Многоглаголание, пустословие и любопытство. Из наследия Оптинских старцев

Тема в разделе "Вопросы аскетики и духовной жизни", создана пользователем Геннадий Сокол, 14 сен 2016.

  1.  
    Геннадий Сокол
    Оффлайн

    Геннадий Сокол Мистер Начитанность

    Сообщения:
    1.613
    Симпатии:
    1.889
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.
    Преподобный Амвросий наставлял:
    «Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
    Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.
    Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.
    Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.
    Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».
    Преподобный Варсонофий советовал:
    «Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».
    Преподобный Никон писал:
    «Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».
    И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.
    Преподобный Амвросий предупреждал:
    «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».
    Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:
    «После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.
    Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»
    Преподобный Моисей наставлял:
    «Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».
    Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:
    «W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».
    Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:
    «Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».

    [​IMG]
    Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

    Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:
    «Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».
    Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:
    «Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».
    Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.
    Преподобный Никон писал:
    «Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».
    Преподобный Макарий предупреждал:
    «Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».
    Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.

    Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).

    Многоглаголание, пустословие и любопытство / Православие.Ru
     
    olga75, тимофей, Тамара и ещё 1-му нравится это.
Загрузка...