"Добротолюбие" (Избранное)

Тема в разделе "Основы православного вероучения", создана пользователем р. б. Александр, 11 ноя 2018.

  1.  
    р. б. Александр
    Оффлайн

    р. б. Александр агент Купер Почетный форумчанин

    Сообщения:
    701
    Симпатии:
    638
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Без внимания и бдительности ума невозможно нам спастись и избавиться, как говорит Дамаскин, от дьявола, «яко льва, рыкающа и ищуща кого поглотити» (ср.: 1Пет. 5, 8). Потому и Господь часто говорил ученикам Своим: «бдите и молитеся, яко не весте» и проч. (Мк. 13, 33), предвозвещая чрез них всем о памятовании смерти, чтобы мы были готовы к доброму ответу, который бывает следствием дел и внимания. Демоны, как говорит святой Иларион, невещественны, бессонны и употребляют все старания, чтобы нападать на нас и погубить наши души словами, делами и помыслами; но мы не таковы, а иногда заботимся о наслаждениях и преходящей славе, иногда о житейских делах и о многом другом всегда, и никакой части времени не хотим уделить на испытание нашей жизни, чтобы ум мог чрез это прийти в навык и без «упразднения» чаще внимать себе, по слову Премудрого: «посреде сетей многих ходиши» (ср.: Сир. 9, 18). Златоуст написал о них, изъясняя с большою точностью и полнейшею премудростью, что такое эти сети. Господь же, желая отсечь всякое попечение, повелел нам презирать и самую пищу и одежду, чтобы мы имели одну только заботу – как бы спастись, подобно серне от ловца и птице от сетей, и чтобы мы беспопечительностью достигли острозрения этого животного и высокопарения пернатых. И чудно, что Соломон сказал это, будучи царем, и отец его, так же как он, говорил и делал. И при таком внимании и многих подвигах, пребывая во всякой премудрости и добродетели, при стольких дарованиях и явлении Божием, – увы! – они были побеждены грехом, так что один оплакивал вместе и прелюбодеяние и убийство (2Цар. 11, 4, 15), а другой впал в столь ужасные дела (3Цар. 11, 3). Не преисполнено ли это трепета и ужаса, для имеющих ум, как говорят Лествичник и Филимон подвижник. Как же мы не ужасаемся и не убегаем, по немощи нашей, от житейских забот, мы – ничего не значащие, но остаемся нечувствительными, как бессловесные животные! И о, если бы я, бедный, сохранил естество свое, как бессловесные! Пес лучше меня и проч.

    (преподобный Петр Дамаскин, О том, что невозможно спастись иначе, как только строгим вниманием и хранением ума, гл.35)
     
    Просто Оксана нравится это.
  2.  
    р. б. Александр
    Оффлайн

    р. б. Александр агент Купер Почетный форумчанин

    Сообщения:
    701
    Симпатии:
    638
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Внемли себе тщательно, дерзая и веруя, что Господь наш Иисус Христос, Бог сый, и неизреченную имея славу и величие, сделался для нас образцом, «да последуем стопам Его» (1Петр. 2, 21), ради нас смирил Себя превеликим и всякую меру превосходящим смирением, зрак раба прияв, обнищал, ни во что вменил посрамление, претерпел многие и срамные оскорбления, и как написано, «яко овча на заколение ввдеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении суд Его взятся» (Исайи 53, 7. 8), -(наконец) и смерти с великими поношениями подвергся за нас: чтоб и мы, по заповеди Его и по собственным грехам нашим, охотно переносили, если кто праведно или неправедно будет поносить нас, или клеветать на нас, и – что говорить – если даже до смерти (будет доводить нас), яко овча на заколение да ведемся, и будем, как неразумный скот, отнюдь не противореча, но паче, если сможем, моляся, или по крайней мере молча, с великим смирением.

    Внемли себе тщательно, веруя, что многополезно и спасительно для души, (подвергаться) оскорблениям и бесчестиям ради Бога, и переносить их охотно и безмятежно, помышляя, что по грехам моим я достоин и больше пострадать, и что всячески удостаиваюсь пострадать и понести нечто за Господа, того ради, что, может быть, чрез многие страдания и бесчестия, хоть малою некою черточкою, подражателем сделаюсь страдания Бога моего. И всякий раз, как вспомнишь об оскорбивших тебя, от души и искренно молись о них, как о доставивших тебе великие блага, отнюдь не ропща на них.

    Внемли себе тщательно, чтоб, как смерть великую, как пагубу души своей и вечную муку, так презирать и всецело ненавидеть любоначалие и славолюбие – желание славы, или чести, или похвал человеческих, – и то, чтоб думать о себе, что ты нечто, или что справил какую добродетель, или что ты лучше кого-либо; и всякое срамное похотение и сласть плотскую до малейшей отсекай; так же знакомиться с кем-либо без нужды, или касаться тела другого, и поесть чего хоть немного не вовремя себе не позволяй, дабы, соблюдая себя таким образом и ограждая в малом, не впасть тебе в тяжкие (грехи), и, презирая малое, мало помалу не погрешить в большем.

    (преподобный Авва Исайя, гл.43:1-3)
     
Загрузка...