Из-за нескольких имеющихся у меня вопросов решила прочесть "Известие учительное", но вопросы так и не разрешила. Может быть всечестные отцы подскажут. 1. Что имеется в виду под телесной нечистотой (помимо месячных у женщин и выделения семени у мужчин) и что - под осквернением? Будет ли считаться осквернением непроизвольное пролитие крови (из носа, например или из ранки, расцарапанной ребенком)? 2. Насколько оправданным с позиций православия является ссылка на этот могущий приключиться случай? Следует ли это указание воспринимать, как влияние католического богословия на составителя "Учительного известия"? 3. В "Неугасимой лампаде" Шаламова читала, как в ссылке на Соловках священник служил Литургию на ягодном соке. Понятно, что в суровых условиях гонений необходимые облачения, священные сосуды, пшеничные просфоры и виноградное вино, а также освященный антиминс достать и спрятать от обысков было весьма проблематично. Как можно увязать в таких крайних ситуациях дисциплинарную практику "Учительного известия" и действительность? И вообще, ЧЕМ являются указания "Учительного известия" сейчас: инструкциями для неукоснительного выполнения, рекомендованными действиями, литературным памятником?...
"Известие учительное" - не самодостаточный документ, а что-то типа конспекта или шпаргалки для священников. Своим источником имеет церковно-канонические документы. К которым, в случае сомнений, и нужно обращаться. По пунктам. 1. Да, всякое пролитие крови в храме считается осквернением. "Объем" повторного освящения зависит от "объёма" этого самого пролития. Решается архиереем. Кроме крови оскверняют и другие "скверности". Ну, к примеру сатанисты всякой гадости понарисовали или набросали. Даже если без крови. Или вон большевики в храмах устраивали от конюшен до туалетов. Тоже осквернение. 2. Этот пункт как раз анти-католический. У них такие явления почитались как великое чудо. А православие как раз предостерегает: не ищите внешнего и чувственного. Не туда эта дорога ведёт. Господь нам дал Себя в хлебе и вине - вот они и должны быть на Литургии. 3. Нужно понимать, что "нужды ради и закону пременение (т.е. изменение) бывает". Главное - это правильно сориентироваться в тяжести этой самой нужды и допустимом изменении этих самых законов.
Спасибо, отец Всеволод. А можно ли узнать, какие церковно-канонические документы легли в основу тех указаний "Учительного известия", по которым я задала вопросы (про осквернение + разрешение вопросов о нужде нарушить чин и обычай совершения Таинства)? Хотела бы почитать об этом более подробно. Вопрос о нечистоте остался актуальным (что еще может считаться нечистым в православном храме, помимо крови и семени). И, кстати, если любое пролитие крови оскверняет, то как быть, если священник просто не видел, что у ребенка из ранки капнула на пол капелька крови?
Насчёт названий книг, сразу пока сказать не могу. Может отцы-академисты быстрее сориентируются. А насчёт капли крови это настоятель храма должен с архиереем решать. Обычно смывают и святой водой кропят
Благодарю Вас, батюшка. P.S. Может быть другие священники смогут дополнить ответ о. Всеволода. Буду признательна. P.P.S. "Неугасимая лампада", конечно же Ширяева, а не Шаламова. Я ошиблась.
Мне проще всего: не имея книжного образования - советуюсь по конкретным случаям со старшими (благочинным, духовником, старшими собратиями). Так что для меня пастырьское руководство (наука о предметах, которые сейчас обсуждаются) - это прецидентная наука по принципу "АААА". Когда учился в семинарии, там был предмет - "пастырьское руководство". Там каждый тезис подкреплялся справкой, на основании чего есть такой тезис. Например, распоряжение синода, дата, номер, и тд, параграф номоканона и тд, текст последования, пояснение из типикона и тп. По поводу оскврнения я придерживаюсь евангельских принципов, изложенных в начале Мф15. Все остальное делаю ради послушания, придерживаясь мнения благочинного. Так что мой храм оскверняется моими грехами, а очищается моим покаянием в свете фаворского Света евхаристии. добавлено: 21 авг 2014 Непререкаемый авторитет у решений Вселенских Соборов. На втором месте - постановления поместных соборов. Все прочее - дело традиции и целесообразности. Некоторые традиции формально закреплены. Но в этом закреплении существует евангельская простота: "заповедь для человека" и почтение к предшественникам (вспомните Рефаитов из книги Иеремии). Закрепленные обычаи содержатся в Номоканоне и междустрочиях церковных последований и чинов. "Известие" - само по себе документ с некоторой самодостаточностью, закреплеляющий традиции русской (точнее украинской) церкви 16-17 вв. Почти все его постановления могли бы звучать так: "у нас издревле принято, что ..." впоследствии само Известие становилось основанием для правил и циркуляров. истолкование и коментарии стариных обычаев возложены на действующий клир: синод-местный собор, циркуляр архиерея, благочинного, постановления тех, кто власть имеет. В последнем бывает очень много разных граней, что вспоминаешь поговорку "в чужой монастырь". Здесь все имеет значение: от чина (игумен монастыря), до нравственного авторитета. Существенным является только Евангелие. Все прочее - средство, чтобы не бесчинствовали. Все по любви и рассуждению да будет.