Беспечность - начало греха: Лекция и проповедь на Усекновение

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 17 сен 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Лекция для Воскресной школы на Усекновение Предтечи (пояснение события)


    Мы читаем в Евангелии следующее: «Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком» (Матф.14:1-13).
    Для понимания событий, произошедших в день Усекновения, нам необходимо вспомнить следующее.
    После смерти Ирода Великого, который убил Вифлеемских младенцев, римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника.
    Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею.
    После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи, так как пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, и беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Это был двойной грех: прелюбодеяния и кровосмешения.
    В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам галилейским. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду.
    По восточным, законом женщина не могла входить в то место, где мужчины пьют спиртное: «все служащие при царе и народы в областях царских знают, что всякому, и мужчине и женщине, кто войдет к царю во внутренний двор, не быв позван, один суд - смерть; только тот, к кому прострет царь свой золотой скипетр, останется жив» (Есф.4:11). Женщина, которая самовольно входила к царю, считалась оскорбительницей царя.
    На востоке так же незамужние девицы постоянно пребывали в своих чертогах, удаляясь от мужского общества. Только танцовщицы, статус которых приближался к блудницам, могли себя вести так, как Саломия в день Усекновения.
    Ирод настолько был пьян, что он с трудом понимал, что вокруг него происходит: царская дочь ведет себя как дешевая женщина легкого поведения. По восточным обычаям, это было оскорблением всего рода этой девицы. Вместо гневного обличения (или кроткого вразумления) Саломия слышит одобрение. Небывалое дело!
    В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства.
    Это обещание странно в первую очередь потому, что Ирод не был суверенным государем. Его царство принадлежало римлянам. Ирод был царем номинальным, а не реальным. Для него обещание полцарства значит не больше, чем обещание колхозника-бригадира советского колхоза подарить своему другу половину имущества колхоза.
    В здравом уме, который помнит о Пилате и римских легионах, такое обещание произнесенным быть не могло.

    Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся.

    Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
     
    Тамара нравится это.
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Проповедь от 11.09.13

    Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11.09.2013

    11 сентября по новому стилю православная Церковь празднует Великий праздник: Усекновение главы Святого Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
    В этот день Церковь вспоминает нечестие Ирода, которое завершилось усекновением величайшего из пророков по капризу блудной женщины.

    Предтечей мы называем Иоанна потому, что он, как звезда перед Солнцем, предшествовал Христу: на полгода раньше Христа он родился, вышел на проповедь, умер и сошел в преисподнюю проповедовать находящимся в ней душам людей.
    Усекновение является предтечей Дня Великой Пятницы, когда смерти был предан Агнец Божий – Христос.

    Когда мы говорим об Усекновении Предтечи, нам нужно задуматься о себе, а не услаждаться мыслию: «я не такой, как этот проклятый Ирод великий нечестивец, богохульник и убийца».

    Ведь как Христа на Крест возводит не Пилат и синедрион, а каждый человек своими грехами, так и в Усекновении Предтечи мы можем найти для себя обличение.

    Усекновение, точно так же как и распятие Христово, совершается не без нас.

    Если мы увидим себя в синедрионе распинателей Христа, то мы увидим себя и среди совершителей усекновения. Если мы увидим на Голгофе то, чем заканчивается наш грех, то мы увидим и в Усекновении то, с чего этот грех начинается. А если так, то Усекновение откроет нам нашу болезнь в нашей душе, и поможет нам ее исцелить.
    Что делал Предтеча? Он очищал совесть людей для того, чтобы они смогли принять Евангелие.

    Сегодня Господь дает нам вместо Предтечи Божественное Откровение с заповедями, совесть и книги святых отцов. Что же делаем мы? Мы изо всех сил стараемся заглушить в себе этот голос. Мы поступаем как Ирод: прячем подальше книги и закрываем свои уши от увещаний совести.
    Мы, читая Библию, часто лицемерим. Мы говорим: «мы там ничего не понимаем».
    Неправда, наоборот, мы понимаем там слишком много! Каждое ее слово обличает нас и ранит, как ранили Ирода слова Предтечи. Психологически такое отрицание боли приводит к отрицанию Библии: «я ничего в ней не понимаю». Или, наоборот: «я все понимаю и живу исключительно по Библии». При этом мы закругляем обоюдоострый меч Божественного Откровения так, чтобы оно не ранило ни меня, ни наш грех, с которым мы стали единым целым.

    Евангелие говорит, что, несмотря на то, что Ирод заключил Иоанна, он все равно любил приходить к нему, слушать его и даже исполнять некоторые из его слов. То есть Ирод по отношению к Предтече вел себя так же как современный обыватель с православием: заключил в крепость, чтобы не мешало грешить, исполняя только те заповеди, которые нравятся и, выбрасывая из ума те заповеди, которые не нравятся.

    Мы слушаем с удовольствием Евангелие, и даже что-то исполняем. Например, «не убей, и не укради» мы, наверное, исполним, а вот «блаженны нищие духом», «не оскверняй своих чувств нецеломудренными ощущениями и другие» - нет.

    Так бы Ирод и жил: больших грехов не делая, а маленькие себе прощая, а старые, привычные грехи и греховные навыки тщательно пряча в памяти, говоря: «Бог все равно простит, это же не такой уж и большой грех», если бы в его жизни не произошло особенное событие.
    Однажды Ирод устроил пир: много ел, много пустословил и смехотворствовал, много пил спиртного. Его ум и сердце оказались расслабленными от развлечений. От этого расслабления Ирод перестал соображать ясно.
    Вот то, с чего начинаются великие падения – с беспечности! Всегда, когда человек беспечен, когда он невнимателен и рассеян, когда его воля и ум спят, тогда приходит к нему сатана и сеет в него свой яд.
    Так происходит не с одним только Иродом. Так происходит и с нами. Когда наш ум и воля спят, тогда перед нами встает диавол, как Иродиада, и говорит: «почему бы тебе не сделать этого или того». Еще сегодня утром мы бы впали в ужас от одной мысли, что можем так поступить, а теперь – легко делаем: блуд, аборт, кража. Или что-то другое: просмотр развратного фильма, скверное слово, обида ближнего.
    Для всякого дела демоны найдут свое место. Они умеют ждать. У них каждое лыко в строку. Строку в скрижалях наших падений, которые раскроются пред нами в день суда.

    Особенное место в демонском обольщении имеет осквернение зрения блудными ощущениями. Саломия, дочь Иродиады, одетая не целомудренно, плясала перед пьяными мужчинами какой-то нескромный танец. Такое осквернение зрения довершилось чревоугодием и пьянством. Это стало последним камнем, который вызвал неудержимую лавину, разрушившую до основания тщедушную душевную крепость Ирода, которая берегла его от «больших» грехов.
    Дом «благочестивой» жизни, построенный на песке чревоугодия, пьянки, разрушается мгновенно, от удара блудных помыслов. Падение такого душевного дома всегда великое.
    До сих пор имя Ирода проклинается всеми читателями Евангелия. Но далеки ли мы от Ирода?
    Сегодняшний день показывает нам начало крестного пути. По этому пути идут Христос и апостолы. Но по этому же пути идут Ирод и синедрион. Для них этот путь заканчивается богоубийством. Для распинателей Христа этот путь начинается с того, отчего ум засыпает: похоти, чревоугодия и лицемерия.

    Итак, сегодняшний праздник является напоминанием для нас, чтобы мы воздержанием от пьянства и многоядения, празднословия и смехотворства, праздности и нецеломудрия, уклонялись с пути Иродова, который, начавшись убийством пророка-совести, заканчивается богоубийством.

    Бог, да сбережет нас от этого зла. Бог, да научит нас трезвению, вниманию и бодрости чувств. Аминь.
     
    Тамара нравится это.
  3.  
    Любовь Гн
    Оффлайн

    Любовь Гн Пользователь

    Сообщения:
    39
    Симпатии:
    2
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Храни Вас Господь. Спасибо
     
Загрузка...