История автокефалии РПЦ

Тема в разделе "Миссионерство", создана пользователем иерей Леонид Глебец, 3 окт 2018.

  1.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Хронология событий.
    Монгольское нашествие на Русь 12361242 годов под предводительством чингизида Батыя и военачальника Субэдэя. Разорение Руси.

    Максим митрополит Киевский и всея Руси. перенёс митрополичью резиденцию («седалище») из Киева в Брянск, а затем (в 1299 году) во Владимир.

    1. Максим Киевский ( 1283, прибыл на Русь из Константинополя в 1283 — 1305) — митрополит Киевский и всея Руси. Преемник Киевского митрополита Кирилла III. По национальности грек. Канонизирован в лике святителей.

    2.
    Митрополит Пётр (Вторая половина XIII века — 1326) — митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве. Именуется Ратенским. Родился на Волыни. Канонизирован Русской церковью как святитель.
    Князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.

    3.
    Митрополит Феогност (? — 11 марта 1353, Москва) — святой, митрополит Киевский и всея Руси, родом грек, преемник святого митрополита Петра.

    4.
    Митрополит Алексий (в миру Елевферий Фёдорович Бяконт (между 12921305, Москва12 февраля 1378, Москва) — митрополит Киевский и всея Руси, епископ, государственный деятель, дипломат. Сын боярина Фёдора Бяконта, родился в Москве.
    Воспитан митрополитом Феогностом; в 1354 году Константинопольский патриарх поставил его митрополитом Киевским и всея Руси. Обладая исключительным умом и способностями, был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях; в 1366 году начал строительство каменного Московского Кремля. Пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение владимирское укрепилось окончательно за московскими князьями.
    Через 50 лет по его смерти Алексий был канонизирован в лике святителя.

    5. Митрополит Киприан (ок. 1330 — 16 сентября 1406) — митрополит Киевский, Русский и Литовский (1375—1380), митрополит Малой Руси и Литвы (1380—1389), митрополит Киевский и всея Руси (1389—1406), единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века христианский политический деятель, не подчинившийся власти Золотой Орды, писатель, редактор, переводчик и книгописец.
    родился около 1330 года в городе Тырново, столице Второго Болгарского царства. Предполагают его принадлежность боярскому болгарскому роду Цамблаков.

    2 декабря 1375 года патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского, а патриарший собор постановил, что после смерти митрополита Алексия Киприан должен быть «одним митрополитом всея Руси».[12]Митрополит Киевский и всея Руси Алексий жив и, несмотря на различие в титулах, совершенно ясно, что Киприан ставится по существу на уже занятую кафедру.
    9 июня 1376 года Киприан прибыл в Киев,
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Киприан_(митрополит_Киевский)
     
    р. б. Александр и Владимир нравится это.
  2.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    6. Митрополит Пимен Грек (XIV век11 сентября 1389, Халкидон) — епископ Русской церкви, митрополит Киевский и всея Руси. Рукоположен Константинопольским патриархом.

    7. Митрополит Дионисий ( ок. 130015 октября 1385, Киев) — Митрополит Киевский и всея Руси в 13831385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года, православный святой. Родился около 1300 года в Киевских пределах
    В 1383 году Дионисий... вторично отправился в Царьград и был возведён в сан митрополита.

    8. Митрополит Киприан (ок. 1330 — 16 сентября 1406) см пункт 5 выше.

    9. Митрополит Фотий (XIV век, Монемвасия, Греция2 июля 1431) — митрополит Киевский и всея РусиМоскве). В Русской церкви почитается святым в лике святителей.
    Родился в Греции в городе Монемвасия. «Измлада» 2 сентября 1408 года Фотий Константинопольским патриархом был хиротонисан митрополитом. 1 сентября 1409 года прибыл в Киев; 22 апреля 1410 года торжественно въехал в Москву.

    10. Митрополит Герасим — епископ православной Киевской митрополии, митрополит Киевский и всея Руси в 14331435
    Герасим был «родом москвитин, Титов сын, Болванов внук»
    Воспользовавшись тем, что после смерти митрополита Фотия на Руси не было митрополита, Герасим, по собственной ли воле или по воле литовского князя Свидригайло, под властью которого находился тогда Смоленск, осенью 1433 года отправился в Константинополь просить себе сан митрополита.
    Осенью следующего года он уже возвратился в митрополичьем сане. Как упоминается, он был поставлен не для одной Литвы, а «на русскую землю» и ему приписывали титул митрополита Киевского и всея Руси, а впоследствии даже Московского и всея Руси.

    11. Митрополит Иона (1390-е, погост Одноушево (ныне Солигаличский район Костромской области) — 31 марта 1461, Москва) — Митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по 1461 год; святой Русской церкви : память 31 марта, 27 мая (перенесение мощей),
    После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона; но, в 1437 году прибыв в столицу Империи, узнал, что патриарх Иосиф в 1436 году уже поставил на Русскую митрополию Исидора
    15 декабря 1448 года на Соборе русских епископов в Москве был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Его кандидатура не была согласована с Патриархом в Константинополе; однако предполагалось, что он получит благословение в Царьграде post factum. Но епископу Ионе не удалось пойти в Царьград за посвящением.
     
  3.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    1445 г. Ферраро-Флорентийский соборФлорентийская уния- собор христианских церквей (14381445).
    1448 г. Собор русских епископов в Москве. Иона избран митрополитом Киевским и всея Руси
    1453 г. Падение Константинополя.
    1461 г.
    Митрополит Московский и всея Руси Феодосий первым выбран без участия Константинопольского Патриарха!

    12. Митрополит Феодосий (Бывальцев; ? — 15 октября 1475) — митрополит Московский и всея Руси в 1461—1464 годах, церковный деятель и публицист.
    Был архимандритом Чудова монастыря.
    9 мая 1461 года после смерти митрополита Ионы занял Московскую кафедру (Иона сам выбрал Феодосия себе в преемники)

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_предстоятелей_Русской_православной_церкви
    добавлено: 3 окт 2018
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    "История Русской Церкви." Митрополит Макарий. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва. 1998 г. Стр. 33 и далее.
    Отдел 2. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или период разделения её на две митрополии (1448–1589)
    . Как бы то ни было, впрочем, для нас важно собственно содержание грамоты, определяющее тот взгляд, какой имели тогда у нас на поставление митрополита Ионы: он поставлен был без сношения с Царьградом единственно по великой нужде; и русские вовсе не хотели чрез это отделиться от Церкви Константинопольской, напротив – желали оставаться в единении с нею и в повиновении ей.

    Вскоре дела приняли другой оборот. Константинополь взят был турками 29 мая 1453 г., и тогда же погиб император Константин Палеолог, и рушились все надежды латинян утвердить свою власть в столице Греческой империи. На патриаршем престоле Цареградском воссел с утверждения самого султана Магомета II известный ревнитель православия Геннадий, в мире называвшийся Георгием Схоларием. Озабоченный нуждами своей бедствующей Церкви, он решился обратиться за материальными пособиями к единоверной России, ибо, без сомнения, по его благословению прибыл тогда к нам какой-то «митрополит цареградский» (т. е. из Царяграда) Игнатий, который в 1454 г. целый месяц июнь прожил в Пскове и, щедро одаренный, отправился оттуда в Новгород, Вероятно, чрез этого-то митрополита, которому нужно же было пред началом сборов своих по России представиться нашему великому князю или, по крайней мере, митрополиту, патриарх (Константинопольский) и прислал последнему свою грамоту.

    добавлено: 3 окт 2018
    В грамоте первосвятитель (Константинополя) напоминал о своих правах на Русскую митрополию, просил пособий своей угнетенной Церкви как теперь, так и на будущее время и выражал желание, чтобы наш великий князь прислал к нему в Царьград своего посла. Все это видно из ответного послания нашего митрополита, который между прочим писал к патриарху: «Благословения от твоей великой святыни мы требовать хочем, равно и ото всех, кто ни будет патриархом на патриаршестве, соблюдая Церковь Христову и держа истинное православие. И когда что у нас найдется, то за Христову любовь посылать к вам хочем. Ныне, господине, сын мой великий князь послал к твоей великой святыне своего посла, человека честного и близкого к нему, Ивана Владимировича, по твоему к нам приказу и писанию, и что, господине, у нас нашлось, то от веры, за духовную великую любовь мы послали к тебе с тем же великокняжеским послом. И ты за те наши малые поминки на нас не помолви, ибо и наша земля по грехам от поганства и междоусобных браней весьма истощала и истомилась». Затем митрополит просил, чтобы патриарх показал к нему свою совершенную духовную любовь и прислал ему чрез посла великого князя честное свое писание обо всем, в душевную пользу нашему православию и для святительской чести его, митрополита, (Т.е. митрополит Иона просит Константинопольского Патриарха подтвердить свои полномочия грамотою. Прим мое) прибавляя, что грамоты прежних патриархов погибли все от пожаров во время бывших земских нестроений, а в заключение просил, чтобы патриарх верил всему, что ни будет говорить ему посол великого князя от имени князя и от имени его, митрополита. Так возобновились наши церковные сношения с Византиею. (Это 1454 год.)
    добавлено: 3 окт 2018
    Великий князь Василий Васильевич и митрополит Иона, кроме этого первого посольства в Царьграде, посылали еще два раза к патриарху.
    добавлено: 3 окт 2018
    Князь Василий Васильевич был вполне доволен успехом своего посла. В чем же состоял этот успех? В том, что Царьградский патриарх, а с ним и прочие патриархи, принимая во внимание бедственное положение своего отечества под властию турок и трудность или даже невозможность для русских посещать Царьград по делам церковным, раз навсегда предоставили своею грамотою нашим Русским митрополитам право не ходить в Константинополь для поставления, но ставиться дома своими епископами и, кроме того, узаконили, чтобы Русский митрополит считался по чести выше всех прочих митрополитов и занимал место по Иерусалимском патриархе. (Пятое место. Прим. мое) Таким образом, оказывается, что как первое самостоятельное действие Русской Церкви в поставлении в митрополита Ионы без сношения с патриархом, так и последовавшая вообще затем ее самостоятельность, признанная самими патриархами, были вызваны и обусловлены «нуждою» или, иначе, историческим ходом событий и что эта самостоятельность нашей Церкви соединена была с возвышением ее на степень первой митрополии во всей Восточной православной Церкви. Митрополит Фотий оставил после себя Русскую Церковь умиренною и объединенною. Избранный на место его Иона, епископ Рязанский, был избран и посылаем в Царьград великим князем московским не иначе как с согласия «господаря земли Литовской» и, следовательно, предназначался в митрополита не только русских, но и литовских православных епархий. Герасим Смоленский, родом москвич, носил имя митрополита и Киевского, и Московского, и всея России. Власть митрополита Исидора до осуждения его была признаваема равно в России и в Литве. Когда наконец великий князь Василий Васильевич решился на действительное поставление Ионы в митрополита, то предварительно снесся с королем и великим князем литовским Казимиром и не прежде, как получив от него согласие и грамоту, созвал епископов для осуществления своего намерения.
    добавлено: 3 окт 2018
    1449 г. (августа 31) Казимир заключил с Василием Васильевичем договор вечного братства и любви и спустя несколько времени прислал к нашему князю своего посла по каким-то земским делам, а чрез посла прислал и митрополиту Ионе свое «жалованье и поминки» и наказывал ему, чтобы он позаботился о поддержании и укреплении братства и любви между ними, великими князьями
    добавлено: 3 окт 2018
    В начале 1451 г. митрополит Иона был уже в Литве, и там король дал ему грамоту на управление литовскими епархиями, написанную в Вильне (31 января) и засвидетельствованную, кроме самого короля, Александром Владимировичем, князем киевским, также Свидригайлом, прежде бывшим князем литовским, многими другими князьями, воеводами и наместниками литовскими и даже латинским епископом Вильны Матфеем
    добавлено: 3 окт 2018
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    Глава II. Митрополия Восточнорусская, или Московская: её первосвятители и ход главнейших в ней событий.

    Первым митрополитом в Восточнорусской митрополии был Феодосий. В избрании его на кафедру была особенность, которая потом не повторялась более. Когда святой Иона видимо изнемогал и приближался к смерти, великий князь Василий Васильевич созвал несколько епископов и вместе с ними обратился к первосвятителю с просьбою, чтобы он сам назначил себе преемника. Иона, посоветовавшись с князем и епископами, избрал и благословил на свое место архиепископа Ростовского Феодосия, написал на имя его благословенную грамоту и положил ее за своею подписью и печатью на престоле в Успенском соборе.

    Такое необычайное избрание Феодосия было сделано, всего вероятнее, с тою целию, чтобы предотвратить по смерти Ионы между русскими епископами всякие колебания в выборе ему преемника и чтобы лишить польского короля Казимира единственного благовидного случая вновь ходатайствовать о принятии лжемитрополита Григория на кафедру Московской митрополии.
     
    р. б. Александр нравится это.
  4.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    (3 мая 1461 г.) в Успенском соборе возвели Феодосия на степень митрополита. А о патриархе Цареградском, об его согласии, утверждении, благословении не было и речи. Что бы это значило? Без сомнения, то, что в России действительно существовала тогда патриаршая грамота, о которой мы уже упоминали, – грамота, которою патриархи раз навсегда предоставили Русским митрополитам ставиться у себя дома без всяких сношений с Царьградом. В силу этой-то грамоты, конечно, русские епископы еще и прежде, на Соборе 1459 г., как мы видели, давали обещание повиноваться по смерти Ионы только тому митрополиту, который будет поставлен в Москве, в соборной церкви Пресвятой Богородицы, у гроба святого чудотворца Петра митрополита, не упоминая ни о Царьграде, ни о патриархе.
    добавлено: 3 окт 2018
    Феодосий... оставил митрополитский престол (3 сентября 1464 г.) и удалился в келью Чудова монастыря, где прежде столько лет был настоятелем. Там взял он к себе в келью одного расслабленного старца, служил ему, омывал ему струпы и чрез одиннадцать лет по удалении от престола скончался в Сергиевой лавре, куда перешел под конец своей жизни.
    добавлено: 3 окт 2018
    Для избрания нового митрополита великий князь Иоанн Васильевич созвал всех братьев своих и епископов, также архимандритов, игуменов и прочее духовенство, и с общего согласия на Соборе избран был Филипп, епископ Суздальский. При поставлении его в митрополита (11 ноября 1464 г.) присутствовали святители: Трифон Ростовский (архиепископ), Давид Рязанский, Геронтий Коломенский, Вассиан Сарайский и Евфимий Брянский, который пред тем временем оставил свою епархию, находившуюся в Литовской митрополии, и прибыл в Москву, а теперь, по избрании Филиппа в митрополита, получил в управление епархию Суздальскую. Прочие владыки прислали на Собор свои повольные грамоты.
    добавлено: 3 окт 2018
    В ночь на 5 апреля 1472 г. митрополит Филипп скончался.
    23 апреля Собор избрал епископа Коломенского Геронтия, который 4 июня был введен на митрополичий двор, а 29-го, т. е. в день святых апостолов Петра и Павла, поставлен в митрополита.
     
  5.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    "История Русской Церкви." Митрополит Макарий. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва. 1998 г. Том 10 Стр. 27 и далее. История Русской Церкви, Часть 5 - читать, скачать - митрополит Макарий (Булгаков)
    Патриаршество в России (1589–1720)
    Отдел 1. Патриаршество Московское и всея Великой России и Западнорусская митрополия (1589–1654)
    Учреждение патриаршества в России.
    Еще во 2-й половине XV в., когда Греческая империя окончательно подпала под владычество турок и Русские митрополиты не могли уже беспрепятственно путешествовать в Царьград для святительского поставления и затруднялись даже письменно сноситься с Цареградскою кафедрою, все четыре патриарха Востока дали свое согласие, чтобы впредь первосвятитель Восточнорусской Церкви не ходил в Царьград, но избирался и ставился в самой России и имел власть ставить своих епископов и править своею Церковию по примеру патриархов, а также определили будто бы, чтобы он считался святительскою честию выше всех православных митрополитов и в случае Вселенского Собора занимал первое место после Иерусалимского патриарха.



    добавлено: 4 окт 2018
    Тогда как патриаршие Церкви, бедствовавшие под игом неверных, более и более сокращались и умалялись, Русская Церковь вместе с Русским государством постоянно расширялась и увеличивалась и по своему объему далеко превосходила каждую из них. Тогда как сами патриархи, совершенно зависевшие от произвола своих мусульманских властителей, более и более теряли свою духовную власть и значение, сохраняя почти одно лишь имя патриархов, Русские митрополиты, хотя вполне зависевшие от своих православных государей, но в них же находившие для себя и самую незыблемую опору, пользовались действительною архипастырскою властию и являлись истинными первосвятителями среди своего духовенства и всей паствы. Тогда как самая православная вера в патриарших и других православных Церквах Востока и Юга, порабощенных магометанами, подвергалась всякого рода притеснениям, уничижениям, поруганиям, в России она была в собственном смысле господствующею, охранялась законами и всеобщим уважением правительства и народа и сияла всем своим блеском. Православная Россия под управлением своих православных могущественных государей сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всем мире – так понимали ее сами русские, так же смотрели на нее и все православные Востока и Юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений.
    добавлено: 4 окт 2018
    Русские государи уже носили титул царя, т. е. императора, и заняли в православном мире то самое положение, какое занимали прежде императоры Византии; очень естественно было желать, чтобы и при русских государях по примеру византийских во главе церковного управления находились первосвятители самого высшего духовного сана.
    добавлено: 4 окт 2018
    В 17-й день июня 1586 г. прибыл в Москву Антиохийский патриарх Иоаким, совершавший свое путешествие через Галицию, где устроил церковное братство, и потом через Смоленск, откуда испросил себе у царя Федора Ивановича разрешение посетить его столицу. Много уже приходило к нам за милостынею с Востока и мирян, и особенно духовных лиц, в том числе архиепископов и митрополитов, со времени падения Царьграда, но из четырех Восточных патриархов еще не приходил никто, Иоаким был первый. Государь приказал сделать патриарху несколько почетных встреч на пути его от Смоленска в Москву:
    добавлено: 4 окт 2018
    Уже при самой встрече этого патриарха с нашим митрополитом обнаружилось, как понимали русские своего первосвятителя или как понимал он сам себя. В южных дверях Успенского собора встретил патриарха митрополичий боярин Плещеев с митрополичьим дворецким и ключарем, а сам Дионисий стоял тогда в полном облачении посреди церкви на устроенном месте, имея вокруг себя архиепископа Ростовского, епископов, архимандритов, игуменов и прочее духовенство в жемчужных ризах.
    добавлено: 4 окт 2018
    Царь Федор Иванович говорил боярам: «Изначала, от прародителей наших, киевских, владимирских и московских государей царей и великих князей благочестивых, поставлялись наши богомольцы митрополиты Киевские, Владимирские, Московские и всея России от патриархов Царяградских и Вселенских. Потом милостию всемогущего Бога и Пречистой Богородицы, Заступницы нашей, и молитвами великих чудотворцев всего Российского царства, а за прошением и молением наших прародителей, благочестивых царей и великих князей московских, и по совету патриархов Цареградских начали поставляться особо митрополиты в Московском государстве по приговору и по избранию прародителей наших и всего освященного Собора, от архиепископов и епископов Российского царства даже и до нашего царствия. Ныне по великой и неизреченной Своей милости Бог даровал нам видеть пришествие к себе великого патриарха Антиохийского, и мы воссылаем за сие славу Господу. А нам бы испросить еще у Него милости, дабы устроил в нашем государстве Московском Российского патриарха, и посоветовать бы о том с святейшим патриархом Иоакимом,(Константинопольским) и приказать бы с ним о благословении патриаршества Московского ко всем патриархам».
    добавлено: 4 окт 2018
    Тотчас же приговорил государь ехать к патриарху шурину своему конюшему, и наместнику казанскому Борису Федоровичу Годунову. Годунов отправился к патриарху, дословно передал ему всю речь государя, сказанную им боярам, и просил Иоакима: «Ты бы о том посоветовал с святейшим Вселенским патриархом, а пресвятейший бы патриарх посоветовал о таком великом деле со всеми вами, патриархи... и со архиепископы, и епископы, и со архимандриты, и со игумены, и со всем освященным Собором, да и во Святую бы гору и в Синайскую о том обослалися, чтобы, дал Бог, такое великое дело в нашем Российском государстве устроилося, а, помысля бы о том, нам объявили, как тому делу пригоже состояться». Иоаким отвечал, что все патриархи благодарны благочестивому государю за его милостыни, постоянно молятся о нем, чтобы Господь даровал ему все по желанию его сердца, и что в Российском царстве «пригоже» быть патриарху, только этого великого дела без совещания с Цареградским и другими патриархами учинить невозможно, и обещал, что патриархи начнут теперь совещаться о том вместе со всем Собором и обошлются во Святую и в Синайскую горы.
    добавлено: 4 окт 2018
    Как видим Российское царство ПРОСИТ Восточных Патриархов учредить у себя Патриарха.
     
    р. б. Александр нравится это.
  6.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Если история не врет, то учреждение Патриаршества в Русской Церкви было решением коллегиальным, а не единоличным одного Патриарха!
    И это верное решение(ИМХО)
     
  7.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    "История Русской Церкви." Митрополит Макарий. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва. 1998 г. Том 10 Стр. 27 и далее История Русской Церкви, Часть 5 - читать, скачать - митрополит Макарий (Булгаков)
    "...кому же принадлежала мысль об учреждении патриаршества в России? Первый высказал ее точно и определенно сам государь Федор Иванович. Но это не значит, что ему первому она и принадлежала, что он сам ее придумал или что ее придумала царица, с которою он совещался. Нет, мысль эта еще прежде существовала в России и была распространена между книжными и образованными людьми, которые ясно видели высокое значение своего отечества, своего государя и своей Церкви среди всего христианского православного мира, ясно сознавали высокое положение своего митрополита в сравнении со всеми патриархами, находившимися в тяжком порабощении и нищете, и иные, хотя не так определенно, высказывали эту мысль еще в первые годы XVI в. Недоставало только случая, чтобы выразить ее прямо и решительно и приступить к ее осуществлению, – случай такой представился с приездом в Москву одного из патриархов."
    добавлено: 9 окт 2018
    К концу июня 1588 г. царь Федор Иванович внезапно получил известие из Смоленска от воевод, что туда приехал 24 июня Цареградский патриарх Иеремия II, и вместе грамоту от самого патриарха, которою он испрашивал позволения прибыть в Москву, где еще вовсе не знали о происшедшей в Царь-граде перемене патриархов. Федор Иванович немедленно отправил почетного пристава Семена Пушечникова навстречу патриарху с ответною грамотою, которою приглашал его пожаловать в свою столицу, и с указом к воеводам, чтобы они с честию отпустили святейшего и пришедших с ним к Москве и дали им все необходимое в дороге и детей боярских из смолян для провожания
    добавлено: 9 окт 2018
    "Чрез три дня, 26 генваря 1589 г., совершилось в Успенском соборе и поставление Иова в патриарха...
    Иеремия начал литургию, и, в то время как он после малого выхода вошел в главный алтарь, протопоп и архидиакон привели Иова из придела Похвалы Богородицы и поставили пред царскими дверьми этого алтаря. По окончании Трисвятой песни Иов был введен в самый алтарь чрез царские врата двумя старшими архиереями. И Иеремия совершил над ним вместе с другими святителями полное архиерейское рукоположение с произнесением молитвы: «Божественная благодать, всегда немощная исцеляющая» и пр., равно как и других молитв. Потом оба патриарха продолжали литургию вместе. По окончании ее святители вывели новопоставленного патриарха из алтаря на возвышение посреди церкви и три раза сажали его на кафедру при пении ему многолетия. Здесь Вселенский патриарх вручил Иову посох святого Петра митрополита, а царь, взошедши на то же возвышение, пожаловал новому патриарху золотую панагию с драгоценными камнями, мантию и белый клобук с украшениями и, вручая ему другой посох, произнес ту самую речь, с некоторыми приспособлениями к случаю, которую прежде говаривали наши государи митрополитам при вручении им жезла, на что Иов также отвечал обычною речью государю. Потом оба патриарха благословляли народ на все четыре стороны, а все духовенство, и бояре, и певчие дьяки многолетствовали государю и патриархам."
    добавлено: 9 окт 2018
    "В тот же день был у государя стол для обоих патриархов, знатного духовенства и бояр, и, когда подано было третье кушанье, святейший Иов поднялся из-за стола и отправился с воздвизальным крестом в руках на осляти =)вокруг «города старого». Осля вел государев окольничий князь Лобанов-Ростовский да патриархов боярин Плещеев. Пред патриархом шли певчие дьяки и пели избранные стихиры; за патриархом – государевы дворяне, да его дьяки, и дети боярские, и множество народа. На Флоровском мосту патриарх сошел с осляти на приготовленное место, прочел молитву о благоденствии города, царя и царства, потом осенил святым крестом и окропил святою водою на все четыре стороны, сел на осля и отправился ко дворцу, а по возвращении в царские палаты снова занял свое место за столом..."
    добавлено: 9 окт 2018
    "Иеремия захотел первый просить себе благословения у новопоставленного Московского патриарха. Но Иов сказал: «Ты мне великий господин, и старейшина, и отец; от тебя принял я благословение и поставление на патриаршество, и ныне тебе же подобает нас благословить». На это Иеремия отвечал: «Во всей подсолнечной один благочестивый царь, а впредь что Бог изволит; здесь подобает быть Вселенскому патриарху, а в старом Цареграде за наше согрешение вера христианская изгоняется от неверных турок». И затем сначала Иеремия благословил Иова, потом Иов Иеремию, оба облобызались"*PINKGLASSES**GIRL_IN_LOVE*
    добавлено: 9 окт 2018
    "На третьей ястве патриарх вышел из-за стола, и, как прежде, сел на осля, и объехал вокруг «города большаго каменнаго». При этом осля под патриархом вел сначала Борис Федорович Годунов с патриаршим боярином Плещеевым, а потом князь Лобанов-Ростовский. По возвращении в свои палаты Иов докончил начатую трапезу с своими гостями и с благословением отпустил их восвояси."=)
    добавлено: 9 окт 2018
    "В мае месяце, незадолго до отъезда Иеремии из Москвы, царь Федор Иванович приказал написать на пергамене золотом и червленою краскою «для утверждения от рода в род и навеки» уложенную грамоту о Русском патриаршестве, в которой можно различать две главные части. В первой части говорится о пришествии святейшего Иеремии в Москву и о том, как совещался с ним государь, желая «почтить и украсить св. соборную церковь Пресв. Богородицы превысоким престолом патриаршества и тем великим делом царствующий град Москву и все свое великое Российское царство наипаче прославить и возвеличить во всю вселенную», и как действительно учреждено патриаршество в России и поставлен первый Русский патриарх Иов.
    Эту уложенную грамоту скрепили: сам царь своею печатью, оба патриарха печатями и подписями, три русских митрополита и греческий печатями и подписями, пять русских архиепископов и греческий подписями, а два из них и печатями, один епископ печатью и подписью и затем многие архимандриты, игумены и старцы – только подписями"
    добавлено: 9 окт 2018
    "Отпуская Вселенского патриарха из Москвы, государь выразил ему желание, чтобы учредившееся в России патриаршество было еще утверждено Собором Восточных иерархов и вместе было определено отношение Русского патриарха к прочим. Иеремия, немало замедливший на пути в Западной России и Молдавии и возвратившийся в Константинополь только весною 1590 г., в точности исполнил желание Федора Ивановича.
    В мае 1591 г. прибыл в Москву от святейших патриархов Тырновский митрополит Дионисий, происходивший из рода бывших греческих императоров Кантакузенов и Палеологов, и 20 июня представил государю соборную грамоту о Русском патриаршестве. В ней говорилось, что Иеремия, как только возвратился в Царьград, созвал великий Собор, рассказал собравшимся отцам о своем пребывании в Москве, о благочестии московского государя, обширности и величии его царства, о просьбе царя, чтобы в России учреждено было особое патриаршество, и объявил, что он, Иеремия, склонился на просьбу царя, поставил в Москве патриарха Иова и дал ему патриаршую хрисовулу, да почитается достоинством и честию с иными патриархами вовеки. Дело это показалось присутствовавшим патриархам «любо и благословенно», и они со всем великим Собором постановили: «Во-первых, признаем и утверждаем поставление в царствующем граде Москве патриарха Иова, да почитается и именуется он и впредь с нами, патриархами, и будет чин ему в молитвах после Иерусалимского, а во главе и начале держать ему апостольский престол Константинаграда, как и другие патриархи держат; во-вторых, патриаршее имя и честь дано и утверждено ныне не одному только господину Иову, но произволяем, чтобы и по нем поставлялись Московским Собором патриархи в России по правилам, как началось от сего сослужбника нашего смирения и о Св. Духе возлюбленного брата нашего Иова. Для того и утверждена сия уложенная грамота на память вовеки лета 1590, месяца мая». Грамоту подписали патриархи: Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний (Александрийская кафедра была тогда праздною) и бывшие на Соборе 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов."
    добавлено: 9 окт 2018
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    " А в послании к Александрийскому патриарху Мелетию, которое, равно как и послания к двум остальным патриархам, довольно сходно с посланием к Иеремии, царь Фёдор Иванович, в частности, просил, чтобы Мелетий известил его своим писаньем «о утверждении» патриарха Иова"
    добавлено: 9 окт 2018
    "Когда патриарх Александрийский Мелетий получил послание царя Федора Ивановича, то поспешил в Царьград, и здесь составился в присутствии московского посла Григория Афанасьева 12 февраля 1593 г. новый Собор Восточных иерархов, во главе которых находились патриархи: Цареградский Иеремия, Александрийский Мелетий, имевший голос и Антиохийского Иоакима, недавно скончавшегося, и Иерусалимский Софроний. Речь на Соборе вел теперь Мелетий Александрийский, не присутствовавший на прежнем Соборе, рассуждавшем о Русском патриаршестве."
     
    Последнее редактирование: 9 окт 2018
  8.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    "Мелетий говорил, что признает вполне законным учреждение патриаршества и в царствующем граде Москве и считает Московского патриарха равным по чести и достоинству всем прочим православным патриархам. Но, с другой стороны, указывая на правила Соборов (6-е – Никейского и 36-е – Трульского), определяющие иерархическую последовательность патриарших престолов, заявил, что не находит возможным дать Московскому патриарху третье место в ряду патриархов, а признает его пятым, после Иерусалимского. Прочие патриархи вполне согласились с мнением Мелетия."
    добавлено: 9 окт 2018
    "Это деяние Собора, которое изложил в письмени сам Мелетий, за подписями присутствовавших на Соборе было вручено московскому послу Григорию Афанасьеву и отправлено к царю Федору Ивановичу и патриарху Иову. "
    добавлено: 9 окт 2018
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    "История Русской Церкви." Митрополит Макарий. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва. 1998 г. Том 10 Стр. 582
    Примечания.
    29. Грамоты, принесённые в Москву Тырновским митрополитом Дионисием, в том числе и соборная об утверждении патриаршества-в Статейном списке, по отд №3. стр. 154-480 (Далее приведены ещё другие исторические документы. Прим. мое)
    30. Подлинный список этого деяния (Собора, собранного патриархом Александрийским Мелетием. Прим. мое) хранится в Москве. Синодальной библиотеки за № 198 (Далее приведены ещё другие исторические документы. Прим. мое)
     
  9.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.328
    Симпатии:
    14.766
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Во всей этой летописи обращает на себя внимание то, что, предпосылки для утверждения Патриаршества в России были вполне реальными...
    Во первых, Церковь была одна, Единая. Не существовало расколов. Позже в 17 в после Никоновской реформы, такой раскол сформируется. Но в тот период, когда избрали Патриарха в Русской Церкви, раскола не было. Потом, общество в принципе, было консолидировано вокруг Православной Церкви. Не думаю что кто то внутри общества, верующих, выступал против патриаршества. Т. Е. избрание Патриарха, реально, могло пойти на пользу и на укрепление Церкви. Чему и подтверждение сегодняшняя РПЦ-самая крупная и сильная ПЦ в Мире!
    Перенося на сегодняшние события в Украине, к сожалению, подобных предпосылок не видно...
    Общество не консолидировано вокруг ПЦ. Большая часть верующих не хочет такого решения. Раскол не уврачеван. А главное, военные действия на Востоке страны. Ведь, вероятность того, что там не примут новую церковь очень велика. А это путь к тому, что разрыв с этим регионом еще больше увеличится. Целостности страны достигнуть будет сложно. Пока что связующим звеном, как раз и является Каноническая УПЦ!
    Вывод напрашивается сам собой. Какая польза будет Православной Вере, Церкви от таких решений, кроме, как политических очков для политического руководства страны?
     
    иерей Леонид Глебец нравится это.
  10.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
  11.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    "История Русской Церкви." Митрополит Макарий. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва. 1998 г. Том 4-1, стр 11 и далее. История Русской Церкви, Часть 3 - читать, скачать - митрополит Макарий (Булгаков)
    Отдел 2. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или период разделения её на две митрополии (1448–1589)
    В продолжение монгольского периода эта зависимость отчасти уменьшилась в том отношении, что патриарх позволял самим русским избирать себе митрополитов из числа своих соотечественников, удерживая, однако ж, за собою право поставлять их или утверждать в митрополитском сане, а также право надзора и суда над ними.

    стр.480 примечания.
    18. Грамота сохранилась в двух списках, напеч. в А.и.1 №41 и 262. В последнем списке она полнее. Составлена грамота 1451-1452 гг. (грамоты от Великого князя Василия Васильевича. в Царьград о поставлении Ионы в митрополита. Прим. мое)
    21. А.и.1 № 263 Послание Василия Васильевича в Константинополь. Сохранилось не полностью. написано (1453-1459 гг.)
    23. А.и.1 № 72 "Прощенная грамота" Иерусалимского патриарха Иоакима В.К. Василию Васильевичу, в грамоте наш князь называется благочестивым, православным и всегда покорным сыном Христовой Церкви. Но такие отношения едва ли могли существовать, если бы князь наш не был бы удовлетворен патриархами по самому важному для него и для России церковному вопросу.
    добавлено: 11 окт 2018
    Т.Е.
    Не сохранился документ о том, что: "Царьградский патриарх, а с ним и прочие патриархи, принимая во внимание бедственное положение своего отечества под властию турок и трудность или даже невозможность для русских посещать Царьград по делам церковным, раз навсегда предоставили своею грамотою нашим Русским митрополитам право не ходить в Константинополь для поставления, но ставиться дома своими епископами."
    Если предположить, что ответа от Восточных Патриархов на послания в Константинополь от Вел. Кн. Василия Васильевича и митрополита Ионы, в Руси всё-таки не получили в 1451-1459 гг., то позднейшие Соборы Восточных патриархов 1591 г. и 1593 г. однозначно предоставляют Восточной Русской Православной Церкви самостоятельность. (См. материалы выше.)
     
  12.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Соборы Восточных патриархов 1591 г. и 1593 г. однозначно предоставляют Восточной Русской Православной Церкви самостоятельность. (См. материалы выше.)
     
    Последнее редактирование: 13 окт 2018
  13.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
  14.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    [​IMG]

    В следующие издания добавлен ещё один том. На данное время это основной источник по Истории РПЦ.
     
Похожие темы
  1. Кат
    Ответов:
    3
    Просмотров:
    2.478
Загрузка...
Загрузка...