Что такое "блаженные нищие духом"?

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем Кристина, 11 дек 2009.

  1.  
    Кристина
    Оффлайн

    Кристина Новичок

    Сообщения:
    108
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф 5:3).
    Царство Небесное (более точный перевод - Царство Небес) - это власть и сила Божия, которые помогают человеку вернуться к тому состоянию, к которому он был предназначен при творении.

    А нищие духом - кто они такие? И почему им дается Царство Небесное?
     
  2.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Отче, и это Вы называете РАЗЪЯСНЕНИЕМ?
    Это... счастье... через... нищенство, которое... является силой... измеряемой... шкалой ценностей... Божьих.
    Вы сами-то хоть поняли что изрекли?
    А что, собственно, Бог хорошо оценивает, в данном случае? Почему они счастливы?

    'Блаженны те, у кого есть то, что ценно для Бога!' О чём речь, проясните!
     
  3.  
    Кристина
    Оффлайн

    Кристина Новичок

    Сообщения:
    108
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Да, согласна, не совсем понятен ответ. :bn:
    А может быть, вы, ответите? Мне почему-то кажется, что вы все знаете... Только не понятно почему скрываете свои знания от всех нас :bt:
     
  4.  
    Гендальф Серый
    Оффлайн

    Гендальф Серый Новичок

    Сообщения:
    325
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Отче, ваш ответ весьма традиционен, что не всегда означает правилен. Прежде всего, очевидно прямое противоречие словам Иисуса. Господь говорит: "блаженны нищие духом". Ваше (распространённое) толкование:
    Совершенно верно. Заметьте, это те, кто на самом деле ничего не имеют, а не те, кому только кажется, что они бедны, а на самом деле они очень богаты!
    Проводя это положение в духовную жизнь, Вы уже добавляете, что духовно нищие сознают...
    Итак, тут Вы уже совершили подмену, входя в противоречие и со своими и с Христовыми словами о реальных нищих духом, а не о кажущихся себе таковыми.
    Далее Ваша благочестивая фантазия приписывает им непонятно из чего следующую добродетельность:
    Если они действительно духовно бедны, т.е. это люди без молитвы, покаяния, глубины души и т.п., то откуда добродетели? Их в принципе там не может быть, иначе, какие ж они нищие!?
    Таким образом, желая подладить острую строку Писания под скромненькое благочестие, православные (а вслед за ними и остальные конфессии) обесцвечивают этот контрастный возглас Христа.
    В подобных толкованиях, Господь Иисус представляется скучным моралистом, который обыденно пересказывает аксиомы Ветхого Завета о том, что хороший войдёт в Царство, а плохой пойдёт в ад. Так, Евангелие теряет не только остроту, но и смысл.

    п.с.
    Вспомним как контрастно и свежо Евангелие:

    Притча о безумном богаче, ругающая иудейскую мечту ("многая богатства на многая лета") и нормальное поведение человека с богатым урожаем.

    Притча о блудном сыне, где плохой сын оказывается с перстнем и в объятиях, а верный получает выговор.
    Притча о мытаре и фарисее: Хорошая по всем тогдашним (иудейским см. Пс. 25) меркам молитва фарисея сравнивается с топорной молитвой подлеца (в ней нет ни самоанализа, ни достойного предмета молитвы). В результате Иисус выдаёт совершенно неожиданный ответ: мытарь вышел более оправданным.
    Потому, что блаженны духовно нищие, мытари, блудницы, грешники, разбойник на крете, еретик самарянин и т.п.
    «Вы слышали, что сказано древним, а Я говорю вам...»
    Тезис «трудно богатому войти в Царство...» противоречит логике Ветхозаветных патриархов и 28гл. Второзакония.
    «так кто же может спастись»? Ответ эпатажный - никто! Но всё возможно Богу!
    Возлюби врага, отдай срачицу, будьте совершенны как Отец Небесный...
    Притча о страшном суде: чудотворцы и верующие – в ад, филантропы - в рай.
    «мытари и фарисеи вперёд вас идут в Царствие Божие...»
    «если не будете как дети, не войдёте...», вопреки представлению о детях как недо-людях (реакция апостолов, отсутствие детства Иисуса в Евангелиях)
    Самое шествие на вольное распятие есть громкий алогизм.
    Притча о неверном домоуправителе весьма удивительна. Вопреки желанию многих церковников сгладить ситуацию риторикой, речь идёт о прототипе О.Бендера. Итог - у него надо учиться! (это всё равно, что ныне сказать: учитесь хитрости у Тимошенко!
    Притча о единой оплате очевидно несправедлива.
    У Симона фарисея Христос говорит о блуднице - она больше возлюбила, т.е. (о, ужас!) она лучше чем фарисей Симон, который Сию минуту кормит Странника-Христа, т.е шлюха лучше монаха!
    Самое рождение Спасителя мира в яслях, его поселение именно в Назарете, из которого ничего доброго быть не может есть яркий нетривиальный контраст, сколько бы ни придумывали апокрифы чудес Младенца в Египте.

    Это я написал навскидку, примеров ещё множество. В каждой главе "Жизнь с избытком", а не пропись морализатора. Читайте Евангелие!
     
  5.  
    Кристина
    Оффлайн

    Кристина Новичок

    Сообщения:
    108
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    С первой частью вопроса теперь все понятно. Кто такие "нищие духом" я, например, уже имею представление. :bs:
    Только теперь все же хочется понять, если это те самые "мытари, блудницы, разбойник на кресте, то почему же им дается Царство Небесное? :bw:
     
  6.  
    Кристина
    Оффлайн

    Кристина Новичок

    Сообщения:
    108
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    То есть, его нельзя назвать нищим духом, как пишет Гендальф?

     
  7.  
    Ксения
    Оффлайн

    Ксения Заблокирован

    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» – эти слова означают, что полнота жизни, блаженство (предельная степень счастья и радости) принадлежат тем, кто ничем не владеет, не обладает. Это те, у кого ничего нет, а если что-то и есть, то они не считают это принадлежащим себе, но принимают как дар Божий. Нищие – это те, кто не имеет и просит и надеется. Такое отношение к материальному, интеллектуальному и духовному богатству дает им возможность быть гражданами Царства Небесного, потому что там все такие.
    Конечно, кротость, т.е. нежелание применять силу для получения желаемых благ, – понятие близкое нищете духа. Близкое, но не тождественное. Поэтому заповеди «блаженны нищие» и «блаженны кроткие» – не одно и то же. Однако, все заповеди Блаженства, которые дает нам Господь в 5-й главе Евангелия от Матфея, говорят о том, какими надо быть нам, чтобы войти в Его Царство. Так что надо быть и нищим духом, и кротким. Плакать и жаждать правды, миловать, служить примирению и быть чистым сердцем – тоже надо. Более того, надо принимать и отвержение от людей за Христа.
     
  8.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Божие Царство не от мира сего и оно совсем не соответствует земным царствам. Иисус Христос пришел сказать, что для спасения человека важно не то, что он имеет в области материальной, но что он имеет в области духовной. Важно не его положение здесь, в мире, а то, что он из себя представляет. Иисус пришел объявить людям, что истинное счастье, т.е. блаженство, не в имуществе, не в вещах, даже не в наших достоинствах. Он пришел сказать, что самое главное — кто мы и что мы из себя представляем. Христос провозгласил, что духовное содержание человека — это главное в жизни его, и его духовная нищета — есть необходимое условие для того, чтобы войти в Царство, которое пришел создать Христос.
     
  9.  
    Vjacheslav
    Оффлайн

    Vjacheslav Новичок

    Сообщения:
    98
    Симпатии:
    8
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф.5.3).
    Святитель Иоанн Златоуст: "Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека. Так как есть много смиренных не по своему расположению, а по необходимости обстоятельств, то Он, умолчав о таких (потому что в том не велика слава), называет, прежде всего, блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: "нищие"? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: "на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим" (Иса. 66:2)?

    Много степеней смирения: иной умеренно смирен, а иной с преизбытком. Последнего рода смирение восхваляет и блаженный пророк, когда он, описывая нам не просто смиренное, но весьма сокрушенное сердце, говорит: "жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Псал. 50:19). И три отрока, вместо великой жертвы, приносят Богу это смирение, говоря: "но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты" (Дан. 3:39). Такое смирение ублажает здесь и Христос. Все величайшие бедствия, удручающие всю вселенную, произошли от гордости. Так и дьявол, не бывший прежде таковым, сделался дьяволом от гордости, на что указывая, и Павел сказал: "чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом" (1 Тим. 3:6). Так и первый человек, обольщенный от дьявола пагубной надеждой, пал и сделался смертным; он надеялся стать богом, но потерял и то, что имел. За то и Бог, порицая его и как бы смеясь над его неразумием, сказал: "вот, Адам стал как один из Нас" (Быт. 3:22). Так и каждый после Адама, мечтая о своем равенстве с Богом, впадал в нечестие. Так как, следовательно, гордость есть верх зла, корень и источник всякого нечестия, то Спаситель и приготовляет врачевство, соответствующее болезни, полагает этот первый закон, как крепкое и безопасное основание. На этом основании с безопасностью можно созидать и все прочее.

    Напротив, если этого основания не будет, то хотя бы кто до небес возвышался жизнью, все это легко разрушится и будет иметь худой конец. Хотя бы ты отличался постом, молитвой, милостыней, целомудрием или другой какой добродетелью, все это без смирения разрушится и погибнет. Так случилось с фарисеем. Взойдя на самый верх добродетели, он ниспал с него и потерял все потому, что не имел смирения - матери всех добродетелей. Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из души слушателей. Какое же имеет это отношение к ученикам, которые всегда были смиренны? Они не имели никакого повода к гордости, будучи рыбаками, бедными, незнатными, не учеными. Но если это не относилось к ученикам, то относилось к тем, которые были там, и которые после должны были принимать учеников, чтобы последние не были в презрении по причине своей нищеты. Впрочем, слова Христа относились и к ученикам. Если в то время они и не имели нужды в этом полезном наставлении, то могли иметь впоследствии - по совершении знамений и чудес, после такой славы в целом мире и после такого дерзновения к Богу. Поистине, ни богатство, ни власть, ни самое царское достоинство не могли столько внушить гордости, сколько все то, что имели апостолы. Впрочем, еще и до совершения знамений они могли возгордиться, могли поддаться слабости человеческой, когда видели многочисленное собрание народа, окружавшее их Учителя. Потому-то Христос наперед и смиряет их помыслы. Преподаваемое учение Христос излагает не в виде увещаний или повелений, а в виде блаженства, делая, таким образом, проповедь Свою занимательнее, и для всех открывая поприще учения. Не сказал: такой-то и такой блажен, а - все так поступающие блаженны, так что хотя бы ты был рабом, бедняком, нищим, бесприютным, необразованным, нет никакого препятствия к тому, чтобы быть тебе блаженным, если будешь иметь эту добродетель".
     
  10.  
    Христина
    Оффлайн

    Христина Новичок

    Сообщения:
    83
    Симпатии:
    26
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Нищий - это не тот, кто беден, а тот, кто просит милостыню.
     
  11.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну это Вы, Христина, о буквальном понимании говорите, наверное. Иначе причем тут милостыня?
    А вопрос темы о "нищих духом".:)
     
  12.  
    Христина
    Оффлайн

    Христина Новичок

    Сообщения:
    83
    Симпатии:
    26
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Человек может быть беднее любого нищего, умереть с голоду, но не просить милостыню. А нищий может иметь дневное пропитание и даже какой-то денежный запас, но все равно просить милостыню. Нищий - человек, постоянно и неотступно просящий милостыню.
    Не исключаю, что нищий духом - это тот, кто постоянно и неотступно просит у Бога духовного.
     
  13.  
    Алла
    Оффлайн

    Алла Новичок

    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    По-моему, "нищий духом" - это не имеющий гордости, т.к. выражение "духом буяеи" - означает "гордимся
     
  14.  
    Ольга
    Оффлайн

    Ольга Пользователь

    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Верно.
    Нищие духом осознают и признают свою духовную нищету, они смиренны (в противоположность гордыне). Они полагаются на Божье всемогущество.
    А блаженны, потому что только присутствие в душе человека Духа Святого, Его Мудрости дарует возможность понять собственную духовную нищету, наготу и слепоту (Отк 3:18), понимание постоянной необходимости в Нем. Это люди, надеющиеся на Бога.
    Это те Духовные дети , которые входят в Царство Небесное (Матф 18:3), потому что Оно в них есть:
    "и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. " (Лук 17:21)
     
  15.  
    Гендальф Белый
    Оффлайн

    Гендальф Белый Новичок

    Сообщения:
    27
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    блаж. Иероним: "за обнаженным Христом следуя обнаженным, удобнее и легче восходишь на лествицу Иакова. Ты равнодушно снимаешь тунику и надеваешь почетное рубище; не с набитым кошельком, а чистосердечно и искренно хвалишься, что ты нищ и духом, и делами".
    Письмо к Павлину. (http://www.pravoslavie.ru/put/2726.htm)
     
  16.  
    Наталья Сидоренко
    Оффлайн

    Наталья Сидоренко Новичок

    Сообщения:
    103
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне по духу близко ТОЛКОВАНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА святителя Николая Сербского http://www.pagez.ru/olb/247.php что в них дано духовное руководство ко Спасению))) не просто вырвано из Писания и становящееся самоцелью...потому что можно много раз наступать на одни и те же грабли...а целостно и одним духом - вымолил смирение в духовном борении....иди дальше.....верой без умствования....это всего первый шаг ... его пирамиды
     
  17.  
    Гендальф Белый
    Оффлайн

    Гендальф Белый Новичок

    Сообщения:
    27
    Симпатии:
    1
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный невоцерковленный
    Хотел почитать, но Ваша спасительная ссылка не работает.
    А насчёт "верой без умствования" - это Вы мощно изрекли! Аз многогрешный ещё на сие не дерзаю. Мне пока с умом приходится Православие познавать :-(
     
  18.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Уважаемый Гэндальф, спасительная ссылка исправлена и уже работает, пользуйтесь на здоровье!
     
    Тамара нравится это.
  19.  
    Наталья Сидоренко
    Оффлайн

    Наталья Сидоренко Новичок

    Сообщения:
    103
    Симпатии:
    11
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А для женского ума это как-:bk:то естественно - верить и не умствовать)))) Очень близко к состоянию после зачатия - а потом ....терпи в муках рожай....в постоянном бдении воспитывай и ....после смерти ....суд держи перед Богом на Страшном суде за детей своих.......
    о. Павел, спасибо за исправление - я сначала на ссылку нажала - работает - а потом только ваше сообщение прочитала)))))
     
    Последнее редактирование: 14 мар 2010
  20.  
    Артур
    Оффлайн

    Артур Новичок

    Сообщения:
    21
    Симпатии:
    5
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    О первой заповеди Блаженства

    435. КАКАЯ ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
    Желающие блаженства должны быть нищими духом.
    436. ЧТО ОЗНАЧАЕТ БЫТЬ НИЩИМ ДУХОМ?
    Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы — ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святого Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
    437. МОГУТ ЛИ БОГАТЫЕ БЫТЬ НИЩИМИ ДУХОМ?
    Быть нищими духом могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и непостоянно и что оно не заменяет недостатка благ духовных.

    «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»

    (Мф. 16:26).

    438. МОЖЕТ ЛИ НИЩЕТА ТЕЛЕСНАЯ ПОСЛУЖИТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ НИЩЕТЫ ДУХОВНОЙ?
    Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает её добровольно, для Бога. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому:

    «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною»

    (Мф. 19:21).

    439. ЧТО ОБЕЩАЕТ ГОСПОДЬ НИЩИМ ДУХОМ?
    Нищим духом Господь обещает царство небесное.
    440. КАКИМ ОБРАЗОМ НИЩИМ ДУХОМ ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ?
    Нищим духом в настоящей жизни царство небесное принадлежит внутренне и предначинательно, благодаря их вере и надежде, а в будущей — совершительно, посредством участия в вечном блаженстве.

    Православный Катехизис Святитель Филарет,Митрополит Московский

    катехизис ftp://ftp.predanie.ru/mp3/books/%D4%...5%ED%E8%E8.zip
    программа для чтения книг http://alreader.com/index.php?ln=ru&pg=1&sec=1
     
Загрузка...