"Из Галилеи не приходит пророк' (Ин.7:50-52).

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Просто Оксана, 9 май 2019.

  1.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.487
    Симпатии:
    5.468
    Лучшие ответы:
    15
    Вероисповедание:
    Православный
    В ответ на слова Никодима о том, что предписания Закона Моисеева требуют выслушать человека прежде, чем судить его, фарисеи вначале переводят стрелки и пытаются перейти на личности, а затем явно лгут.

    Очень узнаваемый и современный метод манипуляции.

    Хорошо сказал на тему данного отрывка св.Филарет (Гумилевский):

    "Закон требовал осуждать человека после внимательного исследования дел его (Исх. 23:1, 2; Втор. 1:16, 17; Втор. 13:14; Втор. 17:4, 8). Того требовали даже и от языческих судей, (Деян. 25:16).

    Никодим, напоминая о законном суде, дает тем знать, что слепая ненависть, безотчетная вражда против Иисуса унижают самих судей. Не много тем сказано в защиту Иисуса: но и это осталось бесполезным для судей. Никодима язвительно осмеяли: «и ты не из Галилеи ли?» Говорить что-нибудь в пользу Иисуса, по их суду, может только необразованный галилеянин, а не член Синедриона.

    Ненависть не понимает, что говорит не относящееся к делу: Никодим призывал к правильному рассмотрению дела; а она бросается на Никодима. Мало одной неправды, прибавляют другую, еще более унижающую ученых людей. Говорят: из Галилеи не являлось пророка. Между тем известно из св. писания, что из Галилеи были пророки – Наум, Иона, Илия и другие".

    И, кстати, есть еще слова пророка Исайи о последующем возвеличивании Галилеи языческой (Ис.9:1-2), которые фарисеи не могли не знать.
     
  2.  
    Газда
    Оффлайн

    Газда Активный пользователь

    Сообщения:
    125
    Симпатии:
    65
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    ***
    Не могу пройти мимо неточности.
    Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
    судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
    На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
    Так что речь не о простолюдинах необразованных... ну, может совсем чуток. А основное это отсутствие в Писаниях такого факта (прихода Спасителя из этих мест). Они Христа иначе как пророком не называли, не был Он достоин по их мнению большего.
    Еще момент.
    Тому, кого Иисус называет "учитель Израиля"они не будут говорить, то чего нет в Писании, или наоборот, - в Писании есть, а они говорят: нет.
    И, еще, обратите внимание как они говорят: не приходит пророк, а не пророки. Единственное число.
    Они не цепляют других пороков, - это была бы наглоявная ложь.
    Да и слово "приходит" надо понять в каком значении используется.
    Вот тут еще и Нафанаил, сомневается по той же причине:
    - Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
    Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
    Евангелие от Иоанна
    ***
    И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
    Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
    «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля».
    Евангелие от Матфея 2 глава
    ***
    Кстати
    Видите, вы прекрасно обходитесь без "мы же не знаем, что у них было на сердце".
    А вот, что у них было на сердце "спасти народ"
    Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
    и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
    Евангелие от Иоанна 11 глава – Библия
    Видите о чем голова болела?
    Думаю, по этому и сказано, "дерево познается по плоду". По делам, а не по мотивации.
     
    Последнее редактирование: 12 май 2019
  3.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.487
    Симпатии:
    5.468
    Лучшие ответы:
    15
    Вероисповедание:
    Православный
    Как все запущено...
    Но я не буду спорить с Газдой. Апостол запрещает и отцы.
     
    Последнее редактирование: 12 май 2019
  4.  
    Газда
    Оффлайн

    Газда Активный пользователь

    Сообщения:
    125
    Симпатии:
    65
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Нуу.. Если честно не собирался с вами спорить. По двум причинам.

    Первая, - это не ваша работа. Материал вы скопировали и выставили тут.

    Вторая, - ваше слабое знакомство с материалом в целом… Как бы сказать… - вам знакомы кое-какие тексты, и все, - и это моё впечатление. Для глубокого обсуждения этого мало.

    Моя первая реакция на ваш копипаст: не понял. И я действительно попробовал понять. Не вышло понять. Лишь смог указать причины.

    Повторю, что у меня нет такого мнения, что фарисеи могли Никодиму показать “его место”.

    Никодим не был робок, он искал истину. Он рисковал, но приходил к Христу ночью с вопросами; следуя закону, подал голос за то что следует поступать по закону же; пришел погребать Христа и “принёс состав из смирны и алоя, литр около ста”(с).


    И естественно для меня предположить, что Никодим не смолчал бы перекручивай фарисеи смысл. Но раз он смолчал, значит фарисеи сказали то что и сказали, без подтекста "мол из Галилеи не помним, чтоб пророки были".

    По остальному, сами почитайте:

    Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

    Другие говорили: это – Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придёт?

    Не сказано ли в Писании, что Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

    Итак, произошла о Нём распря в народе.

    Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

    Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

    Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

    Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

    Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев?

    Но этот народ – невежда в законе, проклят он.

    Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

    судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

    На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.


    Евангелие от Иоанна 7 глава – Библия


    У иудеев считается, что тот человек чья вера основывается на чудесах, слаб духом. Так как он может бегать от одного чудотворца к другому, ну и слушать того кто могущественнее…

    И, в законе есть постановление:

    Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,

    и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», –

    то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо через сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;


    Второзаконие 13 глава – Библия

    Показательны для меня слова Каиафы (чтоб не погибли все пусть Один умрет). И не только его:

    - “Этот Человек много чудес творит.

    Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом”.

    Я от этого стиха в недоумении, - видят чудеса, но при этом не верят что этот Пророк их защита от Римлян... Они думают, наоборот, как бы так:
    Если народ в Него уверует, из-за чудес, то прогневает Бога, и Он в гневе предаст их Римлянам. А те поработят их всяко.

    - “Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб”.

    Евангелие от Иоанна 11 глава – Библия


    Видите, тут море информации.?

    И поймите, у меня нет желания обелять фарисеев. Ничто человеческое им не чуждо… страсти бьют через край. Но все же… Я не понял как в том тексте, что вам понравился, автор пришел к таким выводам. Только и всего.
     
    Последнее редактирование: 12 май 2019
  5.  
    священник Алексий (Донецкий)
    Оффлайн

    священник Алексий (Донецкий) Постоянный пользователь

    Сообщения:
    380
    Симпатии:
    748
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Вообще-то, классическим объяснением этого текста является следующее: в еврейском обществе того времени (в головах "иудеопатриотов" того времени) различалось несколько сортов людей. Галилея (ее люди) относилась к сорту самому низкому. Что-то среднее между гоями и правильными евреями.
    На это было много причин: евреи в Галилее жили вперемешку с гоями (в меньшинстве), и там (в Галилее) происходил интенсивный культурный обмен между ними (а гои преобладали!). Этот обмен приводил к некоторым религиозным последствиям.

    Разделение народа на сорта в то время достигал уровня расизма. Так как разделение основывается не на цвете кожи или каких-то биологических черт, то такой расизм получает приставку "квази-". (((типа == "орки - это модифицированные эльфы"; или - "только мы считаем хуту и тутси одной расой, а в глазах одних, другие - тараканы", можно продолжать...У одного моего приятеля дедушка служил капелланом в дивизии "Нахтигаль", так он на полном серьезе объяснял мне расовые отличия русских и украинцев. Полный мрак.... он делал обширный расклад о процентной близости к чистой арийской-немецкой расе тех и других. Тогда был 1996 год)))

    Фарисеи просто констатировали: нет благодати в этой низшей расе. Бог их покинул за духовную грязь и ритуальную нечистоту. У евреев пророк, "наби" это очень особый человек. Например, Иисус Навин - пророк, но не пророчествует. А чего? Потому что пророк - это тот, кто знает волю Бога, и может рассказать ее другим. Книжник и законник в своем самосознании - пророк (и они не далеки от истины). А любой невежда в законе - "аграмматос и идиотос"- антипод наби. В Галилее евангельского времени не было правильной книжности. В глазах иудея-книжника любой галилеянин равняется современной бабушке, которая думает, что Троица - это Христос, св. Николай и Казанская. Вот и раса невежд, то есть антипророков, которые не знают воли Божией.

    Кстати, в Деян. гл. 6 (сегодняшнее чтение - Неделя жен мироносиц) мы видим, что такой квазирасизм перекочевал (пытался перекочевать) в новорожденную Церковь. Там "иудеопатриоты" отнесли елленистов (евреев эллинской культуры) к людям второго сорта, более низкой расе. Апостолы это быстро пресекли.
    Хотя вопрос остался: квазирасизм внутри церкви.
    Это проклятая тема Церкви. Она постоянно витает в ее глубинах. Обидно то, что Святой Дух ее осудил, но она постоянно реанимируется. По умолчанию в нас живет пещерный неандерталец, который делит всех на своих и чужих.
    Кстати, Януарий Ивлиев приводит этимологию термина "агапи" (любить) в смысле - "считать своим". Антипод любого расизма (и квази- и не-квази-).

    Вы, Оксана, интересно написали.... Вы обратили внимание на проблемы, на которые лично я не оборащал внимание.
    Хотя, для меня классикой для этой темы является другое: Бог идет в Содом, чтобы проверить, справедлив ли слух о ней. Проповедь Игнатия Брянчанинова. Аскетическая проповедь, Глава 33 - читать, скачать - святитель Игнатий (Брянчанинов)
    То есть не верить слуху, а выяснять лично.
    В наш век виртуальной реальности, это актуально.
    На днях слушал доклад о интерсубьективной реальности. На эту реальность можно воздействовать, либо разрушая единство людей (то есть, собственно, объединение людей в группу), либо заражая деструктивными целями (и группа погибла). Вот тебе и новый вид оружия. И действовать будет только на целевую группу. А если бы все делали, как Вы пишите, или ИБ, то у этого оружия отняли бы зубы.

    Хотя, сейчас люди замкнулись в своих норках. Они много знают через чужие глаза и уши. Так что .... опоздали. Особый поклон Газде.
     
    Последнее редактирование: 12 май 2019
    Просто Оксана нравится это.
  6.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.487
    Симпатии:
    5.468
    Лучшие ответы:
    15
    Вероисповедание:
    Православный
    Я рада, Газда, что Вы не пытаетесь обелить фарисеев.

    По поводу выводов автора упомянутой мной цитаты: когда я читала этот отрывок из Евангелия, то на основании уже имеющихся у меня знаний о религиозной ситуации (см. ответ о.Алексия) и текста, сделала выводы такие же, как св.Филарет (ну чуть хуже сформулированные и попроще). Потом стала читать толкования и удивилась тому, что мы схожи. Поделиться захотелось из-за того, что показан классический метод манипуляции, активно использующийся в современности. Это не исключает и других прочтений данного текста в рамках здравого смысла.
    добавлено: 12 май 2019
    Вот еще из той же традиции интерпретации, кстати:

    Никифор (Феотокис) архиепископ толкование на Евангелие от Иоанна 7 глава 52 стих - читать онлайн || Экзегет.ру

    "Приметь, во-первых, Фарисейское буйство. Иное предлагает Никодим, а иное ответствуют они. Никодим сказал, что закон повелевает без изследования дела не судить людям; они ему ответствуют: еда и ты от Галилеи еси? Потом виждь и злобу их. Они предовольно знали Никодима, поелику един был от них; но, как бы притворяяся в знании его, спрашивают, говоря: еда и ты от Галилеи еси? Сим же вопросом уничижают Никодима неправосудным и неистинолюбивым, но лицеприятным и защищающим Христа, яко своего согражданина. Потом и обличают его, яко неведущаго Писания: испытуй, говорят ему, и виждь, яко Пророк от Галилеи не приходит, то есть, ни един Пророк в Галилеи не родился. Но и здесь преявная ложь; ибо и Пророк Иона родом был от Гефаховера, града наследия Завулонова, который был в Галилеи, и Пророк Наум Елкесеев от града Хелкав, племени Асирова, сущаго равно в стране Галилейской (4 Цар. 14:25; Нав. 19:13, 25). Почему, таким образом утверждая, Фарисеи безстыдно ложь говорили, или завистию и злобою подстрекаемые, или от невежества заблуждающие, хотя и назывались учеными и сведущими Божественное Писание".

    Михаил (Лузин) епископ толкование на Евангелие от Иоанна 7 глава 52 стих - читать онлайн || Экзегет.ру
    добавлено: 12 май 2019
    "очевидно, голос страсти, ещё более раздражённой противоречием им одного из них же. С насмешкой говорят они Никодиму, что только разве галилеянин может думать, по ложному патриотизму, будто Иисус Галилейский — Мессия. Ибо из Галилеи не только Мессия, ной простой пророк не приходил. — Рассмотри: т. е. Писание или историю. В страстном ослеплении они не замечают или не хотят заметить, что они лгут на историю, потому что и из Галилеи бывали пророки. Иона, например, несомненно, был галилеянин (2 Цар. 14:25), может быть, также Наум и Осия. — О рождении Иисуса Христа в Вифлееме они не знали или не хотели знать, а Никодим не хотел им отвечать, вероятно, видя, что при такой страстности никакой разумный ответ не будет иметь силы и не будет принят во внимание"
     
    тимофей нравится это.
  7.  
    Газда
    Оффлайн

    Газда Активный пользователь

    Сообщения:
    125
    Симпатии:
    65
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    эээ... за "отдельный поклон", спасибо. Но я как то не привык к такому - точит мысль: нет ли подвоха, или сарказма. Но как бы то ни было: вам поклон.
    ****
    И вам Оксана спасибо.
    ****
    Ну что же, пока мне видно одно из всех толкований, - это рассуждения неочевидцев. Дознавателей, у которых есть улики (факты), есть правила сбора информации и анализа. У кого то больше у кого, то меньше соответствия с реальными событиями, Бог знает. Хотя, как думаю, противоречий нет. Писание глубоко. Широко. Изобилует разно-уровневыми смыслами. Так что все разногласия принимаются мной как дополнение и материал к более углубленному изучению
    ****
    Да.. и не только я обратил внимание на поведение Никодима.
    ****
    По духу мне ближе анализ Лопухина и похожих исследователей:

    - Не могли задержать Христа и посланные от Синедриона служители. Возвратившись в Синедрион, они заявили, что речи Христа оказывают непреоборимое влияние на слушателей и что они сами подчинились этому влиянию. Фарисеи, присутствовавшие в Синедрионе, раздражаются этим заявлением и указывают служителям на то, что никто из начальства не признал Христа. Только простая необразованная чернь идет за Христом.
    Проклят он(!). В этом отзыве о простом народе сказалось все высокомерие гордых своими познаниями в законе фарисеев, все их презрение к людям иного образования и мировоззрения.
    50 - 53 Среди всеобщего возбуждения, в Синедрионе раздается только спокойное слово Никодима (ср. 3:1), который, по обязанности своей, как член Синедриона, также присутствовал при допросе служителей. Он со своей стороны указывает также на закон, который должны были знать и члены Синедриона, но о котором они теперь забыли. "Закон - говорит Никодим - требует, чтобы приговор о ком-либо постановлялся только после того, как подсудимый будет выслушан лично и в то же время о нем будут собраны сведения" (ср. Исх. 23:1; Втор. 1:16). Раздраженные этим неожиданным протестом фарисеи выражают подозрение в том, не происходит ли и сам Никодим из Галилеи, - ведь он так стоит за Галилейского учителя! Пусть он припомнит, что из Галилеи не было пророка (точнее: "не выступает пророк". По более достоверному тексту здесь читается глагол egeiretai).
    Что сказал на это Никодим - указал ли он на Иону пророка, происходившего из города колена Завулонова (4Цар. 14:25; ср. Иона 1:1) и на то, что происхождение многих пророков неизвестно(!), и какой был вообще исход всего рассуждения(!), - евангелист не сообщает. Вероятно, никакого постановления о взятии Христа под стражу сделано не было: Христос и после того выступал в храме, как учитель (8:20).
    Разошлись все. Как видно из 8 гл. 1 ст., евангелист говорит здесь о слушателях Христа, а не о членах Синедриона.
    ****
    Насчет "проклят он" (народ) могу спросить: может фарисеи подразумевали клятву закона? - Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона».
    Послание к Галатам 3 глава – Библия
    Считайте, что вопрос риторический. Всем участникам спасибо еще
    П.С
    Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
    Евангелие от Иоанна 21 глава – Библия
     
    Последнее редактирование: 13 май 2019
  8.  
    священник Алексий (Донецкий)
    Оффлайн

    священник Алексий (Донецкий) Постоянный пользователь

    Сообщения:
    380
    Симпатии:
    748
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Газда,
    Понимаете, особенность толкования писаний обозначена здесь: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2Тим.3:16,17). Я прочел мысли Оксаны, увидел там духовную остроту. Свои мысли я писал по источникам, передавая идеи, которые ранили меня (обличили, наставили и тд) в свое время.
    Читал Ваши рассуждения.... и ничего не заметил. Либо это пустое резонерство, либо я не ведаю глубины Вашей души, Ваших скорбей и тех язв, которые в Вас от демонов. Ну, если те рассуждения, которые Вы излагаете - плод внутреннего обличения (себя) и наставления-назидания (себя), то тогда прекрасно. И я только не понял Ваше трепетную душу
    добавлено: 13 май 2019
    До недавнего времени я недолюбливал Лопухина. Недавно по долгу службы пришлось читать массу инославных (в основном протестантских и либеральных) библеистов с их толкованием. После них Лопухин читается, как свежий воздух.
    Но то, что Вы цитируете, для меня совершенно мимо.
    считать Лопухина классикой библеистики, экзегезы.... ну, это типа считать Дэцла классиком. Или лучше - Пугачеву. В принципе, оставили весомый след в культуре.
    Но - дело вкуса. Я уже сказал, что мое отношение к Лопухину изменилось на лучшее, устав от современной библеистики. На фоне некоторых авторов Лопухин - кладязь здравого смысла.
    добавлено: 13 май 2019
    Например, проблема Шестоднева. Я знаю, в чем она меня назидает.
    А здесь на форуме уже был пример богословского онанизма вокруг этой темы. И дык, святых отцов там приписывали. Пламенную речь (серию нравственных омилий) Василия Великого превратили в какую-то мракобесную ("космогоническую") хрень. Из всего "назидательного" было только - крут наш Бог или нет.
    И так можно с любой цитатой Библии.
    добавлено: 13 май 2019
    Любое толкование Библии, которое не отвечает правилу ап. Павла, - пустое резонерство. Святоотеческим мы называем то, что коснулось душ отцов. То, что выходит в толковании за рамки догматов, не является универсальным. Так что ничего удивительного, что такие "толкования" могут кого-то оставить безучастным, кому-то не понравиться, или быть не похожим на ощущения других. Это как с лекарствами.
    Есть классная наука клиническая фармакология. Она говорит, что одно и то же лекарство по разному действует на разных людей. Почему с Библией должно быть иначе?
    А некоторые толкования превращают Библию в пустышку. И это не новизна
     
    тимофей нравится это.
  9.  
    Газда
    Оффлайн

    Газда Активный пользователь

    Сообщения:
    125
    Симпатии:
    65
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    может и резонерство..
    Виртуальное общение оно такое, - не переспросишь, не уточнишь. Сразу. К тому же не видно мимики, интонаций, жестов... Главное, - что же главное, и не поймешь. Сразу.
    попробую проще
    "Мы знаем лица ближних, Но не сердца"(с).
    ***
    Последнее время постоянно натыкаюсь на противоречия, несоответствия. Рождаются вопросы. Хочется знать ответы.
    Я писал в ответе Оксане о фразе "мы же не знаем что у кого на сердце". Эта фраза на устах чуть не у каждого прихожанина. Время от времени звучит. В разных разговорах слышится.
    И тут читаешь такие толкования, о внутреннем: ненависть, ненависть. Фарисеи ненавидели, завидовали и проч. и проч.
    Но в этом эпизоде речь идет не о ненависти, (внутреннего я не знаю), это просто... о заблуждении.
    ***
    "Но этот народ – невежда в законе, проклят он".
    Евангелие от Иоанна 7 глава
    Лопухин на это место дает такое объяснение:
    "В этом отзыве о простом народе сказалось все высокомерие гордых своими познаниями в законе фарисеев, все их презрение к людям иного образования и мировоззрения". Вполне в ключе других толкований.
    Я же вижу, не ненависть или высокомерие, а заключение и вывод. - Тот кто "невежда в законе" не может его исполнять, а значит проклят
    - Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона».
    Послание к Галатам 3 глава
    Еще, разве не естественно для фарисеев, приписывать все случающиеся беды тем, кто не исполняет закон?. (Спрашиваю тех кто читал Ветхий завет) ?
    И дальше, - взволнованым фарисеям мерещится новая угроза. Большее нарушение закона народом (уверование в Христа) и грядущее, более страшное, возмездие от Бога за отступление от закона (и фарисеям тоже за пассивность).
    - Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом.
    Евангелие от Иоанна 11 глава
    ****
    Видите, что выходит когда пытаешься не выйти за рамки фразы: "мы же не знаем что у кого на сердце". Стараюсь быть последовательным. Не очень получается, да.
    П.С.
    За фарисеями стоял "князь мира сего".. но это же попущение - или нет?
     
  10.  
    священник Алексий (Донецкий)
    Оффлайн

    священник Алексий (Донецкий) Постоянный пользователь

    Сообщения:
    380
    Симпатии:
    748
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Газда, благодарю.
    добавлено: 16 май 2019
    Очень хочется писать много, но некогда.
    Я ушел уже не только с форума, но и из университета. Уже не преподаю. Сил и времени нет.
    Хотя, как на форуме иногда появляюсь, так м в университете обещал быть дублером . 37 спаренных пар на один курс - тяжко для одного.
    добавлено: 16 май 2019
    Я думаю, что стоит открыть отдельную тему про фарисеев.
    По секрету скажу, что фарисеи далеко не все были врагами Христа.
    Стопроцентный фарисей: Иаков, брат Господа. Он фарисей до мозга костей. Настоящий фарисей. Но без "фарисейства" в смысле греха.
    Никодим и Иосиф Аримафейский. Куча безымянных фарисеев было за Христа. В юной церкви была целая партия фарисеев.
     
    р. б. Александр нравится это.
Загрузка...