Двунадесятые праздники

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 23 сен 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Двунадесятые праздники. Моя лекция для Взрослой воскресной школы
    (фрагмент)​

    Не знаю, как у меня получится, но я запланировал в этой теме раскрывать догматическое учение Православной Церкви по Символу Веры, который воплощен в Двунадесятых праздниках. Хотя, как я сам вижу, мою мысль постоянно сносит в разные стороны, но, пока не сделаешь, не узнаешь, что можешь, а чего не можешь.

    особенно хочу отметить "кулуарную" часть. Там вообще - полная тьма богословия (сам ничего не понимаю). То, что называется "Лекция" читают на клиросе тогда, когда я исповедую. Проповедь я произношу (всегда с изменениями)


    Господь заповедал Своему народу: «Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа» (Исх.23:17). Три раза в году всякий правоверный иудей приходил в Иерусалимский храм. Это делалось даже тогда, когда евреи расселились от Британии до Китая, и от Германии до Верхнего Египта.

    Главным в этих трех был праздник Пасхи.

    Совершение праздников было способом воздать Богу начатки своего достояния, где достоянием воспринималась жизнь (время жизни).

    Значение этого объяснил Павел: «Если начаток свят, то и целое» (Рим.11:16). Целое – это достояние, а начаток – это то, что называлось десятиной: деньги, урожай, скот и … время жизни. Этот время жизни и было праздником (субботой, днем Господа), временем, которое принадлежало Богу.
    Когда отделялся начаток, целое становилось святым и давало человеку радость. Взять начаток для собственных нужд иудей отказывался даже под угрозой смерти (Иудиф.11).

    Соблюдение дней господних (суббот) так, как установил Господь на Синае – было одним из обетов обрезания. Однако, когда множество людей начало принимать христианство, апостолы благодатью Святого Духа открыли нам, что сами по себе субботы и прочие праздники Моисеева Закона были только прообразами, отчего всем, кто необрезан (Деян.15), соблюдение иудейских праздников (субботы) было отменено за ненадобностью. Когда пришло солнце, тогда луна гаснет.
    Однако в христианской церкви установились свои дни Господа. Закон о Пасхе не был отменен. Просто, люди получили Новую Пасху.
    Эта Пасха совершилась в три дня по смерти Спасителя: первый ее день принял в себя последний День творения – День шестой (пятницу), в который был сотворен Адам.
    Второй день Пасхи вобрал в себя День Седьмой (субботу), в который по Божьему смотрению Человек предназначался стать богом по благодати, завершив в себе творение мира. Вот почему суббота была днем покоя, как образ совершенства и царствования Царства Божия внутри человеческой души, то есть того, что святые отцы называют «бесстрастием», когда человек не работает (не является рабом) страстям.
    И последнее – Пасха, начинает уже не первый день, а Восьмой день Творения – День Восьмой, когда Царство Пресвятой Троицы действует во Вселенной. Этот день отличается от других тем, что не имеет конца. Он постоянно длящееся состояние.
    Пасха явилась вечером Седьмого дня и началом рассвета Восьмого. И был вечер, и настало, а не было, утро - день восьмой, который не закончится.

    Пасха Христова – это «един суббот царь и господь». Она есть и была и грядет. Эти три временные формы в одном глаголе в еврейском языке звучит как «яхве, иегова» = «сущий». Так именуется Господь Откровения. Поэтому еще во времена апостолов именно «день первый» стал подлинным Днем Господним, началом Днем Восьмого (Деян.20:7). Этот День Восьмой на земле (Благословенное Царство) совершается в виде литургии. Вот почему хранить 52 воскресения года – это хранение Пасхи. Посещать храм – это заповедь. В Ветхом завете посещение храма оценивалось так: «если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы» (Зах.14:17,18). То есть, Бог отнимал благословение у тех, кто игнорировал праздники и храм. (Это место пророка Захарии мы сейчас понимаем не буквально: дождь - это источник плодородия для души, вот чего лишается человек, игнорирующий праздники). В Новом Завете цена праздников поднялась выше: «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук.2:49). Если мы – христовы, быть в храме становится не внешней заповедью принуждения, но влечение природы.

    Смотря на Пасху Христову, видишь: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» (Быт.28:12,13). В этой лестнице 12-ть ступеней. По ним Бог сходит с Неба. По ним человек поднимается на Небо.

    Каждый из них раскрывает нам дело домостроительства Божия о нашем спасении, и является частью Пасхи. И поэтому каждый из них: День Господен.

    Их имена: Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Введение во Храм Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение Вход Господень во Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение, Успение Богородицы.

    В этих праздниках воплощаются те истины, которые даны нам в Символе Веры, и называются основными правилами веры или догматами.

    Двунадесятые праздники и Пасха - это сердце Евангелия. В них раскрывается Радостная весть о нашем спасении.

    Двунадесятые праздники изучаются умом и принимаются сердцем не так, как некое событие давней истории, но как истина богооткровенная.

    Феофан Затворник предлагает ее познавать так (это взято из его поучения об изучении Писания): сначала необходимо уяснить буквальное содержание истины. Затем необходимо изучить мнение святых отцов об этой истине. Затем уяснить, что эта истина дает Человечеству в целом, любому человеку, и затем, четвертое, что эта истина дает конкретно мне. Слово «дает» означает то же, что и в притче о трех мерах муки о закваске – изменяет дух, душу и тело. Последнее означает образ деятельности. То есть два последних пункта означает изменение образа жизни (первый – идеальный, второй – реальный, конкретный, «для меня»).

    Такой принцип изучения истины применим в первую очередь к двунадесятым праздникам.

    Истина – едина. Она – Свет. Белый свет в стеклянной призме разлагается на семь частей. Истина Божий разлагается в нашем уме на четыре части для того, чтобы собрать ее снова вместе, и зажечь наш дух.

    Первый пункт означает в первую очередь ясное изложение того, что изображено на иконе праздника. Второй - рассказ об истории событий.
     
    Последнее редактирование: 23 сен 2013
    Тамара нравится это.
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Тамара нравится это.
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    я вывешиваю свои лекции и проповеди для того, чтобы услышать замечания, обнаружить ошибки в моих мнениях.
    И самое главное - дополнение. Моя жена ходит в Собор. Я всегда спрашиваю у нее содержание проповеди, которую говорил батюшка в соборе. Иногда я встречаю драгоценный жемчуг от самых молодых и "зеленых" священников, которые я в следующем году обязательно включу в свою. (лекция позволяет сгрузить все тезисы, которые не вмещаются по смыслу в проповедь).
    Я думаю, что наши форумчане ходят в храмы, где служат священники в миллиарды раз более умные, грамотные чем священник Алексий.

    Кроме того, мы постоянно размышляем. Каждый день читаем Символ Веры, читаем святых отцов - дополняйте.... Это не театр одного актера: мы - Церковь. Святые отцы между нами (и их книги) лучшие пастыри - наши пастыри. Зачем прятать сокровище, с которым мы столкнулись, или только анекдоты есть смысл сообщать на форуме? (не поймите меня ложно, мне нравится тема с анекдотами).
    Отец Леонид сказал, что его тема о библейской хронологии хорош, потому что в ней более 1000 сообщений, неужели нам нечего сообщить о праздниках? Или нам нечего делать, кроме как трепаться о бесконечных родословиях? Да если ошибаться будете, мы, священники, и умные форумчане поправим! Пишите
     
    Тамара нравится это.
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Тамара нравится это.
  5.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Как хорошо что пока интернет Вам не отключили !!! Это такая радость!!!

    А по теме, я , к сврему стыду, только месяц назад узнала что у нас неделя начинается в воскресенье :( Об этом упомянул настоятель в проповеди ( и теперь часто повторяет это ). Он говорит, что мы все жалуемся на понедельник, не хотим идти на работу, а в действительности все ведь иначе.
    первый день недели ( воскресенье) мы с самого утра как только встали, помолились и идем в храм на Литургию, т.е. начинаем неделю с молитвы и благословения, посвящаем этот день Господу и это дает нам силы на всю неделю. Т.е. первично -Господь , а потом уже мир в течение 6 дней. И заканчиваем неделю на вечерней службе в субботу опять таки , посвящая это время Богу и благодаря Его.

    И вот как-то легче стало после этого :)

    А после Ваших слов так еще легче.

    Еще он нам всегда говорит, что на двунадесятные праздники и Страстную неделю время в храме как бы останавливается и мы являемся участниками тех событий. ( это я своими словами написала, не могу так как он передать точно).


    Еще раз большое спасибо за очередную проповедь, которая очень полезная для нашей ежедневной жизни . Когда понимаешь почему ты в храме именно в этот день, знаешь смысл немного, то служба пролетает как мгновенье и даже потом становится жалко что так быстро прошла, все кажется что ты что-то не успел .
     
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Интернет у меня отключат за неуплату 1-го октября. Сейчас я болею и сижу дома. (но не долго). пора к праздникам готовиться.

    Хорошо, что Вы делитесь своими сокровищами. От этого их становится больше, а то мы только воду варим на форуме.

    А то вместо темы, я говорю-говорю-говорю, так это не форум, а радио...
     
    Тамара нравится это.
  7.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Так после Вас просто уже и добавить нечего :) Да и на фоне Ваших слов собственные кажутся тусклыми .
     
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    форум - место общения. Сравните мои старые посты и поймите...

    В воскресной школе я предлагаю вопросы на дом, тесты и диктанты (я задаю вопрос, люди письменно отвечают) - все письменно...

    когда человек пишет, происходит чудо: "да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша" (Быт.1:9). Да уйдет из наших голов вода, да появится суша, в которой что-то можно засеять (Богу). Мысли нужно уметь концентрировать. В этом нам помогает письменная речь....

    Глупых мыслей не бывает (кроме тех, котороые от тщеславия считают себя последней иситной) ... Есть ошибки, ну, в таком случае, всегда найдется кому их подправить
     
  9.  
    Любовь Гн
    Оффлайн

    Любовь Гн Пользователь

    Сообщения:
    39
    Симпатии:
    2
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный



    Добавить правда сложно. Читать очень полезно и интересно. Спасибо Вам
     
  10.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Тамара нравится это.
  11.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Здесь все МР3 моих лекций и проповедей на Рождество (кроме тех, где не было диктофона). Если какие-то записи не понравятся, я удалю. http://vk.com/topic-59730956_29242641
     
    Тамара нравится это.
Загрузка...