Чтение Псалтири по усопшему

Тема в разделе "Православное богослужение", создана пользователем Протоиерей Алексий, 4 окт 2014.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.227
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Псалтирь состоит из 60 частей. Каждая из них называется "Славой", потому что заканчивается малым славословием:
    "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
    Алиллуйя, алиллуйя, алиллуйя, слава Тебе Боже (3 раза).
    Господи помилуй (3 раза).
    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."
    добавлено: 4 окт 2014
    Второй круг группирования псалмов - кафизмы (по три славы).
    В церковном употреблении псалтирь используется по кафизмам. Но в домашней молитве возможно читать псалтирь и по славам, и по отдельным псалмам и даже по отдельным стихам (по десять - двадцать).
    добавлено: 4 окт 2014
    Псалтирь имеет много граней.
    Важнейшая из них такая:
    ядро псалтири - псалмы-воздыхания, которые произносил Давид, когда его гнал Саул.
    Когда Давид воцарился, тогда Давид нашел Саула внутри себя. - страсти, демоны, скорби, немощи. Этот внутренний Саул имеет связь с мытарями - демонами, которые нас окружают.

    Не всегда пасмурно на Голгофе. Иногда там сияет свет, и тогда псалмы наполняются славословием и благодарностью. Но славословие не теряет связи с первоначальным направлением, потому что это славословие Ионы в чреве кита (в глубине ада) и отроков в печи.
    добавлено: 4 окт 2014
    Впоследствии Паслтирь дополнена и другими авторами, но содержание ее не изменилось.

    В Новом Завете Псалтирь наполнился новым содержанием. Люди больше узнали и о своей немощи, и о мытарях. Молитвы новозаветные чаще всего построены по образцу псалмов.
    добавлено: 4 окт 2014
    На мытарства мы становимся в тот день, когда рождаемся. Нас окружают мытари. Покидаем мы их землю в день крещения. Тогда начинается наш ход по мытарствам.

    У мытарей есть оружие - обольщение-соблазн. Рана от него - прелесть (то есть когда оно все-таки проникло в душу) - Мф24.
    Приточно оно (обольщение) сравнивается с плевелами (Мф13), а общее их действие с тремя образами погубления семени (благодати: полученной при сотворении и крещении) в притче о Сеятеле (Мф13).

    Плевелы меняют душу, как землю, и начинают плодоносить плоды смерти. Это видел в себе Павел, как закон, противоборствующий Евангелию в человеке (кажется в Рим7). Когда хочешь делать-исполнять Евангелие - предлежит (сидит внутри) мне злое, и снимает, как налог-мыто с любого моего доброго движения. Вот почему демонов называют мытарями.
    добавлено: 4 окт 2014
    Мыто снимается в виде плодов обольщения - дел, слов и помышлений. Все это тьма геенны, которая действует уже в жизни земной. Здесь суд.

    Всю жизнь мы переходим с мытарства на мытарства.

    После смерти ничего нового не происходит. Испытателями нашими являемся мы сами, а не демоны. Демоны только радуются нашей погибели, которую мы можем в себе найти (а не преобрести) после смерти.

    После смерти обнаруживается наше подобие. Горе нам, если мы уподобились мытарям, а не Богу (это символически изображено в виде мытаря-судьи, дескать он что-то значит на этом суде. Демоны ничего не значат на том суде, кроме того, что они эталон беззакония, с которым мы сравниваемся).

    Особенность мытарств после смерти в том, что мы проходим сквозь них, как по лестнице, в то время, как на земле, мытарства приходят к нам так, как делает государственная налоговая служба - когда вы ее не ждете (интересно, кто надоумил налоговиков взять символом кандуцей - посох Меркурия. Весьма любопытный персонаж среди олимпийцев. Кроме торговли он знаменит магией и всем таинственным-хитрым).
    добавлено: 4 окт 2014
    Псалтирь - это воздыхание души, окруженной мытарями,

    оно не бессильное, но дает утешение (как и Давиду с Голиафом и Саулом)
    добавлено: 4 окт 2014
    Зачем эти подробности?

    Молитва об усопшем совершается из единого центра: я и мой ближний - люди. Мы оба в одном положении, и наша судьба и путь едины. Наша причастность злу - одна. Мы оба на мытарствах. Господи, будь милостив мне (во-первых) и ему (во-вторых).
    добавлено: 4 окт 2014
    Я подобен другу Капернаумского расслабленного (Мф9): не пробиться мне ко Христу. Толпа моих страстей и грехов между мной и Им. Но есть лазейка для меня: беру носилки с расслабленным смертью другом, и ломаю кровлю (мою беззаботную жизнь). Я спускаю носилки к Его ногам, но только так и я пройду к Нему.
    добавлено: 4 окт 2014
    Все это важно для того, кто читает Псалтирь о живом или умершем ближнем. Все формальные правила второстепенны.
    добавлено: 4 окт 2014
    Итак, формальные правила:
    читая псалтирь по умершем, заканчиваем каждую славу молитвой об умершем. Чаще всего "Помяни, Господи" (дайте, люди, ссылку). На этом формальное правило можно закончить. Если читаете меньше славы, то читаете по окончании своего "кусочка".
    добавлено: 4 окт 2014
    Других отличий от ежедневного правила чтения псалтири - нет.

    Если вы обычно читаете с молитвой пред "стихологией", а в конце - тропари-молитвы (тогда часто используют заупокойные тропари-стихиры) - весьма похвально, одобряю. Если нет, тоже ничего не потеряете.
    добавлено: 4 окт 2014
    есть древнее понятие "псалмопение". Оно означает медленное чтение, чтобы ум успевал "облобызать" каждое слово, и насладиться его благоуханием, напитаться смыслом.

    Вокальные обороты находятся в другой плоскости, и к молитве не относятся.
     
  2.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Порядок чтения псалтири по усопшим

    Порядок чтения Псалтири по усопшим.

    В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтенияПсалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробепанихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память после егопогребения.
    Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых – так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.
    Чтение Псалтири начинается по окончании «Последования по исходе души«. Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.
    Положение читающего Псалтирь – это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.
    При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.
    В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.



    Псалтирь состоит из 20 разделов – кафизм, каждая из которых делится на три «Славы«. Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири. Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:



    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

    Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

    Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

    (При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

    (Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш...”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного ):

    Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

    Трисвятое

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

    Молитва ко Пресвятой Троице

    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Господи, помилуй. (трижды);

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Молитва Господня

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

    Тропари

    (находящиеся в начале “Последования по исходе души”)

    Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

    В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

    Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

    И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

    Господи, помилуй (40 раз)

    (Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)
     
    Людмила, Тамара, Сергей и ещё 1-му нравится это.
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.227
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Существует следующий современный порядок чтения Псалтири по усопшему: Двадцатка.

    Двадцать человек распределяют между собой - каждый по кафизме.
    Например, Василий-1, Петр-2. На следующий день читаютВасилий-2, Петр-3.
    И так 40 дней. При этом ежедневно по умершему прочитывается вся Псалтирь.

    На одного человека не более трех кафизм.

    По славе - молитва "Помяни Господи..."
    если человек желает, то читается немного иначе.
     
  4.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара ♡ ключница царства ♡ Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.142
    Симпатии:
    7.072
    Лучшие ответы:
    21
    Вероисповедание:
    Православный
    А можно "упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего ..."?
     
    Людмила и Сергей нравится это.
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.227
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Для этого берем поминание из числа утренних молитв (люди, дайте ссылку).
    Молитву о здравии делят на две части. Делят по молитве о "духовном отце", то есть молитва о родных - начало второй части.

    В этом случае: по первой кафизме - молитва о церкви, Отечестве, и поименно называете знакомых священнослужителей. И "Помяни Господи".

    По второй: молитва о здравии - от родных (читаете имена родственников и знакомых) и до конца. На всех общих прошениях можно вставлять имена тех, кто нуждается.
    И в конце "Помяни Господи"

    по третьей кафизме читаем молитву "За упокой" из числа утренних, называя имена всх умерших ближних.
    добавлено: 7 окт 2014
    Сегодня умер очень хороший человек. Его имя Сергий. (под день Ангела умереть, то же что на Пасху).

    Есть повод по тренироваться.
    Кто со мной?
     
  6.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    я попробую, батюшка. это одна кафизма?
     
    Людмила и Тамара нравится это.
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.227
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Если кто со мной, моя 13 (я сегодня ее должен читать)
    Отметьтесь здесь: свою начальную кафизму.

    Давайте свои синодики, кто входит в Двадцатку. (обычно до 5ти имен, чтобы много не читать - это ж 200 имен ежедневно!)

    Тома, все можно, но лучше "Помяни Господи".

    Ой, я не знаю, как быть? Я буду за компьютером не раньше понедельника.

    Да и еще, можно вносить по соглашению дополнительные прошения. Например, по первой славе читать молитву о Церкви, потому что исполняются слова Евангелия на ней. Гонят, а думают, что служат этим Богу. Ненавидеть начали. Так что, на Западной Украине - нашествие зомби на храмы.

    И об Отечестве.
    добавлено: 7 окт 2014
    И еще, если кто-то не сможет прочесть свою кафизму: 100 Иисусовых молитв за славу.
     
    Людмила и Тамара нравится это.
  8.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Я первую возьму.
    Иоанна, Марии, Анастасии, Фомы, Нины.
    добавлено: 7 окт 2014
    Кто знает молитву о Церкви? Ссылку в студию:)
     
    Людмила и Тамара нравится это.
  9.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.227
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Андрей, это о здравии или упокоении? В Двадцатке можно читать и о здравии. Только пока не закончатся 40 дней по Сергию, на каждой славе читаем о нем молитву.
    добавлено: 7 окт 2014
    Я думаю, что имена наших друзей по форуму (за здравие) обязательно нужно поминать: Наташу-Луганскую, Семиона, Георгия-Юрия, Сергия-Сержа, Сетлану.
     
  10.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    О упокоении
    добавлено: 7 окт 2014
    Получается, батюшка, я читаю первую кафизму. На каждой Славе присовокупляю "Помяни, Господи..."? Так?
     
    Тамара нравится это.
  11.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.753
    Симпатии:
    5.820
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Эту? Молитвы утренние | Молитвослов

    Упокой, Господи. Буду поминать. Только без тренировок, если можно.
     
    Последнее редактирование: 7 окт 2014
    Людмила нравится это.
  12.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Если первую занял Андрей я начну сегодня со второй и так далее 40 дней. Читаю по схеме, как написал Андрей. Т.е. на каждой Славе помтнаю 40 дней только одного умершего, и после каждой Славы молитвенное прошение за усопшего и т.д
     
    Людмила, Тамара и Сергей нравится это.
  13.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Так поминать только одного или всех, кого пришлют?
     
    Людмила и Тамара нравится это.
  14.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Как я поняла 40 дней нужно читать толко за единоумершего.
    Если ты будешь читать за Сергея начиная с первой кафизмы, то я начну со второй. Если нет. То я буду с первой
     
    Людмила и Тамара нравится это.
  15.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Буду, буду!
    добавлено: 7 окт 2014
    Начало положено, слава Богу! Первую кафизму закончил!
     
    Людмила, Сергей, Тамара и ещё 1-му нравится это.
  16.  
    Ольга Тгнр
    Оффлайн

    Ольга Тгнр Мисс Белые Ночи

    Сообщения:
    1.077
    Симпатии:
    2.893
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Так как я на день позже присоединяюсь, то беру четвертую, так как третью сегодня читает Наташа. Синодик: о упокоении Вадима, Сергия, Сергия.

    Читаем 40 дней?
    добавлено: 8 окт 2014
    Наташа из Луганска берет пятую кафизму.
     
    Последнее редактирование: 8 окт 2014
  17.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.227
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Еще раз напомню, что псалтирь-двадцатка вполне совмещается с чтением псалтири по усопшему.
    Отличием является то, что перед молитвой об упокоении читается по 1-й и 2-й славе читается молитва о здравии из числа утренних. То есть поминаются и живые. Длиннее, но зато охватывает все. В таком виде псалтирь-двадцатку читают в любое время, но чаще после утренних или вечерних молитв.
     
Загрузка...