Старообрядческая икона

Тема в разделе "Задать вопрос священнику", создана пользователем Маргаритта, 24 дек 2011.

Статус темы:
Закрыта.
  1.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Здравствуйте ! Батюшка, подскажите пожалуйста,
    в семье у нас большая старообрядческая икона
    ( мама была из рода старообрядцев), икона перешла в наследство
    от маминых предков-староверов, с Божьей помощью мама перешла в православие, но перед этой иконой мы молимся,
    можно ли молиться перед этой иконой православным,
    можно ли её освещать по православным традициям и надо ли?
    икона очень старая и намоленная,
    Заранее благодарна за ответ!
     
  2.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вопрос решён, уже освятили
     
  3.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Вы можете объяснить, что такое старообрядческая икона? И показать её нам?
     
  4.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    http://samstar-biblio.ucoz.ru/_ph/6/2/713586709.jpg



    это примерно копия нашей старообрядческой иконы "Образ воскресенье и вознесения Господа нашего Иисуса Христа", перед которой молились мои предки-староверы,ну эта уже тема лекции, а в 2-х словах (началом старообрядческого движение принято считать раскол, произошедший в 17 веке. Сами старообрядцы считают виновником раскола патриарха Никона, который вместе с царем Алексеем Михайловичем:«…сговорились переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую современную им церковь, которая давно уже перестала быть благочестивой»
     
  5.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне нравится что на такие деревянные иконы молятся, а не целуют как наши православные иконы
     
  6.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Не пойму, что в ней старообрядного? У меня тоже родовая икона деревянная и что её нельзя целовать?
    По моему еще Серафим Саровский говорил, что старообрядцы это лодка привязанная к кораблю нашей Церкви. Патриарх Алексий 2 вел переговоры об объединении наших Церквей. Мы суть одно.
     
  7.  
    Makc
    Оффлайн

    Makc Пользователь

    Сообщения:
    750
    Симпатии:
    46
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Извините за мои пять копеек.

    Икона не может быть старообрядческой.

    Икона может быть только православной, а вернее, если говорим об иконе из России(как пример того образца, что привели для примера), то - [православная] икона русской иконописной традиции.
     
  8.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    http://www.gazeta.lv/story/12039.html
    Термин «старообрядческая икона», хотя он и часто употребляется в литературе. Это понятие распространяется, во-первых, на икону, написанную до XVII века, бытовавшую в старообрядческой среде, во-вторых, на икону, написанную иконописцами в более позднее время для староверов с учетом их догматических правил и учений. Будучи частью общенационального явления, старообрядческая икона тем не менее чрезвычайно своеобразна.
    Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы.

    Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав.

    Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон.

    Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков, при т. н. «открытии иконы».

    В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона.
     
  9.  
    Makc
    Оффлайн

    Makc Пользователь

    Сообщения:
    750
    Симпатии:
    46
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Позволю себе сказать, что термин "старообрядческая икона" не совсем корректен, как на мой взгляд. Скорее лучший термин будет древнерусская икона. Скорее всего, это та же история, как и с названием Киевская Русь.

    А так, Маргарита, спасибо за информацию, буду в курсе что и такое понятие существует.
    Будет что поискать и почитать. Уже сохранил несколько книг про иконографию у старообрядцев. :)
     
    Последнее редактирование: 26 дек 2011
  10.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Да, пожалуйста))) была рада что информация заинтересовала.
    Ещё очень жалко и больно что их крадут у бабушек, поэтому много их видела в антикварных магазинах в центре -ведь они очень ценятся и дорогие.
     
    Последнее редактирование: 26 дек 2011
  11.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    То, что старообрядцы были единственные эксперты 19-20в. очень настораживает. У нас есть такие сайты гиганты как православие.ру, правмир и т.д. И вы нам открываете Америку, а там за это ни-ни. Подозрительно. А если мы спросим окончившим духовную семинарию, вот это будет сюрприз.
     
  12.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Да, мне тоже интересно их мнение, хотя на всю духовную семинарию учится только один два старообрядца
     
  13.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    На мой взгляд, тоже. Скажите, Христос Пантократор - это старообрядческая икона?
    А М.Б. Казанская? А Одигитрия?
    А Сергий Радонежский перед какими иконами молился?

    Или, может быть, старообрядцев после раскола обуял такой расцвет полёта мысли и творчества, что они создали собственную иконописную школу?
    Нет.
    Их великая заслуга в том, что они собрали и тщательно сохранили лучшие византийские образцы, фактически осуществив функцию спасения русской иконы, которая за два столетия после раскола деградировала до лубка, которые штамповались ещё десяток лет назад в виде софринских поделок.
    Но ничего собственного они не придумали, собственной школы не создали, поэтому абсолютно оправдано мнение Макса о том, что эти иконы следует называть древнерусскими.
     
  14.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Не хочу ни с кем вступать в споры и дискуссии, ваше право называйте как вам удобно....

    Моя тема называется старообрядческая икона, а не энкаустическая икона, не византийская, не древнерусская......для общего сведения ... после так называемого «открытия иконы» в начале XX века появился большой интерес к древней иконописи, технология и мироощущение которой сохранились к тому времени только в старообрядческой среде,


    В период гонений на Церковь множество произведений церковного искусства было утрачено, иконе в «стране победившего атеизма» определено было единственное место — музей, где она представляла «древнерусское искусство».


    Старообрядцы берегли древнюю икону, как свободную от нововведений, не испорченную ими, высоко ее чтили и сохранили своеобразное понимание ее красоты, у старообрядцев учились ценить ту "тонкость древнего письма", которую они сами ценили в собранных ими иконах. Учились у них видеть и сквозь потемневшую олифу виртуозную точность рисунка, стройную ясность композиции.
    И по сей день сохранились иконописные старообрядческие школы -Ветка, Стародуб,Митьковка, Новозыбков
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2011
  15.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
  16.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    С вами усё ясно. Не существует такого понятия как старообрядческая икона. Вы троль.
     
  17.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Изначально вопрос был задан батюшке, а не вам
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2011
  18.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    http://www.glasweb.com/index.php/default/48821

    http://www.pv-gallery.ru/author/1532/Staroobryadcheskaya-ikona/






    Старообрядческая икона как историко-культурное явление



    Старообрядцы имели все основания апеллировать к решениям Стоглавого Собора 1551 г., утвердившего основы византийской иконографии, предписав следовать греческим образцам, осуществляя дело в благочестии и чистоте. Позже Московский Собор 1666 – 1667 гг. приложил усилия, чтобы всячески дискредитировать постановления, "зане той Макарий митрополит и иже с ним, мудрствоваше невежеством своим безрасудно, яко же восхотеша сами собою, не согласяся с греческими и древними харатейными славянскими книгами, ниже со вселенскими святейшими патриархи о том советоваша, и ниже свопросившими с ними". Имевшееся теперь "советование" нормативным актом оформило церковный раскол, в сущности уровняв старообрядцев с еретиками, не подумав при этом о трагических последствиях.
    Происходит парадоксальное: в официальной православной церкви в России никто не запрещает традиционное иконописание, и оно существует везде в XVIII-XIX вв., где это определено волей заказчиков, но подобные же буквально во всём иконы при всяком удобном случае изымаются из старообрядческих часовен как "раскольничьи". Строго говоря, у старообрядцев не могло быть икон, догматически противоречивших православному вероучению.

    Исследователь старообрядческой иконы находится в незавидном положении. Он не располагает исторически сложившимися комплексами, относящимися к концу XVII – началу XVIII вв. Этот пробел отчасти заполняют иконописные произведения, происходящие из Карелии, а также из Архангельской области. Первое, что следует отметить, – встречаются более ранние привозные столичные иконы, но ещё больше местного происхождения, следующих элитарным образцам. Фольклоризация, отличающая продукцию северных мастерских, закономерна, как и почти неизменно сопутствующая ей упрощённость письма. Такие образцы чаще происходят из часовен, и они существенно отличаются от появляющихся в храмах этого региона, таких, как находящиеся в Кижах. В последнем случае вместе с тем проявляются признаки, которые, скорее, выводят часть икон из собственно старообрядческого круга. Можно не сомневаться в том, что сложившиеся музейные собрания икон довольно объективно отражают общий состав икон, распространённых на Русском Севере и сохранившихся до нашего времени.

    Более определённо прослеживается развитие старообрядческого иконописания в связи с художественным творчеством Выгорецкой обители: известны имена многих иконописцев, создававших многорядные иконостасы и иконы-пядницы починкой старых произведений, привозимых из различных мест. Преобладала традиционная иконография, наиболее многочисленными были богородичные иконы, популярной являлась эсхатологическая тематика, что объясняет причины широкого распространения в Обонежье XVIII-XIX вв. композиции "Страшного суда". Вниманием к Апокалипсису обязана многочисленность в старообрядческих молельнях икон Иоанна Богослова. Из русских святых изображали московских святителей, Антония и Феодосия Печер-ских, Зосиму и Савватия Соловецких, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Кирилла Белозерского, Сергия Радонежского, реже – Никиту Новгородского Леонтия и Авраамия Ростовских, Макария Желтоводского, Феодосия Тотемского, князя Феодора Ярославского.

    По мнению В.Г. Дружинина, на начальном этапе сложения даниловской школы мастера "подражали иконам Соловецкого письма, а потом Строгановского". Подобная ориентация закономерна. К раннему этапу развития этой иконописной традиции принадлежит интересная во многих отношениях "Лестница преподобного Иоанна Лествичника", датируемая рубежом XVII-XVIII вв. Встречаются также иконы "приточного" жанра, написанные на сюжеты нравоучительных сочинений, возможно, с использованием в качестве образца книжной миниатюры. Выделяются иконы различных стилистических вариантов .

    По какому пути в дальнейшем пошло в своём развитии старообрядческое иконописание, могут свидетельствовать многочисленные иконы, собранные в Покровском соборе при Рогожском кладбище в Москве, где немало и более ранних произведений, иногда со следами поновлений. Сохраняя традиционную иконописную технику, мастера XVIII – XIX вв., тем не менее, порой поддаются воздействию гравюры, главным образом, в деталях. Об этом лучше всего позволяет судить поражающий своими крупными размерами складень с изображением Страшного суда, на створках которого размещены композиции из Апокалипсиса. Правда, следует принять во внимание, что в строгом понимании это не моленная икона. Но и в иных случаях нетрудно заметить при следовании старым прорисям проявления стилизации, указывающие на новую эпоху.

    Было бы неверно утверждать, что старообрядцы лишь механически повторяли старые образцы: в действительности на основе глубокого усвоения основ древнего иконописания они создали новое искусство, хотя и развивавшееся в традиционном русле. Это был вполне естественный процесс. Когда в 1905 г. вышел царский указ "Об укреплении начал веротерпимости" и стали строить новые храмы,: то они оказались наполненными изящными иконописными изображениями, свидетельствующими о сохранении вековых традиций.
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2011
  19.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Маргарита, во первых, ссылки на Википедию - моветон, я сам регулярно пишу в ней статьи на религиозные темы.
    Во вторых, несмотря на все недостатки синодального период, заявлять что мироощущение иконы у православных исчезло - это, пожалуй сильный перебор.
    Разве не в Троицкой Лавре находилась в ту пору Троица Рублёва?
    Разве не в русских монастырях находились древние списки Иверской, Одигитрии, Владимирской, Знамение? Разве не по синайскому образцу писался Пантократор в барабанах храмов?
    Если питерское столичное православие и испытывало сильные веяния западной иконографии и зодчества, то Север и центральная Россия были непоколебимы в своих художественных образцах.

    Очень непонятны Ваши высказывания насчёт того, что в нынешних православных храмах нет древних икон. А куда ж они тогда все делись-то? Никак, старообрядцы отобрали?
    Прав Папаня, попахивает троллингом.
     
  20.  
    Маргаритта
    Оффлайн

    Маргаритта Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Господи помилуй! любое хорошее дело без искушений не бывает
    ТЕМА ЗАКРЫТА
     
Похожие темы
  1. Василий
    Ответов:
    3
    Просмотров:
    2.770
  2. дима777
    Ответов:
    2
    Просмотров:
    4.738
  3. Nadia
    Ответов:
    4
    Просмотров:
    4.069
  4. Ирина Петрова
    Ответов:
    1
    Просмотров:
    2.312
  5. Валерия и свет
    Ответов:
    7
    Просмотров:
    2.380
Загрузка...
Статус темы:
Закрыта.
Загрузка...