Любимые места из богослужений. Или наоборот, нелюбимые. Делимся, обсуждаем!

Тема в разделе "Православное богослужение", создана пользователем Просто Оксана, 24 дек 2018.

  1.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Интересно было бы узнать, насколько глубоко форумчане вчитываются в богослужебные тексты. Давайте делиться тем, что тронуло за душу или наоборот возмутило (я вот например не очень люблю, а местами очень не люблю эпитеты, употребляемые в службах отцам Вселенских соборов в отношении ересиархов, и для меня всегда мука служить в эти дни).

    А из приятных недавних находок - вчерашняя уже служба св.Иоасафу Белгородскому (она в Минее за 4 сентября содержится), особенно канон святителю. Там очень талантливо изложено житие. Там всецелая покаянная устремленность автора канона к Богу и постоянная мольба к святителю Иоасафу о помощи на пути покаяния и Богопознания. Там все, что я люблю - нет ни банальщины, ни вычурной византийщины :)
    А вот как высказалась об этом же каноне монахиня Игнатия (Пузик): "Весь канон содержится в чувстве непрестающей новозаветной радости и утешения".
    Жаль, я не знаю, кто автор канона. Но это уже начало 20 века (св.Иоасаф был канонизирован в 1910 или 1911 году).
     
    И-я нравится это.
  2.  
    священник Алексий (Донецкий)
    Оффлайн

    священник Алексий (Донецкий) Постоянный пользователь

    Сообщения:
    403
    Симпатии:
    783
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Меня удивляет эксапостиларий, кажется 2. Фраза: "Христос воскрес, никто в это да не верует". Ниже сноска, что имеется в виду "да не не верует". Пишу по памяти, поэтому текст не точен
    добавлено: 24 дек 2018
    Задам глупый вопрос: а Вы Библию читали?
    Любое разномыслие с истиной в Библии называется блудом. Представьте себе вполне себе нравственного еретика - в костюмчике и галстучке, отца семейства и ни-ни. В Библейском описании: он нечистый блудник, оскверненный прелюбодей, глубина разврата, и его костюмчик и галстучком осквернены плотью (точнее, плотью-то осквернены его помыслы, молитва и духовные идеалы, у нас это прелестью зовется, но ап.Иуда дал толчок для известной Вам поэзии).

    Историческое описание Нестория вызывает всяческую похвалу. Даже когда он в ссылке был. С Арием тоже не все так просто. Он был ревностный подвижник. А что пишут про него в наших текстах: "он был грязный прелюбодей. Когда отцы читали его "Талию", тогда они вопили и затыкали уши от грязного срама". Возникает ощущение, что он ради поэтической красоты использовал порнографические картины.... как мне кажется, его системное изложение его богословской концепции и было тем грязным смрадом в ушах отцов. Без порнографии. Его богословие и было порнографией. По мысли отцов. Талия до нас не дошла. Но по сути это смесь "Сторожевой башни" и "христианских" гностиков.
     
    Последнее редактирование: 24 дек 2018
    Просто Оксана и И-я нравится это.
  3.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Я эксапостиларий читаю "никто же да не неверует". Примерно как тут рекомендуют 20245 - "Классические" ошибки в восприятии Православного Богослужения (второй пост сверху).

    А про прелюбодеяние и пр., что Вы написали я согласна. Но для меня все равно эти тексты мучительны. Ну примерно как в наше время читать про раскольников из ПЦУ в православном фейсбуке - вроде и правда, а сердце болит.
     
    И-я нравится это.
  4.  
    Lupus
    Оффлайн

    Lupus Морской волк Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.113
    Симпатии:
    2.389
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Слава Богу нашлись аргументы против Ария более разумные.
    Где-то слышал, что если аргументов не остается, то нет ничего лучше, чем обвинить оппонента в содомии.
     
  5.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Мы о совсем другом типе прелюбодеяния говорим с о.Алексием. Блуд - он не только телесным бывает. Когда Господь называл иудеев прелюбодеями, он часто имел в виду не то, что относится к вопросам пола, а уклонение от истинного Бога и увлечение кумирами.

    П.С. Мне бы не хотелось эту тему делать местом для обсуждения бесчинства Ария и пр. Больше хотелось бы поговорить именно о православной гимнографии.
     
    Последнее редактирование: 24 дек 2018
  6.  
    священник Алексий (Донецкий)
    Оффлайн

    священник Алексий (Донецкий) Постоянный пользователь

    Сообщения:
    403
    Симпатии:
    783
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Нет. Не так. В Библейском языке прелюбодеяние означает не только то самое, но и уклонение от Бога.
    Прелюбодеяние к содомии относится как сухогруз у самолёту. Средство то транспортное, но различий , и по существу, много.
    Прелюбодеяние - это разрыв единения. А содомия - это искажение естества и гнусь.
    добавлено: 24 дек 2018
    Я не слышал, чтобы Ария в содомии обвиняли. Там некоторых ересиархов обвиняют в наличии тайных любовниц, но как-то не уверенно обвиняли. А в содомии - не припомню.
    Ещё раз повторю, в Библии факт ереси - это прелюбодение. Бог называется Ваали - господин, хозяин, но и муж. Процесс богообщения называется познанием Бога. Это одинаковый термин с брачной связью между мужем и женой. Это соединение ипостасей. Поэтому отделение от Бога называется прелюбодеянием.

    В гомосексуальной связи познание личностей не происходит в принципе. Есть онтологическая причина.
    добавлено: 24 дек 2018
    Просьба к модераторам. Я думаю, что стоило бы создать отдельную тему по библейской уничижительной поэзии. Возможно захочется что-то добавить.... Но в любом случае все это никакого отношения не имеет к теме Оксаны.
     
  7.  
    Lupus
    Оффлайн

    Lupus Морской волк Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.113
    Симпатии:
    2.389
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Согласен. Но у критиков еретиков прослеживается еще одна тема - они дрянные гнусные люди и вообще безбожники которые все время замышляют как-бы навредить людям.
     
  8.  
    -Леонид-
    Оффлайн

    -Леонид- Постоянный пользователь

    Сообщения:
    505
    Симпатии:
    625
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Есть известное место в Псалме 17:
    25 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши,
    26 и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися.


    Его переводят на русский язык как:
    Со святым Ты поступишь свято, и с мужем неповинным безупречен будешь,
    и к избранному близок будешь, а строптивому воспрепятствуешь!


    Т.е. переводят как реакцию Господа на поведение человека. Наверное, оно и правильно с точки зрения церковнославянского, это следует и из текста самого Псалма, до и после. Но я все время воспринимаю этот фрагмент как аналог пословицы "С кем поведешься, от того и наберешься".
     
  9.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Я тоже именно так воспринимаю :)
     
  10.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара Прекрасная Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.149
    Симпатии:
    7.074
    Лучшие ответы:
    21
    Вероисповедание:
    Православный
    А мне с недавних пор начал нравиться отрывок псалма "не надейтеся на князи, на сыны человеческие в них же несть спасения" потому что раньше я его понимала что на людей надеяться нельзя, а теперь сделала открытие что нельзя надеяться на людей с которыми нет спасения души.
     
    Сергей нравится это.
  11.  
    священник Алексий (Донецкий)
    Оффлайн

    священник Алексий (Донецкий) Постоянный пользователь

    Сообщения:
    403
    Симпатии:
    783
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Напомню, этот вид критики начат Автором (авторами) Библии, поэтому для нас это
    1. Классика и пример для подражания
    2. Откровение внутреннего, незаметного для плотского наблюдателя положения вещей. Для слепца внешняя праведность может быть обманчивой. Овечья шкурка на боках может обмануть даже самого волка. Тем более стороннего наблюдателя. А Библия просто говорит, что не всякая нравственность угодна Богу, что нравственная гнусь иногда выглядит лучше, чем такой вот блеск. Мы забываем, что ересь такое же состояние души, как и прочие 13 страстей (Галатам глава 5). Так что для Бога здесь равная альтернатива: блуд, мужеложство, пьянство или ересь, даже если еретик всеми прославляем за дела милосердия. Такое добро может обмануть только людей, но не Бога. Вот Библия их и уничижает. А я готов их хвалить, потому что мне они симпатичны и полезны.
    От Библии с ее грубостями отходить опасно, чтобы случайно не забыть: цианистый калий по вкусу - изысканное аморето, а алмаз иногда похож на битое стекло. Уже содомия вариант нормы.
    Кто отречется от заповедей, тот отрекается от Бога. А у нас уже даже порицания греха нет. Я не требую сжигать содомитов, они больные и несчастные люди, но если христиане перестанут порицать грех (не грешников, это другой и спорный вопрос), то соль сделается не солёной, и будет выброшена вон. Сначала под ноги мусульман , атеистов и иудеев. А потом , когда совсем станет сладкой, под ноги Антихриста
     
    -Леонид- и Просто Оксана нравится это.
  12.  
    Lupus
    Оффлайн

    Lupus Морской волк Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.113
    Симпатии:
    2.389
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне вот интересно, что думают те, кто считает Осипова еретиком. Что он злобный старик замышляющий погубить православных христиан?
     
    р. б. Александр нравится это.
  13.  
    священник Алексий (Донецкий)
    Оффлайн

    священник Алексий (Донецкий) Постоянный пользователь

    Сообщения:
    403
    Симпатии:
    783
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Да, считают.

    Это вообще визитная карточка нашего времени. Если при апостоле Павле разделения, связанные с неведением креста Христова, было реальной проблемой, если Иоанн в Откровении укоряет ефесскую (супер-церковь во всех отношениях) в борцунизме (так заборолись, что забыли первую любовь свою), что говорить про наш тщедушный век?

    И не надо мне цитировать мои собственные комментарии.
    добавлено: 25 дек 2018
    Погубить душу страшнее погубления тела. Осипов слишком во многих вопросах нарушил взгляды на христианство некоторых людей. Например, на таинства, на членство в церкви (например, посмертное состояние и суд). Это же главный "практический" догмат!

    Какие-то христологичесие и триадологические экзерцизы могли бы простить (мозгов не хватило бы даже понять проблему), а тут то, чем люди "каждый день занимаются", в чем они видят смысл своей жизни. Христология и триадолгия для них - это гранитный вековой камень, не доступный уму и поэтому не интересный для рассуждения. Пусть за этим камнем - живая Личность, союз с которой и есть спасение.
    А вот практическая (литургическая) жизнь, и доброе фарисейство (самоосознание себя - чем я отличаюсь от погибающих) - это та светлая область, в которую чужие грязные сапоги не пускают.
    добавлено: 25 дек 2018
    А Осипов "лезет" во святая-святых. Чем не еретик. И все делает не так, как думается и гадается. Он же им крышу срывает! И народ "портит"
    добавлено: 25 дек 2018
    Пусть модераторы отделят плевелы от козлищ.
    Пол дело не простое. Он не в гормонах и хромосомах. Сотворение Евы напоминает возникновение электрического поля: в куске металла сдвинули в одну сторону электроны, оставив с другой стороны - лишние протоны. Вот и грань естества, разделенные на половины, и влечение.
    Проблема в том, что в отношении человеческой природы с божеством есть аналог этого.
    И кстати , в часах про это вспоминают. В библейской гимнографии.

    Если в человеке в сотворениие жены разделили на полы одно единое, зародившись бесконечный голод, то нечто подобное произошло с человеческой природой в акте сотворения. В человеке есть этот голод, по сравнению с которым либидо - детская игрушка.
     
    Последнее редактирование: 25 дек 2018
  14.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Часто забываю сделать пометки, и написать на форум. Но вот сегодняшняя (вчерашняя) служба иконы Божией Матери "Скоропослушница", а точнее канон на утрене, сподвиг к записыванию.

    Меня по-хорошему задели две вещи:

    1) Я редко встречаю в гимнографии слова о примирении с самим собой. А между тем, отеческое высказывание "примирись с собой, и с тобой примирятся небо и земля" считаю очень важным. Поэтому 5 песнь 2 канона порадовала:

    "Примири́теля вся́ческих ро́ждшая,/ всемо́щным предста́тельством Твои́м, Влады́чице, умиротвори́ нас к Нему́,/ к бли́жним и к себе́ сами́м, я́ко воспева́ющим Тя мир подава́ющая".

    2) В том же втором каноне, но уже в 7 песне раскрывается та часть православной антропологии, где говорится о тричастности души, о трех силах - желательной, мыслительной и раздражительной (названия иногда встречаются другие).
    А вот как эта же тема раскрыта в каноне:

    Наставнице ко спасе́нию рабо́в Твои́х,/ души́ трича́стное, Госпоже́, испра́ви,/ да благода́ти безстра́стия сподо́бльшеся, пое́м:/ препе́тый отце́в Го́сподь и Бог, благослове́н еси́.

    Жела́тельную си́лу души́ к Боже́ственному раче́нию напра́ви,/ да то́ю Бо́га всеце́ло возлю́бим/ и к Нему́ при́сно стреми́мся,/ я́ко всеблаже́нному жела́ний кра́ю.

    Я́ростную си́лу души́/ помози́ нам, Де́во, обраща́ти на неви́димыя враги́ спасе́ния на́шего/ и спаси́тельныя любве́ испо́лни сердца́ на́ша к бли́жним и к Бо́гу.

    Слове́сное души́ к Богоуго́дному созерца́нию воскрыли́, Влады́чице,/ богопроти́вных помышле́ний избавля́ющи,/ и всех нас благо́е мы́слити, глаго́лати и твори́ти укрепи́.
     
    Последнее редактирование: 22 ноя 2019
    р. б. Александр и Lupus нравится это.
Загрузка...