О богословии протоиерея Александра Меня

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем иерей Павел, 26 фев 2010.

  1.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Вы не имеете ввиду форумских священников?!:bd:
     
  2.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Это форумный глюк, попробовал исправить, вроде видно.

    А к 90-91 - то да, евреи сразу пошли к власти.
     
  3.  
    диакон Андрей Барабаш
    Оффлайн

    диакон Андрей Барабаш Новичок

    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Друзья, вы поймите, что все могут ошибаться в вопросах веры, даже святые,которые высказывали свои точки зрения по некоторым вопросам, которые в свою очередь противоречили или мнению Церкви или Общему согласию Святых Отцов, тем более известные богословы, но это не значит, что всё что они говорят по основам веры(в разрез учению церкви) надо верить и принимать за непреложную истину. У нас есть Учение Церкви и Святые Отцы, которое можно прочесть в катехизисе, догматическом богословии и учений Святых отцов.
    Да, вы скажите, что ко всему можно придраться , я с вами соглашусь, но есть проповедники, которые допускают ошибки в высказываниях, а есть,которые заведомо веря и исповедую свою точку зрению , в противовес Святым и Церкви и выдают за неприложную истину всей общественности. И самое страшное, что Люди, которые глубоко почитают таких проповедников, верят им и с нимиже исповедуют их точку зрения, которая является ложной, по иному ересью, а ересь по словам апостола Павла- духовно убивает человека.

    К сожалению о.Александр Мень придерживался и говорил по некоторым вопросам ложные взгляды,которые зачастую были задолго до этого осуждены церковью, это касается и проф.Осипова. писать подробно об их высказываниях думаю нет смысла, о них написано много критики, можно не полениться , прочесть и проверить обоснованна эта критика или нет.- это совет о.Павлу.

    Скажу что в свое время и Ориген был учителем церкви, большим авторитетом, за которым следовали многие епископы, защищали его и его учение, лишь по тому, что он был очень уважаемым и известным богословом, но как известно, он и его учения были осуждены церковью.

    Не всему надо верить, что говорят те или иные богословы, а нужно проверять их высказывания с учением Церкви.

    если вас интересно мнение о.Иоанна Крестьянкина по поводу о.А.Меня , то вот что он говорит :«Общаться с ним не надо, книгами его пользоваться не надо» Думаю неспроста, к такому мнению надо прислушаться. http://russned.ru/hristianstvo/vospominaniya-ob-ottse-ioanne-krestyankine

    Ну и по просьбе о.Павла, дабы не быть голословным по поводу о.А.Меня, приведу его высказывание, которое было осуждено церковью, которое видимо не заметил о.Павел читая его труды и интервью.

    прочитав это интервью http://www.alexandrmen.ru/books/voprosy/otvet_01.html , я нашел не придираясь к словам, несколько недвусмысленных высказываний противоречащих православной вере, приведу пару. 1 по поводу Эволюции, якобы человек не был создан таким какой он есть, а произошел от человекоподобных особей, что конечно противоречит мнению святых отцов. и постановления 5 Всел Собора, который гласит, что душа(Дух) творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после. 2. По поводу происхождения души, где о.А.Мень утверждает, что :
    Но есть мнение, что душа человека творится каждый раз каким-то особым актом. Я не думаю так,....Я думаю, что она (душа)присутствует в коллективной душе человеческого рода, но как индивидуальная вряд ли существует.
    Св. Писания Св. Церковь признает ту мысль, что души человеческие, как и сами люди, творятся Богом чрез посредство родителей, совершенно для нас неизъяснимо (Прав. Испов., ч. 1, отв. на 28 вопрос).
    Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после (5-й Всел. Соб.).

    далее он пишет Расскажите, какие этапы проходит душа после смерти тела, происходит ли ее слияние с общей душой Адама?
    ... Соединяется ли она с общей душой Адама? Нет, я думаю, она должна оставаться уже личностной. Она находится в единении с другими душами, но уже не теряет своего «Я». Какова эволюция общей души? Ну, это вопрос очень общий. Наверное, все-таки это движение к своему Первообразу.
    Так или иначе, а предсуществование душ исповедано прямо и недвусмысленно.

    Как Церковь смотрит на подобные толкования?

    "Кто верит в баснословное предсуществование душ,
    которое влечет еще и к другому уродливому и нечестивому представлению,
    что все души в конце концов, возвратятся в первобытное состояние — да будет анафема".

    Анафематизм V Вселенского Собора 553 г., 1.


    Есть ещё такой аспект. У Господа Иисуса Христа была человеческая душа. Очевидно, что она должна была также присутствовать также в Адаме. Тогда:

    "Кто говорит или думает, что душа Господа прежде существовала
    и соединилась с Богом Словом прежде воплощения и рождения Его от Девы, — да будет анафема".

    Анафематизм Поместного Собора 553 г., 2.


    И так далее, в этом же интервью затронуты вопросы Чистилища, Всеобщего Спасения, смертности души(её исчезновения), думаю не стоит все это приводить сюда. Я уже не говорю о сравнении Кришны и Христа, якобы Кришна является прообразом Христа http://vk.com/video36161107_163049983?hash=98c579926f498bb1 .
     
  4.  
    протоиерей Алексий Носач
    Оффлайн

    протоиерей Алексий Носач Правдоруб форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    516
    Симпатии:
    109
    Лучшие ответы:
    2
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо.
     
  5.  
    протоиерей Алексий Носач
    Оффлайн

    протоиерей Алексий Носач Правдоруб форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    516
    Симпатии:
    109
    Лучшие ответы:
    2
    Вероисповедание:
    Православный
    Понятно.
     
  6.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    О.Андрей Барабаш!
    То, что вы приводите выше против А.Меня ничуть его не умаляет. Богословие о.Александра еще нужно понимать. К примеру задам вопрос :
    Как вы понимаете момент, что в Адаме все согрешили? Ответ на этот вопрос развеивает ваши аргументы якобы Мень еретик.
    Если вы не можете богословски обьяснить этот момент, то зачем говорить то о чем не понимаешь?

    А форумских о.Александр и так опередил. :)
     
    Последнее редактирование: 26 июл 2013
  7.  
    диакон Андрей Барабаш
    Оффлайн

    диакон Андрей Барабаш Новичок

    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Я только вам показал цветочки и это только лишь из одного интервью о.А.Меня., где набрался букет таких "теологуменов".
    Вы поймите, не стоит оправдывать все высказывания того или иного человека, лишь потому, что этот человек вам близок. А каждое высказывание нужно сопоставлять со Словом Божьим (то как понимает это Слово Церковь в лице Святых.)

    Давайте тогда поймем Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия, Оригена, ведь они мыслили нестандартно, не как все, а каждый что-то вносил свое новое и отлично оправдывал сотнями ссылками из священного писания и отцов церкви.
     
  8.  
    р.б. Ксения
    Оффлайн

    р.б. Ксения Мисс Начитанность Перекладач

    Сообщения:
    665
    Симпатии:
    637
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Читаю эту тему и благодарю Бога, что у меня нет богословского образования.
     
  9.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Пока ничего богословского не было, а только ссылки. Кто-то говорит плохой, другой - хороший. Общие фразы ничего не значат. Так же как и новенький залетает и начинает кого-то предавать, анафеме. Никто не поверит.
    Пусть сам богословски по полочкам все разложит, а мы почитаем, оценим. ;)
     
  10.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Не переживайте, если б и было, то Вы тоже ничего бы страшного не нашли.

    Если Вы еще не видели, то рекомендую посмотреть наши две телепередачи, об отце Александе Мене. В них, к слову, указываются и слабые стороны его богословия и его подхода к библии.

    https://www.youtube.com/watch?v=Z7wOkBLeMC8
    https://www.youtube.com/watch?v=_InVh3rFLgY

    Только это разные вещи - указать на слабые стороны, или делать голословные обвинения в ереси, как дерзают делать некоторые наши форумчане вслед за авторитетными для них, но отнюдь не непогрешимыми священниками.
     
  11.  
    р.б. Ксения
    Оффлайн

    р.б. Ксения Мисс Начитанность Перекладач

    Сообщения:
    665
    Симпатии:
    637
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Благодарю Вас за информацию, обязательно посмотрю:ax:
    Я не боюсь узнать об отце Александре какие-то его слабые стороны, мой принцип- не надо очаровываться, чтобы потом не надо было разочаровываться.
    Я написала об образовании, потому что порой зайдешь в тему, а там кроме поверок гармонии алгеброй, сухих ссылок, выдергиваний ничего нет:ah:
    Нет живой мысли, эмоций, чувств.
    Сейчас читаю книгу отца Александра "Прости нас, грешных", недавно перечитывала "Сын Человеческий". Разве эти книги могут нести зло? Не знаю, более наполненных любовью к Христу, к Евангелию книг я еще не читала.
     
  12.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
     
  13.  
    диакон Андрей Барабаш
    Оффлайн

    диакон Андрей Барабаш Новичок

    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    по учению Церкви, Тело, Душа и Дух созданы одновременно, Бог создает тело и сразу дает душу живую(Дух)
    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Размышления о бессмертной душе. О творении и соединении души и тела
    Душа наша создана Богом при творении человека.
    Преподобный Макарий Великий так говорит об этом: «При творении человека Бог произнес: «Сотворим по образу... и... подобию Нашему» (Быт.1:26) – и сказал это об умной человеческой сущности, разумея бессмертную душу.
    Книга Бытия говорит нам: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою» (Быт.2:7).
    «Многие, – говорит преподобный Серафим Саровский, – неправильно понимают слова: «Вдунул Бог дыхание жизни...», ошибочно считают, что здесь говорится о душе человека, вложенной» (вдунутой) в неодушевленное тело. Но это несправедливо. Бог не одну плоть Адаму создал из земли, но с ней вместе и душу, и дух человеческий». Вдуновением же Духа Бог сообщил душе человека одуховленность, отличающую ее от душ животных и растений.
    Епископ Феофан Затворник также считает, что душа человека, как и души животных и растений, создана из праха земного, и будучи сходной с душами животных, все же в значительной степени превосходит их в силу сочетания ее с Духом, вдунутым в лицо человека Богом при завершении творения.
    И этот Дух, как сила, исшедшая от Бога и соединившаяся с нашей душой во единое целое, сообщил ей возможность познавать Бога, стремиться к Богу, своим внутренним сокровенным чутьем сознавать свое происхождение от Бога – (душа есть частичка Божества в нас) – чувствовать свою полную зависимость от Бога и обязанность исполнять Его волю и жить только для Него, Им и с Ним.
    Симеон Новый Богослов иначе объясняет значение слов «... и вдунул в лице его дыхание жизни». Под «духом жизни» подразумевая душу. Но, он считает, что душа Адама была тесно связана, осенена Св. Духом.
    Святой Дух был Душой души Адама. И благодаря такому соединению души с Богом – Адам был по благодати тройственным: состоял из тела, души и благодати Божественного Духа.
    Св. Василий Великий в своей «Беседе о сотворении человека» говорит: «тело человека вылеплено Богом из праха земли, хотя и вылеплено оно искусными руками самого Бога, а не вызвано к бытию только словом «да будет» ..., а душа – сотворена» (сотворим человека). И душе дана возможность возрастания, т. е. восхождение через знание к совершенству.
    Преподобный Иоанн Дамаскин говорит:
    «Нужно понимать, что тело и душа человека созданы одновременно, вместе, – и в сие самое мгновение вдунут» (как вдунут – это необъяснимо) Богоподобный дух, так что человек сразу явился во всем своем величии и совершен по душе и телу.
    На V-м Вселенском Соборе святые отцы утвердили, что душа творилась вместе с телом, а не отдельно друг от друга, основываясь на Священном Писании.
    То, что душа и тело при жизни человека теснейшим образом связаны взаимно, святитель Григорий Богослов объясняет проявлением премудрости Божией, промыслительно установившей этот союз.
    Если бы, по его мнению, душа не была связана с телом и не должна бы обуздывать страсти и укрощать греховные порывы тела, а только была бы носительницей в себе частицы Божества, она могла бы возгордиться и превознестись своим достоинством. Но будучи непосредственно связанной с телом, перенося все житейские тяготы, болезни и искушения вместе с ним и в то же время являясь носительницей образа Божия, она понуждает и тело стремиться ко всему чистому и божественному.
    Душа соединена с телом для того, чтобы, если мы вздумаем гордиться образом Божиим в нас, земное естество наше смирило бы нас, – говорит святитель Григорий Богослов, – чтобы в борьбе и брани с телом мы постоянно обращали взоры к Богу ... чтобы мы знали, что мы в одно и то же время велики и ничтожны, перстны и небесны, смертны и бессмертны».
    Душа – сущность, отличная от тела, хотя находится в теле и теснейшим образом связана с ним. И обладая очень тонким материальным веществом (составной частью ее), пропитывает и наполняет все мельчайшие частицы тела человека, и это дает ей возможность «командовать» телом, руководить действиями тела.
    Дух подсказывает душе, а душа уже «приказывает» тем или иным органам тела действовать в определенном направлении.
    Душа первого человека имела образ и подобие Божие – такой она была создана http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Krestjankin/razmyshlenija-o-bessmertnoj-dushe=1_12

    согласен.
     
  14.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Андрей!
    Скажите, зачем оно вам надо, вот тут нам рассказывать про такого замечательного человека всякие непонятные вещи? Тем более у нас тут не общество фанатов почитателей "засекреченного" учения о.Александра. Это немного не по адресу. Вы нас не переубедите, что А.Мень еретик. Так же, как и профессор Алексей Осипов.
     
  15.  
    диакон Андрей Барабаш
    Оффлайн

    диакон Андрей Барабаш Новичок

    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    раз такая тема есть, мой долг указать на ошибки в богословии проф.Осипова и о. А.Меня, для того что бы люди научились думать и распознавать чему учит Церковь,а что отвергает. и не всему верить что говорит тот или иной богослов. Хочу всех призвать изучать Основы веры , для того что бы распозновать где учение церкви,а где частные мнения.
     
  16.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Радостно осознавать, что Вы относите эти слова и к себе.

    Вы привели цитаты, но они не являются крамольными.

    Маленькая иллюстрация.
    4-х летний ребенок спрашивает маму: "как я появился?". Она говорит "я тебя родила".
    Ребенок начинает размышлять, что это "родила" может означать.
    Самый лучший вариант - подождать лет 20 и попробовать на личном опыте.
    Немного хуже, дождаться 8-го класса и прочитать в учебнике по анатомии.
    А можно доооолго мудровать по этому вопросу. Так появляется богословие.
    А что делать, если пытливый ум ищет ответа? Слава Богу, что есть такие люди как отец Александр Мень и Осипов.

    Я лично готов спорить с отцом Александром, но уважать ЛИЧНО его у меня достаточно оснований. Не соглашаться с ЕГО МНЕНИЕМ (точнее отдельными высказываниями) я также могу. Его произведения написаны в спокойном и здравом духе, которое предполагает использование мозгов и критический подход. только критика бывает конструктивная и деструктивная. Вам какая по духу?

    А может мы оба (включая уважаемых людей) не правы? Я в младшей группе детского сада, а он в младшем классе школы обсуждаем одну и ту же тему с чужих непонятных слов, и поэтому ошибаемся оба?

    А что касается Осипова?
    Отче. Вы искажаете его слова. Ваши выводы основаны не на мнении Осипова, а на дальних его "перепевках".

    Чем сложно "спорить" с Менем, так это тем, что некоторые его тезисы не понятны, что он имел в виду. Тут как в песне: "если чуть-чуть сюда" - будет как у Златоуста. Из-за этого мне некоторые его высказывания кажутся приемлемыми только с комментариями. Ну, а "непонятность" - это мера мухи и пчелы. Некоторым людям в каждой строчке масон чудится. Если читать Меня без такой паранойи, то, поверьте, все звучит иначе - без ересей. А уж если не получается, так и не читайте. Он не обидится. У него найдется масса других читателей.

    А с Осиповым так вообще все просто... Он прекрасно обосновал всю несостоятельность обвинений его в "ереси", указав свои источники. Надеюсь, Григория Богослова и Златоуста Вы признаете за православных?
     
    Лариса Т. и Просто Оксана нравится это.
  17.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Батюшка, как же хорошо Вы сказали. Полностью разделяю Ваше мнение.
     
  18.  
    протоиерей Всеволод
    Оффлайн

    протоиерей Всеволод Мудрость форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель

    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    1.097
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    О. Андрей, даже приведенные Вами цитаты позволяют трактовать творение Адама как неодномоментный акт - сотворение тела (с "душою живою", никто не говорит здесь о мертвой плоти или глиняной кукле, как в Каббале), затем - сообщение ему сопричастности Божеству, дарование души разумной и бессмертной.
    Я не к тому, что было именно так. Я о том, что такая точка зрения не есть ересь.
     
  19.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
  20.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Споры вокруг отдельных частей вероучения изложения профессором Осиповым А.И. и отдельно над некоторыми моментами изложения о.Александром Менем+ шли, идут и будут идти долго.

    С одной стороны у этих богословов большой авторитет, с другой - почему кто то не может усомниться в верности некоторых положений ?

    Людям непонятно - они спрашивают. Их не удовлетворяет ответ они ещё раз спрашивают.

    Некоторые люди находят, что высказывания не соответствуют учению православной церкви - так что же такого, если и здесь разобраться ?

    Вот один из критиков о.Александра Меня опубликовал список о.Даниила Сысоева:

    Список ересей священника Александра Меня от убиенного за Христа священника Даниила Сысоева (кратко):

    1.Манихейство. — Учение о соучастии сатаны в творении мира, результатом чего была якобы происходившая эволюция.

    2.Учение о человеке как преображённой обезьяне. Противоречит определению V Вселенского Собора против Оригена (там было провозглашено, что душа и тело появились одновременно. В отношении учения Меня, его мнение было осуждено Синодом Московской Патриархии от 7.12.1935 г. по делу прот. С. Булгакова)

    3.Отвержение богодухновенности свящ. Писания (см. анафемы недели Православия).

    4.Отвержение первородного греха и постулирование независимости смерти от человеческого греха (см. 124 прав. Карфагенского Собора)

    5.Отвержение существования личного Адама и введение каббалистичекого учения об Адаме Кадмоне.

    6.Отвержения авторства почти всех ветхозаветных книг (см. анафемы против Феодора Мопсуэстийского V Вселенского Собора).

    7.В учении об Церкви — принятие теории ветвей (осуждена Юбилейным Собором 2000 г.).

    8.Синкретизм, <…> осуждённый (вместе с теософией) на Соборе 1994 г.

    9.Поощрение магии и экстрасенсорики (в лекции к учащимся в школе экстрасенсов) влечёт за собой 25 лет отлучения от Причастия. И почти единственная из вин, обрушивающая на священника сразу два наказания — лишение сана и отлучение. (Правила VI Вселенского собора, Василия Великого, Григория Нисского и т. д.)
    http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=318161

    Ну, так почему не ответить по каждому из пунктов ?

    То есть я за диалог и дружественную полемику, а не за однозначное осуждение оппонента просто потому, что у него другое мнение.
     
Загрузка...