Создаю по просьбе модератора Марии Леонтьевой тему для обсуждения о гомилетике - одна из специальных богословских дисциплин, посвященная искусству произнесения проповеди. Меня благословили читать этот предмет в Пензенской семинарии. Проблема состоит в том, что восточные отцы никогда специально для произнесения проводи не обучались, им хватало того блестящего образования, которое они могли получить в Византии. Более того, святитель Иоанн Златоуст писал в своих трудах о том, что, если современные ему пастыри обладали хотя бы малой толикой тех дарований, которые были у Апостолов и их первых преемниках, то никакие искусственные приёмы в речи для проповеди и утверждения христианской веры просто не нужны. Эта дисциплина обязана своим появлением прежде всего блаженному Августину и святителю Григорию Двоеслову, папе римскому, которые систематизировали и записали все свои соображения относительно проповедничества для того, чтобы готовить проповедников в условиях надвигающегося варварства на Западе. Современные спикеры Церкви вряд ли используют какие-либо приёмы построения проповеди, которые им объясняли в семинарии. Первый вопрос состоит в том, что следует ли выделять церковное красноречие из курса общей риторики? Второй связан с тем, что нужна ли риторика для подготовки пастырей вообще? Ведь ап. Павел подчёркивал, что эффективность проповеди не в красивых риторических украшений речи, а в "явлении силы и духа". Простите за многословие, благодарю за внимание.
По второму вопросу мне все ясно - риторика однозначно нужна как и общая образованность. С первым вопросом хотелось бы разобраться.:bv:
Для меня лучшим учебником по Гомилетике является Курс лекций протоиерея Александра Ветелева: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ветелев,_Александр_Андреевич http://www.bogoslov.ru/persons/288862/index.html Пока обучался в Московской Академии, по совету владыки Сергия Соколова я взял в библиотеке и прочёл. Интереснейшая книга, которая учит именно практике проповеди. Жаль, она не издана. Есть только машинопечатные экземпляры в Акакдемической библиотеке. Если бы её издали, это был бы лучший учебник на сегодняшний день. Эта книга мне очень сильно помогла. Если будет такая возможность, и вы приедете в Лавру, обязательно возьмите в библиотеке и отксерьте.
Нужно не забывать про синаксарии и те чтения, которые предлагает нам типикон, просто вчитаться в них, проникнуться их духом, и тогда речь священника станет с одной сторону ровной и красивый, с другой (при условии если он молится) духоносной, абы в софистику не впасть, "от многой учености" оглянитесь вокруг, сколько у нас роповедей именно на софистике построенно, я бы отец Алексей в первую очередь молитве учил будущих проповедников, а только после этого ритму и стилю речи.
Вы думаете, что протоиерей Александр Ветелев не учил молитве проповедников? Это главное условие - перед проповедью три раза перекреститься перед царскими вратами (пока после отпуста поётся многолетие) и прочесть молитву "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою". Именно искренно помолиться, иначе проповедь потом будет сухой, или скучной, как унылая лекция. После же молитвы - сам удивляешься, потому что сразу домашняя заготовка получает не только нужное воодушевление и чувство, но ещё попутно открываются новые глубокие мысли. Вспоминаются прямо на амвоне во время проповеди нужные места из Писания, цитаты.
Батюшка простите, я не читал его, я просто изложил свои мысли, значит они у меня схожие с его мыслями, я этому рад!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!