Четверг расслабленного: О свете мира, праведности, суде и молитве Иисусовой

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 7 май 2015.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.202
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    (прошу прощения за телеграфный стиль. Всегда на важное времени не хватает)

    В четверг седмицы Расслабленного в церкви читается часть восьмой главы Ев. от Иоанна:

    1. Христос - свет миру.
    нам это важно помнить потому, что свет и тьма - это состояние нашего духа. Тьма действует в нас в страстях. (это не единственное действие тьмы, есть и другие). Страсти в нас выстраиваются в виде трех полков: спереди печаль, гнев и уныние. За ними: вожделение, чревоугодие, сребролюбие и тщеславие. И в самом конце - гордость.
    Так уж получается, что человеку более всего досаждает первый полк.

    От печали наша душа наполняется тоской и страхами. Она проявляет себя в многочисленных психических расстройствах: депрессиях, неврозах, психосоматических заболеваниях. Печаль убивает тело. Страх мешает нам жить. Иногда он животный, бессловесный. Иногда он иррациональный (астрология, приметы, пауки, покойники-кладбище, сны). Иногда он кажется весьма разумным: война, инфляция, безработица, вредные для здоровья факторы.

    Уныние имеет разные формы. Крайняя форма - состояние демонов. Такое состояние имеет растлитель, продавец наркотиков, разжигатель ненависти и насилия, идейный убийца. Сюда же относится самоубийство и алкоголизм (наркомания). Но есть и другая форма уныния - когда душа не лежит к делу спасения. От него мы не ходим в церковь, а если и ходим, то довольствуемся только внешними атрибутами христианства, тяготимся его духом.

    Гнев имеет разные формы. Соблазн кипит в глубине души. Он не проявляется вовне. Врачи называют некоторые его формы - стрессом. Есть и сварливость, и ярость, и злопамятство, и раздражительность, и переменчивость нрава. Есть формы гнева, которые психиатры называют акцентуациями личности и психопатиями. Из-за них человек всюду лишний. Его никто не любит, потому что он со всеми ссорится: разводы, постоянные увольнения, одиночество.

    Христос - это Свет, Который рассеивает такую тьму. Когда нас настигает тьма, нужно искать света. И в этом отношении нужно помнить: христианство - это всегда встреча. Встреча со светом. Мы всегда за огромным столом, полным еды. Если мы гибнем во тьме от голода, то это смерть за обильным столом.

    Сегодняшнее Евангелие говорит очень тонко, как впустить в себя этот Свет... нужно "последовать за Ним".
    Очень важный вопрос.... Он должен быть раскрыт полно (но не сейчас) следование - это крестоношение, это исповедничество, это дела. Мне кажется, что лучший ответ о том, КАК СЛЕДОВАТЬ? отвечает Брянчанинов в своих книгах.


    2. удивительный разговор с книжниками: "вы не знаете Бога". Эти слова сказаны тем, кто знал Танах (Ветхий завет) наизусть. Это к вопросу о рассудочном (да и восторженном "сердечном") богословии. Можно стать таким хорошим исследователем Писания, что не узнать Бога (и даже об этом не догадываться). Поклон протестантам. И самому себе.

    3. разговор о единосущии и двух природах во Христе. Важнейший вопрос в связи с Таинством Причащения.


    4. разговор о суде. Три суда - на земле, после смерти и после воскресения.


    Апостол дня:

    Это параллель с евангельским повествованием.
    1. Бог нелицеприятен. Он не смотрит на число прочитанных акафистов и поставленных свечей. Также и число причащений-исповедей Бога удивить не может.

    2. во всяком народе.... Был у нас когда-то разговор о спасении вне церкви....
    но ".... поступающий по правде". Правда - сокращенная форма от "праведность", то есть "исполнение воли Божией". Большая тема. например: "вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Иоан.6:29). Но стандартно это означает "слушаться совести и исполнять заповеди"

    3. прекрасная проповедь о Христе. Я не рискнул говорить об Иисусовой молитве в отношении к Евангельскому чтению, но вот - апостол раскрывает часть учения об Иисусовой молитве: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий" - Сей есть Господь всех. Он Камень всего сущего. Он опора во всем.

    4. "благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом" - о тьме. Принятие света - это благотворение к нам и исцеление нас от власти диавола.

    5. о предъизбраннии от Бога.... была нас такая тема.

    6. о суде....

    7. финал - об Иисусовой молитве. Но она не в пяти словах состоит. Она - закваска всей жизни, и всякой молитвы.
     
    Memento mori и Тамара нравится это.
Загрузка...