Православный нательный крест ...

Тема в разделе "Задать вопрос всем", создана пользователем Василий, 3 мар 2010.

  1.  
    Василий
    Оффлайн

    Василий Пользователь

    Сообщения:
    86
    Симпатии:
    10
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Нательный крест, каким он должен быть,:bn: деревянным? золотым? большим или маленьким? С изображением Распятия или нет..? Могут ли на нём быть изображены ещё и какие либо образы святых.., небесных покровителей?... возможно ли совмещать ношение Распятия и например иконы Божией Матери.
    Предлагаю обсудить в этой теме истинное и правильное отношение к этим немало важным вещам, и конечно же прочитать авторитетное мнение наших священнослужителей.

    Идея создания этой темы у меня возникла очень давно,(можно сказать ещё задолго до того как появился этот форум, когда в одной церковной лавке я услышал от одной женщины(она выбирала нательный крестик для ребёнка на крещение) что мол, покажите что-то без Распятия, потому что это для ребёнка, и такая "жуть" -Прости Господи-, ему ник чему, тогда мы с женой были в глубоком недоумении, да продавец дар речи потеряла, на какое то мгновение... ) всё хотелось как то обсудить этот вопрос, не конкретного человека, а ТЕМУ, да так вот с пользой для других, быть может немного далеких ещё от этого людей, во избежании подобного рода
    заблуждений, во грех кому либо.
     
  2.  
    Натальюшка
    Оффлайн

    Натальюшка Новичок

    Сообщения:
    145
    Симпатии:
    7
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я долгое время носила нательный крест без Распятия, от бабушки достался и меня часто спрашивали не католичка ли я. Когда озадачилась вопросом можно ли носить такой крестик православной и если нет, то какой можно Батюшка пояснил, что не важно какой крестик ты носишь с Распятием, без него, деревянный, золотой или медный - главное чтобы человек понимал зачем он его носит и еще батюшка сказал, что нельзя носить нательный крестик как украшение.
     
    Лёна 2014 нравится это.
  3.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    У меня четырёхконечный равносторонний деревянный крест. Куплен в Псково-Печерском монастыре в 2003 году за 5 рублей. Изготовлен из св. псково-печерского дуба, посаженного самим св. прпмч. Корнилием.
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    Марина из Южного
    Оффлайн

    Марина из Южного Новичок

    Сообщения:
    85
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А у нас в храме продаются браслеты с иконками. Представляете: резиночка, а на ней образки размером 1,5х1 см. Там тебе и Иисус Христос, и Пресвятая Богородица, и святитель Николай... А еще продаются -страшно печатать- освежители воздуха в машину с иконами с обеих сторон. Не чересчур ли? То, что люди это покупают, еще полбеды. Страшнее, по-моему, то, что это ПРОДАЮТ. В храме.
     
    -Леонид- нравится это.
  5.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Я против таких браслетиков. Что это за сантиметровые иконки, которые довольно быстро выцветают и подлежат утилизации. В истории Церкви уже известны случаи когда иконопочитание пытались превратить в идолопоклонство и фетишизм. Что в какой-то мере и спровоцировало иконоборческую ересь.

    И конечно далеко не все из того что продается в храме можно носить и читать. Настоятель какого-то храма выбирая ассортимент изделий для своей церковной лавки к сожалению, может руководствоваться не Священным Преданием, традицией Церкви,каноничностью или вообще уместностью продажи в храме того или иного изделия, а элементарным спросом, который, как всегда, рождает предложение. Отсюда и всякие недоразумения.
     
  6.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А я-то по наивности своей, всегда считала, что купленное в церкви - нужное и правильное.:bc:
     
    Тамара нравится это.
  7.  
    о. Евгений
    Оффлайн

    о. Евгений Новичок Cвященнослужитель

    Сообщения:
    38
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Материал, из которого изготовлен нательный крест - совершенно не принципиален для освящения крестной силой. Золотой, деревянный, серебряный, каменный... главное изображение креста. И, что очень важно, категорически запрещено говорить о религиозных преимуществах, например, золотого крестика над деревянным. Преимущество м.б. только эстетическое или материальное, но на качестве силы креста это не скажется. Мы почитаем не материал, не золото, серебро или дерево, а силу креста, изображение креста.

    Да, и если, например, золотой крестик расплавился, то золото, когда то бывшее крестом уже почитать нельзя. Кому интересно, - ищите об этом в книге преп. Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры".
     
    Последнее редактирование модератором: 5 мар 2010
    Тамара нравится это.
  8.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Я предпочитаю деревянный крестик в силу его простоты, лаконичной красоты, соответствия материала Кресту Господню, житийной практичности. К примеру люблю я баньке попариться в наши-то морозы. Градусов на 100-110. А снимать крест нельзя. Металлические кресты вмиг нагреваются, а я ни о чём не парюсь :)
     
    Тамара и Вадим Кр нравится это.
  9.  
    о. Евгений
    Оффлайн

    о. Евгений Новичок Cвященнослужитель

    Сообщения:
    38
    Симпатии:
    17
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Да, хочется сказать, что распятый Спаситель на Кресте исторически появляется только с ЧЕТВЕРТОГО века. До 4 века почиталось само знамение креста. В праздник Воздвижения поднимание (воздвижение) креста совершалось без (естественно) распятого на нем Богочеловека. Кстати, мне лично предстоятель Греческой церкви подарил крестик без распятия, только с терновым венцем в знак того, что Спаситель страдал, совершил дело искупления и воскрес... Содержательно.
    С ПЯТОГО века укореняется добрая, благочестивая традиция изображать распятого на Кресте Христа.
    Допустимо изображение Креста и с распятием, и без!
     
    Тамара и Просто Оксана нравится это.
  10.  
    иерей Олег
    Оффлайн

    иерей Олег Новичок Cвященнослужитель

    Сообщения:
    61
    Симпатии:
    21
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вернусь к началу темы. Лично я категорически отрицательно отношусь к тому, что священные изображения и другие предметы христианского культа продаются на каждом углу, чуть ли не как семечки. Зачастую можно увидеть печальную картину, когда в газетном киоске иконы находятся на одной полке с сигаретами, средствами контрацепции и языческими сувенирами. Я убеждён, что у Церкви должна быть монополия на производство и продажу священных изображений. Этот огромный спрос в наше время обусловлен поиском магизма в этих предметах: это вот, дескать, икона Божией Матери от пожара, эта от ограбления, эта помогает в родах и т.д. Но если у какой - то из икон действительно произошло определённое чудо, то что, у другой иконы нельзя молиться с такой же просьбой ? Или Пресвятая Дева раздвоилась ? Вот и спрос. Как на талисманы. Человек привыкает к изобилию и перестаёт благоговеть перед святыней. Сейчас уже можно увидеть в церковных лавках некий синтез православной иконы и фэн-шуй китайского производства. Господи, помилуй ! Пресвятая Богородице, прости нас !
     
    Тамара нравится это.
  11.  
    Сергей Фернандес
    Оффлайн

    Сергей Фернандес Новичок

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    25
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    В русле этой дискуссии, хоть и не совсем по изначальной теме хотел бы задать вопрос, который мне давно не дает покоя.

    Я понимаю, что многие чудеса происходили перед разными иконами и по молитвам за нас Богородицы, но так ли нужно нам из-за этого развивать культ почитания многообразия видов икон?
    Не все ведь четко понимают, что Богородица слышит наши молитвы не зависимо, Владимирскому или Казанскому образу мы молимся. От этого непонимания и распространяется магизм.

    И еще один момент я не совсем понимаю.
    Почему мы просим, чтобы Богородица нас "простила"?
    Я могу понять просьбы о заступничистве, о молитве за нас перед Богом.
    Но ведь прощает Господь.......
     
  12.  
    Александр Кр
    Оффлайн

    Александр Кр Новичок

    Сообщения:
    385
    Симпатии:
    22
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вообще то мы молимся "Пресвятая Богородица, спаси нас." Богородица молит Господа о нас и тем спасает. А вот прощение... Она может простить наше отношение к Ней, но не наши грехи.
    Скорее всего, отец Олег, допустил описку. Это мое мнение.
    Чтобы меня не отругали опять, задам вопрос: я прав или ошибаюсь?
     
    Последнее редактирование: 27 авг 2010
  13.  
    Сергей Фернандес
    Оффлайн

    Сергей Фернандес Новичок

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    25
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Почему тогда не говорить, так как мы обычно обращаемся ко всем угодникам - "Богородице, моли бога о нас"?
    Ведь прощает и спасает только Господь.....
     
  14.  
    с.Людмила
    Оффлайн

    с.Людмила Новичок

    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Привет всем! Хочу высказать свое мнение по поводу этой теме.
    Думаю что не имеет большого значения из какого материала изготовлен крест, главное чтобы он был правильным- с изображением распятия и словами Спаси и Сохрани, а главное он всегда должен быть при теле.
    На счет икон- один священник сказал: " Не мы смотрим на иконы, а Бог через иконы смотрит на нас".
    Еще хочу сказать не носите ни каких браслетиков с иконками и т.д. и знаков зодиак.
     
  15.  
    Лена Леви
    Оффлайн

    Лена Леви Новичок

    Сообщения:
    17
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Здравствуйте. Я тоже слышала много мифов о крестиках и иконках нательных. Например, есть крестики мужские и женские, на крестике обязательно должно быть изображение распятия, колени распятого Господа нашего должны быть направленными только в левую сторону (или правую, не помню, потому что, если коленки смотрят в другую сторону, то это уже католический крестик). Иконку нательную нужно носить на другой цепочке отдельно от крестика.
    Все это глупости. Мне кажется, главное правило - это носить крестик так, чтобы его не было очень заметно, не делать из крестика и иконки бижутерию. Крестиком надо себя не украшать, а носить его смиренно, не забывая, что на самом деле ношение креста для нас значит.
     
  16.  
    Zoya
    Оффлайн

    Zoya Мисс Добрая Справка Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.116
    Симпатии:
    4.802
    Лучшие ответы:
    10
    Вероисповедание:
    Православный
    Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков
    Цитаты.
    [​IMG]

    Крест-корсунчик; XIII в. Материал: металл серебро, серпентин; техника: зернь, резьба по камню, скань, тиснение (басма)

    Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен. В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков.

    Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множество публикаций, посвящённых этой теме. Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно – случайность подбора описываемого материала и отсутствие классификационного принципа. Если второе связано с научной неразработанностью темы, то первое свидетельствует лишь об отсутствии серьёзных, репрезентативных собраний, которые могут быть предоставлены их владельцем для публикации. Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, хотя и не вполне удачно, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. Работа эта страдает очевидной неполнотой и крайней субъективностью автора, относящего почему-то к тельным крестам крестовидные накладки и даже пуговицы, и включившего в свой каталог некоторое количество подделок. Можно надеется, что приятным исключением станет подготавливающийся ныне к печати каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова — обширность собрания предоставляет авторам широкие возможности для построения типологии домонгольских нательных крестов.

    Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей природе не могут сколько-нибудь полного представления о типах крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты (пример тому – известное вологодское издание).

    И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать всё обилие известных на данный момент домонгольских крестов, выделив несколько больших групп предметов.

    [​IMG]

    Древнерусские нательные кресты с изображением Распятия, XI-XIII вв


    К самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если на энколпионах и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен – мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены – то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов — переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.1) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.

    [​IMG]

    Рис.2 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII вв
    ............
    [​IMG]

    Рис.4 Византийские нательные кресты найденные на территории Древней Руси, XI-XIII вв
    [​IMG]

    Рис.6 Древнерусские нательные крестовключенные подвески 11-13 вв.

    Полностью на Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков


    ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
    Какой нательный крест является правильным? | STAROVE.RU -

    [​IMG][​IMG]

    Пример каноничных нательных крестов разных времён:
    [​IMG]
    Пример каноничных старообрядческих крестов разных времён
    добавлено: 1 фев 2016
    Крест: виды православных крестов, нательные крестики - отличия православных и католических крестиков
    Крест: какой крест правильный?
    20 МАРТА 2009
    Св. Иоанн Кронштадтский объясняет:
    «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира».
    Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

    Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и икон. Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы».
     
    Последнее редактирование: 1 фев 2016
  17.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Происхождение и символика нательного креста

    Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.

    Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

    После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

    На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. «энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями...


    О форме нательного креста

    Нательный крест — это не талисман и не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

    Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

    Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия.

    Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

    Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.

    Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры. Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -
     
    Zoya и Сергей нравится это.
Загрузка...