Единство в разнообразии. Система Поместных Церквей

Тема в разделе "Обсуждение религиозных, книг, статей, публикаций", создана пользователем serena, 27 ноя 2015.

  1.  
    serena
    Оффлайн

    serena Новичок

    Сообщения:
    4
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Интересующийся
    Старая, но от этого не менее познавательная статья 2007-го года с сайта "Зеркало недели" (в сокращении)

    Писать о проблемах Православной Церкви в Украине — дело сложное и неблагодарное. Особенно объективно. Тем более, для клирика, который, в силу принадлежности к одной из противостоящих друг другу юрисдикций, ipso facto является «заинтересованным лицом», и обязан защищать интересы своей конфессии. Впрочем, как не устают напоминать отечественные религиоведы, конфессия у нас одна — Православие. А юрисдикций действительно несколько: Украинская Православная Церковь (около 10 тысяч приходов), Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат (около 3 тысяч приходов), Украинская Автокефальная Православная Церковь (около тысячи приходов). Имеют ли эти Церкви общее будущее? Образуют ли они в нем «единую Поместную Церковь» или и дальше будут существовать как непересекающиеся параллели? Увы, этот печальный образ не передает всю трагичность нашей ситуации, так как время от времени наши юрисдикционные «параллели» пересекаются, чтобы встретиться в конфликте.

    Поместная Церковь. Это словосочетание в последнее время все чаще произносится политиками и общественными деятелями. Однако далеко не все из них понимают, что именно оно означает. Мировое (или вселенское) Православие состоит из 16 Поместных Церквей. Когда о Православии пишут западные авторы, они чаще всего утверждают, что современная Православная Церковь — это конфедерация независимых Церквей. Сами же православные любят определять себя иначе, используя формулу «единство в многообразии». Ведь с точки зрения богословия, Православие — это одна Церковь, существующая в различных культурно-исторических или «поместных» проявлениях. Поэтому, собственно, они и называются поместными, то есть Церквами того или иного «места».

    Поместная Церковь — это Церковь, которая размещается на одной территории и имеет один синод (или совет), включающий всех епископов, пребывающих на этой территории. При этом главное отличие Поместной Церкви — самостоятельность в вопросе избрания первоиерарха (который может иметь сан Патриарха, Архиепископа либо Митрополита). Если Церковь избирает своего первоиерарха полностью самостоятельно, она является автокефальной. Автокефальные Церкви также пользуются самостоятельностью в области административной и церковно-судебной деятельности, сами канонизируют своих святых, составляют новые чинопоследования и обустраивают свою богослужебную жизнь (при условии сохранения догматического учения, содержащегося в богослужебных текстах). Кроме того, все древние и некоторые новые автокефальные Церкви пользуются правом освящения «святого мира» — состава из благовонных веществ и елея, который используется в Таинстве Миропомазания или как говорят в Западной Церкви «конфирмации».

    Если же после своего избрания первоиерарх нуждается в утверждении со стороны другой Церкви, то возглавляемая им церковь называется автономной. Существуют и другие формы канонической зависимости Автономной Церкви. Святое миро она получает от своей Церкви-Матери, последняя также утверждает устав и статус автономной Церкви. Кроме того, такие Церкви обычно участвуют в расходах, связанных с содержанием высшей церковной власти. Термин «Автономная Церковь» — новый в каноническом предании. Однако явление, которое он обозначает, имело место в древности и в средние века. К примеру, именно при помощи термина «автономия» можно сегодня передать тот канонический статус, которым пользовалась Киевская Митрополия, когда она входила в состав Константинопольского патриархата.

    Греческий термин «автокефалия» означает «самоглавие». Таких полностью независимых Церквей в мире 14. Еще две Церкви имеют статус Автономных. Одни из этих Церквей существуют как самостоятельные Церкви на протяжении тысячелетий. Другие — обретали этот статус, а позже, с падением государственности теряли, чтобы обрести его вновь уже через некий период времени. Третьи — появились сравнительно недавно. Хотя все Поместные Церкви равноправны, древние Церкви пользуются преимуществом чести. Это отражено в специальном церковном диптихе — «списке чести». В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалии, официальный список Поместных Церквей выглядит сегодня так: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии. В современном греческом диптихе к этим автокефальным Церквам присоединяются еще две автономные Церкви, получившие автономию в составе Константинопольского Патриархата: Финляндская и Эстонская. Однако в церковном диптихе, которым пользуется Русская Церковь, вместо них фигурируют автокефальная Американская Церковь и Японская православная Церковь, получившая автономию в составе Московского патриархата. Такое «разночтение» объясняется тем, что Константинополь и Москва до сих пор не могут договориться о том, каким именно образом местная Церковь получает автокефалию. С точки зрения Церквей греческой традиции, предоставление автокефалии — прерогатива Константинополя. Русская Церковь настаивает на том, что автокефалию должна даровать материнская (или кириархальная) Церковь. Жертвой этого «разномыслия» стала Православная Церковь в Америке, получившая автокефалию в 1970 г. от Синода Русской Православной Церкви. Автокефалия этой церкви до сих пор не признается Константинополем и мировым Православием. Кроме того, Константинополь настаивает на том, что автономные Церкви могут существовать только в его составе, вследствие чего не признает автономию Японской Церкви.

    Какие факторы дают право на учреждение новой автокефалии? Отвечая на этот вопрос, православные канонисты обычно называют следующие: 1) политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную Церковь; 2) ее географическая отдаленность; 3) этническое и языковое отличие региона от материнской Церкви. Как видим, современная украинская ситуация соответствует всем этим требованиям. Украина является самостоятельным государством, а современная украинская действительность ярко демонстрирует требуемое «этническое и языковое своеобразие». Однако для получения автокефалии также важен другой фактор: единомыслие православного епископата данной территории по вопросу обретения полной канонической независимости. Испрашивая автокефалию, епископат должен действовать соборно, то есть в согласии друг с другом. Большое значение имеет и то, чтобы таковое решение епископата получило одобрение со стороны всей Церкви. Ведь в современной церковной жизни вопрос канонического статуса затрагивает не только жизнь епископата, но и духовенства, мирян.

    Каким образом должна быть провозглашена автокефалия? Отвечая на этот вопрос, православные богословы обычно ссылаются не на конкретные священные каноны, а на «каноническую традицию». Не трудно догадаться, эта дипломатическая формулировка свидетельствует о том, что общепризнанного канонического механизма провозглашения и признания автокефалии в Православной Церкви сегодня не существует. Как мы уже упоминали ранее, Церкви греческой и славянской традиции имеют различные представления о том, в чьей компетенции находится провозглашение/признание автокефалии. Точку зрения Константинополя разделяет сегодня большинство Поместных Церквей. Вместе с тем, многочисленные Русская и Сербская Церкви отстаивают позицию, согласно которой это — прерогатива Церкви-Матери. Таким образом, возжелав обрести независимость, Украинская Православная Церковь окажется в затруднительном положении. Ведь даже если ее нынешняя Церковь-Мать (Московский Патриархат) дарует ей независимость, она не будет признана Константинополем и подавляющим большинством Поместных Церквей. С другой стороны, если автокефалию предоставит Константинополь, то это повлечет за собой канонический и психологический раскол с Московским Патриархатом, который наверняка откажется признавать таковую.

    Что же делать? Существует ли у Украинского Православия надежда на то, что его канонический статус будет «уточнен» на общеправославном уровне? Весьма сомнительно, что Москва пойдет на беспрецедентный исторический шаг и добровольно предоставит Украинской Церкви статус Поместной или автокефальной. Тем не менее, понятно и то, что если в Украине будет достигнуто единомыслие по вопросу автокефалии на уровне епископата и подавляющего числа духовенства, и Константинопольский, и Московский Патриархаты будут искать способ разрешения украинской церковной проблемы.

    Каким же образом в такой ситуации может быть разрешена проблема? Наиболее правильным с богословской точки зрения было бы признать, что это дело Вселенского собора. Но что делать, если собрать его не удается? Возможно, выходом из сложившейся ситуации было бы проведение Всеправославного совещания или Собора при участии Глав и представителей всех Поместных Православных Церквей. Ведь если бы специальную Грамоту (Томос), в которой был бы зафиксирован новый канонический статус Украинской Церкви, подписали все участники этого Собора, вопрос о механизме предоставления автокефалии был решен сам собой. Созвав такой Собор, мировое Православие продемонстрировало бы свою жизненность и умение прибегать к гибким каноническим решениям.

    Источник: Единство в разнообразии. Система Поместных Церквей - Человек - gazeta.zn.ua
     
  2.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.148
    Симпатии:
    1.425
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Единство уж никак не в разнообразии, а как раз в однообразии и в определенной степени свойственности. И не надейтесь и даже на гибкость решений канонических.
     
    Игорь Войтехович нравится это.
  3.  
    Игорь Войтехович
    Оффлайн

    Игорь Войтехович Мистер Доброе Сердце Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.639
    Симпатии:
    3.761
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Откуда такое мнение, что УПЦ питает надежду о независимости?

    Это какое такое этническое и языковое своеобразие. Даже без Крыма и части Донбаса у нас 60% русскоговорящего и смешанноговорящего населения.

    Заказная статейка=)
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2015
  4.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    5.579
    Симпатии:
    12.814
    Лучшие ответы:
    17
    Вероисповедание:
    Православный
    Может и заказная, но писалась дилетантами, мало разбирающимися в церковных делах...
     
Загрузка...