О духовниках

Тема в разделе "Задать вопрос всем", создана пользователем р.б. Ксения, 14 апр 2011.

  1.  
    р.б. Ксения
    Оффлайн

    р.б. Ксения Мисс Начитанность Перекладач

    Сообщения:
    524
    Симпатии:
    302
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    [SIZE=+1]А.И.Осипов о духовниках[/SIZE]
    - Обязательно ли иметь духовного отца и можно ли его поменять?
    - Я боюсь, как бы нашу Церковь не погубило лжестарчество и лжепослушничество. Сейчас все христиане ринулись брать в духовники первых попавшихся священников, молодых и самых обычных. С одной стороны – миряне пришли, пару раз поисповедовались и уже хотят стать рабами. С другой стороны – священники хотят стать диктаторами. В Церкви создается удивительная атмосфера рабства и диктата.

    Отношения послушания между духовником и послушником возможны только в монастыре, только среди монашествующих, то есть посреди тех, кто постоянно находится друг с другом. Это святоотеческое учение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что послушание – великое аскетическое понятие и оно возможно только среди монашествующих, которые отреклись от всего мирского, находятся вместе, в одном месте и могут постоянно обращаться к духовнику. Среди мирян не может быть таких отношений, мы редко встречаемся и, как правило, не по духовным вопросам, а по делам вполне греховным. У мирянина и духовника не может быть отношений послушания. Освободите, пожалуйста, себя от рабства.
    Святой Иоанн Лествичник пишет: "Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели" (Св. Иоанн Синайский. Лествица. Сл. 4, гл. 6.). Прежде, чем назвать кого-то духовником, нужно тщательно познакомиться с этим человеком, узнать его, испытать, действительно ли это духовный человек, чтобы, как пишет святой Иоанн: «вместо тихой пристани не попасть на рифы и не разбить своего корабля». Это требует времени, русская поговорка учит: «чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть».
    Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что великое благо, если мы найдем человека искренне верующего, по-христиански живущего, знающего святых Отцов и разумного. Слышите – разумного. А то посмотрите, полусумашедшего считают юродивым, уж он-то психически ненормальным быть не может! Ищите разумного человека и с этим человеком попробуйте решать ваши вопросы. Как? На равных! Я с уважением прихожу к человеку, знакомлюсь с ним, спрашиваю его, убеждаюсь, что это человек духовный, но я с ним советуюсь. Я могу принять совет, а могу и отклонить, если вижу, что здесь что-то не то. В этом нет греха, потому что каждый может ошибиться. Если я искренне ищу, то спрошу у другого, как он думает об этом.
    Только напомню, что речь идет о духовных вопросах, а то к духовникам идут с вопросами: «Поступит ли моя дочь в институт? Куда ей поступать? Куда в паломничество мне ехать? Что продавать? Что покупать?» Я удивляюсь терпению священников и удивляюсь, что некоторые из них еще и начинают советовать, что людям делать.
    «Беда, коль пироги начнет печь и сапожник,
    А сапоги тачать пирожник»
    (Из басни И.А. Крылова.).
    Все вопросы земной жизни надо решать не с духовником, а с разумным человеком. А для нас часто главный авторитет - «батюшка сказал». Святые могли ошибаться, батюшка – никогда: «Вы что думаете, что старец может ошибиться, да никогда! А если вы в это не верите, то вы в гордости и в прелести!» Вот до какого состояния мы дошли. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) с горечью пишет: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований». Это пишет святой монах, который великолепно знал монастыри и монашество.
    Теперь в отношении смены духовника. Мы называем духовником того, к кому я обращаюсь за советом. Конечно, можно духовника сменить, если он дает мне советы, которые мне не помогают. Преподобный Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным . (Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. - М., 1995, с.72.)
    Еще раз повторяю, отношения послушания могут быть только среди монахов, у мирян со священниками отношения совета. И дай Бог, чтобы было с кем советоваться!
    Апостол Павел пишет: «Не делайтесь рабами человеков», а мы ищем рабства и тем снимаем с себя всю ответственность: не надо самому решать, не надо самому думать, надо совесть свою обмануть.
    Люди ищут не наставников в духовной жизни, ищут «прозорливых», «предсказателей», каждое слово которых – «откровение Бога». И в результате сколько от этого разбитых семей, сколько разбитых жизней.
    Одна мать приходит с сыном к такому «наставнику». Он, еще только к нему вошли, заявляет юноше: «Через год придешь ко мне иеродиаконом». Мать – поклонница этого «старца», почему и привела к нему. Я спрашиваю:
    - Ну, и что дальше?
    - Вы знаете, он женился все-таки.
    - Как живут?
    - Хорошо живут. А еще он мне сказал, чтобы я дочку отдала в монастырь, я и отдала. Через год она мне сказала: «Мама, я больше не могу в монастыре». И представляете себе, ушла из монастыря. Сейчас вот замуж вышла.
    - И что, какой у нее брак?
    - Ой, вы знаете, у нее такая семья хорошая.
    Вот так направо и налево решают судьбы людей: тебе - жениться, тебе - разводиться, тебе - в монастырь. Сейчас бедствие постигает нашу Русскую землю, все наши внешние проблемы - только жалкое отображение духовных. И одно из главных бедствий – это лжестарчество и лжепослушничество.

    Так кто же такой духовник и как он избирается?
    Лариса Тимофеева нравится это.
  2.  
    Владимир+
    Оффлайн

    Владимир+ Новичок

    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    4
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Так кто же такой духовник и как он избирается?
    [/QUOTE]

    Святитель Феофан Затворник говорит: "Ищи духовного руководителя не столько святого, сколько опытного: бывает много святых старцев, но мало опытных... Такие люди большей частью от мира бывают презираемы, и мир их ненавидит...
    В выборе духовного отца нужно быть осторожным".

    Заповеданное прп. Иоанном Лествичником испытание пастыря (духовника - моё прим.) прежде предания себя его водительству заключается в том, чтобы узнать кто перед тобой, что это за человек? Не прельщен ли он? Не из корыстных ли побуждений пастырствует? Насколько его учение соответствует учению Православной Церкви и воле Божией? Стоит ли слушаться его и насколько? При взаимном желании спасения, такой подход не только не вредит духовным отношениям, но, как показывает опыт, является единственно правильным. В частности, потому, что руководитель получает возможность узнать и исправить свои ошибки, если не пренебрежет невольными обличениями своего ученика. Совет древних отцов, согласно которому ученик обязан исповедовать старцу помыслы против него, в таком случае весьма актуален, если ученик при этом не переходит грань, за которой начинается дерзость, а духовник в состоянии принимать такую исповедь без вреда для себя.
    Для того, чтобы слушаться по-настоящему, необходимо доверие.
    С оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтобы предмет её был истинный и духовный – тогда она приводит к Богу. Вера в человека приводит к исступленному фанатизму. По мнению еп. Игнатия и по предсказанию Св. Отцов, нашему времени дан особый путь спасения, соответственно состоянию всего человечества, именно: спасутся те, кто 1) сохранит веру, 2) без ропота будет терпеть все скорби и искушения и 3) сознавая свои немощи, смирится.
    Нашему времени нельзя дать подвигов вследствие гордости, проникшей в каждого человека. А видя постоянно свои недостатки, желающий может смириться. Самые скорби он тогда будет принимать, как благоразумный разбойник. Достойное по делам нашим приемлем. Тогда они легче будут и переноситься.
    Св. Петр Дамаскин говорит о себе, что много получал вреда от неопытных советчиков. Руководитель д.б. бесстрастным и иметь дар рассуждения, а именно: знать время, начинание, намерение, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу, немощь, произволение, сокрушение, навык, незнание, силу тела, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, воспитание, природный ум, старание, поведение, понимание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и мн. др. (см. Творения прп. Петра Дамаскина. М. 1993. О рассуждении).
    (игумен Сергий Рыбко «Спасительна ли вера в ложь?», с.125, 173-174, 229.)
    Последнее редактирование: 22 апр 2011
    Лариса Тимофеева нравится это.
  3.  
    р.б. Ксения
    Оффлайн

    р.б. Ксения Мисс Начитанность Перекладач

    Сообщения:
    524
    Симпатии:
    302
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Владимир+
    Спасибо за ответ и полезные ссылки:ax: