Помогите пожалуйста понять один момент. В Ветхом завете написано: "Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно это будет в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой". Вопрос вот в чем: не надо радоваться проблемам своего врага, чтобы они у него продолжались. То есть злые намерения не расстраивают Бога в данном случае, а радость расстраивает? Или без проявления радости, Господь не узнает о ней? Что тоже как-то противоречит известному факту, что Он знает сердце человека и ведает о его намерениях.
"15Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, 16ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель. 17Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. 18Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой." Притчи Соломона, глава 24 В стихе 16 мы видим, что и праведник падает, никто не застрахован от ошибки (падения) Основа Ветхого завета (Притчи) и Нового Завета одна, любовь к ближнему, в том числе и любовь к врагам. Поэтому основная мысль, приведённых Вами слов, не радоваться чужой беде. Это нехорошо по двум причинам: тому, когда споткнулся, уже нехорошо, а мы своим смехом усилим его страдание, второе допускаем зло в своё собственное сердце, что ещё пагубнее! А вот третья причина: " Иначе, увидит Господь, и неугодно это будет в очах Его." Что неугодно? Поведение насмехающегося неугодно!
Спасибо, да, это понятно, а непонятна как раз последняя часть, где говорится, что если будешь радоваться - то Господь отвратит гнев Свой от врага твоего. То есть не радоваться тут, в данном случае - из злого посыла, чтобы врагу и дальше было плохо. То есть мотивация получается злая. Меня именно это смутило.
" и Он отвратит от него гнев Свой" В любом случае, будет рядом насмехающийся или не будет, всякая скорбь (наказание, гнев) имеет окончание (предел) об этом здесь и сказано. Наверное Вы читали в православной литературу, что гнев Божий и гнев человеческий понятия разные. " не надо радоваться проблемам своего врага, чтобы они у него продолжались."-это не в нашей власти и от нас не зависит, продолжить чьи-то проблеммы-это определяется духовным состоянием того человека и Богом. Мы никак не можем повлиять своим смехом. Ваши две мысли: " То есть злые намерения не расстраивают Бога в данном случае, а радость расстраивает?"-обе неверные. Злыми намерениями человек повреждает самому себе, а радость в приведённом Вами примере, является злым действием. Расстраиваться-понятие человеческое к Богу не приложимо! Бог всех любит, а в приведённом вами примере Бог любит и нас и врагов наших. Ещё пример из практики: Вторая бригада цемремонта КЦЗ. Приходит слесарь-ремонтник пятого разряда с поцарапаным об асфальт лицом. Слесарь третьего разряда смеётся. Ему опытные рабочие обьясняют: "Не смейся! Асфальтная болезнь заразная!" Не верит...Вскоре приходит поцарапыный об асфальт. Но ведь предупреждали!
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой. Иначе - то есть в противном случае, если мы будем радоваться - то отвратит. Я с Вами полностью согласен, что не в воле человека влиять на Господа. Но тут все тем не менее ясно сказано. "Если" и "то", и причина и следствие явно указаны.
Для нас важно и значимо вот это: "Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его," Неугодно будет наше действие, наша радость о несчастии другого будет неугодна Богу!!! Вторая часть: "и Он отвратит от него гнев Свой."-никак не влияет на спасение нашей души, и пользы или вреда лично нам НИКАКОГО не наносит! Возьмите этот же текст, написанный на греческом или еврейском языке, или на церковнославянском языке и попробуйте перевести со всех трёх языков, переводы будут отличаться один от другого. И наблюдаемые Вами причина и следствие, може и не будут нами с Вами наблюдаться. Ещё посмотрим: "18Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его,((( и ))))Он отвратит от него гнев Свой." Давайте с Вами просто уберём из синодального перевода (((и))) Нет буквы и нет проблем! "18 и Он отвратит от него гнев Свой."-показывает нам, что сей человек не есть проклятое Богом создание, бог простит и помилует этого человека (и нас помилует!) надо не нсмехаться, а сочувствовать, как и мы ожидаем сочувствия от другого к себе.
Вот Вы видите здесь причинно-следственную связь! Это НЕВЕРНО! Действия Божии НИЧЕМ и НИКЕМ не ограничиваются, а причинно-следственная связь есть ограничение свободы Божией внешними обстоятельствами. Вы ставите Бога под действие причинно-следственного закона!!! Т.е. Посмеялся человек и Бог ОБЯЗАН отвратить гнев Свой. Не посмеялся человек и Бог ОБЯЗАН продлить гнев Свой. Мы можем управлять Богом?!
Бог, конечно, ничего не обязан делать, но реагирует на те или иные поступки определенным образом. Это в Библии есть. Где Он карает за высоты, дубравы и идолопоклонничество, каждый раз как оно возникает. И тут причинно-следственные связи есть.
"18Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой." Мы говорили, что гнев Божий и гнев человеческий различные явления. Гнев человека есть немирное состояние его души, порой агрессивное. Бог в том же состоянии, что и гневный человек, пребывать не может, Бог есть Любовь, Любовь совершенная. Человек легко колеблется из одного состояния в другое. "От ненависти до любви один шаг." И обратно от любви до ненависти небольше! Бог прибывает НЕИЗМЕННЫМ. Когда Библия говорит о гневе Божием, то подразумевается изменение промышления Бога о человеке, группе людей, народе, народах. Например почитайте здесь: Книга Левит, глава 26 Гнев Божий-это отнятие благословения и замена на проклятие: Второзаконие 28 Благословение Божие-это помощь человеку от Бога, посредством изменения внешних и внутренних обстоятельств, дарование определённых полезных способностей, сил и времени. Проклятие-действие Бога противоположное благословению. "Он карает за высоты, дубравы и идолопоклонничество, каждый раз как оно возникает. И тут причинно-следственные связи есть" Не всегда так. В настоящий момент на Земле идолопоклонства немало. И многое из идолопоклонства существует на протяжении десятилетий и сотен лет. И Бог не разрушает... Например храм крыс в Индии. Появился он в Раджастане около 600 лет назад. Где причинно-следственные связи?! Более того! Сама Библия говорит, что не всегда причинно-следственные связи работают: "Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем."-Екклесиаст, глава 7.15
На церковнославянском: "Аще падет враг твой, не обрадуйся ему, в преткновении же его не возносися: яко узрит Господь, и не угодно Ему будет, и отвратит ярость свою от него." В толковой Библии Лопухина написано: "15-18... Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст.17-18)
В церковнославянском варианте это действительно звучит как добавление ко всему выше сказанному) Спасибо)