Мысли о насыщении пяти тысяч пятью хлебами в пустыне

Тема в разделе "Общение день за днем", создана пользователем Протоиерей Алексий, 20 авг 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Моя лекция для Взрослой Воскресной школы на Неделю Восьмую по Пятидесятнице от 18.08.2013 (начало)

    В восьмую неделю после дня Святой Пятидесятницы во время литургии по уставу читается середина 14-й главы Евангелия от Матфея, где повествуется о чудесном насыщении пяти тысяч человек. Содержание поучения таково: «Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ» (Матф.14:14-22).
    Перед нашими глазами раскрывается удивительное событие, которое способно напитать наши умы и сердца многими мыслями и чувствами.
    Мы видим, как Господь удаляется в пустынное место для молитвы. В этом мы видим образец для себя, чтобы и нам также искать телесного уединения для того, чтобы совершать свои молитвы. Если даже Сам Христос, Который сказал о Себе: «Я в Отце и Отец во Мне» (Иоан.14:11) ищет телесного уединения для Себя, чтобы обратиться к Своему Отцу в молитве, тем более это необходимо нам, людям, у которых дух находится в постоянной суете.
    За две тысячи лет существования православная Церковь изложила подробное учение о том, как найти себе такую тишину для молитвы.
    Мы находим тишину для нашего тела тогда, когда удаляемся в тихую комнату для молитвы.
    Издревле временем молитвы признавалось то время, когда все люди спят: ночь и раннее утро. В такое время легче всего найти себе пустыню для молитвы.
    Особым местом молитвы является православный храм.

    Христианство знает и другие способы принять такую внешнюю тишину: отшельничество и затвор, которые рекомендуются далеко не всем, но большее внимание для всех своих чад Православие уделяет тишине внутренней: удалению от мятежа помыслов и страстей.
    Святые отцы много писали о том, как необходимо удаляться от той молвы, которая живет в нашем уме и сердце. Когда внешняя и внутренняя тишина соединяется, это называется молчанием или «исихией». Это совершенное время молитвы, когда человек оказывается своим духом на Фаворе и повторяет за Петром: «Господи, хорошо нам здесь быть». Но такое состояние достигается продолжительным трудом, борьбой со страстями, а вовсе не какими-то механическими средствами.
    Для нас же, мирян, главными средствами молитвенной тишины, являются чисто внешние средства. В 14-й главе мы видим, что ДАЖЕ Христос ими не пренебрегал. Поэтому нам важно организовать свою домашнюю и семейную жизнь так, чтобы у нас появилось место и время молитвы. Молитве необходимо оставлять место и время: «здесь и сейчас», так, чтобы все время, которое мы уделяем молитве, принадлежало молитве, а не так как это иногда бывает, что у нас, кроме молитвы, есть еще сто дел в руках, а тысяча в голове.
    Конечно, существуют формы молитвы, которые можно совершать в любое время и при любых занятиях, но свое правило необходимо совершать в молитвенной тишине.

    Для приобретения тишины внутренней мирянину важно удаляться от праздных разговоров и телевизора. Это наш мирской предел. Все, что в нас сеет молву, то есть нарушает молитвенную тишину во время совершения молитвы, называется грехом «истребления молитвы». От него рождается еще два греха: «парение молитвы» и «осквернение молитвы», когда во время самой молитвы наша душа занята помыслами. Пророк говорит: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; … время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еккл.3:1-8). Время молитвенного правила должно быть занято молитвой, а не чем-то другим.

    Молитвенной тишине нашего ума способствует чтение Священного Писания, и писаний отцов. Поэтому тогда, когда мы ощущаем внутренний мятеж мыслей и чувств, например от обиды, гнева, блудной похоти, отчаяния, уныния, страха или тоски желательно перед молитвой начать читать книгу святых отцов или Евангелие, чтобы «успокоится и замолчать внутри своего ума».

    Также повествование о насыщении 5-ти тысяч показывает нам причину удаления в пустыню. Господь встретил своих апостолов, вернувшихся с проповеди. Удаляясь в пустыню, Господь дает своим апостолам возможность отдохнуть после проповеднических трудов.
    Мы видим, что время молитвенного молчания в пустыне, удаление от молвы, Господь посчитал наилучшим способом отдыха для труженика. Это показывает нам важность молитвенного правила.
    Когда мы молимся внимательно и сосредоточено, тогда наш ум и душа и тело отдыхают в полной мере. Человек, отказывающийся от молитвы, от совершения внимательного собранного молитвенного правила, отказывается от возможности «отдохнуть» от молвы и суеты. Тогда душевная усталость накапливается, и ввергает человека в уныние. Поэтому нам важно бережно относится к церковной дисциплине и регулярно совершать утреннее и вечернее правило, а также хранить день малой Пасхи – то есть воскресный день, как время, которое принадлежит молитвенной тишине. Человек, который молится рассеянно и невнимательно получает двойное наказание: во-первых, он теряет молитву, во-вторых, он теряет время своих бытовых занятий, и утомляется вдвойне. Если после обычной молитвы, которую нам благословила Церковь, мы сильно устаем, нам необходимо пересмотреть то, как мы молимся. Возможно, мы заметим свою невнимательность, разговоры в Храме, беспечность воли, невнимательность ума, нечувствие сердца.

    Из 14-й главы мы узнаем, что даже при таких душеполезных занятиях, как апостольская проповедь, человек способен получить недобрые впечатления, рассеяться, заразиться молвой, а значит, сильно устать. Мы в этом видим, как Господь бережно отнёсся к немощи Своих апостолов, чтобы и нам беречь своих ближних: детей, супругов, подчиненных и давать им время для отдыха. Особенно для отдыха молитвенного.

    В 14-й главе мы видим перед собой пять тысяч мужчин, которые устремились за Христом в пустыню, не взяв с собою никакой пищи. Евангелисты говорят, что число женщин и детей не поддавалось счету, так оно было велико, значительно превосходящее число мужчин, ведь женщины всегда более чувствительны к духовной жизни. Женское милостивое сердце часто превращает женщину в мироносицу, которая устремляется за Христом.

    Но в этом смысле это повествование о чудесном насыщении удивляет нас в другом. В чем же? Господь и апостолы удалились в пустыню для молитвенного отдыха: для тишины и созерцания, для уклонения от молвы, чтобы восстановить душевные силы. Представьте себе! Стоило им только уединиться для молитвы, как огромная толпа людей пришла искать их. В каком же положении оказался Христос? Что бы мы сделали на Его месте? Чаще всего, когда к нам, уставшим, кто-то обращается по «пустякам», мы гневаемся. Христос же тут же оставляет Свою молитву и приступает к проповеди и исцелениям. Так и нам надлежит, как можно чаще ставить интересы и желания ближних выше наших собственных, как это делает перед нами Господь.
    Христос показывает нам удивительный пример христианского поведения: если ради нашего подвига мы отказываемся совершить что-то хорошее, отсечь свою волю перед волей ближнего, то этот подвиг не правильный.
    В житии Семиона Столпника есть такой случай: Семион был первооткрыватель «столпничества», то есть такого вида отшельничества, когда человек уединялся на столб-башню, для того, чтобы уклониться от молвы. Когда другие подвижники узнали о таком новом виде подвига тогда, они решили испытать Симеона, от Бога ли этот подвиг. Они пришли к Симеону со словами: «мы решили, что тебе не должно совершать этот подвиг. Сойди с башни». Симеон послушался, и начал спускаться. Тогда испытывавшие познали смирение Симеона, и попросили его продолжать свое делание.
    Как часто в нашей духовной жизни наши ближние видят от нас упрямство сварливость, не желание уступить или услужить. Иногда мы готовы устроить семейный скандал, но настоять на своем. Господь дает нам повеление: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5:23,24). Если мы несем Богу свой дар – молитву, но видим, что наш ближний обижен нами, нам надлежит сначала успокоить нашего ближнего, а потом принести Богу нашу молитву.
     
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    (продолжение лекции)

    В повествовании о «чудесном насыщении» мы видим перед собой, что проповедь апостолов в короткое время принесло большой и удивительный плод: шесть пар апостолов смогло привлечь ко Христу несколько тысяч народа за несколько недель. Так и нам не нужно унывать, но стараться проповедовать Христа даже тогда, когда чувствуем, что мы не способны изменить всего мира.
    Так же мы видим, что один из этих апостолов – предатель Иуда, однако проповедь, совершаемая им, все равно спасает души тех, кому эта проповедь обращена. Апостол Павел сказал и о таких проповедниках: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Фил.1:18). Это учит нас всегда помнить, что достоинство проповеди и богослужения находятся в Боге, а не в человеке, который их совершает. Нам важно уклониться от современной травли христианского духовенства, которая разворачивается в газетах и на телевидении, и даже не думать о вероятности того, что подобные укоризны могут быть справедливыми. Что нам до грехов священников и епископов? Как бы они не проповедовали и молились – благодать мы получаем хоть и через них, но от Бога.
    В повествовании о чудесном насыщении 5-ти тысяч мы видим тот род людей, которые становятся свидетелями чудес Господних. Те множество людей, которые окружили Христа в пустыне, кто были они? Это те, кто, оставив свои дома, устремились за Христом в пустыню, не взяв с собою даже пищи. Эти люди несколько дней были в безлюдной местности, имея только одно утешение – слово Христово.
    Эти люди уподобились евангельской Марии, сестре Марфы и Лазаря, которая, оставив всякое земное попечение, села у ног Господа, слушая Его.
    Для нас это важно, чтобы и нам не оставаться нерадивыми к молитве, чтению Евангелия и богослужению. Нам нужно учиться оставлять свои повседневные занятия тогда, когда приходит время служить Богу молитвой или размышлением. Именно такой род людей, который легко ради Евангелия готов уйти в пустыню, становится свидетелем чудес.

    В повествовании о чудесном насыщении пяти тысяч Христос показывает Себя истинным Творцом и Промыслителем мира. Христос показывает то, что способен творить всё из ничего.
    Евангелие говорит о Христе: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3). В начале Христос творил мир так: «сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3). В повествовании о насыщении пяти тысяч Христос Своим словом умножает пять хлебов так, что остается 12 корзин, полных от остатков умноженных хлебов. Так мать братьев Маккавеев говорит своему младшему сыну: «дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2Макк.7:28). Смотря на то, как Господь из ничего преломляет такое огромное количества хлеба, мы начинаем понимать, что перед нами Творец и Промыслитель мира.

    В повествовании о чудесном насыщении пяти тысяч мы узнаем, что Христос заботится о человеческих нуждах, даже тогда, когда люди не просят Его об этом. Ведь Христос накормил людей прежде их молитв о хлебе.
    Так и поныне Христос подает помощь в болезнях, и других скорбях не тогда, когда мы об этом просим, а когда это нам полезно. Даже вопреки нашей жизни и молитве. Поэтому Василий Великий говорит, что дары Божии бывают великими и малыми. Малый дар – это здоровье, богатство, удача, счастье в семейной жизни и тому подобное. Эти дары Бог раздает людям без молитв всем людям, включая народы языческие. Наша молитва о подобных вещах не является источником подобного, но милость Божия изливает на всех людей такие дары по их потребностям. Когда мы молимся о земном благополучии, мы этим самым не столько просим о получении подобных благ, сколько исповедуем пред всем миром то, что мы помним – источник наших благ – Бог, а не случайность.

    Главная мысль чуда насыщения 5-ти тысяч – это прообраз святой евхаристии. Но, кроме откровения о причастии, в этом событии много важных мыслей, которые опять-таки напрямую относятся к евхаристии, хотя и не являются главной мыслью.

    Господь взял пять хлебов, и благословил их. Но перед этим Господь велит апостолам: «вы дайте им есть» (Матф.14:16). Христос повелевает Своим ученикам накормить людей. Мы часто не обращаем внимания на глубину этих слов! Представьте себе, Господь дает заповедь, которую как будто не возможно было исполнить. У апостолов ведь не было ни крошки хлеба, ни денег, которые понадобились бы на такое число людей.

    Мы часто соблазняемся на тяжесть заповедей Господних. Например, Евангелие повелевает нам победить вожделение, то есть ту страсть, которую современные ученые считают ядром человеческой личности – либидо. Евангелие повелевает нам оставить осуждение, что предполагает равное отношение к любому человеку: и святому, и грешному, и алкоголику, и блуднику. Евангелие заповедует нам бесстрастие. А мы на все Его заповеди отвечаем: «какие странные слова! кто может это слушать?» (Иоан.6:60). Мы оказываемся перед заповедью, которую по ветхой мудрости исполнить изначально невозможно. Нельзя накормить огромную толпу людей человеку, у которого нет ни хлеба, ни денег. Но Господь продолжает настаивать: «вы дайте им есть» (Матф.14:16).
    Макарий Великий говорит, что Бог всегда подает Свою Божественную помощь только тому человеку, кто сам начал что-то делать. Бог благословляет уже начатое, а не то, что человек в маловерии с самого начала отбрасывает как невозможное. Во-первых, это происходит из-за того, что человек, начав делать, познает свою немощь и нищету духовную: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Вот почему святой Симеон Новый Богослов говорит, что главная функция исполнения заповеди – это познание своей немощи. До тех пор, пока человек не исполняет заповеди, он считает, что он способен их исполнять. Только начав исполнять заповеди, человек приходит в состоянии мытаря, который «не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук.18:13) и блудного сына, который говорит Богу «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лук.15:21). Только тогда человек ощущает себя «живущим только по заповедям» и «только по Библии», когда вместо библейской заповеди он исполняет свои фантазии по слову пророка: «заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» (Ис.28:10) «Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь» (Иер.8:8).
    Кроме того, призыв Христа к апостолам к действию, которое изначально кажется неисполнимым, в то же время является Евангельским аналогом поговорки: «На Бога надейся, а сам не плошай». Но Евангельское звучание народной мудрости несколько отличается от фольклорной: нам с надеждой на Бога необходимо начинать делать самые безнадежные дела. Бог всегда рядом, как с апостолами. Когда наша мера труда завершится, тогда Сам Бог вступит в дело. И тогда самое безнадежное дело завершится успехом. Мы должны так относиться к лечению раковых опухолей, к делу исправления зла в этом мире, к своей борьбе со страстями и многому другому, что давно уже объявлено миром сим безнадежным делом.

    Слова «вы дайте им есть» - заповедь о деятельном милосердии, но и указание на то, чем исполняется наша деятельность – милостью Божией.

    В повествовании о насыщении пяти тысяч мы видим, что люди получают чудесно умножившийся хлеб только из рук апостолов. Это указание на роль духовенства в жизни Церкви. Нельзя назвать священников «посредниками», так как между человеком и Богом не нужны посредники. Но Церковь – это единое тело, в котором каждая часть имеет свое служение. Совершение евхаристии происходит всею Церковью. Слово «Литургия» означает общее дело всей Церкви (небесной и земной), всех ее частей, и, самое главное, общее дело Бога и человека. Но каждый участник литургии имеет свое дело. Принимать из рук Христовых священный Хлеб и раздавать людям – это обязанность и долг наследников апостолов – епископов, священников и диаконов.

    В Восьмую Неделю читается часть 1-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1Кор.1:10-18).
    Здесь речь идет о подготовке к причастию. Один из важнейших элементов подготовки к причастию – это примирение с ближними. Не случайно первый возглас священника на литургии: «благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…», то есть Царство Бога, имя Которому – «Любовь». Придти к этому Богу, оставаясь во вражде с ближним не возможно. Мы начинаем молиться на литургии со слов: «миром Господу помолимся». До тех пор, пока наши отношения с кем бы то ни было омрачены обидой, нам не должно причащаться.
     
  3.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    3.364
    Симпатии:
    3.960
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    А, правда, что здесь Игорь Бурдейный написал:

     
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Гм, вообще-то нет. И ложицы у нас нет, а только лжица (то есть клещи Исаии).
    Я был свидетелем, когда частички закончились, и священник взял в дароносице.
    Нужно уметь дробить частички. Есть ряд хитростей. (тот батюшко был ще молодый, потому и прогорел). Так что не нужно искать чудо там, где его нет. Чудо идет иначе. Я писал об этом.
     
    Владимир нравится это.
  5.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    По вере вашей да будет вам. На малых приходах этого конечно нет. Вообще-то об этом в Церкви давно были споры. И решение вроде вынесено, что этого чуда нет. Но мне братия говорит, что есть и я им верю.
    Лжица да, или опечатался или зелёный ещё.
     
    Последнее редактирование: 17 авг 2014
    Андрей Чивильдеев нравится это.
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Братия шутит. Или несколько мистифицирует (попы умею шутить. Я бы привел примеры, только людям будет непонятно). С той просфоры, которая на фото я мог бы вырезать 2000 частичек. Плюс еще есть один секрет, который Вам понадобится в соборе. Да и Агнец приготовить нужно уметь. И просфору выбрать. Вполне реально причастить 5000 без чуда. С одного Агнца. А про спор о таком чуде могут вести только те, кто никогда частички сам в Великий Четверг не резал.
     
    Иерей Игорь Бурдейный нравится это.
  7.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Отче! Храните тайну. Мы должны быть мудры, как змии. Могли бы и промолчать про вашу ловкость рук.))
    Давайте на чистоту. Наши отцы это делали по своим молитвам. И начинали дробить Агнца только после явного сошествия Духа Святаго.
     
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    А можно узнать тайну, как Вы узнаете явное сошествие? Василий Великий видел колыхание крыльев серебрянного голубя.

    Вся отец Игорь убедил. Именно все так и происходит....(mm)=#

    ПС: про ловкость рук. Мне в руки дал Хлеб Христос. Раздавать. Я и раздаю. В моих руках он не умножается. Он умножается в руках Христовых
     
    Сергей нравится это.
Загрузка...