тамара и ещё 1-му нравится это.
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Я хотел бы сделать четыре темы: тщеславие, вожделение, сребролюбие, чревоугодие - как части проповеди об Иерихонском слепце. Мне понравилось толкование Брянчанинова.

    Там речь о плаче, который дает радость. Но для плача, важно помнить о своей язве. Четыре язвы - отрицаются всегда. Если правильно расставить акценты, то молитва: "помилуй мя" принимает более конкретный вид.
    Конечно, победив страсть, человек получает сильные крылья - уходит страх, появляется спокойная уверенность (удивительный состав слова "уверенность"), радость, способность наслаждаться. Но отчасти, наша способность в борьбе со страстями не больше, чем у Иерихонского слепого в борьбе со слепотой. Но мы знаем его историю, и поэтому не отчаиваимся.
    Одна из важных частей того поучения - увидеть проблему. Мы чаще всего боремся с хвостом проблемы: с результатом выгарания, обессиленности зерна, которого всю жизнь бросали в решете (лк 22), глубокой разобщенности сил души (это антипод блаженства. Я грешный, называю это неврозом, что не есть научным определением). Знание же головы проблемы, меч молитвы, понимание того, чего хочешь, осознание реального положения моей скорби (не Бог меня забыл, а Бог создал уникальные условия для победы над главой врага) - это дает силы. Иначе - волосорвание и тоска. А если помнишь, то есть повод сказать "помилуй мя". И молитву Бог не уничижит.
    добавлено: 16 дек 2014
    Если понять свое тщеславие - многое становится понятным в жизни. И особенно приходской.

    Например, "злые приходские бабки" - классический пример плода тщеславия. Когда люди (униженные в семье и обществе) реализуют свое желание значимости.

    Любое уныние - результат тщеславия. Иногда самооценка для человека - важнейший капитал. Ой, как важно помнить о признаках этого! Иногда первым симптомом того, что я строил дом на песке, становится перелом черепа от рухнувшей стены. Это все наши приходские (епархиальные) разочарования: несоответствие реальности с сочиненным натюрмортом - "Я, моя Церковь и мое место в ней"

    Особое значение имеет реакция человека на его собственные грехи. Истерика, удивление - плод тщеславия. Здесь кроится один из корней алкоголизма. При этом речь иногда не о грехе, а об уклонение от значимой нормы нравственности, того, что человек считает важным. Вот почему мрази и человекохищники редко спиваются. Они будут пить кровь и слезы очень долго.

    Но и без алкоголизма проблем море.

    Пример победы над тщеславием - Христа ради юродивые.
    добавлено: 16 дек 2014
    Некоторые люди насмехаются над недостатками своих ближних, сравнивая тех со Христом или святыми. "Они дряные люди" - слышится приговор: "подлые, лукавые, сребролюбивые и тд", забывая, что между "хорошим" и плохим разница только в одном - в первом недостатки спрятаны под прочными досками, а у второго под трухлявой рогожей.
    Тщеславие характеризуется тем, как человек реагирует на чужую вонь, и на свою. Незнание себя заставляет высказаться гадливо о чужой вони, и удивленно - о своей. В последнем случае возможно еще и лицемерие: благочестивая мина при вонючей игре (и высшая степень - объявление вони райскими амбрами).

    Странные люди считают, что цель христианства - исчезновение вони. Они ошибаются. Цель христианства - воскресение того, кто воняет. Наличие вони - не признак удаления от христианства. Это предмет святоотеческой проповеди о призвании Матфея-мытаря (мф9). Наоборот, Бог пришел к вонючим, а не благоухающим. Ты не воняешь? Не слышишь своей вони? Бог пришел не к тебе.

    Прятать свою вонь от окружающих нам должно. Об этом говорит заповедь: не подавайте соблазна никому.

    Но судить друг о друге по силе вони - глупо. Так как мы при этом оцениваем только прочность стенок гроба.

    И вот тщеславие: Бог иногда подает нашему гробу дать трещину. Это - милость божия. Узнав свою вонь, человек узнает многое о себе.
    Такое происходит тогда, когда человек замечает несоответствие себя со своим портретом. Кто это видит в глубине души - в молитве, настроении, действии страстей, кому удается осрамиться очень громко.

    Исаак Сирин говорит, что Бог попускает нам падения (осрамиться) ради того, чтобы мы познали свое превозношение (тщеславие). Когда смирися - тогда победим.
     
  9.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Я пытаюсь догадаться о каком толковании св. Игнатия Брянчанинова речь. Можно подробнее? Мне несколько советов Ваших помогают, когда я их держу в памяти. Например о том, что "я репейник и рождаю репьяхи" (и далее по тексту). А о том, чтобы поискать как правильно настроиться (расставить акценты) в "помилуй мя" совсем недавно думала. Думаю, многим будет полезно.

    Про "Бог создал уникальные условия" - это тоже по четкам себе напоминать можно?
     
    Тамара нравится это.
  10.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Когда молишься, нельзя мозги забивать разными рассуждениями. Молитва состоит из молитвенных фраз. Между такими фразами мозги нужно настраивать на нужное настроение. Здесь можно вспоминать все полезное. Фраза об "условии" чересчур богОсловская: для молитвы вообще не годится. А для спокойного рассуждения вне молитвы и для борьбы с помыслами (особенно ропота, печали и тоски) - вполне. Только в умном делании не нужно себя изображать коровой в черкесском седле, и нужно говорить своим языком. Я думаю, что моя софистика - это мой недостаток, и для нормальной духовной жизни лучше использовать нормальные слова и понятия ("младенческие"). Но смысл "условий спасения" я считаю важным пониманием. Тут главное не слова, а смысл.
    добавлено: 17 дек 2014
    Аскетические опыты Том 1, 30 – святитель Игнатий Брянчанинов
    добавлено: 17 дек 2014
    Только я стараюсь развивать мысль, услышанную.
     
  11.  
    -Людмила-
    Оффлайн

    -Людмила- Весна форума

    Сообщения:
    263
    Симпатии:
    732
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    и этим наверное еще и до прелести не допускает...*SCRATCH*
     
    Тамара нравится это.
  12.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Святые отцы говорят, что тщеславие и гордость есть во всех, а они-то и являются началом прелести. Поэтому прелесть есть во всех. Проблема только в том, что не все об этом знают. Когда человек знает о своей болезни, тогда он ищет Врача. А когда нет - тогда ищет того, кто даст ему воздаяния за его заслуги (например, за правильный выбор религии, за добродетели, добро и милость). Ожидание того, кто воздаст за заслуги, это ожидание антихриста. Степень веры в заслуги - степень ожидания. А смиренному нужен не справедливый воздаятель - а Спаситель.

    Евангелие показывает, что не праведники входят в Царство Небесное, а смиренные по дару (незаслуженному), как Благоразумный разбойник. Поэтому не вонь, осуждаемая всеми - мерзость пред Богом, но вонь души, которую видит один только Бог (даже при благоухающей праведности).

    Тщеславие же - это колесо для белки, в котором живет великое усилие воплотить респектабельные доски своего гроба.
    Кротость требует со смирением прятать свою вонь от окружающих (поэому для нас важна и ветхозаветная праведность), но верить в свое благоухание - это печальный путь. От него люди в лучшем случае надрываются, ломаются, устают, тоскуют, и разочаровываются в вере (приходах, епархиях, священноначалиях). В худших случаях люди мстят.
    добавлено: 17 дек 2014
    Сейчас многие говорят от Иисусовой молитве, но смысл ее в плаче о своей язве. Тщеславие - это одна из наших язв.
     
  13.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара Прекрасная Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.149
    Симпатии:
    7.074
    Лучшие ответы:
    21
    Вероисповедание:
    Православный
    *ROFL*
     
  14.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Тщеславие - это всегда сочинение своего портрета. Вариантов много:
    благочестивый батюшка, всеми любимый и уважаемый;
    успешный деловой человек;
    счастливый семьянин;
    мать благочестивого (умненького, воспитанного) ребенка;
    благоговейный прихожанин;
    интеллектуал и тд.

    Проблема не в том, что все перечисленное имеет в себе что-то "не то", а в нашем отношении к этому. О тщеславии можно говорить тогда, когда рождается тоскливое чувство, если не достигается желаемое. Вот тогда и познается, что ты не раскрывал свои силы, а приносил жертвы тщеславию.

    Окружающий мир жестко предписывает нам стереотипы поведения (моего собственного портрета). Образ христианина создан не Евангелием, а художественной литературой и фильмами (или традиционными взглядами). Человек-христианин рассматривается не как образ (ученик) Христа, а набор неких качеств, которые предписывает окружение в соответствии с традициями. Тут тебе и посты, и истовое служение (или елейная иешуа-ганоцрийство, как у Булгакова). Опять таки, проблема не в послушании внешним правилам, традициям, стереотипам (они часто хороши), а в том, когда стереотипы подменяют собой свободное движение духа. И опять же серьезный симптом - это чувство внутреннего опустошения от конфликтов между мною и моим портретом. Тоска, уныние, стыд от того, что я не соответствую требовательному взгляду тех людей, мнением которых я дорожу. Это признак тщеславия. Христианину важно помнить только одно: как я выгляжу в глазах Божьих. Все остальное - кожа, волосы. Все осьальное вторично. Любопытно, но не достойно боли. (страшная проблема - императивные общества, в которых традициям приписываются величественный смысл - это рабские стереотипы. В них целомудрие, воздержание, благочестие теряет свою свежесть, превращаясь в цепь. Для них мы, и наши - благородные, а все прочие - грязь).

    Феофан Затворник говорит - что любое дело, совершаемое как богослужение, превращается в богослужение и перестает быть праздностью и суетой. А мы умудряемся превращать богослужение и богоугождение в суету и праздность, которая утомляет и превращается в постоянный бег за горизонтом, удаляющимся от меня.
    Здесь вспоминается (правда, с поправками) образ лесковского Шерамура (Шерамур (Чрева-ради юродивый) :: Лесков Николай Семенович :: Бабротека: независимая электронная библиотека мученик тщеславия, которого раздавливает неспасительный левый крест.
    Проблема в том, что Бог у тех, кого любит, отнимает то, о чем те мнят и тщеславятся.
    добавлено: 17 дек 2014
    Маленький пример из Феофана Затворника:

    "Ближайшие на духе узы суть узы самоугодия всестороннего, качествующего в нашей животно-душевности. Они – точка соприкосновения и других уз, тех, кои идут от мира и диавола. Потому разорвание их очень важно, хотя очень трудно и многосложно. Ибо, так как необращенный весь живет животно-душевностию, то узы с сей стороны расширяются, много и разно сплетаются на такое пространство, как далеко расходится жизнь животно-душевная. Чтобы понять, как разоряются эти узы, надо взять во внимание, что здесь то, к чему примыкает сия жизнь, чем питается, в чем преимущественно выражается, составляет твердую для нее опору, на которой утверждаясь, она стоит и не боится поражения, не думает о нем и не чает его. Когда кто, например, пристрастился к художественности, или житейскости, или даже учености и весь живет в какой-нибудь из них, то на нее он опирается и в ней почивает всеми силами, помышлениями и надеждами. Так как отсюда исходит вся затем самоугодная жизнь, вяжущая дух, то сия опора самоугодия естественно становится основанием твердости и крепости уз, от него налагаемых на дух, как бы точкою, к коей прикрепляются сии узы. Посему, обратно, чтобы освободить дух от уз самоугодия, Божественная возбуждающая благодать обыкновенно разоряет опоры, на коих почивает самоугодливая самость. Поколебав сии опоры в основании, она ослабляет узы и дает возможность приподнять главу умученному и истомленному духу.

    Опор у нашего самоугодия много; они есть и в нашем существе, то есть в теле и душе, и во внешней жизни нашей и вообще во всем порядке быта нашего. Таково плотоугодие в разных видах, то есть сластолюбие, роскошь, похотность, празднолюбие, страсть к развлечениям, житейская многопопечительность, честолюбие, властолюбие, видимая в делах успешность, зажиточность, лестный внешний быт, ценность связей, мирность внешних отношений, пристрастие к художественности, учености, предприятиям. Все это, в многоразличнейших видах, составляет твердую опору нашей самости, которая, с уверенностью в ее надежности и прочности, спокойно почивает на том и, пространно питаясь, возрастает день ото дня, у одного преимущественно в одном роде, у другого – в другом.

    Спасительная Божественная благодать для пробуждения грешника от усыпления, направляя свою силу на разорение той опоры, на которой кто утверждается и почивает своею самостию, вот что делает.

    Кто связан плотоугодием, того ввергает в болезни и, ослабляя плоть, дает духу свободу и силу прийти в себя и отрезвиться. Кто прельщен своею красотою и силою, того лишает красоты и держит в постоянном изнеможении. Кто упокоевается на своей власти и силе, того подвергает рабству и унижению. Кто много полагается на богатство, у того отнимается оно. Кто высокоумничает, тот посрамляется, как маловедущий. Кто опирается на прочность связей, у того они разрываются. Кто положился на вечность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертью лиц или потерею вещей нужных. Держимых в узах беспечности внешним счастием чем иным отрезвить, как не скорбями и несчастиями? И не для сего ли вся жизнь наша преисполнена бедствий, чтобы она споспешествовала намерению Божию держать нас в трезвенности?..

    Все такого рода разорения опор беспечного самоугодия составляют повороты жизни, кои, потому что они бывают всегда нечаянны, действуют поразительно и спасительно. Сильнее всего в сем отношении действует чувство опасности за жизнь. Это чувство расслабляет все узы и убивает самость в самом корне; человек не знает, куда деваться. Такого же свойства и теснота обстоятельств или чувство всеобщего оставления. То и другое оставляет человека одного с самим собою, и от себя, ничтожнейшего, тотчас препосылает к Богу, или обращает.
     
  15.  
    р.б.Елисей
    Оффлайн

    р.б.Елисей Мистер Рассудительность

    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    1.395
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    ух, как вы католиков обидели *JOKINGLY*
     
  16.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Не католиков, а иудеев и язычников. Но такой образ мысли повсеместен. И у православных он также присутствует. Правда, в святоотеческих трудах (классического периода) он отвергается, что снимает обвинение с самого вероисповедания (в отличии от наших братьев, у которых это учение возведено в ранг официальной доктрины. У нас же кроме заслуг еще и магизм присутствует. Боремся. Потихоньку боремся. Это проблема младенчества в разуме). Хотя, в старых учебниках по догматике, которые списаны у католических и протестантских авторов, мысли о заслугах встречаются. А вслед за учебниками, такие мысли повторяют и те, кто является святыми отцами (нового периода). Только с конца 19 века в России происходит возвращение к святоотеческой традиции и очищение от западных кривотолков. Иногда бывает любопытно наблюдать, как святой отец, мысля абсолютно верно, пытается по послушанию к своему семинарскому образованию, повторять схоластические формулы.
    Илларион Троицкий опубликовал "Догматику" Булгакова с параллельными цитатами из Григория Богослова. Земля и Небо. Две большие разницы.

    Учение о заслугах - естественно для человека, как язычество. Оно естественно для ветхого человека. Ветхость человека покидает его не мгновенно.

    Помню, как Осипов описывал (очень кратко) становление Димитрия Ростовского по его произведениям. Так что не все, что говорят святые, равноценно.

    Но это все сильное отступление от темы.
     
  17.  
    р.б.Елисей
    Оффлайн

    р.б.Елисей Мистер Рассудительность

    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    1.395
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Осипов уж ни в одной лекции о католиках не упустит возможность понасмехаться и поразвенчивать их надежды на заслуги
     
  18.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Немного не по теме, но повторю Осипова: он говорит, что многие католики такие же католики, как многие из нас - православные.
    Простые, некнижные (или недостаточно религиозно образованные) люди западных традиций имеют религиозные, духовные взгляды, которые сформированы жизнью, а не премудрыми семинарскими книжками. Некоторые люди читают (религиозные) книжки. И даже пытаются формулировать свой духовный опыт в системе координат понятий, взятых из прочитанных книжек.
    Но...
    О чудо!
    Скорби и искренние дела милосердия превращаются для них "в старцев", которые учат их подлинному православному аскетическому духу. Так что они даже не знают, что рассуждают по православному. Они рассуждают по совести. И получается так что, чем дальше от книжной схоластики живет католик (протестант), тем больше вероятность встретить в оболочке католика (протестанта) нормального православного.
    Верующий обыватель Франции, Германии и России вообще мало чем отличается по своим религиозным взглядам. Автоматически читаемые догматы-лозунги, которые не входят в сознание (и не выходят из него), не в счет.
    Возьмем Льюиса или Честертона. (они правда, не совсем католики). Они ощущают многие вопросы более православно, чем их многие семинаро-обученные российские современники. (Я сейчас читаю "Расторжение брака". Мне многое нравится).
    Читая некоторых западных авторов, видишь вещи, напоминающую высказывания Тихона Задонского или Димитрия Ростовского, когда под неправославной (западносхоластической) оболочкой скрывается вполне православная, святоотеческая мысль. Правда, у Льюиса и Честертона она угадывается, а у наших святителей она точно есть.

    Речь идет об официальной доктрине веры западной христианской традиции. Она порочна в этом плане (искажения Евангелия на предмет заслуг и примирения с Богом). Но для многих людей этой традиции это направление их конфессии является черкесским седлом для коровы. Поэтому есть люди в той традиции, которые значительно ближе к Царству Божию, чем многие святые их церкви.
     
    boris220, olga75, Тамара и 3 другим нравится это.
  19.  
    р.б.Елисей
    Оффлайн

    р.б.Елисей Мистер Рассудительность

    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    1.395
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    да, именно об этом и были разоблачения Осипова
     
  20.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    А если мысль есть, но нет уверенности в искренности этой благодарности? Ну вот по долгу устами повторяю "Благодарю тебя, Господи, что открыл язву, достойное по грехам моим приемлю", но именно по долгу и устами. А изнутри грудь разрывает противоположная мысль? Что тогда делать?
     
Загрузка...