Нужен совет по аскетике

Тема в разделе "Задать вопрос священнику", создана пользователем Memento mori, 25 май 2015.

  1.  
    Memento mori
    Оффлайн

    Memento mori Новичок

    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    12
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Здравствуйте, батюшки! :)
    Такой вопрос...
    Знаю, что в норме критический взгляд на себя - должен приводить к покаянию. Но на практике часто получается, что приводит к настроению близкому к унынию. Что-то вроде неправильного снижения самооценки, и это вредит не хуже, чем неправильное её завышение (гордыня).
    Какими способами решается сия проблема?
    На всякий случай приведу пример, чтобы не вышло недопонимания о том, чего хочу.)) Однажды, давно, где-то у святых отцов вычитала, что если придёт мысль, или чувство тщеславное - надо тут же, быстро, вспомнить в подробностях и перечувствовать какой-нибудь свой мерзкий греховный поступок. Идеально помогает. Особенно, если долгое время практиковать и приучить себя сразу реагировать одним на другое. Вот аналогичное средство и нужно. Или два... не знаю. Проблема с которой обратилась, как бы двойная получается. Моменты плохого (по плодам) снижения самооценки способны резко чередоваться с моментами гордыни. (Оно тесно связано.) А у меня нет оружия для точечных контрударов, - как в примере с тщеславием, - к обоим видам этих помыслов. Ну, и как следствие, мне в этом пока даже не к чему себя приучать...

    P.S. Помню, очень понравилась статья, где написано как отцы классифицируют грехи - противопоставляя им добродетели, как средство к врачеванию. :) Методика точных ответных действий - пришлась по душе. Но на этот вопрос я или не нашла ещё ответа (т.к. далеко не всё прочитала), или проглядела, не поняв.
    добавлено: 25 май 2015
    Видимо, этот неправильный вид самокритики является эффектом от той же гордыни, но другой стороны медали - уязвлённой гордыни. (К сожалению, и этой гадости в душе полно.) Если так, то получается, что бороться достаточно с гордыней обычной, а её производные по ходу сами будут таять? Или нет? ...Поправьте, пожалуйста, если ошибаюсь.
     
    Последнее редактирование: 25 май 2015
    Тамара нравится это.
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Критический взгляд на себя без смирения (но с тщеславием) рождает уныние. Самый явный признак ее - мнительность.
    Пример, Иуда. Имел критический взгляд.
    добавлено: 25 май 2015
    Первый раз слышу. Более того, отцы запрещают вспоминать с подробностями "мерзкие" свои поступки (особенно плотские грехи) так как они в "начинающих" еще имеют усладу. Есть даже в списке грехов "воспоминание своих плотских грехов".
    Очень рекомендую Феофана Затворника "Путь ко спасению", а также прочтите из Добротолюбия первые четыре главы Макария Великого (можно и больше, но о духовном благородстве - в первых четырех).

    Что касается учения Феофана, то борьба с грехом должна иметь стадии, напоминающее сотворения мира: на первом этапе свет разлит в мире (неприязнь к греху и осознание своего повреждения). И только к "четвертому" дню появляется некоторая определенность в понятиях и чувствах. Зрение своего греха - это дар Святого Духа. Углубляться в частности - это всегда пагубный путь. Нужно проходить помыслом от корня к плодам, а не драть хвосты у ящерок (точечные уколы рапиры). Нужно перед глазами иметь корневых возбудителей греха, а любая борьба по горизонтали - это паллиатив: полезный, но слепой... (единственная его существенная польза - он открывает нам наше бессилие)

    Тщеславие в человеке - это грязное рубище, которое демоны пытаются накинуть на царя.
    добавлено: 25 май 2015
    В борьбе с тщеславием такого метода применять нельзя. Прочтите раздел Лестивицы о тщеславии. Любая стрела в тщеславие вернется в Вас.
     
    Тамара, Наталья_*, Vivace и 3 другим нравится это.
  3.  
    Memento mori
    Оффлайн

    Memento mori Новичок

    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    12
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Вон оно что... маскируется. Спасибо от всего сердца! :)

    Статья была на азбуке.ру Если найду её - скину сюда ссылку. Впрочем, могла что-то и понять неверно...
    Про "мерзкие" - извините не точно выразилась. Подразумевалось: тот, который до сих пор вызывает омерзение и ничего кроме. Вспоминала один и тот же поступок на почве гнева, как раз потому, что он неизменно вызывал "неприязнь к греху и осознание своего повреждения" и, как следствие, смирение. Пока не понимаю, почему это может быть опасно... Иду читать по Вашим советам!
    P.S. К Св. Феофану очень тепло отношусь, правда, давно читала. Он был одним из первых моих наставников на пути к православию. :) Вижу, что самое время перечитать, явно многое прошло мимо.

    Как человеку понять, что это они, а не хвосты ящериц? Знание может быть дано по молитвам к Святому Духу, а до того времени - ничего не делать? В смысле, с теми грехами, которые на даном этапе вижу.
    добавлено: 25 май 2015
    Ага. На моём же примере и видно.='( Выгнала из одной формы выражения, а оно перешло в другую, ещё и порядком незаметно.
     
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот как раз это из середины книги "Путь ко спасению".....

    А вот такой способ: Смирение - это свойство богочеловека. Оно - неизреченно. Само смирение во Христе - совершенно.... и никаких самокопаний.
     
    Тамара, Сергей и Memento mori нравится это.
  5.  
    Memento mori
    Оффлайн

    Memento mori Новичок

    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    12
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ясно.)
    Спасибо, Вам за помощь!
     
    Тамара нравится это.
Загрузка...