Церковь Христова есть Церковь Вселенская. Святитель Филарет Черниговский

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем Геннадий Сокол, 5 май 2017.

  1.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.148
    Симпатии:
    1.425
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Церковь Христова есть Церковь Вселенская

    Церковь Иудейская была ограничена и местом и временем. Не такова Церковь Христова. Она есть Церковь кафолическая — вселенская, обнимает собою верующих всех мест и всех времен.
    1) Она есть Церковь всех мест. Так изображается она:
    а) в Св.Писании.
    Отличительным признаком нового царства Мессии ещё в в.з. поставлено было значение ея для всех мест и народов. Cпаситель объянсяет ученикам своим: тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу … и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех (Лк.24:46-47). Такая проповедь в.завета подробно объяснена в н.завете (Гал.3.9. Рим.10,19. 15,10. Деян.15,17)
    Спаситель дал повеление апостолам: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19) шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари (Мк.16:15). По сей воле надлежало быть проповедникам не в одной Иудеи, но во всех странах и у всех народов и след. основание Церкви не ограничено каким либо местом. В тоже время Спаситель сказал: Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Мк.16:16). След. Церковь с ея таинствами и верою должна оставаться везде, где только могут быть желающие спастись.
    Апостолы по наставлению Господа изшедше проповедаша всюду (Мк.16:20). Они учили: несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян.4:11). В Церкви Христовой несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос (Кол.3:11), Церковь есть исполнение Его, Который исполняет все во всем (Еф.1,23).
    По самому свойству Христовой истины, как истины всеобщей, Церковь Христова, как хранительница и выражение истины, не может ограничеваться каким либо местом или народом
    б) Точно так учили отцы Церкви о Церкви Христовой. Св.Ириней говорит: «Церковь по всей вселенной до пределов земли разсеянная, приняла от апостолов и их учеников сию веру»… «Церковь, говорит святитель Кирилл Иерусалимский, называется вселенской, потому что она находится во всей вселенной, от пределов до пределов земли.» Отцы Церкви обличали раскольнические общества донатистов, новатиан и подобных им людей в несправедливом присвоении ими себе имени христианского именно тем, что истинная — Церковь Христова, говорили они, есть Церковь кафолическая, а их общества скрывались в том или другом углу Египта, или малой Азии.
    2) Впрочем так как Церковь Христова есть церковь единая по вере: то самая обширная церковь, пусть будет это римскя или протестантская, при недостатке чистой веры, не будет ещё Церковию Христовою. Точное значение церкви вселенской по местности не то, что она в 12 или 18 в. существует с видимыми постановлениями во всех странах и народах. Такого понятия не передает о ней ни писание, ни опыт, да и нельзя передавать; насаждение церкви в том или другом народе, равно принятие евангельской истины, зависит и от нравственного расположения народов, а не от одной благодати, действующей в Церкви. Церковь Христова есть Церковь всех мест:
    а) по определению о том Божию и Христову. Спаситель предрекал, что Церковь Его распространится по всей вселенной(Мф.26,13. Мк.14,9); послал апостолов проповедовать евангелие всей твари (Мк.16,5). Но то и другое показывает только изволение Божие о Церкви.
    б) Церковь Христова есть церковь вселенская по свойству своему, как выражение чистой, всеобщей истины Божией, близкой к сердцу каждого (Деян.5, 37.38). Она неисключает из числа своих членов ни варвара, ни иудея, ни скифа, ни кафра (Кол.3:11); благовествование ея плодоносно и способно возрастать (Кол.1, 6). Пусть папа, пусть Лютер воспользуются духом времени, людскими страстями, людским невежеством и распространят общества людей своих по всем островам и сушам. Это будет дело духа времени, дело людских слабостей, а не Церкви Христовой и потому общество папы и общество Лютера не будут ещё тоже, что истинная церковь Христова. Точно так пусть многие народы не соединяются с чистою Церковью Христовой, по своей сердечной нечистоте: это — дело нечистоты их, а не церкви Христовой. Церковь Христова — Церковь вселенская по свойству учения и духа ея.
    «Евангелие, говорил блаж. Августин донатистам, сомневавшимся о повсеместности Церкви, евангелие каждый день приносит плоды между язычниками и будет приносить, пока будет проповедано всем». Свт. Кирилл Иерусалимский объясняет наименование вселенской церкви тем, что «она преподает то учение, которое должны знать все люди, весь род человеческий«. «Где Христос Иисус, там кафолическая Церковь», учил богоносец Игнатий. Обществам еретиков и раскольников Церковь никогда не дозволяла называться кафоликами, а кафоликами могли называться и назывались только православные.

    (c.383-386. Православное Догматическое Богословие. Том 2. Свт. Филарет Черниговский)
     
    Владимир и Тамара нравится это.
Похожие темы
  1. Андрей 36
    Ответов:
    1
    Просмотров:
    258
Загрузка...
Загрузка...