Мой личный канонарх

Тема в разделе "Православное богослужение", создана пользователем Протоиерей Алексий, 1 май 2015.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.202
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Канонарх - это церковный служитель, который выполняет своеобразную функцию: он по книге произносит молитвенную фразу, а хор повторяет эту фразу за ним.
    Такое служение появилось тогда, когда книги были редкими, и каждому певцу (иногда в весьма многолюдных хорах) не могли предложить текст молитвословия.
    Когда книги начали печатать, канонархи кое-где остались. Особенно торжественно выглядит антифонное пение и катавасии с канонархом.
    Но сейчас, речь не об этом.
    У нас в голове (в сердце) должен быть свой "личный" канонарх. Глаза (память) произносят молитвенную фразу, а вслед за "канонархом" ум (вначале), сердце (потом) произносит СВОЮ молитву.
    "Канон" - это строительное приспособление ("строительный отвес"), с помощью которого делают кирпичную кладку ровной. Цель молитвенного канона - направлять, давать направление ДЛЯ МОЛИТВЫ. То есть настроение и помысел канонической молитвы - это указатель того, в каком направлении я должен двигаться, но путь приходится идти САМОМУ.
    Прочитанные (услышанные, воспомянутые) слова - не есть молитва, но молитвословие. В молитву слова превращаются только тогда, когда они питают, направляют, выравнивают нашу молитву.

    Канонические молитвы ведут нас по путям святых, и эти пути привели их к Небу. Каждый святой молитвенник (то есть человек, а не книга) - это Моисей (или соглядатай, которого Израиль посылал в Землю Обетованную), вслед за которым мы, идя, можем оказаться там же, где и он. Молиться своими словами - похвально. Но без канона стена выйдет косой, и может разрушиться.

    Канонархом в монастыре может быть только очень опытный в молитве человек. Нашему канонарху нужно расти: тщательно изучать Слово Божье, внимательным образом исследовать содержание молитв, читать отцов-молитвенников. но подлинный опыт все-таки рождается не от чтения и исследования, а от самой молитвы.
    Молясь нам важно слышать то, о чем молимся. Такое правило молитвы раскрыто нам в Евангелии, например, в Вартимее сыне Тимеевом. Христос пожелал "точно" услышать то, о чем просил Вартимей.
    Молитва, слов которой мы сами не слышим, это порочная жертва (в Ветхом завете - жертвенное животное больное, хромое, без ног). Ветхий завет говорит: такой дар тебе не принесет ничего хорошего.
    Итак, читая, мы произносим, как канонарх, слова молитвенной фразы, а потом вслед за канонархом, молимся сами. Слова канонарха - должны быть внимательными, а СВОЯ молитва должна строится, как кирпичная кладка по отвесу (канону).
    "Должна" - это угрюмое слово. К сожалению, наша молитва, наш ум и сердце "не образованы". То есть не запечатлелся на них образ Божий. Но Бог ищет от нас вначале не плодов, а усердия. Здесь происходит, как в притче о Сеятеле: наш молитвенник (ум и сердце) - камень, земля при пути или поле в тернии. Не сразу появляется молитва умная (то есть, совершаемая умом). И только научившись молитве умной, мы готовим место для молитвы сердечной. Предварительной же молитвой является молитва внимательная, то есть когда "ничего не понимаю, но упражняюсь с усердием, целуя каждую букву, замечая каждое слово". (в интернете есть записи того, как ребенка учат читать в год. Не могу оценить такой методики в педагогике, но наша учеба молитве - один к одном)
    Как раз противление канону обнаруживает слабость нашего ума и сердца. Это напоминает работу строителя, который говорит, что проект не для него, раз он в нем ничего не понимает, и поэтому будет строить, как руки и слепые глаза сами построят: крышу внизу, основание вверху (это, по словам Брянчанинова, стандартная ошибка всех неопытных молитвенников).

    Что же делать? Прислушиваться к своему канонарху, учить его "зычному внутреннему голосу". И учить себя, образовывать.
    здесь важно смирение: не сразу каменистое место начинает приносить стократный плод. Но в начале и урожай с песком - достижение, а многоплодию свое время.

    Самое то время - время домашнего правила. Утреннее, вечернее и "ко-причастию"
    Богослужение более сложно. Необходимо дома трудиться над ним.
    добавлено: 1 май 2015
    Канонарша служба бывает нескольких видов.
    Есть "сокращенный вариант", когда канонарх вместо отдельных молитвенных фраз произносит только заглавия: "Господи возвах, глас первый...."
    В нашем случае - это весьма нужная практика:
    Нам важно "оглашать" в своем уме части богослужения.

    Православное богослужение - это не просто символ чего-то (как Н2О для воды), но это знак присутствия невидимого рядом с нами.

    Всенощное бдение (вечернее праздничное богослужение) состоит из следующих частей:
    1. открытие Царских врат и каждение в молчании алтаря. Это повторение "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт.1:1), а потом слышится СЛОВО
    2. "приидите поклонимся" - призыв к собранию двух или трех (и больше, чтобы Бог был посреди нас. А в духовном смысле - это призыв о собрании трех частей человеческого естества - духа, души и тела; ума, воли и чувств)
    3. 103 псалом - о сотворении мира и его бытии.
    4. Мирная ектения - изгнание Адама из рая и "терния и волчцы" земной жизни перед воротами Рая
    5. "Блажен муж" и "Господи возвах" ВСЕ время моисеева закона и пророки. Вот где время вспомнить Ветхий завет и символику жертв.
    добавлено: 1 май 2015
    И так далее. Короче говоря, чего-чего, а скучать некогда....
     
  2.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.180
    Симпатии:
    14.586
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Вам канонаха не надо?
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.202
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
  4.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.607
    Симпатии:
    5.663
    Лучшие ответы:
    17
    Вероисповедание:
    Православный
    Не перестаю удивляться нашему форуму: за шесть лет активного пребывания тут, все равно нахожу темы, ранее мною незамеченные...
     
    Лариса Т. нравится это.
Загрузка...