Десять прокаженных

Тема в разделе "Проповеди", создана пользователем Протоиерей Алексий, 20 дек 2014.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Неделя 29-я по Пятидесятнице. 21.12.2014

    В 29-ю Неделю по Пятидесятнице в Церкви по Уставу произносится середина 17-й главы Евангелия от Луки, которая читается при каждом благодарственном богослужении и всяком благодарении.

    «Когда (Христос) входил … в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лук.17:12-19).


    Это событие произошло тогда, когда Господь проходил между Самариею и Галилеею. В этих местах находилось много селений как иудейских, так и самарийских.


    Самаряне были потомками переселенцев-язычников, которые принимали Закон Моисеев, но отвергали другие книги Ветхого Завета. Самаряне были сектой, то есть «отрезанными от общества Израилева» – ветхозаветным аналогом современных протестантов. Самаряне отрицали практически все богослужения и ритуалы ветхозаветной Церкви, а пророков почитали благочестивыми, но часто ошибающимися людьми. Хотя, при всем этом, самаряне чаще всего стояли на более высокой ступени нравственности и душевной доброты, чем иудеи.


    Итак, навстречу Христу вышли десятеро человек, которые страдали проказой. Один самарянин и девять иудеев. Они страдали проказой.


    Что такое «проказа»?

    При начале проказы на коже человека появлялись белые или красные пятна, а через некоторое время тело несчастного начинало разлагаться. Отчего больной умирал в тяжелых страданиях.

    Но даже не телесное страдание мучило человека при проказе в Ветхом Завете. Больше всего человека мучило то, что проказа была знаком отвержения от Божьего Завета.


    Закон Моисея все кожные язвы и пятна делил на две группы: «проказу и лишаи».

    Лишаём считали любое повреждение кожи, которое лечили как болезнь. Проказа же считалась не болезнью, а знамением греха.


    Ветхий Завет начинался с признания того, что все люди повреждены. Эта болезнь началась в Едеме при Дереве познания добра и зла.

    Но были люди, которые даже в общей массе поврежденных грешников отличались своей особенной порочностью. Таким грешникам, особенно если грехи их были тайными, неведомыми окружающим, Господь попускал знак на теле – проказу, особенные пятна и язвы на коже.

    Врачи гадают, что это была за болезнь – Библейская проказа, но мы должны понимать, что евангельские прокаженные болели не инфекционным заболеванием под названием «лепра», а страдали особенным (сугубейшим) повреждением души.


    Библия запрещала прокаженному человек приближаться к городу, а тем более к Храму. Такой человек был во всем изгой, даже если он носил на своей голове царский венец. Особенно много запретов прокаженным касались религиозной жизни. На все время прокажения такие люди вычеркивались из Святого Народа.


    Это было наихудшим состоянием: болезнью и позором для всякого израильтянина.



    По толкованию Андрея Критского в евангельской проказе изображается повреждение человеческой души. Душа при проказе оскверняется страстями, из-за которых ангелы Божии не допускают ее совершать духовное богослужение в храме своего сердца.

    Проказа на человеческой душе постоянно умножается. Страстей становится больше и больше, вплоть до того состояния, которое описывает Библия: когда исчезает кожа под язвой проказы. Такой человек начинает, как говорит Моисей, ощущать себя чистым. Он не видит в себе грехов, пока не явится мертвое мясо – страсти печали и уныния, от которых человек начинает тяжко страдать.


    Вот такое состояние души иносказательно описано в сегодняшнем Евангелии.


    Мы видим, как прокаженные остановились вдали от Христа, так как Закон запрещал им приближаться к Учителю. Если бы они прикоснулись к Нему, прокаженных могли казнить, побив камнями.

    Прокаженные, встав вдали, громко кричали «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лук.17:13). Иисус на их мольбу ответил: «пойдите, покажитесь священникам» (Лук.17:14).


    Почему прокаженным нужно было куда-то идти?

    Когда Бог посылал человеку исцеление от проказы, тогда человек по Закону Моисея приходил к священнику для того, чтобы священник мог испытать его. Священник из рода Ааронова проводил расследование, изучал кожу, оценивал покаянное настроение человека и затем, если прокаженный оказывался чист, совершал над ним оправдательный суд, приносил жертву за грех и объявлял его с этого дня чистым. В этой отправке прокаженных к священнику Господь показал Свое отношение к ритуалам Ветхозаветной Церкви: Сам Христос их установил на Синае, и поэтому Он же и предписывает их исполнять.

    Ветхозаветные ритуалы и новозаветное богослужение содержит в себе таинственную силу, которая воздействует на человека. В Ветхом Завете эта сила присутствовала в основном в образах и символах. В новозаветных богослужениях присутствует прямое действие благодати. Поэтому всякий человек, который фантазирует о широте своих взглядов и говорит, что ему не нужны церковные правила, богослужения и ритуалы, поступает не умно и противоположно тому, чему учил Христос.


    Итак, прокаженные пошли к священнику. По дороге они очистились от своей проказы. С этого момента поучение переходит к следующей своей части. Оставив прокажение и место ритуалов в духовной жизни, Евангелие переходит к учению о благодарности.
    добавлено: 20 дек 2014
    Девять исцеленных сразу же забыли об Иисусе. Десятый же (самарянин) пришел к Христу благодарить Его за Его милость.


    Здесь содержится заповедь Божия, которую сформулировал апостол Павел: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18).

    Все церковные молитвы начинаются со славословий. Например, литургия начинается со слов: «Благословенно Царство …», Всенощное бдение: «Слава Святей и Единосущной Троице…». А все церковные богослужения: «Благословен Бог наш…» - всё это возгласы славословия и благодарности. Многие псалмы, которые поются на литургии, являются благодарственными: «Благослови душе моя Господа…» и «Хвали душе моя Господа…». Сама литургия по-гречески называется «Евхаристия», то есть «благодарность».


    Благодарить Бога в своих молитвах – это заповедь, закон и долг наш. Мы славословим Бога самыми разными способами в храме – акафистами, молебнами и псалмами. Но не нужно забывать и той форме благодарности, которая открыта в Евангелии: вокруг нас множество людей, которым мы чем-то обязаны (родители, родные, наши супруги, учителя, врачи). Между ними можно назвать и наших врагов. Ту пользу, которую приносят нам, нашим душам, наши враги, не могут принести нам даже самые любящие нас люди.


    Давайте не забывать этого в нашей жизни.

    К сожалению, очень часто православные христиане позволяют себе самые злые высказывания по отношению к врачам и учителям. Самые частые слова, которые произносятся вместе со словом «врач» - «глупец, непрофессионал, халатный мерзавец». Возникает впечатление, что люди забывают, что ни один волосок не падает с головы человека, кроме как по воле Бжией, что жизнь и смерть, излечение или неудача лечения находится только в руках Божиих, а не врачей. Но люди, наверное, забывают об этом, и клянут своих врачей, хотя анализ врачебных ошибок показывает, что в большинстве случаев они происходят по халатности самих пациентов: поздно обратились, скрыли симптомы, небрежно отнеслись к плану обследования и лечения.


    Святитель Лука Войно-Ясенецкий, который занимался врачебной деятельностью, говорил, что он, будучи врачом, никогда не видел такой сильной неблагодарности от мусульман, иудеев и атеистов, как от православных. Неблагодарность была очень характерна именно христианам. Для нас же это особенно стыдно, так как нам благодарность заповедуется Евангелием.


    Еще одно слово о благодарности. На это раз слово не о тех, кому делают добро, а о тех, кто делает добро.

    Когда человек делает доброе дело ради любви, тогда он не думает ни о какой другой благодарности, кроме милости Божией. Если же человек делает добро ради своего тщеславия, в ответ он ждет человеческой благодарности.

    Поэтому, увидев неблагодарность от наших ближних, нам важно следить за своим сердцем. Если в ответ на неблагодарность мы ощущаем радость, что люди нас не отблагодарили, и что нам удалось совершить дело Евангельское, которое принадлежит Небу, тогда мы – христиане. Если же мы чувствуем соблазн, а тем более гнев на неблагодарного человека, тогда мы делаем грех, и обнаруживаем свое тщеславие, злое происхождение наших добрых дел.


    Очень часто с печалью видишь ситуацию: некий человек оказал помощь деньгами или вещами нуждающемуся собрату. Когда же собрат поступил без должного раболепства перед своим благодетелем, тогда благодетель приходит в ярость. Это должно стать важным симптомом для благодетеля, ведь это является знаком тщеславия в его добродетели, и признаком отвержения Богом его милостыни. Гнев и обида – плоды корня гордыни, а вовсе не милосердия.

    Злой корень не может рождать доброго плода, поэтому нам стоит признать все наше дело злым – и такое доброе дело.


    Один из важных знаков евангельской милости – это терпение неблагодарности за нее от тех, кому она совершается. Если за наше добро мы не получим воздаяние на земле, то это примета того, что воздаяние Бог готовит для нас на Небе.

    Если же мы злимся на неблагодарного человека, то мы лишаемся пользы и на земле, и на Небе.


    Из этого складывается правило – нам необходимо всегда отделять наше доброе дело от благодарности. Дело принадлежит нам, а благодарность Богу.


    Нам необходимо с равным усердием избегать и неблагодарности, и тщеславного доброделания.
     
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Неделя 29-я по Пятидесятнице. Проповедь. 21.12.2014


    В 29-ю Неделю по Пятидесятнице в Церкви по Уставу читается середина 17-й главы Евангелия от Луки, где повествуется об исцелении десяти прокаженных мужей.

    О том, что это повествование учит нас благодарности нашим благодетелям, уже было сказано. Но сегодняшнее повествование имеет еще одно значение, которое также важно для нас.

    Всмотримся в событие, которое перед нами.

    Как прокаженные видели Христа?

    Своими глазами они видели одного из многих учителей израилевых. Этого Нового Учителя отличало от других только одно – о Нем по всей земле шла слава, что Он исцеляет прокаженных.

    Может быть, эти прокаженные слышали и о доброте Христа, и Его милосердии, и поэтому были уверены, что этот Учитель их не отгонит.

    Об этом свидетельствуют слова прокаженных. Они не называют Христа Сыном Давида, и тем более Христом, Спасителем или Господом. Они называют Его «Наставником». О том, что Бог может воплотиться, и пройти рядом с ними, они даже не могли мечтать.


    Они подходят к Христу и просят Его об исцелении, идут в храм, приносят жертву, и … забывают своего Исцелителя. Так было с девятью.

    Но что делает десятый? Десятый, самарянин, увидев себя очистившимся, тут же возвращается для благодарности.


    Посмотрим еще раз на это событие глазами самарянина. Он идет благодарить «Доброго Человека». А теперь посмотрим, что же произошло: он идет, кланяться человеку, а поклонился Богу. Шел прославлять Человека, а прославил Бога.

    Здесь мы видим в действии важный закон духовной жизни. Его раскрыл нам Сам Господь, когда сказал: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40). Это реальность – все что мы делаем нашему ближнему, такому же, как и мы человеку: родственнику, преступнику, грешнику, праведнику, соседу, коллеге, подчиненному, политическому оппоненту – все это принимает из наших рук Сам Христос.


    Когда мы благодарим наших благодетелей, мы начинаем благодарить человека-благодетеля, и незаметно для себя благодарим и славословим Бога, Который принимает нашу благодарность. Ведь Бог всегда принимает Себе то, что мы делаем нашему ближнему.

    Нам нужно совершать благодарность. Ведь и хула, и ненависть, грязные помои, которые мы вместо благодарности выливаем на голову ближних, также, как и благодарность, приходят на голову Христа.

    Все, что мы делаем брату нашему, доброе или злое, приходит ко Христу. Начинаем благодарить человека, и Бог принимает хвалу, и сторицей умножает при этом наше благо. Совершаем дела милосердия, а вместо людей одалживаем Бога. Проклинаем, осуждаем, гоним ближнего нашего, а принимает все это злое из наших рук Сам Христос.

    Мы часто забываем этот закон. Почему?

    Потому что мы не имеем всегда перед своим умом Христа. Сам Господь сказал подобным нам грешникам: что они «ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели» (Иоан.5:37), потому что «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем» (Иоан.12:40). Если бы мы видели своим сердцем Христа, тогда мы бы познали Его и в себе, и в каждом нашем ближнем. Повреждают наше зрение грехи. Они, как сучки, входят в наш сердечный глаз и делают его больным. Более всего наше зрение повреждает осуждение и блуд.

    Что делает слепой, который не видит пред собой дороги? Он внимательно спрашивает ближних, о том, что он не видит, но что находится перед ним. Когда он узнает о пути, тогда он может идти, как зрячий. Мы можем много узнать о реальности, которую мы не видим, из Евангелия. Из него мы знаем – всякий наш ближний это Сам Христос. Возьмем образ Христов и в уме своем соединим с образом нашего ближнего. Когда Христос воплотился, всякий человек оделся во Христа. Мы не знакомы с Христом, и поэтому нам придется упражнять себя помнить это. Мы не знакомы со Христом, поэтому все наше знание о Нем – это всего лишь прочитанные из книг слова. Из них мы точно знаем о Христе: Он благ и любит нас, Он премудр и милосерд, Он ради нас взошел на Крест, Он нас сотворил.

    А теперь давайте посмотрим на человека рядом с нами. Мы не видим в нем Христа только из-за болезней наших духовных глаз, но произвольно мы можем понудить себя на такое зрение. Вот нас принуждают на дело, которое нам не нравится. От этого дела мы потерпим труд и расходы, но спросим себя: «мы смогли бы это сделать Христу»? Тогда – это дело можно сделать. Или кто-то нас обидел. Смогли бы мы эту обиду простить Христу? Простим и своему ближнему. Ведь все горькое, что мы получаем из рук наших ближних, на самом деле приходит к нам из рук правосудного Бога. Наш ближний – это скальпель, который находится в руке у Христа, поэтому на ближнего, на его поступок нам нужно смотреть, как на дело Христово.

    Но и я - икона Христова. В моем ближнем я могу найти и себя. Все, что мы делаем ближнему – возвращается к нам. Не врач оказывает милость больному, о больной помогает врачу лечить душу. Все сделанное добро возвращается к сделавшему уже сейчас, на земле. Это реальный путь превратить в рай все, что нас окружает.


    Итак, чтобы узнать Христа, начнем исправлять свою жизнь от страстей и грехов. Узнав Христа, мы поймем образ Божий в себе, и увидим его в ближних. Тогда мы поймем, как важно совершать всякое добро нашему ближнему, и, в первую очередь, прощать ему всяческие обиды. А пока не сможем мы видеть ясно из-за страстей наших ни Христа, ни себя, ни ближнего, давайте понуждать себя, хотя бы против воли, творить добро перед иконой Христовой, которой является каждый наш ближний. Аминь.
     
Загрузка...