Страдание невинных и святых: проповедь на обретение главы Предтечи

Тема в разделе "Нравственные вопросы", создана пользователем Протоиерей Алексий, 18 сен 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Обретение главы Иоанна Предтечи.Проповедь

    7-го июня по новому стилю Православная Церковь празднует память третьего обретения главы Иоанна Предтечи.
    В этот день на литургии читается 11 глава Евангелия от Матфея, где мы слышим, как Сам Владыка Неба и земли прославляет Своего Пророка, Предтечу и Крестителя: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф.11:11). Если бы это сделал обычный человек, то и тогда это было бы не мало. Но Предтечу хвалит Тот, Кто не имел лести в Своих устах, и Тот, Кто знает всё.
    Сегодня же перед своими глазами видим усекнутую мечом главу этого величайшего из людей.
    Смотря на нее, мы можем задать себе вопрос, отчего же страдают святые? Почему величайший праведник испытал в своей жизни множество поруганий, притеснений, гонений? Почему его жизнь закончилась в тридцатитрехлетнем возрасте и так бесчеловечно? Почему его голову приносят распутной девице в награду за ее бесчинство?
    Предтеча умер, как мученик. А о мучениках говорит Господь: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: … Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоан.15:19,20). Он не был похож на сынов того мира, который весь лежит во зле, поэтому мир и восстал на Предтечу так, как и на Самого Христа Который был также не от мира.
    Но в страданиях святых есть и другая сторона.
    Все святые идут за Христом Его узким путем. Об этом пути Богочеловека апостол Павел говорит в своем послании к Евреям такие слова: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:8,9). Эти слова означают, что Сам Иисус Христос Своими страданиями как Чело-век научился послушанию, и через это, опять же, как Сын Человеческий, получил человеческое совершенство по произволению а не по силе природы.
    Через Христовы страдания праведники прикасаются к тому, о чем пишет Петр: «как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:13). Или как пишет Павел: «чтобы познать Его (Христа), и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил.3:10,11). Праведники идут вслед за Христом: «каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы» (1Кор.15:23). Поэтому нам не нужно удивляться тому, что святые люди восходят вслед за Христом на Голгофу, испытывают поругания и мучения.
    Люди становятся мучениками по-разному. В одни времена святые были мучимы язычниками, иудеями, безбожниками и агаря-нами. В другие – нечестивыми людьми, которые называли себя христианами. А во времена спокойные праведники часто восходят на Голгофу в болезнях. Например, Пимен Печерский, Амвросий Оптинский всю жизнь тяжело болели. Серафим Саровский и Никон Печерский, пострадав от злых людей, всю свою жизнь тяжело мучились от полученных увечий. Николай Чудотворец из диоклетиановой темницы вышел с тяжелым остеомиелитом, который мучил его болями всю жизнь до самой смерти. Иоанн Кронштадтский болел раком мочевого пузыря. Иоанн Златоуст умер от болезни, которая проявлялась сильнейшей болью в животе, потерей телесных сил и кровавой рвотой. Это мог быть рак желудка. Григорий Палама умер от рака кишечника. Подвижники современности, Паисий Свтогорец и Серафим Роуз умерли от рака прямой кишки. Многие из вас слышали о множестве бо-лезней схиархимандритов Зосимы (Сокура) и Гавриила (Старо-дуба).
    Печально, что вслед за сектантами-еретиками некоторые православные начинают говорить, что страдания – это кара за беззакония и что скорби – это удел преступников. Ведь другой стороной подобного заблуждения является отчаяние в случае болезни или скорби. В этих помыслах полное непонимание Евангелия, хри-стианства и смысла страданий в мире.
    К человеку скорби приходят для того, чтобы сделаться огнем, очищающим золото. Апостол Иаков говорит: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2-4).
    Когда человек испытывает страдания, тогда в нем происходят таинственные для окружающих изменения духа по слову Господа: «входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф.7:13,14).
    Сектанты-еретики считают признаком благоволения божия здо-ровье и успех. Христиане, живущие по Евангелию, тоже желают себе и ближним здоровья и успеха в земных делах. Но в Еванге-лии скорби показаны как посещения Божие людям для того, чтобы они как из сырой глины превращались в драгоценные со-суды Духа Святого.
    Не всех людей Бог посещает скорбями. Дух Святый – Бог премудрый. Его посещение описывает Господь: «Не вливают … вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Матф.9:17). Бог не дает людям того, что они не в силах понести. Его посещения таковы, что не повреждают людей. Поэтому слабых и немощных духом людей скорби минуют. Бог знает о них, что скорбь ничего не родит в них, кроме ропота, отчаяния и хулы и … скорби ми-нуют таких людей.
    Апостол Павел сравнивает духовную жизнь разных людей так: «никто не может положить другого основания, кроме поло-женного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каж-дого, каково оно есть» (1Кор.3:11-13). Бог – есть огонь. Люди же бывают подобными камню, золоту, дереву или соломе. Не удивительно, что Бог соломенные и деревянные души хранит от огня скорбей. Мы все хотим телесного покоя и здоровья, но должны понимать, что этот покой не есть признак святости, чистоты и особенного к нам Божия благоволения.
    Есть у скорбей сторона, о которой говорит апостол Павел: «чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немо-щами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в при-теснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:7-10). В каждом человеке, даже в таком святом как Па-вел, имеется примесь греховного повреждения. Если бы этой примеси в человеках не было, то люди перестали бы стареть, болеть и умирать. Но и святые тоже – смертны. Полная победа над грехом произойдет тогда, когда люди воскреснут. До этого же момента все люди напоминают двух должников перед Богом. Один должен пятьдесят динариев, другой пятьсот. Но оба безответны перед Богом. Поэтому и святые, и грешники – все нахо-дятся на Голгофе. Голгофа для них – Божий дар для исцеления их душевного повреждения. Праведники отличаются от грешников только тем, что праведники прославляют Бога за это лекарство, говоря: «достойное по делам моим получаю», а грешники ропщут и хулят Бога, говоря: «если Ты, Боже, существуешь, сведи меня с креста моих скорбей».
    Единственный источник скорбей в мире – это Божия любовь к нам. Грех – это не плохой поступок. Грех – это повреждение и извращение нашей природы. Исправить это повреждение человек может только сам, но только с помощью Божией. Скорби – это лекарство от этого повреждения. Если бы Бог нас ненавидел, то Он оставлял нас, больных, без лечения, и тогда наша смерть, этот переход в бесконечную жизнь, был бы переходом в вечное страдание от того повреждения, которое есть в нас. С помощью скорбей мы познаем себя. Своим унынием мы познаем сове тщеславие и гордость. А с помощью печали мы познаем свое сребролюбие, плотолюбие. Познав свое повреждение, мы можем начать свое лечение. До этого момента нам кажутся проблемами только болезни нашего тела.
    Итак, смотря на Усекнутую главу величайшего из праведников человечества, не будем роптать на Бога за страдания, которые нам кажутся несправедливыми, не будем злословить промысел Божий, когда увидим скорби тех людей, кого мы считаем невинными и святыми. Не будем хулить Бога за собственные болезни. Потому что страданиями одни люди излечили свои грехи и страсти, а другие из среды праведности, приобретя страданиями совершенство, взошли на Небо «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). Аминь.
     
    Лариса Т. нравится это.
  2.  
    Ольга Д
    Оффлайн

    Ольга Д Новичок

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    6
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    "Единственный источник скорбей в мире – это Божия любовь к нам."

    Мне очень нравится эта Ваша проповедь. Попробую эту цитату повторять часто, может поможет преодолеть печаль и уныние.
     
    Последнее редактирование: 18 сен 2013
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    хотелось бы уточнить: скорбь - это гипсовая повязка. Повреждение души - перелом. Гипсовую повязку врач кладет по любви к больному. Перелом не виден. А повязка видна.
    Так же верно сказать словами апостола Иакова: "Похоть, зачав, рождает грех, а сделанный грех, рождает смерть" (то есть повреждение, от которого исходят страдания и разложение).

    Также и хирург режет наше тело не от ненависти, но от любви. А мы хирурга благодарим, а на Бога ропщем. Хотя врач из добрых побуждений может нас по ошибке убить, а вот Бог не так - Он премудр и всемогущ.
     
    Лариса Т. нравится это.
  4.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.921
    Симпатии:
    2.505
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Спаси Вас Бог, отец Алексий! Всегда с упоением читаю Ваши проповеди и посты.
     
  5.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара Прекрасная Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.149
    Симпатии:
    7.074
    Лучшие ответы:
    21
    Вероисповедание:
    Православный
    :bi: И я в восторге.
     
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    В нашем храме (в онкологии) я ее произносил дважды (с разными дополнениями и исправлениями) - ведь обретений два: первой+второе (9-го марта) и третье (7-го июня). мне кажется тема важной.
     
  7.  
    Ольга Д
    Оффлайн

    Ольга Д Новичок

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    6
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    "Также и хирург режет наше тело не от ненависти, но от любви. А мы хирурга благодарим, а на Бога ропщем. Хотя врач из добрых побуждений может нас по ошибке убить, а вот Бог не так - Он премудр и всемогущ".

    Но по немощи своей мы плачем и от хирурга, и от Бога. Так больно терять друзей, как будто часть жизни твоей отрывается. Ты чувствуешь, что стал более одиноким, беднее, слабее. Я не думаю, что это во мне срасти кипят. Может это просто моя материальная природа, которая хочет, чтобы все, кого я люблю, были со мной? Или все-таки без страстей не обходится?
     
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    И будут с Вами во веки веков здоровыми нестареющими и нетленными...
    Христианство исповедует, что человек - образ Божий. Следовательно, человек бессмертен. Смерть для человека - такой же переход, как и во время родов...

    Материнская природа протестует процессу родов (больно)... но душа понимает, иначе нельзя....Да, и если хочешь, чтобы ребенок был с торбой, ему нужно дать возможность родиться, а если хочешь любви - дай свободу.
     
    Лариса Т. нравится это.
  9.  
    Ольга Д
    Оффлайн

    Ольга Д Новичок

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    6
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
     
  10.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.921
    Симпатии:
    2.505
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
     
  11.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Ага. Остается лишь немного подождать........Но это ожидание и мучительно и тягостно порой бывает...
     
  12.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Здравствуй Наталья,
    как Вы все таки владеете искусством сарказма....

    Христианство не откладывает счастья человека на жизнь после смерти. В жизни после смерти наша подлинная жизнь обнаруживается, но и в земной жизни начатки райской жизни возможны. Даже более того... Поэтому мы все (за редким исключением) ищем сразу после Неба - Земли с ее благами.
    Нектарий Эгинский (у нас теперь часто служится молебен ему) всегда давал своим послушницам многие наставления о сохранении телесного здоровья. Если бы телесное здоровье и счастье были чем-то плохим и недостижимым, то не было бы молитв о нем, и святые не помогали нам исцелиться.
    Нам важно только помнить: времена мирные - это "лягушатник" для таких, как мы (маленьких и слабеньких), а для орлов духа - широкие просторы неба (и Креста). В доме Отца нашего обителей много. и для маленьких и слабеньких место найдется.
    Нам важно избегать языческо-иудейского взгляда на страдания: "страдают грешники, праведники - благоденствуют". Нет. Не так. Но и "псы едят крохи, которые падают со стола господ их" (Матф.15:27). Так что не будем откладывать наше здоровье и счастье на потом.
     
    Последнее редактирование: 3 окт 2013
  13.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Вы как всегда правы, отец Алексий. А все из-за отсутствия смирения, кротости и человеколюбия.
     
  14.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Не правда.... У кого нет смирения, тот идет к харизматам, у кого кротости, в ислам, у кого человеколюбия, к Свидетелям. А ты же пришла к нам...
    А сарказм - это признак ума. Вон посмотрите на Юрия...
     
  15.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Я думаю, что человек приходит к Богу не из-за отсутствия или наличия чего-либо (страданий или счастья, любви или ненависти, богатства или бедности). Это, возможно, повод, но не причина. А вот почему именно в Православие? Если выше перечисленные пороки приводят к исламу и т.д. То что тогда сюда? Быть может Промысел? (не сарказм-ум же?)
     
  16.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Я тут провел "экспертизу" своего поста:
    и пришел с взвешенному выводу, что в словах Натальи

    сарказм отсутствует....:ah::ah::ah::ah::ah:
     
    Лариса Т. нравится это.
Загрузка...