Из византийского "ПРОЛОГА" Повесть о епископе, впадшем в блуд. В одном ввизантийском городе жил епископ, которого очень любил народ. Но однажды произошло ужасное: по своей слабости или по легкомыслию, да еще, конечно, и по наущению дьявольскому, этот епископ впал в блуд. В воскресный день, когда весь город собрался на Божественную литургию, епископ вышел перед народом, снял с себя омофор, знак епископского достоинства, и сказал: — Не могу больше быть вашим епископом, ибо я впал в блуд. Сначала воцарилось молчание. А потом по всему храму раздались рыдания. Люди стояли и плакали. Епископ тоже плакал, опустив голову перед своими прихожанами. Наконец люди немного успокоились и сказали: — Что же теперь делать? Мы все равно тебя любим! Поэтому облачайся и служи литургию, ты остаешься для нас епископом и пастырем. На это епископ ответил: — Благодарю вас за великодушные слова, но я действительно не могу больше быть епископом. По уставам святых отцов, епископ, который согрешил таким грехом, недостоин приступать к совершению Божественной литургии. Народ отвечал ему: — Мы не знаем всех ваших уставов. Наверное, они очень правильные и важные. Но мы полюбили тебя за те годы, которые ты служишь в нашем городе. Всякое бывает в жизни. Надевай свое облачение и служи. Мы тебя прощаем. Епископ горько усмехнулся: — Вы-то простили меня… Но ни сам я себя никогда не прощу, ни Церковь меня не простит. Нет мне оправдания перед Богом. Поэтому расступитесь — я пойду в пустыню плакать и каяться о своих грехах. Однако народ только плотнее сомкнулся и не дозволил епископу даже сойти с амвона. — Нет! — настаивали люди. — Ты — наш епископ, облачайся и служи! Так продолжалось до позднего вечера. Народ был непреклонен, и несчастный епископ не знал, что ему делать. Поняв наконец, что люди его не отпустят, он сказал: — Ну что ж, быть по-вашему! Но останусь я только при одном условии. Сейчас вы все выйдете из храма, а я лягу на паперти. И каждый из вас вернется, попирая меня ногами, чтобы все знали, какой я грешник и чего стою. Теперь уже епископ не поддавался на уговоры, и народ вынужден был смириться. Все покинули храм, а епископ лег на пороге, и каждый из его прихожан, от старого до малого, с ужасом, а многие и со слезами вошли в церковь, попирая архиерея ногами. И вот, когда последний горожанин оказался внутри храма, все услышали глас с неба: «Многого ради смирения прощается ему грех его!» Иподьяконы облачили епископа в священные одежды, и он служил Божественную литургию.
Давно читал повесть, несколько раз перечитывал позже - очень понравилась и впечатлила. Немного научила смирению...
У меня сомнение есть в подлинности. И, как доктор, представил себе печень человека, по которому прошелся город.
Чего-то, батюшка, врачом страшновато быть - стану материалистом и буду каждое чуду подвергать химическому анализу
Не, стань участковым терапевтом, и удивляйся: "етить-мадрид, и как они от моего лечения выздоравливают? Чудо!"
Дык, горд прошел. А вот на живот - не советую. Без почек можно остаться. Только калачиком. Но.... там он точно на живот - покаяльная поза в древности: крестом - простирание.
Он разнос для денег под рубаху подложил или щит крестоносцев. Семен дает намек, что те кого обличает протодьякон Андрей должны покаяться.
На что Семен намекает мы все понимаем, только время увы нынче другое... Да все мы хороши. Одни согрешающие, другие осуждающие... Как от этого всего избавиться?
Меня смутила дефектность покаяния. Это, например, как: украл корову, и за это свечку поставил. Как епитимью. (ну ладно, тысячу свечек, чтобы цена была аналогичная)
Отчего же дефектность: Сам признал, никто его за язык не тянул, сам сложил с себя полномочия. А экзекуция - это его епитимья, которую он сам же себе и назначил.
"Несвятые святые" вообще интересное произведение) В это время через Успенскую площадь ковылял старенький монах отец М. — Ну, если ты и правда готов на любое послушание, то подойди к этому деду и поддай ему так, чтобы он улетел подальше! — велел наместник. Вмиг хлопец подлетел к старому монаху и отвесил ему такого пинка, что старик рыбкой улетел на несколько шагов».