Пост и постель

Тема в разделе "Православное богослужение", создана пользователем Гендальф Серый, 25 мар 2010.

  1.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Ув. форумчане. Пост уже в завершении, поэтому никто да не заподозрит меня в потокательстве своим блудям, похотям и т.п. Просто выложу материал известный мне на тему
    Пост и постель
    69 правило так называемых «Правил святых апостолов» за нарушение пищевых запретов без уважительной причины наказывают отлучением от св. Причастия. А о постели сказано: правило № 3 св. Дионисия Александрийского: «Вступившие же в брак сами себе должны быть довлеющими судьями».

    Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: "Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
    Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7,5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу".

    Сам запрет этот связан с традицией христиан приобщаться за каждой Литургией: Правила Святых Апостолов, § 9: "Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих бесчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения".
    Правила святого Антиохийского Собора, § 2: "Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное".
    А согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.
    Вопрос 5. "Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то можно ли они причаститься, или нет? Ответ. Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга (!??), только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5)".
    Как видим одна и та же цитата разными толкователями доказывает полярное.

    Св. Иоанн Златоуст: "Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жён, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это - закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не Диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: "невоздержанием вашим".

    свт. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: "Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даём совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности". (Слово 40 На святое крещение: http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/slovo40.html)

    см. продолжение...
     
  2.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7,5). А.П.Лопухин, текстолог-библеист Б.Мецгер и др. говорят, что о «посте» добавлено в аскетических целях. Ни латинский ни древне-армянский тексты Нового Завета вставки «посте и» не знают. В патристической литературе упоминание о посте в этой апостольской фразе встречается, начиная лишь с преп. Иоанна Дамаскина.

    Поучение Новгородского архиепископа Илии: 13 марта 1166г: «А от жен не отлучайте по нуже, оже сами не изволят по свету подружий своих. А нам повелено есть тако, еже чистей недели и старстней и въсрсней до конча,о тех трех недель возхбраняйте. А се слышал же есмь, оже друзии попы глаголют детем своим: «оли се говенье не лежите с женамим, тьже дадим причастие», тъ того нетуть. А вы, попове будуче, одже въсхочете служити коли, то и на много дний отлучаетеся от попадий своих? И оли то попом будя, аже нъ простьчи, то любо будя, то любо си будут и в говении не ублюлися от женъ, дайтепритчащение: в своей бо жене нетут греха».

    Вопрос монаха Кирика новгородскому еп. Нифонту (12в): "Я спрашивал, можно ли дать причащение тому, кто не воздерживался от жены великим постом. Разгневался (еп. Нифонт). "Что вы учите воздерживаться от жен в говенье? Грех вам за это" (Вопрошения Кирика, 57 // Смирнов С. Древне-русский духовник. Исследование из истории церковного быта. М., 1914, сс. 113-114)
    «Прочтох же ему из некоторые заповедей аще в неделю или в суботу и в пяток лежет человек и зачнется детя, то будет любо тать, любо блудник, любо разбойник, любо трепетив, а родителема епитимея два лета, и рече ми – а тыи книгы годятся сжещи» (Вопрошания Кирика и ответы еп.Нифонта. Публ.: Смирнов. Материалы с.7

    Написание митрополита Георгия русского и Феодоса: «В говение добро бы блюстися жены своея, но аще не может то первую неделю и последнюю да соблюдется».

    В Святцах 16 века Троицкого монастыря: «С женою своею не совокупляются от мяснаго заговения и до Радуницы» (вдобавок запрещено мыться после Фёдоровой недели, т.е. первой седмицы поста - и до Вербного Воскресенья).

    В текстах 16 века говорится: «в святый Великий пост добро удержатися маложенам от себе, аще ли не можета, да первую неделю и последнюю чисто да сохранятся». (цит. по Кураеву. там источник не указан).

    Соловецкая кормчая 1493г: «Во всю Фёдорову неделю по вечерни и по литургии ясть бельцем хлеб с капустою, редька, горох пряженый, а пития едина чаша мала квасу. А болши мзда от Бога кто не пил бы все говение и жен своих отнюдь воздержатися, а в суботу и в неделю рыбы ясти дважды днем».
    Сборник волоколамского монастыря запрещает и жен и рыбу.
     
  3.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Так эта тема именно в пост и актуальна.

    Действительно сколько же семей рассыпалось из-за недопонимания или незнания этих апостольских слов о супружеском воздержании. Часто приходилось сталкиваться с тем, что прихожане воспринимали супружеские отношения в пост, как один из страшных грехов, подобный прелюбодеянию. Это при том, что один из супругов, часто бывает далек (-а) от религии. И для него (нее) вообще непонятно по какой такой причине он (-а) должны воздерживаться от супружеских отношений на периоды постов. Отсюда конфликты, отчужденность, рукоблудия и прелюбодеяния, разводы.

    Воздержание супругов в пост от супружеского общения может быть основано только на взаимном согласии, о чем совершенно ясно и говорит апостол. И при соблюдении этого условия, несомненно может принести немалую пользу.
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    В этом вопросе как ни крути, если только нет обоюдного согласия, присутствует элемент либо насилия, либо жертвы - кому как удобно назвать.
     
    Тамара нравится это.
  5.  
    отец Генадий
    Оффлайн

    отец Генадий Новичок

    Сообщения:
    34
    Симпатии:
    12
    Лучшие ответы:
    0
    Гендальфу Серому - большая благодарность!
     
  6.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Гендальф обратил внимание на всего лишь то, что в церковном праве нет канонов, которые предписывали семейным парам воздерживаться в близости в период постов. Сначала я прочитал это у Гендальфа. И реакции всех, оставивших свои сообщения, нормальные. И с начала я прочитал Гендальфа.
    Но все темы прямо в воздухе витают.
    Потом получаю я журнал "Спасите наши души". Читаю. Оказывается год назад в этом журнале было интервью (я его нечитал) иеромонаха Димитрия (Першина), который на это обратил внимание. Что он там такого написал и как расставил акценты не знаю. Но год спустя эта тема продолжает муссироваться. И бедному иеромонаху достается на орехи по-взрослому. Вот маленькая цитатка "Поэтому вести такую массированную атаку против последнего (то ли иеромонах, то ли его заявление в интервью? - что не суть важно) - значит стрелять из пушек даже не по воробьям, а по микробам. Результатом является лишь бесполезный расход боеприпасов, которые могли бы даже очень понадобиться в другом месте". Это высказал в статье некий протоиерей. Я вижу в этих словах очень много агрессии и нелюбви. А Вы видите? может мне кажется? А лексика какова - снаряды, пушки, микробы. Чего жалко? Слов, времени, любви? Людей же это мучает, значит нужно с терпением и любовью отвечать. Снарядов любви жалко? Что же мы за православные такие?
    Вообще стало много параноидально-агрессивной лексики в с статьях, в том числе принадлежащих и священничеству. О чем может быть и скажу в другом месте.
    Хочу выразить свой респект всем откликнувшимся (слава Богу не кликушествовавшим) в этой теме, Гендальфу - особый!
     
    Тамара нравится это.
  7.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Иеромонах Димитрий приснопомянутый имел неосторожность высказаться ОЧЕНЬ категорично на ОЧЕНЬ скользкую тему. А "Спасите наши души" - крайне своеобразное издание с очень своеобразной публикой. И интервью он давал не этому изданию. Его там напечатали с целью показательного разоблачения (простите, мое мнение - могу ошибаться).
    А вообще сейчас начинает эта тема обсуждаться - даже некоторые архиереи высказываются весьма незашоренно по этому вопросу. Поищите в Интернете - много интересного.
     
    Семён и Тамара нравится это.
  8.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
  9.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Благодарю Вас, отче за ссылочки.
    Однако, мне странным показалось априорное (т.е. ниоткуда не выводимое) отождествление веры во Христа и решения о супружеском воздержании в пост.
    Например, прот. Николай Головкин пишет: "супружеское воздержание во время поста обязательно, если муж и жена оба согласились на это". "Взаимное согласие в данном случае необходимо. Но бывают ситуация, когда, например, у верующей жены неверующий муж протестует против такого рода воздержания, то в такой ситуация жена должна уступать мужу во избежание блуда с его стороны".http://www.rusk.ru/news_rl/2009/03/0...at_sya_v_post
    А почему, собственно, тому, кто не согласен на это воздержание непременно приписывается неверие? Что, для верующих, это, таки, обязательно? Между строк проглядывает и опошление супружеских ласк, как недопустимых в святые дни. Как пошло предлагается верующим понимать постель, чтобы веру и благочестие накрепко связывать с отречением от ложа. В посту человек, вроде как, изметает скверну. А тут контробандой и постель гадостью подразумевают.
    Читаем далее: "Поэтому если кто-то из супругов настаивает на близких отношениях, то не стоит ему резко отказывать, чтобы не подтолкнуть его к другим, еще более тяжким грехам". Что значит "более тяжким"? Т.е. постельные ласки, это уже тяжкий грех?
    Вы скажете: но мы и молока не пьём в посту. Это ведь не значит, что считаем его скверным.
    Всё проясняет иерей Алексий Мороз: "по канонам супружеское воздержание во время поста обязательно". "В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться". Потрясающе! Значит сей достопочтенный иерей рассматривает половые отношения только как удовольствие! Элемента личностного взаимовоспевания, признания в любви и т.п. сей Мороз не видит! Но это же и есть смысл всего того, что происходит на ложе. Поправьте, если я ошибаюсь. Церковь, вроде-бы наставляет молодёжь тому, что те не должны относится к сексу просто как к мороженному или кексу! это есть таинство любви и т.п. А тут сами церковники заговорили в категориях "одного из удовольствий"! Я в шоке (привычном:bh:)!
     
    Последнее редактирование: 30 мар 2010
  10.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Читаем иерея Мороза дальше: "Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха".
    Итак, этот пассаж содержит в себе следующие посылки:
    1) Выбрать постель в посту может прийти в голову только неверующим. Верующие же всегда воздерживаются, т.е. они обязательно должны согласиться "по согласию".
    2) Секс в посту есть зло. Поэтому верующие должны вибирать из двух зол меньшее зло, т.е. постель.
    3) "Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха". Вы можете себе помыслить эту проституцию в браке? Жена, так уж и быть, нехотя уступает любвеобильному мужу, не испытывая при этом никакой похоти плоти, а мысля только о том, что согласилась на меньшее зло! Типичная психология проститутки! И это иерей называет "правильно себя вести". Я в шоке (вторично:bw:)
     
  11.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Гендальф, посмотрите на это с другой стороны. Жена, уступив вечером мужу, чтобы избежать большего греха, утром встанет довольная и будет думать: какая я хорошая, это меня муж заставил. Так получается, если читать слова Иерея дословно. А если задуматься, то получается поучение=ответ для тех, кого это тревожит.
    Ваш третий пункт я понимаю иначе, не как проституцию, а как любовь и почитание мужа. Давайте представим себе целую палитру серого цвета, а не будем видеть лишь белый и черный цвет. Ведь в конечном итоге, это лишь рекомендация.
     
  12.  
    Tan'chik
    Оффлайн

    Tan'chik Новичок

    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Интересная темка , спасибо что подняли :ay:
    Мария ,по моему ,это не рекомендация , а отношение к супружеству как к таковому.
     
  13.  
    rudkovskiy
    Оффлайн

    rudkovskiy Новичок

    Сообщения:
    15
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я хотел высказать свое мнение на эту очень сложную тему, которая никогда не имела однозначного ответа. Начну по порядку. В каждом человеке есть искра Божья, т.е. наша душа. Муж и жена, их отношения, вот где камень преткновени и тонкая грань между светом и тьмой. Если в своих устремлениях в любви люди восхищаются плотию человеческой, формами и первична в порыве похоть, то этим деянием мы припадаем к земле, отрекаемся от божественного и при этом теряем божественную энергию. Если же мы в своем близком человеке любим в первую очередь его божественное начало, его добродетели и его душу, мы получаем и отдаем друг другу любовь божественную. И здесь важно, как писали выше авторы не потерять эту грань. Вот почему столько разнотолков. По моему мнению, если у любящих мужчины и женщины после соития душа поет и подвизается на добрые дела, значит это правильно. Если возникает опустошение, уныние и депрессия, это опасно, значит надо воздержаться от таких отношений. Извиняюсь если я не прав. Готов выслушать любую критику.
     
  14.  
    Tan'chik
    Оффлайн

    Tan'chik Новичок

    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    у любящих это всегда так:aw:
    да нет, это не от отношений надо воздержаться , а искать причину уныния и депрессии.Может этим самым влюбленным , кто-то из православных сказал, что их постельные отношения это грех:av(think)
     
  15.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Конечно это отношение к супружеству, я имела ввиду, что пока люди начинают идти к Богу, они, не понимая, могут наломать дров, оправдывая себя категоричным запретом на постель во время поста. А вот если пара осознанно отказывается на время поста от супружеских отношений, чтобы укротить свою плоть и посвятить себя молитвам, то это высший пилотаж. Тогда только польза духовная будет для семьи. В других случаях - это рекомендация, т.е то, к чему нужно стремиться.:bv:
     
  16.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Тем у кого постельный кураж настолько весом, что и помолиться некогда, наверное, можно и воздержаться по согласию. Остальное множество вполне успевает и помолиться!:aw:
    Идея противопоставления молитвы и супружеского воздержания, по вышеприведённому мнению свт. И.Златоуста безосновательна: "ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться и молиться"! Ура-а-а!!!:bp:
     
  17.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Пост - это, прежде всего, воздержание. Во всем. Можно сказать, что упражнения в воздержании. При чем воздержание - не самоцель. При помощи воздержания человек должен достичь определенных высот, полагаю - духовных. Решения о супружеском воздержании может быть принято только супругами, они в свою очередь, если их это волнует, могут получить наставление от священника (либо же из писаний Святых Отцев). Только Господь - Судия. Никто не может из-за пуступков меня грешного дать или отобрать названия Христианина. Люди должны, если хотят естественно, знать все о канонах и писаниях Святых Отцев, слава Богу, никто этого не отрицает, православи - не эзотерическая же групка. Да и сами можем найти все! Пастыри должны нам все разъяснять.
    Единственное чего не понимаю и не принимаю - агрессивности со стороны православных пастырей и отсутствие любви и снисходительности к пасомым. Не я лично страдаю, а переиначив "За Веру обидно!"

    1.Интересно, а как бы Вы охарактеризовали бы это издание? - Спасите наши души.
    2.Церковь поражена язвами как и общество в целом. Как это уже не привычно, но уже становится привыным "партийность", "показательность", интриганство. Только огорчает слегка. Полагаю, что от всего этого нужно дистанцироваться.
     
    Тамара нравится это.
  18.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Как я погляжу, по существу тема исчерпана. Далее я буду разбирать детали.


    И к чему было это сообщение? Выше я писал о неправомочности отождествления веры во Христа и супружеского воздержания в Великий пост. Соединение это до сих пор никто не пытался обосновать. Ведь это всё равно, что говорить: верующий в пост да не носит обуви, но если кто маловерен, позволяются тапочки, неверующим же и невоздержанным атеистам позволяется любая обувь, мы ж толерантны, мы ж со снисхождением!

    Вот и цитируемая Ваши статеечка мятётся меж двух положений. Автор пишет: «
    »
    Стоп-стоп! если супруги «отношениями не оскверняются», тогда откуда вопрос: «как быть?». И, опять же, почему стремящийся к постельному общению классифицируется как мало воцерковлённый или неверующий? Говорим о мире, а готовимся к войне.:bb:

    Далее по тексту «великодушные» (т.е. очень душные) снисхождения до взаимного согласия, дабы неверующий не пришёл «в состояние раздражения».

    «
    ».
    Вот опять воцерковлённость приравнена к отказу от постели, а на каком основании – неведомо. Ставится задача подвести супруга к тому, что само ещё нуждается в обосновании.

    Продолжу разбор ссылок от о. Всеволода.
    Иерей Иаков Коробков: «Время поста – это время освобождения души от гнета телесных потребностей и удовольствий, которые, как известно, порабощают дух и ставят человека на одну ступень с животным миром. Поэтому издревле христиане, имеющие семьи, старались проводить пост не только в молитве и воздержании от мясной и молочной пищи, но и ограничивали себя в супружеских отношениях».
    Как видим, и сей иерей Божий уравнивает постель только с «телесным удовольствием, который порабощает дух и ставит человека на одну ступень с животным миром». Трудно возражать человеку, для которого нет святыни и общения в постели. Таковым пришлось бы объяснять, что и простой поцелуй есть не столько удовольствие, сколько символ любви и единства. Иерей исповедует простой гедонизм в мировоззрении и временную борьбу с ним в период поста. Печально. За ширмой временной борьбы с удовольствием проиграна вся сфера межполовых отношений, сведённая такими горе-мыслителями к плотскому животному удовольствию.

    Некто «МС» в примечании к статье Коробкова возражает ему: «супружеское воздержание по время поста не принципиально как таково и напрямую связано и с возрастом, и половой конституцией супругов, и должно быть рассчитано по мере сил супругов. По моему мнению, по меньшей мере, неразумно требовать совершенного воздержания в течение 20 - 40 дней, например, от молодых супругов, живущих в одной комнате».
     
    Последнее редактирование модератором: 31 мар 2010
  19.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Что есть трапеза? Только ли удовольствие? А совместное общение, а польза для тела? Но пост есть воздержание и в трапезах. Поэтому я не считаю позицию указанных батюшек унижающей супружеские отношения. Хотя тенденция к этому в Церкви, безусловно, имеется.
     
    Тамара нравится это.
  20.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Я думаю проблема еще в том, что у нас после святых отцов уровня Иоанна Златоуста мало кто понимал отличие монашества от супружеской жизни. И это непонимание вошло в плоть и кровь современных проповедников (больших и не очень). Признавая, что монашество и воздержание действительно есть некий идеал, не будем забывать, что идеал этот НЕ ДЛЯ ВСЕХ. ("Могий вместити, да вместит" - ап. Павел). И должен быть проработан и идеал СЕМЕЙНОЙ жизни, с объяснением, чего и когда можно, а когда и почему нельзя. Сейчас делаются только первые робкие шаги в этом направлении.
    В общем же можно сказать, что и в церковном мышлении были свои "годы застоя", только не 30 лет а эдак лет 250-300 (имею ввиду РПЦ). Случайно или нет, но замирание богословской мысли совпало с упразднением Патриаршества и абсолитизацией царской власти. Такие вот пироги.
     
    Тамара нравится это.
Загрузка...