о практике в Троице-Сергиевой Лавре

Тема в разделе "Ваши проза и поэзия", создана пользователем Фотиния, 11 мар 2010.

  1.  
    Фотиния
    Оффлайн

    Фотиния Пользователь

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    40
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Два студента, Дима и Саша, оба пишущие стихи, не захотели летом сидеть за компьютером во время практики, и им как альтернатива была предложена мной работа в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры.
    Студенты нехотя согласились, пока ещё не зная, что их ожидает счастливое житие.
    И вот наступило время нашего отъезда. Студенты уже пять дней как уехали в Лавру, до которой нужно было добираться через Москву. Я не сомневалась в Диме, который служил иподьяконом храма Александра Невского и знал, как вести себя в монастырской среде. Но вот за Сашу немного волновалась, зная его веселый и необузданный нрав. Третьей с ребятами поехала Полина, студентка, прихожанка храма Александра Невского. И это несколько успокаивало, но всё же не снимало с меня ответственности, которую я несла за ребят.
    В Сергиев Посад мы с поэтом Мариной Поздеевой попали только поздним вечером. Пройдя по вокзальным закоулкам, мы вышли на привокзальную площадь и пошли по направлению к Лавре, которую видели из окна электрички. Найти её было очень легко, так как все дороги вели именно туда. Дойдя до панорамной площадки, мы остановились, замерев от представшего перед ними благолепия. На фоне ультрамаринового неба - золото куполов Лавры. Раздаётся мелодичный, колокольный звон (как оказалось, он звучит каждую четверть часа), и смотришь... и слышишь... и понимаешь, что есть нечто невидимое и неслышимое, что заставляет всматриваться и вслушиваться. И видишь, но не картины, а образ, слышишь, но не звуки, а Голос...
    Через какое-то время Марина сказала:
    — Да... даже креститься хочется.
    — А когда мы проходили по добротному деревянному мостику к Пятницкому колодцу с церковью над ней, Марина сказала:
    — Хочется всё это, — она обвела взглядом обнесённые каменной стеной монастырские постройки, — взять и перенести на какой-нибудь необитаемый остров.
    — А, ты этих имеешь в виду, — я оглянулась на мостик, на перилах которого сидели местные подростки с сигаретами в руках.
    На входе в Лавру нас остановила охрана, допросила:
    — Что матушкам надобно в столь позднее время?
    — Мы приехали работать в библиотеке. Свяжитесь с отцом Кронидом, — попросили мы.
    И начались поиски отца Кронида. Охранник Дмитрий, которому поручили отвести нас к проходной братского корпуса, позвонил по названному нами телефону, но отца Кронида в келье не оказалось. После нескольких звонков в разные места Дмитрий вопросительно уставился на нас, размышляя, что с нами делать, и вдруг предложил переночевать в храме, где на клиросе, оказывается, уже расположились на ночь 48 паломников. Мы никогда ещё не ночевали в храме, и, наверно, это было написано на наших лицах, отчего охранник опять стал звонить. До этой ночи мы думали, что на клиросе поют, а не спят.
    Охранник дозвонился до неуловимого библиотекаря, через несколько минут перед нами появился монах лет тридцати, добродушно посверкивающий стеклами очков, и мы воспряли духом. Я тут же поинтересовалась работой студентов, на что отец Кронид ответил очень благодушно, что он ею доволен. Работа заключалась в составлении электронного каталога библиотеки, для чего нужно было знать программу Excell. Отец Кронид отвёл нас в гостиницу для священников. В разговоре с гостиничным отцом Анфимом выяснилось, что наши места заняты до утра.
    — Поспите одну ночь на диванчике в спартанских условиях, — несколько смущённо предложил библиотекарь
    — На этом? — я показала на дугообразный диванчик, на котором можно было лежать в позе зародыша. Диванчики, а их было два, стояли в маленькой прихожей возле входной двери.
    Отец Кронид рассмеялся
    — Ну уж что так-то сразу, — и передал нас отцу Анфиму, который отвел нас в холл, где стояли два упомянутых отцом Кронидом дивана. Холл напоминал царские покои, в него выходило четыре двери, не считая еще двух проходных, коридорных Не успели «матушки» налюбоваться панорамой Лавры на огромных размеров картине неизвестного им художника, а также макетом таких же размеров с той же самой Лаврой, как дверь кельи, выходившей в холл, отворилась и оттуда вышел батюшка — огромный по размерам, с шикарной окладистой бородой. То, что это был батюшка, не было никаких сомнений. Но одежда несколько смутила нас, потому что батюшка был одет в ослепительно белую футболку, заправленную в чёрные спортивные брюки.
    — У нас гости? — скорее отмечая нахождение посторонних «матушек» в холле, чем спрашивая об этом, промолвил он хозяйственным, ласковым басом и начал обустраивать наш быт.
    И началось: чай, жареная рыба, солёные огурцы... Затем появились чудесным образом из разных мест две подушки с простынями, одеялом и покрывалом. Мягкие диваны мигом превратились в две пышные царские постели. И всё это доставал из Лаврских закромов настоящий батюшка в чёрной рясе, в которой он оказался по мановению ока, подтвердив тем самым, что наши глаза не ошиблись, разглядев в спортивного вида мужчине священнослужителя.
    Утром нас ожидала не менее благоустроенная комната, в которой мы встретились с Полиной. Студентов я нашла несколько вялыми. Но это могло быть из-за жары, а также потому, что в благодатном месте всё идёт в каком-то другом временном потоке, который со стороны кажется неподвижным, а на самом деле человек, находящийся внутри его, без особых усилий, по воле Божьей, творит всё по мановению ока. Зато я была удивлена и обрадована, когда услышала, как отец Кронид по-простецки называет Сашу Санькой, а тот продолжает пальцами отстукивать одному ему слышимый ритм.
    Рабочий день у нас начинался с девяти утра. Но монастырский распорядок предполагал подъём в пять, чтобы после чтения утренних молитв успеть попасть на братскую в Троицкий собор.
    Братская — это особая монастырская служба (а Лавра — это комплекс, состоящий из мужского монастыря, основанного Сергием Радонежским, мужской семинарии и мужской академии), длится эта служба около получаса и заключает в ceбе утренние правила с прославлением Преподобного, а заканчивается прикладыванием к святым мощам Преп. Сергия (это всегда делается только натощак). С братской у меня осталось непередаваемое ощущение внутреннего трепета от пения монашеского хора. До сих пор в ушах стоят их гулкие голоса: "Господи, помилуй!"
    Сразу же за братской начиналась утренняя служба, по окончании которой мы успевали на завтрак к полдевятого. Работали, с перерывом на обед, до пяти. В пять вечера начиналась вечерняя служба в Успенском соборе, заканчивавшаяся для нас ужином.
    Мы ели в гостиничной трапезной, ребята питались в монастырской столовой. Кормили нас очень сытно, и мы не ощущали голода, несмотря на постные дни три раза в неделю и начавшийся с середины нашего пребывания (а мы были там две недели) Успенский пост.
    По средам можно было попасть на вечернюю службу в Академию, где пел академический хор. На эту службу приезжают даже из Москвы, настолько по-ангельски звучат голоса певчих.

    Но работа работой, и мы не всегда успевали попасть на вечерние службы, особенно в последний день, который закончился во столько же, во сколько мы прибыли в Лавру в первый. Кстати, Лавра закрывается в девять вечера. Отбой в одиннадцать. До этого по комнатам часовое совместное моление, включающее акафист и вечерние молитвы. Полина, возвращаясь как-то в позднее время с источника, который расположен за стенами Лавры, заметила, пробираясь сквозь встречный поток паломников, выходящих из Лавры:
    — Они идут домой, и я иду домой. Я иду домой в Лавру...

    Да, мы жили в Лавре, потому что это было не простое времяпровождение, а работа, сплетённая с молитвой. Работа с духовной литературой увлекала настолько, что мы забывали о времени. Открываешь, к примеру, книгу, чтобы поставить печать на семнадцатой странице, и натыкаешься на слова геронтиссы Гавриилии: «Кто действительно любит, не устаёт...» И глаза сами пробегают дальше строчку за строчкой: «Сколько обсуждаем событие, столько оно остаётся в нашей жизни, тогда как нормально оно ушло бы в своё время...» Или в другой книге: «Не жди, что тебя поймёт кто-нибудь. Только Бог...»; «Люби и делай, что хочешь», — это уже Св. Августин. А вот что еще говорили древние: «Если что приносит тебе несущее, неси и переноси, если же вознегодуешь, то и несущее тебя понесёт...» Архимандрит Иоанн (Захарченко) — надо же, однофамилец! Ну-ка, ну-ка, о чём он пишет? О годах откровенного богоборчества, о советской власти то есть, и о войне... Хм: «Все значительные события в истории нашего государства связаны с днями духовных торжеств Православия. Так Великая Отечественная война 1941 года началась в день празднования всех русских святых, а закончилась в светлые дни святой Пасхи Христовой...» Интересно, а как мы, каждый, ощущаем ли пульс исторического времени в своей жизни? Воистину, сколько книг открываешь, столько и открытий.
    Мы читали взахлёб, унося с собой на вечер стопку книг. А много ли прочитаешь за час с девяти до десяти вечера, когда бок о бок с тобой живут интересные люди. Одна паломница училась в литинституте в одно время с Евтушенко и Рождественским. Другая — мать епископа, третья пишет икону.
    В библейском энциклопедическом словаре натыкаюсь на статью «язычник»: «Это слово является переводом с латинского языка и означает буквально: провинциал, деревенский житель. В начале христианства, когда Евангелие было принято в городах, слово paganus, то есть деревенский житель, стало обозначать всякого человека, чуждого Евангелию». И пока я не прочла этого, я считала себя не просто городским, а столичным жителем. Но оказывается, все мы провинциалы, чуждые святому, отчуждённые от центра православия, которым является Лавра.
    Патриарх всея Руси Алексий сказал как-то в своей проповеди, что христиане не глупее остальных людей, они должны получать образование. И я рада, что в студенческой среде есть христиане, для которых Слово является сакральным.
    Вот такая у нас была летняя филологическая практика, после которой не только осталось множество записей в блокноте, но и появилось новое дыхание, ощущение иного ритма жизни, а также бесконечная благодарность за то, что довелось побывать в святом для всех православных христиан месте.

    2001 г.
     
  2.  
    Алевтина
    Оффлайн

    Алевтина Пользователь

    Сообщения:
    34
    Симпатии:
    4
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Доброго здоровья Фотиния!
    Какая ВЫ умничка что поделились с нами своими впечатлениями.
    Я их очень часто перечитываю и снова начинаю жить..
    Спаси Вас Господи!
     
  3.  
    Фотиния
    Оффлайн

    Фотиния Пользователь

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    40
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Рада Вам, Алевтина!
    Только имена персонажей, как Вы понимаете, несколько изменены.
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Приветствую Вас Фотиния, что Вы давно к нам не заходили. А между тем Вы еще историю какую-то обещали написать, после чего исчезли...
     
    Тамара нравится это.
  5.  
    Фотиния
    Оффлайн

    Фотиния Пользователь

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    40
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Павел, обещанную историю напишу, - вот новогодние каникулы будут и...
    А пока с весны живу в авральном состоянии делания.
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    Фотиния
    Оффлайн

    Фотиния Пользователь

    Сообщения:
    32
    Симпатии:
    40
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Павел, благословите!
    Прошу прощения за долгое отсутствие.
    Помню об обещанной истории, но теперь никак не могу разобраться на этом сайте: что и где размещать
     
    Сергей и Тамара нравится это.
  7.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    9.182
    Симпатии:
    16.495
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот это каникулы :)
     
    Natalia_ и Тамара нравится это.
Загрузка...