Мысли, наставления святых отцов

Тема в разделе "Нравственные вопросы", создана пользователем Сергей, 18 май 2012.

  1.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара царица Тамара Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.875
    Симпатии:
    6.730
    Лучшие ответы:
    21
    Вероисповедание:
    Православный
    Вы ещё напишите какие они из себя - добрые помышления.
     
    Сергей нравится это.
  2.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.690
    Симпатии:
    16.043
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Те, что от Бога.
    ...От Бога (помыслы), – когда Он удостаивает нас посетить просвещением Св. Духа, возбуждая в нас или рвение к высшему преуспеянию, или сокрушение о малоуспешности и поблажках лености и беспечности; или когда открывает нам небесные тайны, и намерения наши обращает к лучшим делам. Так Господь внушил Артаксерксу спросить памятные книги; и он, узнав по ним о благодеяниях Мардохея, тотчас отменил прежнее свое жестокое определение об избиении народа Иудейского (Есф. 6 гл.). Так и Апостолам обетовано: не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10, 20)...
     
    OlegMKS и Тамара нравится это.
  3.  
    Лариса К
    Оффлайн

    Лариса К Золотое Сердце

    Сообщения:
    760
    Симпатии:
    971
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Не повинуясь заповедям Божиим, ты то делаешь, что если и святые будут молиться за тебя, то не будут услышаны.

    Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).


    [​IMG]Никакой нет пользы от молитвы праведного для прибегающего к ней, когда он более услаждается грешными делами, чем добродетелями.

    Преподобный Максим Исповедник (662).


    [​IMG]Ни Божия Матерь, ни Ангелы, ни святые не суть производители и дарователи спасения. Они только ходатайствуют, чтобы образ спасения, Господом Спасителем для всех данный, был и к нам приложен, и мы таким образом в силу его спаслись.

    Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).


    [​IMG]Для того, чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном же случае помогать они не будут. Хощеши ли здрав быти? спросил расслабленного Христос. Если человек не хочет, то Бог это чтит. И если кто-то не хочет в рай, то Бог не берет его туда силком, кроме тех случаев, когда человек, находившийся в [духовном] неведении, был несправедливо обижен, тогда он имеет право на божественную помощь.

    [​IMG]Чтобы получать помощь, мы всегда должны с благоговением праздновать память Святых, проливших ради Христовой любви кровь или пот или слезы. И слушать чтение Синаксария: В сей день память Святаго... мы должны стоя, подобно тому, как стоят по стойке смирно солдаты, когда зачитывают имена их геройски погибших однополчан: Такого-то числа и месяца солдат такой-то пал смертью храбрых на таком-то фронте.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
     
    Тамара и OlegMKS нравится это.
  4.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.924
    Симпатии:
    2.500
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Святитель Игнатий (Брянчанинов):

    "Видел ли кто тело праведника, оставленное душою? Нет от него зловония, не страшно приближение к нему; при погребении его печаль растворена какою-то непостижимою радостью. Черты лица, застывшие такими, какими они изобразились в минуты исшествия души, иногда почивают в глубочайшем спокойствии, а иногда светит к них радость усладительных встречи и целования – конечно с Ангелами и с ликами святых, которые посылаются с неба за душами праведников.

    Воспомнись мне смерть моя! приди ко мне горькое, но вполне справедливое и полезное воспоминание! отторгни меня от греха! наставь на путь Христов! Пусть от воспоминания о смерти расслабнут руки мои ко всякому пустому, суетному, греховному начинанию.

    Воспомнись мне смерть моя! и убегут от меня пленяющие меня тщеславие и сластолюбие. Я устраню с трапезы моей дымящиеся роскошные брашна, сниму с себя одежды пышный, оденусь в одежды плача, заживо оплачу себя – нареченного мертвеца от рождения моего".


    [​IMG]
     
  5.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.690
    Симпатии:
    16.043
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Святому Иоанну Златоусту принадлежит одно замечательное поучение.
    «Хочешь узнать, что такое Церковь и в чем состоит чудодейственность Церкви? Это довольно просто. Войди в храм и виждь: в храме волки превращаются в овец, входит разбойник, а выходит преподобный, входит гневливый, а выходит кроткий, входит человек, а выходит ангел!» И продолжает божественный Златоуст: «Да что я говорю ангел? Входит человек, а выходит из нее бог по благодати»
     
  6.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.690
    Симпатии:
    16.043
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    80. Прилагайте попечение о движениях мысли, наблюдая как производит она воспоминания о вещах, пристрастно или беспристрастно принимая в себя представления сих вещей. Многие уступают страстям больше в помыслах, чем в действиях, невидимо с ними соглашаясь и ими услаждаясь. Внутренне они падшие, хотя видимых падений за ними не водится. И бывает, что иной по наружности кажется совсем безукоризненным, – сам только сознавая укрываемую внутри гнусность и краснея оттого, что невидимое противоположно видимому, истина противоречит почтенной наружности и заставляет совесть справедливо стыдиться. Такой чем отличается от гроба, когда душа его помышляет о не должном и полна срамных чувств? Не хуже ли даже он гробов. Гробы не долго заключают в себе зловоние, пока в теле остаются еще влаги, но как скоро соки истощаются, пресекается и зловоние; сердце же, исполненное срамных помышлений, всегда внушает омерзение, будучи зловоннее гниющего тела, – и само только наслаждается собственной своею срамотою.
    Прп. Нил Синайский.
     
    Тамара нравится это.
  7.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.690
    Симпатии:
    16.043
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Может быть скажет кто, важное ли дело помыслы?! На это скажу вам: и очень важное, и вот доказательства из Писания. Иов приносил жертвы за детей своих, говоря: может быть, в сердцах своих они подумали о чем-либо худом (1, 5). Если бы не подлежали ответственности помыслы, то для чего бы приносить ему единого тельца за грехопадения помыслами? – Осуждены и зломысленные в сонме Кореевом; и поелику имели худые помыслы, то были пожжены. И Господь Спаситель соизволение на прелюбодеяние назвал прелюбодеянием, и вожделение жены – самым делом, и гнев – убийством, и ненависть ценит за одно с человекоубийством. Свидетельствует об ответственности нашей за помыслы и блаженный Павел, когда говорит, что Господь на суде откроет «советы сердечные» и въявь приведет «тайная тмы» (1Кор.4:5). – Итак не говорите, что помыслы ничего не значат, когда соизволение на оные признается за самое дело.

    Подлежит суду и праздное слово. А что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос. И в другом случае бывает слово праздным, именно, когда человек исповедуется, и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит. И худой отзыв о другом есть праздное слово; потому что пересказывает, что не было сделано, и чего не видал.

    Прп. Ефрем Сирианин.
     
  8.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.238
    Симпатии:
    5.136
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Однажды авва Исаак Фиваидский пришел в общежитие. Увидев там брата, впавшего в грех, прогневался на него и повелел изгнать. После этого, когда Исаак возвращался в келлию свою, пришел Ангел Господень, и, встав пред дверьми келлии, сказал: я не попущу тебе войти в келлию твою.

    Исаак начал просить Ангела, чтоб объявил ему вину его. Ангел отвечал: Бог послал меня, сказав: поди и спроси у Исаака: куда повелел он поместить согрешившего брата, которого он осудил? Исаак немедленно принес покаяние, сказав: Господи! я согрешил: прости меня. Ангел сказал ему: встань. Бог простил тебя. Но впредь не поступай так: не осуждай кого-либо прежде, нежели Господь осудит его.
    Восхитили человеки суд и не предоставляют его Мне, говорит Господь.

    Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник
     
  9.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.690
    Симпатии:
    16.043
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Немощные душой должны познавать посещение Господне и Его милость к ним из телесных болезней, бед и внешних искушений; совершенные же познают посещение Божие по присутствию в них Духа Святого, и по умножению дарований.
    Прп. Иоанн Лествичник.
     
  10.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.690
    Симпатии:
    16.043
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Не возмущайся, чтоб не сделать чего опрометчиво, особенно в отношении к человеку, смущенному помыслами от завистливого дьявола. Иные больные, находясь в помрачении смысла от сильной горячки, досаждают здоровым, которые служат им, сами не зная того, потому что болезнь совершенно овладевает ими. Так и искушаемый, хотя и погубляет душу свою, не знает того; ибо упился страстью недуга, по действию сопротивного, который всегда и все извращает пред ним, чтоб ввергнуть в ров пагубы. Не гнева и отмщения достоин он, а сожаления и снисхождения. Чрез них и нас искушенными быть попускает Бог, – и попускает смотрительно, дабы мы явились пред Ним искусными. Будем же снисходить ближнему во время брани его чувственной и мысленной, ибо сказано: «друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал.6:2). – Не покушайся выйти из места своего и разлучиться с братом твоим; ибо это будет не по Богу, а исполнение воли дьявола, и если ты решишься на сие, враг не успокоится, но подвигнется еще на худшее. Лучше помолись о брате от всей души, и возлюби его о Христе Иисусе Господе нашем.
    СВЯТЫХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ ВАРСАНУФИЯ И ИОАННА ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ (Добротолюбие, том 2).
     
    -Людмила- и Тамара нравится это.
  11.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.924
    Симпатии:
    2.500
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Святитель Игнатий (Брянчанинов):
    "Участь, постигшая отцов и братий моих, постигнет и меня. Умерли они: умру и я. Оставлю келлию мою, оставлю в ней и книги мои, и одежды мои, и письменный стол мой, за которым проводил я многие часы; оставлю все, в чем нуждался или думал нуждаться во время земной жизни. Вынесут мое тело из этих келлий, в которых живу, как бы в преддверии к другой жизни и стране; вынесут мое тело, и предадут земле, послужившей началом для тела человеческого. Точно то же постигнет и вас, братия, которые читаете эти строки. Умрете и вы: оставите на земле все земное; одними душами вашими вступите в вечность".
    [​IMG]
     
    Тамара и Сергей нравится это.
  12.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.690
    Симпатии:
    16.043
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Хотящие спастись не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают. Таков был тот, который, видя, что брат согрешил, вздохнул и сказал: «горе мне! как он согрешил сего дня, так я согрешу завтра». Видишь ли мудрое настроение души? Как он тотчас нашел средство избегнуть осуждения брата своего? Ибо сказав: «так и я завтра», он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить, – и так избежал осуждения ближнего. При том не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: «и сей покается о грехе своем, а я не покаюсь, как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться». Видишь просвещение Божественной души?
    Прп. Авва Дорофей.
    добавлено: 8 ноя 2014
    Отчего происходит, что иногда кто либо, услышав оскорбительное слово, не обращает на него внимания, а переносит оное без смущения, как будто вовсе не слыхал его, иногда же как только услышит, тотчас смущается. Отчего так бывает? Не смущаются вот отчего: «во первых», случается, что иной после молитвы, или доброго упражнения, находится в добром расположении духа, и потому снисходит брату своему и не смущается его словами; случается «также», что иной имеет большое расположение к кому либо, и потому без огорчения переносит все, от него наносимое; бывает «также», что иной презирает желающего оскорбить его, и ни во что вменяет обиды его.
    А смущаются от противоположного сему, оттого, что бывают не в добром расположении духа, или оттого, что имеют неприязнь против оскорбившего, и от других причин.
    Но главною причиною всякого смущения служит то, что мы не укоряем самих себя.
    Прп. Авва Дорофей.
     
  13.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.690
    Симпатии:
    16.043
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Воспоминание о добром и воспоминание о худом, как бы перстом, указывают нам, или на срамоту наших помыслов, или на высоту нашего жития, и каждое по роду своему укрепляет в нас помыслы и движения или десных или шуих. Мы бываем заняты ими в тайне ума нашего; но в этом мысленном занятии изображается удел нашего жития, и в нем мы можем увидеть себя самих.
    Св. Исаак Сирианин.
     
    Тамара нравится это.
  14.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.690
    Симпатии:
    16.043
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Когда благодать Божия утвердит мысли человека, чтобы во всем уповал он на Бога, тогда мало по малу начинает он входить в искушения. И благодать попускает, чтобы посылаемы были на него искушения, соответственные мере его, чтобы понести человеку силу их. И в сих искушениях ощутительно приближается к нему помощь, чтобы благодушествовал он, пока обучится постепенно и приобретет мудрость, и в уповании на Бога станет презирать врагов своих. Ибо умудриться человеку в духовных бранях, познать своего Промыслителя, ощутить Бога своего и сокровенно утвердиться в вере в Него, невозможно иначе, как только по силе выдержанного им испытания.
    Благодать, коль скоро усмотрит, что в помысле человека начало появляться несколько сомнения, и стал он высоко о себе думать, тотчас попускает, чтоб усилились и укрепились против него искушения, пока не познает свою немощь и опять в смирении не емлется за Бога.
    Прп. Исаак Сирианин.
    PS значит у меня искушений ещё не было.
     
  15.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.238
    Симпатии:
    5.136
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Ой как вовремя. Спасибо.
    Мне показалось, что тут, в высказывании св. Исаака Сирина, говорится о двух типах искушений. Или я ошибаюсь?
     
  16.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.214
    Симпатии:
    13.678
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    О каких, по-Вашему? Как думаете?
     
    Тамара нравится это.
  17.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.690
    Симпатии:
    16.043
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Не знаю.
     
    Тамара нравится это.
  18.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.238
    Симпатии:
    5.136
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Тут описано два внутренних настроения человека. В первом случае человек утвержден благодатью уповать на Бога, во втором - начинает надеяться на себя. Поэтому при искушениях первого рода он благодушествует, доверяя Богу, и выдерживая испытания еще сильнее утверждается в уповании, а во втором познает свои немощи и смиряется.
    Ну, по крайней мере, мне так показалось из слов св. Исаака Сирина... я не заглядывала в первоисточник, чтобы уяснить весь контекст...
     
  19.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.214
    Симпатии:
    13.678
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Часто бывает, что второе состояние наступает после первого... И тогда Господь попускает определенные искушения, для вразумления и познания своей немощи. Через которые, в свою очередь, человек опять возвращается в первое состояние... Ну это мое понимание, не претендующее на исключительно верное...
     
    Просто Оксана нравится это.
  20.  
    Сергей
    Оффлайн

    Сергей Модератор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    8.690
    Симпатии:
    16.043
    Лучшие ответы:
    23
    Вероисповедание:
    Православный
    Надо было и предыдущее слово прп. Исаака привести. Потерялся смысл. Извините.

    Как скоро человек отринет от себя всякую видимую помощь и человеческую надежду, и с верою и чистым сердцем пойдет вслед Богу; тотчас последует за ним благодать, и открывает ему силу свою в различных вспоможениях. Сперва открывает – в этом видимом касающемся тела, и оказывает ему помощь промышлением о нем, чтобы в этом всего более мог он восчувствовать силу о нем Божия Промысла. Уразумением же помощи в явном, уверяется он в помощи и в сокровенном, – в рассуждении коего благодать открывает пред ним хитросплетение мыслей и помыслов трудных, вследствие чего легко сыскивается человеком значение их, взаимная их связь, и прелесть их, и как они рождаются один от другого, – и губят душу. В то же время благодать посрамляет пред очами его всю злокозненность демонов, и как бы перстом указывает ему, что потерпел бы он, если бы не дознал сего. Тогда рождается у него мысль, что всякую вещь, малую и великую, должно ему в молитве испрашивать себе у Создателя своего.
     
    Тамара нравится это.
Загрузка...