Новый Адам, Страсти, Житейское море, Самопознание:Лекция на Неделю 9ю по Пятидеятнице

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 17 сен 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.202
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Лекция для взрослой воскресной школы на 9-ю Неделю
    В девятую Неделю по Пятидесятнице в Церкви по уставу читается конец 14-й главы евангелия от Матфея содержание которого такое: «понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую» (Матф.14:22-34).
     
    Последнее редактирование: 17 сен 2013
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.202
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Новый Адам

    В этом хождении Господа по воде мы видим Божественное Откровение о Новом Адаме – Сыне Человеческом, Христе. Мы видим кто Он.
    Мы видим свойства Его человечества. Они подобные Адамовым до грехопадения, но во всем выше их.
    Хождение по водам показывает, что стихии, например, вода Геннисаретского озера, покорны Ему, как когда-то они были покорны Адаму. Поэтому Христос идет по воде.
    Такую же покорность могли бы показать и воздух, и земля, и огонь. Такая покорность стихий мира совершается не перед Богом, но перед Сыном Человеческим, Который носит человеческое имя «Иисус, Сын Марии».
    Во Христе не было никакого греха. И поэтому Он, как Сын Человеческий имел то, что потерял Адам. И мы видим Его славу.
    Мы все можем родиться от этого Нового Адама в духе, в таинствах и в вере.
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.202
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Страсти и скорби

    Мы видим перед собою воду, ветер и бурю. Все это образ страстей и скорбей.

    Рассмотрим эти образы подробнее.
    В человеке с момента сотворения есть душа и тело. Тело состоит из плоти и крови. Плоть – это грубое вещество, а кровь – это средоточие страстей. В духе нашем есть силы – разум, воля и чувства.
    Кровь человека и его страсти в повествовании о шторме на Генинисаретском озере символизируются водою моря и волнами.
    Вода – это подвижная и непостоянная стихия. Она легко топит в себе человека. Это можно сказать о любой страсти.

    Страсти между собою взаимосвязаны так, что одна питают другую и напоминают дерево: с корнями, ветвями и плодами.
    На самой поверхности этого дерева – три плода: гнев, печаль и уныние.

    Печаль мирская, которую врачи называют депрессией, проявляется тоской и страхами. Человек тонет в ней, как в горьком море. Она сильнее всех страстей нарушает работу тела. Из-за депрессии-печали развиваются опухоли, которые, начавшись и умножив депрессию, становятся неизлечимыми.

    Уныние погружает нас в воду, которая липкая, как клей или зловонная смола. Кто прикоснулся к этой зловонной жиже, у того охлаждается ревность об угождении Богу, и появляется нежелание жить. Все это – содержание таких состояний как алкоголизм и наркомания. Психологи называют это агрессией направленной на самого себя или жаждой саморазрушения. Наихудшее проявление уныния – отчаяние, как это было с Иудой.
    Гнев топит человека в воде, которая напоминает огонь. Это море огня заполняет человека сперва изнутри. При этом человек, когда гневается, например, на своего начальника, никак не показывает этого гнева снаружи, но потом гнев разливается вокруг, разрушая семью, ссоря друзей, изгоняя человека с рабочего места. Тогда ум тонет, как это показано в Евангелии на примере Ирода, убившего младенцев.

    Такое же море колеблется в нашей душе от блудного вожделения, сребролюбия, тщеславия и чревоугодия.
    Дно этого моря – гордыня. Никто не лишен ее.

    Иногда это море не заметно, и тогда человек, не замечая, погружается в него, думая, что находится в полной безопасности. О познании этой опасности молится Давид в 50-м псалме: «избави мя от кровей». Такое познание открывается только Духом Святым.

    Но досаднее всего, когда страсти в неприкрытом виде бушуют в нашей душе, и мы не чувствуем никакой возможности противостать им.
    Мы боремся со страстями, но они, как вода под Петром, расступаются под нами, чтобы поглотить нас.

    Что означает ветер и буря? Они собой символизируют наш ум и помыслы.
    Стоит понудить себя читать Священное Писание или молиться, как мы замечаем в себе целый хор помыслов, которые вращаются в нашем уме. Эти помыслы говорят с разной силой. Одни громче, другие тише. Самое неприятное, если мы даже не ощущаем, что с нами происходит что-то неправильное.
    Наш ум напоминает широкую рыночную площадь, где собралась толпа людей: злых и праздных, мстительных и похотливых, жадных и тщеславных, и все они, говорят, говорят, говорят. Более всего нам досаждают лукавые помыслы, которые нас мучают: то придет помысел, что наш ребенок вот-вот умрет, то, что муж потеряет работу, то, что сами скоро заболеем раком, то придет какой-нибудь хульный помысел на Бога.
    С детства мы привыкли делать вид, что их в нас нет. Мы стараемся доказать всем, и в первую очередь себе, что то, чего мы стыдимся или боимся в нас не существует. Но мы лжем себе. Человек, который в себе не слышит этой толпы, либо достиг совершенного бесстрастия, либо в его уме кроме этого хора больше ничего нет: ни молитвы, ни духовного рассуждения.
    Эта буря толкает нас и сбивает с ног. Она помогает волнам топить нас.

    Мы чаще всего даже не догадываемся, что с нами происходит. Мы не видим бури и волн.
    Это море и буря – внутреннее.

    Но есть такие же ветер и волны, вокруг нас. Ветер и море вокруг нас состоят из болезней и скорбей, демонских нападений, и людских соблазнов.
     
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.202
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Буря житейская

    Но вот Господь, подобно тому, что мы сегодня видим в Евангелии, зовет нас, и мы выходим навстречу Христу. И тогда мы замечаем свою беду. Христианину свойственно благодарить Бога за свое прозрение.

    Петр считал себя образцом веры, пока не начал утопать, и не осознал того, что он – маловер. Происходит чудо самопознания Петра: до этого момента он считал себя верующим человеком. Но вот он начинает тонуть и слышит не только Христа, но и свою совесть: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Матф.14:31), и узнает, что он собою представляет без Бога.

    Человек борется со стихией своих помыслов и страстей, но они, как вода под Петром, расступаются под ним и топят его.

    До тех пор, пока Бог не поможет нам узнать самих себя, как Петру на Геннисаретском море, мы находимся в великой опасности. Когда же Господь поможет нам, тогда начинается наше время спасения, ведь мы узнаем о себе, что тонем. Только тогда у нас появляется желание повторить слова апостола Петра: «Господи! спаси меня» (Матф.14:30).
     
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.202
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Вера

    Что же нам делать?
    Человек – это целая вселенная. Космос, который окружает нас – это только слабое отражение того, что мы имеем в самих себе. Бог нас сотворил по образу и подобию Своему. Мы сотворены владеть той вселенной, которая внутри нас. Наш ум – это свет, который в нас от Бога. Наши плоть и кровь подобны воде, которые освещены этим светом.
    Нам надлежит собрать свой свет так же, как это произошло во время творения, когда Бог сотворил свет, а затем собрал его в звезды и солнце.
    Нам нужно собрать себя в одну точку, в одну звезду, в одно солнце, как Бог это сделал тогда, когда собрал весь свет мира в одно место - в солнце и звезды небесные. Нам нужно собрать свои мысли, желания и чувства так, как это сделал Господь с водой, чтобы явилась суша и появилось место для жизни.
    Нам должно собрать все, что есть в нашей душе, вокруг Христа.

    Если представить человеческий ум в виде стекла, а его мысли в виде солнечных лучей, то свод ума превращается в увеличительное стекло. Куда лучи соберутся – это центр внимания. Все прочее растворяется на периферии ума.

    Часто больные говорят, что они верят в выздоровление. Но что это за вера, и в чем сила ее?
    Когда человек говорит о вере в исцеление, тогда он говорит, что все лучики его ума собрались на его здоровье. Христос имеет к вере ровно такое отношение, как Он имеет отношение к выздоровлению. Достаточно ли это для христианина?
    Это серьезная проблема. Человек смотрит на воду и ветер. Христос в туманной дымке. Человеку не нужен Христос, ему нужен врач, который смог бы его вылечить. И человеку по большому счету все равно, как зовут этого врача: Христос или Магомет – лишь бы вылечил. Человек двумя ногами вязнет в творении, собственном теле и его здоровье. Человеку нет дела до Творца.
    Ученые говорят, что сила психики может творить удивительные вещи. К ним относится даже улучшение течения и остановка роста злокачественных опухолей. Но вода продолжает течь, и вместе с нею вытекает жизнь и тела, и души.

    Пока Петр шел по волнам и смотрел только на Христа, стихии в почтительности к нему служили ему – море не топило, ветер не бросал. Когда же Петр перестал смотреть на Христа, но повернул свой взор на ужасные опасности, которые его окружали, тогда он начал тонуть.
     
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.202
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Давайте оценим себя через Петрово испытание. Что значит смотреть на Христа? Человеческое естество напоминает поток лучей. Каждый луч – это некая сила нашего естества. И даже более того – каждое движение силы естества. Каждая мысль, чувство и желание – это лучик. Их в нас миллионы. Иногда в нашей жизни появляется нечто, что соединяет все эти лучики в одну точку. Наши ум, воля и чувства тогда соединяется воедино. В центе такого соединения вся сила наша, все сердце наше. Евангелие рассматривает три варианта такого соединения. В 14-й главе перед нами самый частый вариант: лучики нашей души собираются на скорбях. Весь наш ум, желания и чувства соединены на нашей болезни, утрате, страдании, беде, обиде, проблеме и т.д. Второй вариант описан в Нагорной проповеди: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Матф.6:19). Тогда ум, чувства и желания человека собираются на том, что у нас будет отнято старостью, болезнью или смертью – карьеру, деньги, тело, славу, удовольствия и т.д. Последний вариант показан в 14-й главе так же, как и первый. При нем все лучики нашей души собраны на Христа и Его Небесном Царстве.
    Христос скорбит о человеке, который прилепился не к Небу, ведь жизнь человека, сердце которого погружено в землю, полна горечи – скорбей, болезней, страданий, которые его обкрадывают.
    Поучения о водах – это раскрытие того, о чем говорит Господь в Нагорной проповеди: «собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:20,21). Повествование о водах указывает нам это Небо и сокровище – это Сам Христос.
     
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.202
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    синергия

    В девятую неделю в церкви читают начало 3-й главе послания апостола Павла к Коринфянам. Его содержание таково:
    «Мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» (1Кор.3:9-17).
    Здесь апостол Павел говорит, что христианство – это соработничество у Бога. Другими словами, Бог не может нас спасти без нашего участия. Нельзя спастись механическим путем. Таинства – это не заклинание, в котором самое важное – это произнести правильные слова и совершить правильные действия. Главное в Таинствах (крещения, исповеди, причастии, венчании и другом) – то состояние духа, которое имеет человек. То, что церковь называет подготовкой к Таинствам – это средства изменения нашего духовного состояния, которое является обязательным для Таинства. Поэтому механическое чтение молитв, формальное участие в Таинствах, дает мало плода.
    Человек, по сегодняшнему сравнению апостола Павла – это нива Божия. Нам должно самим взрыхлять эту ниву своими трудами, удобрять подвигом, терпеливо принимать те средства, которыми Бог удобряет эту ниву.
    Человек – это строение, дом. Каждый строит из «дерева», «соломы», «сена», «золота», «серебра», «драгоценных камней». Но все наше строение испытывается огнем скорбей и искушений. Каждый вид вещества означает особенности личности, решимость, веру, смирение. По тому результату, который бывает от искушений, мы можем узнать, что в нас.
    Основание наше – Христос. В этом соединяется евангельское учение и апостольское. До тех пор, пока Петр в своем уме видел одного только Христа, он был непобедим, когда же он занялся множеством других предметов, он стал утопать. Но и тогда рука Христова спасла его.
     
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.202
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Проповедь о внутреннем поучении (на 9-ю Неделю) от 25.08.13

    В Девятую Неделю после дня Святой Пятидесятницы во время литургии по уставу читается конец 14-й главы Евангелия от Матфея, где повествуется о том, что произошло после того, как Господь преломил пять хлебов на пять тысяч мужей. Господь отправил Своих учеников в Капернаум, находившийся на противоположной стороне Геннисаретского озера, а Сам остался на берегу в пустыне с людьми, которых накормил. Ученики, покинув Учителя, сразу попали в беду. На море началась буря, а Геннисаретское озеро отличается тем, что его волны часто переворачивает мелкие рыбацкие суденышки. Поэтому апостолы находились всю ночь в реальной опасности для жизни. Особый ужас ученики испытали тогда, когда над волнами бушующего моря они увидели приближающуюся тень человека. Они решили, что к ним приближается какой-то злой дух или утопленник. Это же был Христос, Который шел по воде, как Новый Адам, как Сын Человеческий, но полновластный Владыка всех стихий. Тогда Господь обратился к Своим ученикам: «ободритесь; это Я, не бойтесь» (Матф.14:27). Дальше Матфей повествует о том, как Петр в ревности приблизился ко Христу, идя по воде, и о том, как он, отвернувшись от Христа начал тонуть. И о том, как он впервые совершил молитву, которая впоследствии была расширена, дополнена и превратилась в молитву Иисусову, и о том, как Господь спас Петра в этой молитве, подав ему Свою руку. Во всем этом повествовании, которое является реальным событием, мы видим образы процессов, которые происходят в наших душах и в нашей жизни.
    Волны моря – это наши скорби: болезни, утраты, бедность, клевета и наветы. Буря – это вся мощь демонских соблазнов: помыслы, страсти и обольщения. Все вместе это образует то, о чем поет Церковь: «Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею…». Когда мы находимся в корабле, в Церкви, мы видим море и бурю, а Христа часто рядом с собой не чувствуем. Он как будто остался где-то в прошлом, во времена наших святых предков: Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а может и еще дальше, во временах Евангельских. Но вот Господь приближается к нам, но зачем? Сперва мы не узнаем Его. Феофан Затворник говорит, что наша душа находится в узах похоти житейской, мира сего и демонов. Чаще всего эти узы выглядят привлекательно. Бог, чтобы дать нам свободу, иногда повреждает оковы, которые лежат на нашей душе. А мы воспринимаем это освобождение, когда Бог посещает нас болезнями и скорбями, как порчу или сглаз от какого-то злодея-колдуна. Мы часто пугаемся приближающегося Господа, не узнавая Его, принимая Его Промысел за демонские козни.
    Иногда Бог выводит нас словно из корабля на воду. Когда это бывает? Мы часто проводим жизнь скорбную, но, в целом, комфортную. Хотя корабль Церкви и содрогается от волн, но нам эти волны уже, в общем, привычны. Чаще всего набор скорбей у каждого человека довольно постоянен: легкое недомогание, проблема с начальником, ссора с товарищем. Но иногда Бог выводит нас на скорбь большую. Господь словно говорит нам, как Петру: «иди» (Матф.14:29). И тогда наша прежняя жизнь заканчивается: страшная болезнь, какое-нибудь крушение всей нашей жизни и тому подобное врывается в нашу жизнь неожиданно и могущественно. Чаще всего, конечно, происходит нечто среднее: на фоне серенькой обыденной жизни на нас иногда нахлынет холодная волна скорби большей, чем обычно. Это напоминает еще не хождение по водам, но пальчик, высунутый из лодки, но … у каждого своя мера.
    Из Евангелия мы узнаем, что когда «прейде душа наша воду непостоянную» (Пс.123:5) с ее скорбями, то это происходит не потому, что Бог нас забыл или не любит, но совсем наоборот. Скорби входят в нашу жизнь не случайно, но Бог выводит нас на них, как на битву, увидев нашу готовность. Скорби наши определяются не нашей праведностью или грехами, но душевным мужеством. Поэтому мы, не ища себе подвигов и скорбей из рук Божиих, а получаем то, что нам по силам и полезно. Хотите узнать то, что вам по силам? Посмотрите на то, что вы терпите.

    Мы видим, как Петр, а вместе с ним каждый из нас идет по этой воде страданий через бурю страстей и помыслов. Когда в центре внимания Христос, тогда человек приобретает огромную силу. Тогда от него отступают все страсти и скорби. Тогда человек становится «яко гора Сион».
    Мы устроены таким образом, что способны держать в центе своего внимания только один предмет, а все прочие у нас растворяются на окраине ума. Если в центре нашего внимания находится Христос, тогда все скорби и радости этого мира растворяются на его задворках. Если мы приковываем свой ум к праху земному, к земным радостям и скорбям, тогда на периферии нашего сознания оказывается уже Христос. Он становится нам интересным ровно настолько, насколько Он способен доставить пользу самому главному в нас богу – праху земному и нашим страстям. В таком случае человек является на половину язычником…
    Что бывает, если человек вместо своего тела все свое внимание собирает на Боге, показывает апостол Иоанн Богослов: над ним смерть вторая, то есть смерть тела теряет власть. Тело еще может умереть, болезнь может продолжаться своим чередом, но сам человек становится сильнее стихий, сильнее самой смерти. От такого человека болезни бегут.

    Если мы хотим идти ко Христу по водам скорбей и страстей, тогда нам необходимо стучать в свой ум, понуждая его к вниманию, искать и просить милости у Бога, как это сделал благоразумный разбойник на кресте и Петр, утопающий на Геннисаретском море. Все это называется тайным сердечным поучением. Тайным оно называется потому, что оно совершается в тайне, то есть в глубине, нашего ума и сердца.
    «Поучением» оно называется потому, что состоит в хранении в уме и сердце, как говорит Феофан Затворник «какого-нибудь слова Священного Писания, или слова отеческого, или молитвенного». Поучением оно называется еще и потому, говорит Феофан Затворник, что при нем как при школьном уроке нас призывает Церковь: «сознай сей предмет и говори о нем внутрь безпрестанно», то есть повторяй его, пока он не отпечатается на уме и сердце, как буквы на камне.
    В этом упражнении есть свое начало и своя постепенность. Необходимо начинать упражнение с начала, а не со средины, и не с конца.
    Начинают с середины те, кто сразу мнит о себе, о своей способности молиться внутри своего сердца без развлечения. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость общения с Богом. Нам нужно начинать с начала, то есть, совершать молитву, понуждая себя на внимание и благоговение, для покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве. Младенцы во Христе не способны избавиться от рассеянности. Рассеянность в молитве проходит только тогда, когда человек достигает совершенства. Особенно важное средство для воспитания в себе собранности – это нравственности сообразная учению Евангелия. Состояние духа тесно связано с заповедями Евангелия. Эти заповеди служат для нашего духа тем, чем служит масло для горящего светильника
    Сегодня Господь обращается к нам, немощным в вере: «ободритесь, Я рядом, не бойтесь. Изгоните из своей души страх, как бы он ни казался основательным».
    Нам важно помнить, что на море скорбей нас вывел Сам Бог. Он сотворил нас. Он одел нас в таинстве крещения и причастия способностью наступать на змей и скорпионов. Если Господь нас вывел на сражение, то Он нас и поддержит.
    Поверим, что мы в Его любви, и что без Его воли ни один волосок не упадет с нашей головы. Наполняясь этой верой, мы приобретем способность идти твердо по нашему морю.
    Но даже если будем тонуть, есть у нас надежная опора, молитва: Господи! спаси меня. Повергнем пред Господом наши болезни и скорби, наши немощи и страсти. Помощь близко. Ободримся, и не будем бояться. Да возлюбим Христа всей своей душой, и тогда мы будем верить уже не в наше тело и его благо, но в Бога вечного, живого. Аминь.
     
Загрузка...