Гордыня. Как распознать.

Тема в разделе "Вопросы духовного здоровья", создана пользователем Мария Леонтьева, 23 авг 2010.

  1.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Очень часто сейчас заходит разговор о том, что люди одержимы страшным грехом - гордыней. Также часто можно услышать и обвинения в этом. Так что же такое ГОРДЫНЯ?? Согласно Ушакову, гордыня - это непомерная гордость, высокомерие. Сразу возникает вопрос, где та мера гордости? Неплохой ответ на этот вопрос можно прочесть здесь: http://www.pravoslavie.ru/put/29970.htm
    Есть над чем по-размыслить, о чем задуматься. В заключении, хочу добавить слова Иакова, архиепископа Нижегородского, чтобы все мы могли трезво взглянуть на себя:
    http://www.pravmir.ru/chto-takoe-gordynya/
     
  2.  
    Яна
    Оффлайн

    Яна Новичок

    Сообщения:
    8
    Симпатии:
    5
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Мария Леонтьева, спасибо :ax:! Хорошая и полезная тема, полезные статьи. Мне один батюшка говорил: "Чтоб не приходило к нам тщеславие, нужно стараться никого никогда не учить." Конечно, если задают вопросы, то отвечать, если нужно обьяснять! Но если замечаешь за собой, что начинаешь учить (тоесть как учитель ученика, полностью уверенный в собственной правоте. Вот так, а не иначе), то это приближаеться тщеславие, а за ним придет высокомерие и гордость.
     
  3.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот о том я и говорю, что порой, мы за собой не замечаем банального.
     
  4.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Афоризм на эту тему: Если бы нас не одолевала гордыня, мы не жаловались бы на гордыню других. Франсуа Ларошфуко
     
  5.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Да, спасибо Мария. Всегда полезно себя перепроверить. Особенно когда приходиться других банить за крайние проявления гордыни, а на себя посмотреть, так все это тоже присутствует. Только в болеее сглаженом, так сказать адаптированном варианте. Ручная гордыня, домашняя.
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    Наталья:)
    Оффлайн

    Наталья:) Новичок

    Сообщения:
    179
    Симпатии:
    16
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Мария, и я Вам говорю большое спасибо!
     
  7.  
    Александр Кр
    Оффлайн

    Александр Кр Новичок

    Сообщения:
    385
    Симпатии:
    22
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А мне кажется, что с недавних пор мы на форуме культивируем гордыню. Только называется она - РЕПУТАЦИЯ.
     
  8.  
    Дарина
    Оффлайн

    Дарина Новичок

    Сообщения:
    28
    Симпатии:
    3
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    И от меня спасибо!!!Будем смирять гордыню.:bw:
     
  9.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    А вот что пишет о гордыне Г. К. Честертон :

    Если бы мне дали прочитать только одну проповедь, я говорил бы о гордыне.
    Чем больше я живу, чем больше вижу, как живут и пытаются жить в наше время, тем более убеждаюсь в правоте старого церковного учения о том, что все зло началось с притязания на первенство, когда само небо раскололось от одной высокомерной усмешки.
    Как ни странно, почти все отвергают это учение в теории и принимают на практике. Современным людям кажется, что богословское понятие гордыни бесконечно далеко от них; и если говорить о богословском понятии, то так оно и есть. Но суть его, сердцевина бесконечно им близка, потому они и не могут его разглядеть. Оно вплелось в их мысли, поступки и навыки, я даже сказал бы, слилось с их телом, и они принимают его, сами о том не ведая. Нет на свете истины, столь чуждой всем в теории и столь близкой на деле.
    Чтобы в этом убедиться, проведем не очень серьезный, хотя и довольно приятный опыт. Представим себе, что читатель (а еще лучше — писатель) отправился в кабак или другое место, где встречаются и болтают люди. На худой конец сойдут и трамвай, и метро, хотя в них, конечно, нельзя болтать так долго, как в старом добром кабачке.
    Во всяком случае, представим себе место, где собираются люди, большею частью бедные (ведь бедных на свете больше), иногда — относительно обеспеченные, но все до единого, как говорят наши снобы, простые.
    Представим себе, что экспериментатор, вежливо приблизившись к ним, скажет непринужденно: «По мнению богословов, промыслительная гармония была нарушена, а радость и полнота бытия — замутнены, когда один из высших ангелов перестал довольствоваться поклонением Господу и пожелал сам стать объектом поклонения».
    Потом он обведет слушателей выжидательным взглядом, но одобрения не дождется. Можно смело предположить, что отклики не будут отличаться связностью, а догматической ценности и поучительности а них окажется не больше, чем в нашем принудительном образовании. Более того, если экспериментатор выразит эту истину проще и скажет, что гордыня — тягчайший из смертных грехов, недовольным слушателям покажется, что он лезет к ним с проповедью.
    На самом же деле он сказал им то, что думают они сами или, в худшем случае, хотят, чтобы думали другие.
    Представим себе, что экспериментатор не успокоился на этом. Представим себе, что он — или, допустим, я — выслушает и, может быть, даже запишет в блокнот то, о чем говорят эти самые простые люди. Если он настоящий ученый с блокнотом, вполне может статься, что он до сих пор никогда не видывал обычных людей.
    Однако, если он внимательно к ним отнесется, он заметит, что и о друзьях, и о недругах, и просто о знакомых они говорят приблизительно в одном и том же тоне — незлобиво и обстоятельно, хотя никак не беспристрастно.
    Он услышит немало ссылок на всем известные слабости, которые есть у Джорджа, и немало оправданий им, и даже уловит оттенок гордости в рассказе о том, как Джордж напился и провел полисмена. Он узнает, что о прославленном дураке говорят с почти любовной усмешкой; и чем беднее собравшиеся, тем более проявят они истинно христианской жалости к тем, кто «влип».
    И вот, по мере того как всех этих грешников вызывает из небытия заклинание сплетен, экспериментатор начинает догадываться, что один тип людей, по-видимому только один тип, может быть только одного человека здесь не любят. О нем говорят иначе; стоит назвать его — и все замкнутся, и в комнате станет холодней.
    Такая реакция удивит ученого, тем более что ни одна из общественных или антиобщественных теорий нашего века не подскажет, чем же этот человек плох. Наконец ему удастся вывести, что одиозное лицо ошибочно полагает, будто вся улица или даже весь мир принадлежит ему. И тут кто-нибудь скажет: «Вздумал, видите ли, что он сам Господь Бог!»
    Тогда ученый может закрыть свой блокнот и покинуть место опыта, заплатив, конечно, за напитки, заказанные в научных целях. Он доказал свой тезис. Он нашел то, что искал. Полупьяный кабацкий завсегдатай с безупречной точностью повторил богословское определение Сатаны.
    Гордыня — столь сильный яд, что она отравляет не только добродетели, но и грехи. Именно это чувствуют люди в кабаке, когда, оправдывая бабника, мошенника и вора, осуждают того, кто, казалось бы, так похож на Господа. Да и все мы, в сущности, знаем, что коренной грех — гордыня — утверждает другие грехи, придает им форму.
    Можно быть легкомысленным, распутным, развратным; можно, в ущерб своей душе, давать волю низким страстям — и все же в кругу мужчин прослыть неплохим, а то и верным другом.
    Но если такой человек сочтет свою слабость силой, все тут же изменится. Он станет соблазнителем, ничтожнейшим из смертных, и вызовет законную гадливость других мужчин.
    Можно по своей природе быть ленивым и безответственным, забывать о долгах и долге, нарушать обещания — и люди простят вас и поймут, если вы забываете беспечно.
    Но если вы забываете из принципа, если вы сознательно и нагло пренебрегаете своими обязанностями во имя своего таланта (вернее, веры в собственный талант), если вы полагаете, что вам, натуре творческой, должны платить дань презренные трудящиеся люди, тогда, в полном смысле слова, это черт знает что.
    Даже скупец, стыдящийся своего порока, куда милей и понятней богача, зовущего скупость бережливостью, умением жить или умеренностью вкусов. Скажу больше: приступ физической трусости лучше трусости принципиальной; я пойму того, что поддался панике и знает об этом, но не того, кто, умывая руки, разглагольствует о миролюбии.
    Мы потому и ненавидим чистоплюйство, что это — сушайший вид гордыни.
    Но, как я уже говорил, отношение к гордыне не так просто. Учение о гордыне как о зле, особенно о духовной гордыне, считают в наши дни мистической чушью, ничем не связанной с простой и практичной современной этикой. На самом же деле это учение особенно важно для практической этики.
    Ведь, насколько я понимаю, основной ее принцип — сделать всех счастливыми; а что мешает чужому счастью больше, чем гордыня? Практическое возражение против гордыни — то, что она огорчает и разъединяет людей не менее, если не более очевидное, чем мистическое.
    Однако хотя с осуждением гордыни мы сталкиваемся на каждом шагу, мы почти ничего не слышим и не читаем о ней. Более того, почти все книги и теории стимулируют гордыню.
     
  10.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Сотни мудрецов твердят без устали о самоутверждении; о том, что у детей надо развивать индивидуальность, какой бы она ни была; о том, что всякий человек должен добиваться успеха, а добившись, укреплять свою власть над людьми; о том, как стать сверхчеловеком (подробности письмом), и наконец, о том, как особенно исключительный сверхчеловек смотрит сверху вниз на обычных сверхлюдей, которые так расплодились в нашем странной мире.
    Короче говоря, в теории мы изо всех сил поощряем самодовольство. Но не надо беспокоиться. На практике, как и прежде, мы его не поощряем. Сильная магнетическая личность вызывает у близких знакомых одно желание: поскорей от нее отделаться. Ни в клубе, ни в кабаке не любят острых приступов самоутверждения.
    Даже самый изысканный и модный круг видит сверхчеловека насквозь и называет его чаще всего кретином. Да, апология гордыни не выдерживает критики в жизни, а не в книгах.
    Моральное чутье и практический опыт современных людей опровергает модную ересь всюду, где двое или трое собрались хотя бы во имя свое.
    И еще одной вещи учит нас опыт. Все мы знаем, что есть на свете самоупоение — штука куда более неприятная, чем самокопание. Оно неуловимее и в то же время опаснее, чем все духовные немощи. Говорят, оно связано с истерией; не знаю, мне часто кажется, что оно связано с бесовским наваждением.
    Человек, одержимый им, совершает сотни поступков по воле одной только страсти — снедающего тщеславия. Он грустит и смеется, хвастает и скромничает, льстит и злословит или сидит тихо только для того, чтобы, упаси Боже, не забыли восхититься его драгоценной особой.
    Я всегда удивляюсь: как это в наше время, когда столько болтают о психологии и социологии, об ужасах детской дефективности, о вреде алкоголя, о лечении неврозов — словом, о сотнях вещей, которые проходят на миллиметр от истины и никогда не попадают в цель, — как же в наше время так мало знают о душевном недуге, отравляющем чуть ли не каждую семью, чуть ли не каждый кружок друзей?
    И вряд ли кто-нибудь из практиков-психологов объяснил этот недуг столь же точно, как священники, издавна знающие, что себялюбие — дело ада. В нем есть какая-то особенная живучесть, цепкость, благодаря которой кажется, что именно это односложное, забытое слово подходит тут лучше всего.
    Интеллигенты предпочитают толковать о пьянстве и курении, о порочности рюмки и тлетворном влиянии кабака. Но худшее в мире зло воплощено не в рюмке, а в зеркале, не в кабаке, а в той уединенной комнате, где человек рассматривает себя.
    Должно быть, меня не поймут; но я бы прежде всего сказал бы моим слушателям, чтобы они не наслаждались собой. Я посоветовал бы им наслаждаться театром или танцами, устрицами и шампанским, гонками, коктейлями, джазом, ночными клубами, если им не дано наслаждаться чем-нибудь получше. Пусть наслаждаются многоженством и кражей, любыми гнусностями — чем угодно, только не собой.
    Люди способны к радости до тех пор, пока они воспринимают что-нибудь, кроме себя, и удивляются, и благодарят. Пока это от них не ушло, они не утратят тот дар, который есть у всех нас в детстве, а взрослым дает спокойствие и силу.
    Но стоит им решить, будто они сами выше всего, что может предложить им жизнь, всеразъедающая скука овладеет ими, разочарование их поглотит, и все танталовы муки ждут их.
    Конечно, нас может сбить с толку многозначность слова «гордиться» — ведь «гордость» и «гордыня» не одно и то же. Мы часто говорим, что муж гордится женой, или народ — героем; но в этих случаях речь идет совсем о другом чувстве.
    Человек, гордящийся чем-либо, существующим вне его, признает предмет своей гордыни и благодарен ему. И точно так же слово может сбить с толку, если я скажу, что из всех многочисленных черт настоящего и будущего хуже и опаснее всего наглость.
    Ведь под наглостью мы нередко понимаем очень смешные и веселые свойства — например, когда говорим о наглости уличных мальчишек.
    Но если, приблизившись к важному господину, вы нахлобучили ему цилиндр на нос, вы не хотите этим сказать, что вы, вы сами, выше человеческих глупостей; наоборот, вы признаете, что вполне им подвластны, да и ему не мешало бы к ним приобщиться.
    Если вы толкнули герцога в живот, вы совсем не хотите сказать, что принимаете всерьез себя, вы просто не приняли всерьез ни себя, ни герцога. Такую наглость легко осудить, она открыта критике, беспомощна и не всегда безопасна.
    Но есть наглось другая — холодная наглость души, и тот, кому она свойственна, считает себя намного выше людского суда.
    Немало представителей нового поколения и последователей новых школ страдают этой слабостью. Ведь это — слабость; такой человек беспрерывно верит в то, во что даже дурак верит урывками: он считает себя мерой всех вещей.
    Гордый примеряет все на свете к себе, а не к истине.
    Вы не горды, если хотите что-то хорошо сделать или даже хорошо выглядеть с общепринятой точки зрения. Гордый считает плохим все, что ему не по вкусу. В наше время развелось немало и конкретных, и абстрактных мерок; но молодые люди (и даже молодые женщины) все чаще и чаще считают меркой себя, просто потому что не нашлось мало-мальски достойного веры эталона.
    Однако «я сам» — очень мелкая мера и в высшей степени случайная. Так возникает типичная для нашего времени мелочность, особенно свойственная тем, кто кичится широтой взглядов.
    Скептик думает, что он широк для прежних, казалось бы, крупных мерок, и в конце концов сковывает себя тиранией микроскопических эталонов.
    Если бы мне дали прочитать только одну проповедь, я без всякого сомнения не счел бы дело сделанным, если бы не убедился, что же, по-моему, спасает от этих зол.
    Я убедился, что в этом вопросе, как и в тысяче других, Церковь права, а все другие нет. И я уверен, что без ее свидетельства люди совсем забыли бы тайну, поражающую одновременно и здравомыслием, и тонкостью.
    Я, во всяком случае, не слышал ничего путного об активном смирении, пока не попал в лоно Церкви; а даже то, что я любил сильнее всего на свете — свободу, например, или английские стихи, — все больше сбивается с пути и блуждает в тумане.
    Наверное, для проповеди о гордыне нет лучшего примера, чем патриотизм.
    Это одно из самых благородных чувств, когда патриот говорит: «Достоин ли я Англии?» Но стоит ему высокомерно сказать: «Я — англичанин!», и патриотизм обратится в гнуснейшее фарисейство.

    (...)

    В общем, если бы мне дали прочитать только одну проповедь, я сильно рассердил бы собравшихся — ведь Церковь всегда и везде бросает вызов.
    Если бы мне дали прочитать одну проповедь, вряд ли меня попросили бы прочитать вторую.
     
  11.  
    LiNkiNe
    Оффлайн

    LiNkiNe Новичок

    Сообщения:
    37
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Интересующийся
    Соглашусь. Гордыня плохая вещь, когда человек потдаеться ей. Человеку такому, приходиться постоянно себе доказывать о своем личном превосходстве и защет этого самоутверждаться. В целом гордыня это наверно грех.
     
    Последнее редактирование: 12 окт 2010
  12.  
    Aegis
    Оффлайн

    Aegis Новичок

    Сообщения:
    80
    Симпатии:
    14
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    по-моему это вопрос об уровне эмоционального интеллекта. Если человек способен осознавать свои эмоции в большинстве случаев, то "отлавливать" как радаром гордыню становится легко, если не способен, значит надо в себе эту способность развивать. На счет "не учить других" не соглашусь. Равнодушным быть ради своего же блага? Нет, я не буду его наставлять на путь истинный потому что возгоржусь и это навредит моей душе? Это ли не лицемерие? И это ли не в высшей степени эгоизм? Христос говорит: "Всякий, кто хочет душу свою сохранить, ее потеряет". Я буду учить других, делиться опытом, потому что когда мне нужно, меня учат и наставляют, а не ходят и молчат в страхе возгордиться. Простите за пафосные речи.
     
  13.  
    LiNkiNe
    Оффлайн

    LiNkiNe Новичок

    Сообщения:
    37
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Интересующийся
    Метафизические корни трёх страстей

    Архимандрит Рафаил (Карелин)
    5 мая 2010 г. Источник: Карелин-Р.Ruhttp://www.pravoslavie.ru:8080/smi/38257.htm

    Существуют три близких по сути, но разных по значению понятия: честь, гордость и тщеславие.
    По мнению Фридриха Ницше:

    • Честь — это чувство превосходства с общественным признанием.
    • Тщеславие — общественное признание без реального превосходства.
    • Гордость — это чувство превосходства без общественного признания.

    Го́рдость (лат. superbia) — 1-я часть - сильное чувство (или желание) самоуважения, удовольствия от собственных успехов. (прим.: большинство исследователей связывают понятие "гордость" именно с самоуважением; 2-я часть - совершенно забывая о том, что человек может гордиться отнюдь не только собой, но и своими родителями, детьми, своим народом, своей страной, успехами выдающихся представителей своей родины и т.д. и т.п.).

    Думаю, под словом гордость подразумевалось 1) часть определения. Со слов источника РПЦ: Гордый замкнут сам в себе. У гордого нет Бога, но есть идол – он сам. Он наделил этого идола несуществующими совершенствами и поклоняется ему с религиозным воодушевлением.

    Пример: В сочинениях Льва Толстого гордость часто имеет отрицательный смысл (ничтожность гордости и сила глубинной любви к родине — одна из главных мыслей «Севастополя в декабре месяце»; «Хозяин и работник» — глава VI; нейтральный пример в главе III третьей части «Воскресения» связан лишь с физической силой; также Библия, на которую он в значительной мере опирался, осуждает гордость: «не гордись, но бойся», «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» — притом есть свидетельства, что в конце жизни отрёкся от своих художественных произведений).
     
  14.  
    Влад
    Оффлайн

    Влад Новичок

    Сообщения:
    47
    Симпатии:
    3
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Неспроста у сатанистов главное человеческое качество - так называемая люциферианская гордость. Это еще с тех времен идет, когда Люцифер был ангелом, но возгордился перед лицем Господа. Мы, христиане, должны иметь в душе не гордость, но смирение. Впуская в душу гордыню(индивидуальную гордость) мы сатану туда впускаем.
     
  15.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара Прекрасная Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.149
    Симпатии:
    7.074
    Лучшие ответы:
    21
    Вероисповедание:
    Православный
    Это просто описание моего повседневного состояния, я сама себе становлюсь противна, но ничего с собой поделать не могу. Спасаюсь тем, что начинаю внушать себе, что я ничтожество
     
  16.  
    Vivace
    Оффлайн

    Vivace Роза форума

    Сообщения:
    823
    Симпатии:
    650
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Гордыня

    Гордыня . Самый смертный грех, ибо он является первопричиной всех грехов .
    Этот смертный грех у нас идет по роду, так и батюшка сказал.
    Знаю что избавляться от него можно только смирением.
    Пытаюсь. Не так все быстро идет , как хотелось бы
    Но наверно есть какие то еще способы и методы избавления.
    Как вы работаете над этим?
    Поделитесь.


    Божьей милости вам!
     
    Последнее редактирование: 17 ноя 2012
  17.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Роза, если не возражаете, то перенесу ваше сообщение в уже существующую тему.
     
  18.  
    Vivace
    Оффлайн

    Vivace Роза форума

    Сообщения:
    823
    Симпатии:
    650
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Да , конечно , листала, но не нашла .
     
  19.  
    Vivace
    Оффлайн

    Vivace Роза форума

    Сообщения:
    823
    Симпатии:
    650
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Перечитала тему.
    Да , понятно , чисто теоретически "подкована" И как будто работаю над собой . И как- будто и смирение есть . Но вот вычитала у И. Брянчанинова о ложном смирении , как порождении гордыни .http://www.3rm.info/uploads/biblioteka/duxovnye-nastavleniya/gordynya/H27-T.htm

    Нда уж ...

    На практике как вы изживаете гордыню? Если можно с примерами ...

    Вот посмотрела на себя со стороны и уже и не понимаю, где и в правду смирение , а где ложное смирение.

    Прости ,Господи
     
  20.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Как изживаю ... смотрю на себя со стороны, оцениваю мысли свои и поступки.
    Один из признаков, что начал видеть свою гордыню и "ложное смирение" это когда перестаешь раздавать советы направо и налево, да поучать как надо.
    В обычной жизни это проще всего заметить, да и на нашем форуме примеров полно.

    Давно уже, у какого-то священника прочитала, что в основе всех человеческих грехов лежит именно гордыня. Именно с этого чувства все и начинается.
    Пригляделась к себе - так и есть.

    Еще, когда молюсь Господу, добавляю: Спасибо Господи, что через людей окружающих показываешь мне мою гордыню!
     
Похожие темы
  1. Фрося
    Ответов:
    8
    Просмотров:
    2.505
  2. Анна28
    Ответов:
    14
    Просмотров:
    3.863
Загрузка...
Загрузка...