Большое горе пришло в нашу семью,позавчера похоронили мою племянницу, девочке было всего 23 года, остался пятилетний сынок.Но самое страшное,что мы даже не знаем что произошло.Версии следствия простираются от самоубийства до заказного убийства.Родители и близкие едва не сошли с ума от горя. Страшно и то,что до окончания следствия мы не можем провести православный обряд погребения,точное заключение экспертов будет только через два месяца.По этому поводу спрашиваю совет священников-как молиться о ней все эти дни. Честно говорю,что эксперты не исключают версию самоубийства.
Помоги Господь Вам перенести эту скорбь. Пока результаты следствия неизвестны можно молиться за почившую дома и по возможности совершать дела милосердия. Обратите внимание на молитву за самоубийц. Искреннее чтение ее поможет Вашей племяннице и даст утешение и Вам. Если же все в течение следствия разрешится и выяснится, что было убийство, обратитесь к священнику, чтобы совершил чин отпевания. О молитве за самоубийцу[1] Оптинские старцы разрешали на келейной молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный старец Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: "Вручай, как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней,- по духу добродетельных и мудрых так: "Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!". Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, и Который смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостию - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: "Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно". Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?"[2]. Другой Оптинский старец, преподобный иеросхимонах Амвросий, писал одной монахине: "По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом"[3]. О нашей отечественной подвижнице схимонахине Афанасии (Логачевой, †1875 в Николаевском близ Улалы монастыре Томской епархии) повествуется, что она по совету дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны (†30 января 1884) трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву "Богородице Дево радуйся…" за своего в пьяном виде повесившегося брата и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений[4]. Так, вообще всякий молитвенный подвиг, совершаемый в память живых или усопших, будет угоден Господу и принесет несомненную пользу не только тем, в память кого он совершается, но и тем, кто его совершает, "ибо приносяй (за усопших) сопричастник мзды бывает, яко любовь о спасении ближнего показуяй: якоже иного помазуяй миром сам себе прежде благоухает"[5]. Было бы только желание потрудиться ради любимых собратий, было бы усердие к молитве да смирение и послушание Святой Церкви. Тогда и без нарушения уставов церковных будут найдены способы и возможности излить нашу к усопшим любовь в молитве о них. Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов церковных. Особенное внимание должно быть обращено на совершение в память усопших милостыни, которая по словам праведного Товита избавляет от смерти и не допускает сойти во тьму (ср.: Тов. 4, 10). В необходимости творить милостыню по усопшим убеждает синаксарь субботы мясопустной (см. ниже, в следующей главе). И ветхозаветные люди творили милостыню в память усопших, но только с некоторыми ограничениями. Раздавай хлебы твои при гробе праведных,- наставляет сына праведный Товит,- но не давай грешникам (Тов. 4, 17). Всеобъемлющая христианская любовь уничтожает эти рамки. Преподобный Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц. * * * Итак, лиц, покончивших с собой, не будучи в состоянии тяжелого душевного заболевания, можно поминать только на домашней молитве. Нельзя поминать их на церковной молитве как за Божественной литургией, так и на панихиде. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 204-205.- Сост.^ Первый великий старец Оптинский иеромонах Леонид, в схиме Лев. Шамордино, 1917. С. 181-182. [Репр.: Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина пустынь, 1994].- Авт. Подробнее см.: Оптинский патерик. Саратов, 2006. С. 420-426.- Сост.^ Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909. С. 106.^ Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Февраль. М., 1906. С. 188-189.^ Синаксарь субботы мясопустной.^
Большое спасибо за ответ.Теперь мне будет немного легче,ведь получается,что если вдруг будет доказано , что она сделала это сама,всё равно есть надежда на облегчение её участи.
Вчера,по благословению Владыки, был отслужен чин заочного погребения нашей девочки. Очень прошу помолиться о упокоении души новопр. убиен. Любови.