Генеральная исповедь

Тема в разделе "Вопросы аскетики и духовной жизни", создана пользователем Протоиерей Алексий, 29 сен 2014.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.015
    Симпатии:
    16.123
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Понятие "генеральная исповедь" мне не совсем понятно. Я помню только одну такую исповедь в своей жизни: когда я пришел к духовнику епархии перед рукоположением в диаконы. Тогда я действительно исповедовался во всех грехах с момента своего сознания. Это важно для того, чтобы духовник мог оценить наличие канонических препятствий к хиротонии. У меня это растянулось минут на 15-20. И это только потому, что при исповеди детализация необходима только тогда, когда духовник требует пояснений. А так, исповедь всегда совершается системно, с наименованием рода греха (мытарство)
    добавлено: 29 сен 2014
    Исповедь бывает двух видов. Собственно исповедь и откровение помыслов.
    В откровении помыслов дела, слова и помышления раскрываются так, как об этом говорили авва Дорофей и Лествичник с максимальными подробностями: где, когда, с кем, при каких обстоятельствах, повороты духа при этом. особенность откровения такова, что оно совершается "срочно" - то есть по прошествии определенного времени: раз в день, или по окончании утра и вечера. В монастырях рекомендуется совершение откровения немедленно, по возникновению того, что смутило.
    добавлено: 29 сен 2014
    Чаще всего откровение совершается вечером, после вечерних молитв.

    Что касается исповеди, то для нее мелочная детализация не нужна и даже вредна. Такая детализация превращается в пустословие, которое рассеивает внимание. (по поводу откровения, я ничего не могу сообщить, так как я в этом никогда не участвовал, но думаю, что старец в этом случае должен руководить "потоком сознания", помогая в воде нащупывать острова)
    добавлено: 29 сен 2014
    Что касается исповеди и почему я скептически отношу к слову "генеральная"?

    В конце молитв исповеди священник всегда произносит уставное увещание: "Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене, но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и икона Его пред нами: аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне: аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. Внемли убо: понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши". то есть во время любой "негенеральной" исповеди называются все грехи с момента осознания. И при любой, кроме ставленнической исповеди, называть уже исповеданные и неповторенные грехи - моветон (потому что в исповеди грех изглаживается из истории, и словесное повторение - некое сомнение в Даре Божьем).
    добавлено: 29 сен 2014
    я могу предположить, что понятие "генеральной" возникло именно в России, для того чтобы различать исповедь и некую пустую кондукторскую формальность, во что иногда вырождается "предпричастная" исповедь. У греков исповедует только опытный духовник вне богослужений в определенное время. Обычно раз в месяц-квартал, и по мере появления необходимости. Наше же "предпричастное" исповедание часто выглядит как смоковничный лист на отсутствии исповеди, потому что некоторые "исповеди" исповедью не являются (так исповедуются многие старушки, и не только. Поэтому есть еще одна исповедальная забава - смоковничный лист под названием "общая исповедь" - метод разрешения коллизии: как и "поисповедовать" и допустить до причастия без исповеди всех верных).

    По сути "предпричастные" исповеди имеют форму "прощупывания духовного пульса", а не вдумчивой духовной терапии. Особенно в праздник. Особенно в большом храме.
    Некий рудимент старческой-духовнической исповеди можно назвать "генеральной".
    добавлено: 29 сен 2014
    Человеку же нужно всякий раз исповедоваться генерально. Особенно перед причастием. И не вестись на смоковничные листочки.
    добавлено: 29 сен 2014
    Как же совершается исповедь?
    Она всегда повторение Таинства Крещения.

    В Крещении есть часть, которая является исповедью. Она состоит из двух частей. В первой человек произносит отречение от диавола, а во второй - сочетается Христу и исповедает свою веру пред свидетелями (это финальная часть оглашения).

    Исповедь звучит так: "Отрекаюсь от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его". И дальше человек называет имена демонов, дел и страстей от которых отрекается.

    Исповедь может совершаться в разных формах: 1. по заповедям Декалога и Блаженства. 2. по страстям (в таком форме она выглядит деревом: сверху - от корня, или снизу о ветвей). 3. по мытарствам Феодоры.
    Человек мысленно проходит по этим ступенькам.

    Я предпочитаю второй. Он красиво изложен Игнатием Брянчаниновым и Феофаном Затворником. но для первой исповеди более предпочителен первый. А третий часто рекомендовали известные духовники особенно тем, кто страдает нечувствием, и особенно тогда, когда нечувствие вызвано блудными грехами (но с опаской чувственным истерическим натурам).
    добавлено: 29 сен 2014
    Проблема в том, что сама по себе исповедь не имеет большой силы. Сила в покаянии.
    Покаяние же имеет три этапа, в которых словесная клятва-обет - середина, но не главная. Начинается покаяние дома, и завершается жизнью после исповеди. Сама по себе исповедь напоминает слова, произносимые в ЗАГСе, но содержание их должно родиться до ЗАГСа, и воплощаются они только после ЗАГСа
     
    Vivace, -Людмила-, Владимир и 8 другим нравится это.
  2.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.138
    Симпатии:
    4.942
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо за подробный ответ. Вы немного и невольно подтолкнули меня вспомнить то, что я всякий раз забываю при подготовке.

    15-20 минут детализации при раннем и осознанном приходе в Церковь, наверное, нормально, поскольку Вы наверняка старались осознанно избегать смертных грехов. Я уцепилась за пример с преступниками еще и потому, что для подробного исповедания им нужно в разы больше времени.

    Я пришла в Церковь во взрослом возрасте и грехов у меня достаточно, в том числе и смертных, и однотипных, и тех, о которых осознаю, что все просто не в силах вспомнить. Когда исповедовалась впервые, то говорила только общими словами. Я раньше не знала как происходит исповедь и толком не понимала о чем там говорить. Священнику еще не доверяла, а толпе рядом - и подавно. Исповедь заняла минуты три, так как из-за очереди и близко стоящих рядом людей, и от некоторых нюансов своего поведения и поведения исповедующего батюшки сильно смутилась. Позже вспоминала отдельные эпизоды и исповедовала их. Но сейчас начинают лезть в голову мысли, что надо "вспомнить все", а не отдельные эпизоды. Я пытаюсь определить, насколько эти мысли правильны, а насколько - от бесов. Судя по смущению, наверное от бесов, но я боюсь лукавства. А еще сильно смущает понимание, что так долго меня ни один священник слушать не станет, а старцев, обеспокоенных спасением моей души, я пока не встречала.
    добавлено: 29 сен 2014
    P.S. Только что прочитала жуткую статью про генеральную исповедь с до верху заполитизированного сайта "Москва-Третий Рим" (ссылку давать не буду, просто приведу кусочек). ИМХО, подобные вещи только усугубляют неразборчивость, нежелание рассматривать себя и непонимание как себя вести на исповеди (о царебожии я стыдливо умолчу)...

    Мне вот эта статья понравилась - Если священник не дослушал исповедь | Православие и мир
    Но вопросы, тем не менее, все равно регулярно возникают. И о том, как правильно исповедоваться, тоже...
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.015
    Симпатии:
    16.123
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Я отлучался. Сейчас пять минут попишу и пойду дальше.
    Я продолжу, чтобы не было разрыва. А потом отвечу на вопросы
    добавлено: 29 сен 2014
    Итак, начинается покаяние с ненависти ко Греху и ощущения боли к нему. Я пишу с большой буквы, потому что это имя собственное.
    добавлено: 29 сен 2014
    Грех - это общее повреждение Человека (любого и меня в частности). Содержание этого Греха пригвоздило ко Кресту Христа. Пока человек не возненавидит грех оптом (без малейшей детализации), пока не поймет своей причастности к греху в целом, и тяжесть этого состояния, пока мысль о распинании в себе Христа не смирит человека, рано приступать к изучению себя в деталях. Феофан говорит: естественная реакция такого человека - "сам дурак", перевести палец на другого. Пример - Адам в Едеме.

    Нужно бить свое сердце так, как бьют сильно грязное белье, когда сирают. Феофан предлагает достопамятства: 1. я грехом распял Христа; 2. я грехом убил себя; 3. грех - извращение моей природы (болезнь); 4. грех - добровольное рабство нечестивым демонам; 5. грехом мы переступаем через любовь и страдание Христа, считаем их малозначительными, плюем на Голгофу, и бежим за тем, кто нас не любит и издевается над нами; 6. грех вешает над моей головой меч казни и разжигает под ногами пропасть огня; 7. грех начало бедствий временных и вечных, например, безответность на мытарствах (другие я не помню, но кажется Феофан повторял Тихона задонского). Все это нужно приставить к самому себе, и сделать себя центром такого рассуждения.

    После того, как душа смирится, тогда наступает время приставить к душе зеркало заповедей.
    добавлено: 29 сен 2014
    Этот этап очень важный. Потому что демон всегда находит повод от заповеди. Бог говорит: "не ешь Плод", а демон: "ешь". Бог говорит: "ешь причастие", а демон:"не ешь". Чтобы узнать дела диавола, нужно глянуть, что и о чем в совести говорит вопреки заповеди. Вот здесь выставляем перед глазами заповеди. В начале пути важен Катехизис, Закон Божий. Далее Библия "от корки до корки". Нам нужно постоянно читать Библию и замечать заповеди.
    Например: "если ... церкви не послушает, то да будет .... как язычник и мытарь" (Матф.18:17). Это требование исполнять церковную дисциплину - о кратности причастия, постах, молитвенном правиле, праздниках и тд. Вообще-то заповеди важно изучать всю жизнь. церковное правило предписывает по заповеди Христовой: " Исследуйте Писания" (Иоан.5:39) - каждый день читать Священное Писание. По церковному правилу на каждый день указан особенный отрывок из Евангелия и особый из Апостола. Читая каждый день нужно тщательно исследовать прочитанное. Запоминать, а если память слабая - записывать все нравственные уроки, изложенные в прочитанном. это закон на всю жизнь. Постоянно необходимо читать отцов, и замечать заповеди, и, особенно, истолкование отцами заповедей Нового завета.
    Итак, для начинающих - Катехизис и Закон Божий (у Серафима Слободского раздел - "О жизни и вере христианской"), для "продвинутых" - непрерывное исследование Воли Божий и постоянное сравнение себя с ней.
    добавлено: 29 сен 2014
    Вот этот момент и был обозначен в начальном вопросе. Правильно исповедоваться означает не назвать все возможные грехи, а обнаружить в себе корень греха и положить начало к исправлению.

    Самый универсальный метод исповеди: это "по страстям". Грехи (дела, слова и помышления) исповедуются для того, чтобы в этих листьях увидеть ветви - страсти печали, уныния и гнева. Эти ветви приведут вас к стволам - вожделения, чревоугодия, тщеславия и сребролюбия.

    Грехи - это не то, что мы врачуем, но симптом, обнаруживающий подлинную нашу болезнь. По стволу мы спускаемся к нему. Он Корень по имени Гордость (первородный грех или вечная смерть).

    Когда человек обсуждает в себе грехи оптом, то это имеет вид интеллектуальной игры. Когда же человек с определенностью видит грехи, тогда по ним человек начинает видеть подлинную язву. И это реальность. Потрогав ее, мы соединяем ее с искусственно навязаными себе чувствами первого этапа. И тогда первое и второе оживает.

    Помысел похож на шипение змеи, спрятавшейся в пещере.
    Слово подобно вони от падали, спрятанной в траве.
    Дело подобно следу на застывшем бетоне (от спрятавшегося дракона), или руины храма после бомбы.
    По вони мы узнаем о трупе. По шипению о змее. По руинам (следу) о злодее (драконе), который сейчас не в поле зрения. Именно для этого каждый шорох, аромат и след долны быть исследованы тщательно. Познав все это, исповедь протекает быстро, так как бить нужно в голову греха, а не отрывать ящерицын хвостик. Все же симптомы излагаются в системе, которая вскрывает нашну сердечную тень. Для этого все делается. Мы не в прокуратуре, а в больнице. Поэтому важен факт, напр, блудного дела, а не то, сколько, где и с кем. Если священник чувствует силу дать совет, то он может задать вопрос о глубине навыка и о "свежести" язвы, а также "среде" и "атмосфере" в которой грех совершен, и в которой человек может по прежнему находиться. Но это уже не исповедь, а духовное окормление, наставничество. Этот этап не обязателен.
    Я уже 11 лет священник. И чем дальше, тем меня мой опыт больше смиряет. И я очень опасаюсь некоторой легкости в закидывании шапками застарелых язв.
    Так что многословие на исповеди - признак того, что вода не затвердела, и человек чего-то не понял.
    добавлено: 29 сен 2014
    Система в исповеди бывает разной. Феофан изображает ее в виде войска. Впереди идут шестерки. А позади кукловоды, у которых все нити в руках. Угадать их - задача покаяльного труда. Он пишет о земскости, чувственности ( и еще о чем-то, запамятовал). Шестерки - это дымовая завеса. Сатана - Веельзевул - повелитель мух. Рой мух вокруг него. А мы палим из пушки по мухам. А он смеется над нами, ведь он не там.


    Покаяльный труд не должен быть в одном разуме. Феофан много пишет о том, как расстворять его в чувстве и воле. Он сравнивает грех с деревом: окруженным стоялым воздухом беспечности и туманом суеты и праздности. Вот почему покаяльный труд сопровождается усиленным чтением, молитвой, постом.
    Очень важно с самого начала напрягать волю в исправлении. Хорошо исповедуются только в тех грехах, от которых человек начал отдаляться (это важный признак: когда человек внутри греха, он его не видит, и исповедоваться ему "не в чем")

    В исповеди важно именовать того, с кем борешься. Это правило Вартимея сына Тимеева (Мк 10 кажется). Мы идем к Всеведущему, и Он нас спрашивает: "Чего ты хочешь". И вот тогда мы повергаем свою немощь перед Всмогущим, называя того, кого мы без Него победить НЕ МОЖЕМ. Это начальный пункт исправления. Метание нашей боли должно собраться в одну звезду, и дать луч. В луче есть начало, и он в осознании греха. Дальше человек начинает строить иеремиеву крепость: разорять и строить - расшатывать основания греха, строить противодействие к нему. Определенность важна.

    Поэтому мы обсуждаем не количество, а качество, для того, чтобы понять "Что делать?", а не сколько.

    Поэтому человек, не натворивший смертных грехов, исповедуется дольше: песок и пыль расставлять по местам сложнее, чем огромные глыбы.

    По сути, называя грех на исповеди, человек произносит обет отречения и борьбы с этим грехом.

    Постоянно называть исповеданный смертный грех - не разумно. Так как это напоминает обсухдение детского эпидпаротита (которого уже нет), но умолчание от сахарном диабете после него. Смертные грехи - это кульминация невидимой "мелочи" (как у Ирода), и оставляет он после себя выжженную пустыню (холмы, долины и кривые места, которые пришел сравнять, напонить и выпрямить Предтеча). А мы говорим о том, что вылечено. А что болит, того не знаем.
     
  4.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.138
    Симпатии:
    4.942
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо, батюшка. А вопросы задавать уже можно или Вы планируете еще что-то написать по теме?
    добавлено: 30 сен 2014
    Я в ответе увидела полезные для себя вещи. Максимально понятная и полезная вот:

    Но в целом ответ оказался для меня очень тяжел для понимания. Отчасти, из-за попыток приводить совершенно неясные для меня поэтические образы, но отчасти - из-за общего отсутствия опыта. Например:

    А что делать тому, кто еще не смирился и не возненавидел грех? Исповедаться неправильно? И в каком смысле "после того, как душа смирилась". Разве я могу понять, что моя душа смирилась? И как понять, что я возненавидела грех "оптом"?

    Что такое "обсуждать грехи оптом"? Вот, я сто раз обиделась на кого-то. Вот я осознаю, что в основе моей обиды лежит гордыня и нежелание пить чашу, данную Богом (а может, не очень осознаю, а прочитала об этом и согласилась). Оптом - в данном случае будет обсуждение обидчивости или гордыни?

    Можно ли считать смертный грех исповеданным, или постоянно исповедуемым, если вначале на первой исповеди было заявлено о многочисленности таких однотипных смертных грехов, а затем были попытки вспоминать каждый в отдельности?

    Мне непонятно, что вкладывается в слова о легкости в закидывании шапками застарелых язв...
    Я за 10-20 лет необычайно изменилась, можно даже сказать, что та Оксана умерла. Я не могу увидеть себя ту и достоверно определить кукловодов.
    Я когда-то читала "Слова" Сартра. Он пытался рассказывать о своих детских мыслях и мотивах поведения. Более неестественного описания детства я не видела, т.к. он писал с позиций взрослого и приписывал свое настоящее понимание своему прошлому.
    Я помню только о дымовой завесе греха, причем не о всей. Повторюсь: у меня есть подозрение, что бесы подкидывают чрезмерно беспокоящие меня мысли о том, что я лукавлю и нерадею в отношении к исповеди, поскольку наверняка могу заставить себя вспомнить и рассказать больше, чем было уже сказано. Основной вопрос: что делать с такими мыслями "от лукавого" и как избежать настоящего нерадения и лукавства?
     
    Последнее редактирование: 30 сен 2014
    olga75 и Тамара нравится это.
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.015
    Симпатии:
    16.123
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Интернет у меня включается раз в неделю. По понедельникам. Более чем на одну фразу с телефона, я не потяну. И навигация по теме затруднительная. Вижу только несколько слов, и забываю, о чем была речь. Так что, если видите много грамматич. ошибок - знач. пишу с телефона. Потом отвечу, если не забуду
    добавлено: 30 сен 2014
    Все, что планировал сказать, сказал.
    Вопрос исповеди - это смесь и обычной богословской рутины, и тонкого духа. Поэтому исповедь имеет два крыла - катехизация, четкое, системное изучение Писаний и его толкования святыми, и духовная жизнь, где "хорошо-плохо" определяется одним критерие: все, что приближает меня к Богу - хорошо, что удаляет - плохо. И важен опыт. Чужой. Отеческий. Ведь вокаяние - это искусство врачевания. Ой, не просто личить смерть. Здесь диалектика жизни и система.
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.138
    Симпатии:
    4.942
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    Грамматические ошибки не пугают . Хотелось бы избежать смысловых пропусков и недоумений.
    Но и за уже написанное - большая благодарность. Помогли.
     
    Тамара нравится это.
  7.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.138
    Симпатии:
    4.942
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    Протоиерей Алексий, батюшка, а можно я дерзну напомнить о вопросе, если Вы имеете возможность ответить и конкретизировать (понедельник вроде не за горами, хотя я понимаю, что у Вас в краях пользование благами цивилизации затруднительно). В общем, не сочтите мое напоминание за наглость...
     
  8.  
    Лёна 2014
    Оффлайн

    Лёна 2014 Мисс Любознательность

    Сообщения:
    1.404
    Симпатии:
    2.291
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Была на исповеди в мужском монастыре. Священник убедил меня, что мне надо пройти генеральную исповедь. Вспомнить все грехи с детства и рассказать о каждом. Не просто назвать грех, а рассказать сам случай.
    Выкладываю пример исповеди, что дали мне для подготовки. Буду готовиться тщательно. Но исповедоваться в этом монастыре не получится (боюсь не успкю подготовиться). Попробую договориться со свои священником, чтоб нашел время выслушать.
    [​IMG]
    добавлено: 30 июн 2016
    [​IMG]
     
  9.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.154
    Симпатии:
    1.430
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    А разве нужно еще раз исповедоваться в том, в чем Вы, возможно, уже исповедывались ранее?
     
  10.  
    Лёна 2014
    Оффлайн

    Лёна 2014 Мисс Любознательность

    Сообщения:
    1.404
    Симпатии:
    2.291
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Священник сказал, что нужно вспомнить все грехи и те, что исповедвали ранее, только с пометкой, что ранее исповедывали. Просто я могла их назвать одним словом, к примеру: "воровство", а сейчас нужно конкретно сказать что и где. И еще сказал, раз я была пионеркой и "клялась"- нужно надо мной разрешительную молитву прочитать. Вот только я не поняла, что это за молитва - та ли, что на исповеди?
    добавлено: 30 июн 2016
    Жалею, что фото не качественное через Радикал получилось. Не разберешь. Позже выложу.
     
  11.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.154
    Симпатии:
    1.430
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Интересно, а если был октябренком?
     
  12.  
    Лёна 2014
    Оффлайн

    Лёна 2014 Мисс Любознательность

    Сообщения:
    1.404
    Симпатии:
    2.291
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
  13.  
    IgorM
    Оффлайн

    IgorM Молодожен форума

    Сообщения:
    1.188
    Симпатии:
    1.238
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Свято-Успенская Почаевская Лавра - Исповедь с комментариями этот бред отсюда взят.

    Когда-то читал и много смеялся. Вот мракобесие.

    Рекомендую это всем почитать. Там есть перлы типа:

    "Нетерпением скорбей и болезней (боюсь страданий, попущенных Богом за мои грехи, забывая, что даны они мне для очищения души от них и спасения)", "Слушанием эстрадной и рок-музыки (возбуждает низменные чувства).", "Блудными извращениями (рукоблудие (онанизм), позы, оральный и анальный блуд)." "Следуя безбожным обычаям мира сего, а также желая нравиться и прельщать: стриглась и красилась (этим попиралась заповедь Божия о внешнем виде женщины), бесстыдно одевалась (в короткое, с разрезамц. брюки, шорты, слишком облегающее, просвечивающееся...). ", "Согрешил(а): прелюбодеянием (измена в браке). Не венчанным браком. Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях (в посты, воскресные и праздничные дни, при беременности, в дни женской нечистоты). В супружеских отношениях допускал(а) извращения (указать какие)." "Празднословием (пустые разговоры о житейской суете...). Рассказом и слушанием пошлых и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). Неумеренным смехом, хохотом, красованием перед людьми собственным остроумием, приводящем их к смеху. " "Желая обогащаться давал(а) деньги под проценты."
     
    Последнее редактирование: 30 июн 2016
  14.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара царица Тамара Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.683
    Симпатии:
    6.306
    Лучшие ответы:
    20
    Вероисповедание:
    Православный
    Как по мне нормально
     
    Сергей и Лёна 2014 нравится это.
  15.  
    IgorM
    Оффлайн

    IgorM Молодожен форума

    Сообщения:
    1.188
    Симпатии:
    1.238
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Так надо список обновить, он устарел) Там нет "смотрения в смартфон" вместо молитвы и, конечно же, жемчужины благочестия - отказа от ИНН
     
  16.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.138
    Симпатии:
    4.942
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    Я не знаю, чем руководствовался тот иерей, который предложил Лене генеральную исповедь. Возможно, ей действительно полезен пересмотр своей жизни. Хотя про пионерку меня насторожило, и про "что и где" - тоже, потому что в исповеди важно не столько что и где, сколько "почему", "по причине каких страстей".

    Списки грехов нужны не для механического "было, каюсь" (Игорь, мне непонятен сарказм - все, что перечислено, действительно может быть грехом и уж точно свидетельствует о наличии в нас страстей, особо взаимосвязанных блуда и тщеславия). Если я хихикаю над чем-то, вполне может быть такое
    Но ведь в теме о. Алексий как раз написал, что для исповеди многословие вредно. Вообще очень рада, что благодаря вопросу Лены я вернулась в эту тему, на которую подписана. Этот текст сейчас как-то глубже читается что ли...
     
    Последнее редактирование: 30 июн 2016
    Лёна 2014 и Сергей нравится это.
  17.  
    Лёна 2014
    Оффлайн

    Лёна 2014 Мисс Любознательность

    Сообщения:
    1.404
    Симпатии:
    2.291
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Оксана, а если я буду объяснять почему я совершала тот или иной грех... не будет ли это считаться, что я оправдываюсь?
    Спасибо, Игорь, что нашли ссылку на комментарии к исповеди. Мне не прийдется выкладывать. Да и готовиться к исповеди будет проще - можно просто скопировать текст и подкорректировать про себя.
     
  18.  
    IgorM
    Оффлайн

    IgorM Молодожен форума

    Сообщения:
    1.188
    Симпатии:
    1.238
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Может и быть, а может и не быть?? Если без эмоций и аргументированно:
    1. Если каждое греховное чувство выносить таким образом как предложено и сотни листов А4 не хватит чтобы все описать и разобрать. Поэтому такой подход для мирянина просто глуп (возможно для монахов он будет ОК). За неделю еще вагон такого-же добра накопится.
    2. Это формальность. Типа перечислил все что смог найти и спокоен. Как будто ветхозаветный закон исполнил. А если не все выговорил - то будешь в огне гореть. Но суть в том, что при таком подходе все выловить невозможно.
    3. Львиная доля грехов все равно всегда будут повторяться. Типа слушания музыки, красилась, хотел быть смешным и пр. Зачем исповедовать десятки мелочей, которые будешь СОЗНАТЕЛЬНО нарушать в будущем (особенно если ты это прекрасно понимаешь). Это не грех ли?
    4. Выше уже о.Алексий написал по этому поводу свои мысли, очевидно что такая детализация скорее вредна. И на форуме не раз священники говорили по поводу излишней детализации грехов (особенно что касается блудных грехов), что это не особо правильно.
    5. Многие вещи субъективны, и на разном этапе духовного развития разное человек будет считать грехом, нельзя шаблонизировать все. И не все вещи, которые в списке, являются грехом. Опять таки, можно дискутировать, но нельзя это вставлять в такие шаблоны как на сайте. Потому как человек может прочитать, что "Слушанием эстрадной и рок-музыки (возбуждает низменные чувства)." - грех. И потом мучатся из-за этой, извините, глупости, бросить заниматься игрой на гитаре и т.д. Хотя ничего в этом нет плохого.
    6. Это вводит в искушение как людей невоцерковленных и за оградою Церкви, а также лишает душевного покоя людей в ее пределах. Потому что если бы я хотел человеку показать красоту Православия, убедил бы его придти на исповедь и дал ссылку на ЭТО - он бы посмеялся только.

    Лёна, меня можете грешного человека не слушать. Но я Вам советую прочитать что пишут другие священники по поводу таких детализированных исповедей и такими грехами.

    Вот кстати Вам еще один список Грехи. Список для исповеди. Подготовка в Православии. Для воцерковыленных женщин и мужчин. 473. - почитайте и его. Чтобы ничего-ничего вдруг не упустить.
     
    Просто Оксана и Лёна 2014 нравится это.
  19.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.138
    Симпатии:
    4.942
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    IgorM, без эмоций и аргументированно мне нравится больше. Согласна почти со всем. Просто в теме речь изначально шла не о списках грехов. Вообще заметила, что соблазном в церковной среде может стать почти любая вещь. И пользу при разумном использовании списка грехов тоже наверное можно получить. Например, в другой раз спросить себя, по какой причине я делаю то действие, которое указано в таком списке, не действует ли при этом во мне страсть. Ну и вздохнуть перед Богом, если совесть ответит утвердительно... может из суммы таких вздохов, подкрепленных осознанием, что ты себя сам не можешь изменить, в конечном итоге и родится настоящий вопль к Богу и настоящее покаяние...
    Если бы священник от меня лично требовал именно исповеди по такой бумажке-схеме, предлагал исповедовать факт ношения брюк или вступление в ряды пионерии, то есть те вещи, которые я лично не осознаю грехом и не могу с чистой совестью утверждать, что это являлось действием моей страсти, я бы постаралась держаться от такого священника подальше. К счастью, не слишком сложно определить, что важнее для пастуха - власть над овцами или спасение овец.
    Смотря как Вы будете рассказывать. "Я пропустила правило и не помолилась вечером, потому что празднословила до ночи с друзьями, заглушала голос совести, говорившей мне о необходимости стать на молитву, не испытывала потребности в общении с Творцом из-за нелюбви к нему и лени" - это одно. "Я не вычитала правило, потому что друзья отвлекли меня, а потом меня сморил сон" - другое.
    Лена, я боюсь сильно рассуждать на эту тему. Очень хорошо знаю, как во время исповеди просыпается многословие, саможаление и самооправдание. Думаю, что нужно конкретизировать внешние обстоятельства только если священник спросит. И то не все и не всегда.
     
    тимофей, Сергей и Лёна 2014 нравится это.
  20.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Дневной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.373
    Симпатии:
    15.425
    Лучшие ответы:
    22
    Вероисповедание:
    Православный
    Возможно священник этим хочет вызвать чувство покаяния, плач о грехах. Все-таки монастырь.
     
    Тамара и Zoya нравится это.
Загрузка...