Неделя о Суде 23.02.2014

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 23 фев 2014.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    О Суде. 23.02.2014. Лекция

    За семь дней до начала Великого Поста в Церкви читаются слова Христовы о Суде над всеми народами земли и над всеми людьми, сколько бы их не родилось со времен сотворения Адама. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:31-46)
     
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Мы вспоминаем это пророчество не только перед началом Великого поста, но и готовясь ко причастию, молясь на литургии, читая утренние молитвы. Это происходит тогда, когда мы читаем Символ Веры, произнося: «Верую … во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго … паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца… Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь».

    Кроме того церковное воспоминание Суда над миром совершается в храме каждый день во время Шестопсалмия. Шестопсалмие – это часть богослужения, которое предвосхищает Страшный Суд. Мы присутствуем на Шестопсалмии, как на Суде Божием. Вот почему во время Шестопсалмия тушатся свечи, и даже не совершаются поклоны и крестное знамение, дабы не рассеивать благоговейное внимание.
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Зачем нам необходимо такое частое воспоминание Суда?

    В прошлое воскресение мы говорили, что человеку необходимо вернуться в Дом Небесного Отца. А память о Суде помогает нам узнать правильное для этого возращения направление. Неделя о Суде становится для нас компасом, чтобы нам не уклониться ни направо, ни налево с этого пути.
     
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Направление домой, которое Господь открывает нам в своих словах о Суде, называется «милосердием».

    Если в наших трудах умножается милосердие, значит, мы идем в правильном направлении. Если нет – тогда мы уклонились с пути нашего спасения.
     
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Почему у милосердия такое свойство?

    Милосердие – это одно из проявлений любви, ведь «любовь милосердсвует» (1Кор.13:4).

    В любви человек возвращает себе подобие Божие. Потому что Бог сказал «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук.6:36).

    Бог – Свет, уклонение от Бога – тьма. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоан.3:19-21).
     
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Живя на земле, мы постоянно находимся на суде: мы или вносим в свою душу свет, или тьму; закваску жизни вечной, или смерти вечной. Нам важно прямо сейчас выбрать себе жизнь, чтобы в нас не поселилась смерть, и устремиться к свету, чтобы тьма кромешная не жила в нас.

    В Своих словах о Суде Господь показывает нам средства стяжания этого света: дела милосердия.

    Они перечислены так: кормить голодных, давать воду жаждущим, приют бездомным, одежду нищим, уход больным, поддержку заключенным в темнице (Матф.25:35,36).
     
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Что дает милосердию такую силу?

    Западное христианство в делах милосердия видит заслугу[1], которая получает справедливое воздаяние от Бога.

    Православие же по учению святых отцов в делах милосердия видит лекарство для врачевания души человека, который совершает дела милосердия.

    Дело в том, что сам человек не способен прямо прикоснуться к своей душе. Человек прикасается к своей душе только тогда, когда совершает дела милосердия по отношению к ближнему. При этом он врачует свою душу – приобретает себе милостивое сердце. Первый человек, который получает пользу от доброго дела, тот, кто его сотворил. Доброе дело – это не заслуга перед Богом, но бальзам на язвы души.

    Об этом говорит Господь: «дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27).


    [1] Протестантизм видит в добре – печать богоизбранности, наступающей вследствие Заслуг Христовых.
     
    Просто Оксана нравится это.
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Мимо милостивого сердца на пути ко спасению пройти нельзя. Это порог пути к Царству Небесному.


    Сказав о милостивом сердце, Господь продолжает, что, приобретя его, человек приобретает себе Царство Небесное: «будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез.36:28 ). Не имея милостивого сердца, мы не можем считаться народом Божиим. Это существенный признак христианина, а не ритуалы и исправность во внешней жизни.
     
  9.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    О милосердных людях говорит Христос: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф.25:34-36).

    Это слова приговора. Бог показывает Страшный Суд, как отделение света от тьмы.

    Горе тем, кто сам себя погружает во тьму своим немилосердием!
     
  10.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Нам нужно помнить, что милосердие может быть не только внешним, но и внутренним. Мы можем не только покрыть тело человека одеждой, но и покрыть его своей милостью и любовью, когда увидим его немощи и грехи.
     
    Просто Оксана нравится это.
  11.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Как это происходит?

    Наш ближний – человек, и он имеет, подобную нам, поврежденную грехом, природу.

    «Всяк человек – ложь», - говорит пророк. Люди отличаются друг от друга не своими добрыми или злыми качествами, но способностями скрывать друг от друга (и от себя) свои недобрые свойства, а также сдерживать свои злые желания.

    Человек (любой, в том числе и мы) напоминает гроб покрашенный, внутри которого находится всякая нечистота. Под тонкой оболочкой человеческого облика в нас скрывается зверь со своими бессловесными страстями.

    У каждого из нас на лице маска. Каждый из нас играет свою роль. Фраза о том, что «мир – театр, а люди в нем актеры» впервые произнес не Шекспир, а Златоуст. Мы себя изображаем кем-то, и часто верим, что мы в действительности есть то, что изображаем.
     
  12.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Но эта маска не всегда держится на нашем лице крепко. Усталость, различные проблемы и многое другое срывают с людей их маски, и тогда они (люди) оказываются перед своими ближними с той нищенской неприглядностью духа, которую всю свою жизнь пытаются спрятать.
     
  13.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Когда ветер обстоятельств срывает с лица нашего ближнего маску, тогда человек совершает перед нами что-то, что нам не нравится: преступление, подлость, смертельную обиду. Правда, здесь речь о некотором крайнем проявлении. Чаще же всего с человека маска срывается не полностью, поэтому его внутренняя грязь воняет только чуть-чуть, но достаточно, чтобы отравить наше обоняние.

    Вот тогда-то, когда наш ближний будет стоять перед нами покрытый зловонными язвами страстей и грехов, вот тогда-то нам и нужно исполнять заповедь: покрыть его одеждой своей мысли, своей любви. Говорит апостол Петр: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:8 ) – если мы будем иметь любовь к ближнему, тогда наша любовь покроет любой его недостаток.
     
    Просто Оксана нравится это.
  14.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Наиболее важно это иметь в семейной жизни: между родителями и детьми, между супругами.

    Проблема в том, что мы приходим домой уставшими, и часто не готовыми изображать собою доброго, нежного и кроткого человека. Но нам нужно учиться.

    Дело в том, что дело надевания на себя нужной маски, напоминает то, как врач надевает на себя стерильный халат или перчатки для того, чтобы не заразить своего пациента своими болезнетворными микробами. Так нам необходимо вести себя со своими ближними.
     
  15.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Отельная проблема в том, что среди наших ближних есть люди, которые совсем не умеют носить маску. Этих людей называют психопатами. Они плохо находят общий язык с людьми, потому что всегда находятся в положении таких людей, в которых гроб с их мертвецом всегда раскрыт и воняет. С такими людьми тяжело, но нам необходимо учиться вести себя и с ними по-христиански. Иногда подобное состояние бывает с нашим ближним периодически, и тогда искусство обращения с ним становится искусством христианства. Такое чаще всего бывает в нашей профессиональной жизни, но бывает и в семье. Сегодня же мы слышим заповедь - покрывать зловонную язву нашего ближнего.
     
  16.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Нам всегда нужно иметь в запасе такие «одежды», хранить их в своем уме, чтобы быть готовыми быстро отреагировать на соблазн, которые нам подаст наш ближний: гадкий поступок друга, самодурство начальника, истерика жены, жадность мужа. Запас таких «одежд»-добрых мыслей о ближнем необходимо готовить каждый раз, когда мы ложимся спасть, читая вечернее правило.

    Это приготовление состоит, с одной стороны, с того, что нам нужно простить нашего ближнего, оставить ему его долги перед нами, отпустить его из наших мстительных фантазий. А с другой стороны, заготовить мысли-заготовки «на завтра», чтобы у нас было доведена до автоматизма наша реакция на соблазн в оправдании немощей нашего ближнего.
     
  17.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Дополнение: у этой проблемы есть и другая сторона: Нам должно всячески избегать совершения соблазна для нашего ближнего. То есть нам нужно стараться вести себя так, чтобы маска на нас держалась крепко. Особенно в семье.

    Маску снимают только тогда, когда человек стоит перед Богом на молитве, или исповедается. В эти минуты наша вонь должна из нас литься свободно. Да родит она (вонь) в нас слезы, как у Марфы над гробом смердящего Лазаря.

    Состояние человека, не имеющего на себе маски, называется «христа ради юродством», и, отчасти, мученичеством. Не каждый способен на это.

    Состояние человека, осознающего отсутствие на себе маски, - это состояние человека, к лицу которого маска уже приросла.

    Маски образуют несколько слоев. Психотерапия (психоанализ) позволяет вскрыть несколько слоев
     
  18.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Пища и лекарства, о которых Господь говорит в пророчестве о Суде, также бывают не только телесными, но и духовными. Когда мы делимся евангельской радостью, тогда мы помогаем нашим ближним врачевать их скорби. И это тоже является делом милосердия. Когда же мы подаем людям соблазны, тогда мы вместо хлеба даем нашим ближним отраву.

    Особенно это страшно, опять же, когда происходит внутри семьи. Как часто родители или супруги являются учителями зла для домочадцев. Но говорит об этом Новый Завет: «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8 ), мы же вместо доброго примера и совета чаще всего делаем соблазн, и сами же мешаем нашим детям или супругами исполнять волю Божию.
     
  19.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    В конце 25-й главы Евангелия от Матфея Господь говорит нам, что суд над нами совершается перед лицом нашего ближнего. Любой человек – это брат Христов.

    О любом человеке: соседке, родственнице, коллеге, сектанте, уголовном преступнике, политике, начальнике, подчиненном – говорит Христос: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40).


    Всякий раз, когда мы оказываемся перед лицом нашего ближнего, происходит суд над нами. Мы предполагаем, что судим мы, а на самом деле, судят нас, как это было на последней Пасхе в Иерусалиме.
     
  20.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.230
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Этот суд описывается в последних главах Евангелия. Это суд над Христом пред синедрионом, Пилатом и народом Иерусалимским. Наш ближний – Христос (в образе нашего ближнего), а мы попеременно занимаем то место первосвященника, то место Пилата, то место иерусалимской толпы.

    Когда мы судим человеческие грехи, мы садимся на престоле лжеправедного первосвященника[1]. Когда мы судим ближних по нашей выгоде, мы оказываемся на седалище Пилата. Когда мы увлекаемся общественным мнением, модой, обычаем, чужим мнением[2], тогда мы становимся на месте иерусалимлян.


    [1] Роль Анны и Каифы отличается. Анна – образ исследования нами праведности нашего ближнего по отношению к нам (насколько ближний полон смирения, кротости, милосердия и любви к нам). А Каиафа изучает то, насколько наш ближний праведен по отношению к Небу, Церкви и Народу, то есть – насколько человек исполняет заповеди вообще.

    [2] Например, ложью из ТВ, интернета, споетни.
     
Загрузка...