о. Геннадий Фаст vs. архиепископ Антоний

Тема в разделе "Обсуждение религиозных, книг, статей, публикаций", создана пользователем Вячеслав, 9 окт 2010.

  1.  
    Вячеслав
    Оффлайн

    Вячеслав Новичок

    Сообщения:
    49
    Симпатии:
    3
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    В блоге небезызвестного всем нам миссионера наткнулся вчера на ответ прот. Геннадия Фаста архиепископу Красноярско-Енисейской епархии - Антонию. (Для тех, кто не в курсе, священник в опале у архиепископа. Конкретней читайте тут, тут, и тут). Дочитав запись в журнале, кинул ссылку приятелю, но оказалось что запись уже удалена (судя по всему позвонили, и попросили убрать, такое у него на блоге случается, о чем и сам автор писал). Но! Я успел скопировать эту запись, и привожу её здесь, т.к. думаю будет она довольно интересна всем нам, православным христианам.

    Вот ссылка на сохраненный ответ, т.к. весь текст вставить сюда не могу: http://soborno.info/files/Fast_Antonij.php
     
    Последнее редактирование: 9 окт 2010
  2.  
    Вячеслав
    Оффлайн

    Вячеслав Новичок

    Сообщения:
    49
    Симпатии:
    3
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ответ о. Геннадия Фаста архиепископу Антонию

    (Сокращенный и доработанный вариант этой статьи вышел в октябрьском номере Журнала Московской Патриархии)

    24 августа 2010 года, произнеся осудительную речь, Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний публично при всем духовенстве епархии удалил меня с епархиального собрания. Это было некое моральное и физическое отторжение меня от собратьев священников епархии, в которой я прослужил 30 лет. Основная причина — мое, якобы, уклонение в протестантскую ересь. Свои обвинения владыка подробно изложил в статье «Смотрите, како опасно ходите...», опубликованной в епархиальной газете «Православное слово Сибири». Не бывает человек осужден, не будучи выслушан. Мне такая возможность предоставлена не была. Потому письменно излагаю свою позицию по предъявленным владыкой обвинениям.

    1. Катехизация

    О катехизации и подготовке людей к крещению написано очень много. Не буду цельно и всесторонне раскрывать эту тему. Скажу только о том, что имеет отношение к сложившейся вокруг меня ситуации и к предъявленным мне обвинениям. В основу моих рассуждений положена статья архиепископа Красноярского и Енисейского Антония «Смотрите, како опасно ходите...» из газеты «Православное слово Сибири».
    В статье подробно говорится о необходимости крещения детей. Это не просто отвлеченное размышление на тему, но обличение, направленное в мой адрес, якобы я против крещения детей. В чем дело?
    У меня пятеро детей. Все они крещены в возрасте от восьми дней до двух недель. За годы моего служения я, как любой священник, крестил очень много детей. К тому же я имел неоднократно дискуссии с протестантами баптистского направления, отрицающими подлинность детского крещения. Милостью Божией многие из них убеждались в истинности такого крещения, и сами после этого крестили своих детей. Вот они и будут пред Богом печатью моего исповедания относительно детского крещения.
    Почему же возникло обвинение?
    Не на пустом месте. Дело вот в чем, Я действительно неодобрительно отношусь ко многому, происходящему в наших крестильнях.
    Первая проблема.
    Огульное крещение всех подряд детей. Мне самому доводилось в день крестить по два, три, четыре круга, в каждом из которых были десятки детей. Из восьмидесяти процентов именующих себя православными граждан России в церковь ходят на воскресную литургию один - два процента. Подавляющее большинство крещеных людей не воцерковлены. После крещения дети в таких семьях растут как и все. Как почти у всех наших юношей и девушек у них случается блудных грех, а то и сожительство. Проходит время и некоторые из таковых по настоящему обращаются к Богу и даже изъявляют желание служить в церкви. По всему подходящие и достойные кандидаты на священство. Но вот беда. По 17 Апостольскому правилу они ни епископами, ни пресвитерами, ни диаконами, ни вообще в списке священного чина быть не могут. Причина в том, что имели грех с женщинами. По толкованию Зонары на это правило «никакой грех, соделанный кем-либо прежде крещения, не препятствует крещенному быть произведенным во священство». Итак, крещенный по вере имеет апостольское основание стать священником, «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5,17). Крещеные в детстве и согрешившие такое право не имеют. Кто виноват? Какой спрос с неверующего, с язычника, хотя бы и крещённого? После крещения он осквернил данную ему в крещении «ризу светлу». Кто виноват в канонической непригодности к рукоположению — крещенный или его крестивший? Дальше в наше время следует безоглядное и бесцеремонное нарушение Апостольского правила. Каков будет священник, получивший священнический сан через нарушение апостольских правил? Будет ли он когда-нибудь о них ревновать? Будет ли он учить этим правилам людей? А дальше следует учительство «от ветра головы своея». И тут уже церковная икономия на все случаи жизни не сработает, начинается беззаконие. Это один только случай, а их можно привести множество. У самих епископов вырабатывается в результате к каноническому праву весьма произвольное отношение. Так и рождается подмена канона мнением священнослужителя. И наоборот, как только надо утвердить свое мнение, так находится какой-нибудь подходящий канон. И нет на свете объяснения, когда и что надо исполнять, а когда нет. Дух Святой наставит на всякую истину (Ин. 16,13), но здесь наставником становится уже не Дух Святой, а необходимость оправдать обмирщенность церкви. Потому крещение детей из невоцерковленных семей, детей родителей, не имеющих живой веры, не имеет ни духовного, ни канонического оправдания и противоречит апостольскому преданию церкви.
    Что касается молитвы церкви, то молится она за всех. За некрещеных невозможна евхаристическая молитва, но возможны молебны, чтобы они обратились и в разум истины пришли. Страшно если умрет некрещеный младенец? Да, страшно. Хотя по святым отцам, например, по святому Григорию Богослову (Слово 40, о крещении), нельзя говорить, что они идут в ад. Еще страшнее, когда живет неверующий, не сочетавшийся Христу в сердце крещеный человек. Страшно если он умрет в таком состоянии и «бит будет много» (Лк. 12,47). Ведь не будет ему пред Богом ответа!
    Вторая проблема.
    Святейший Патриарх Кирилл особенно акцентирует внимание на воцерковление молодежи. И действительно, почему у нас много детей, неплохо поставлена работа детских воскресных школ, а потом молодежь в большинстве своем уходит в мир? Ребенок родился и растет в семье верующих родителей, пусть даже и в семье священника. Нет ничего радостнее видеть детское восприятие всего святого младенцем и отроком до переходного возраста. А потом? А потом один крещеный отрок сказал своему глубоко верующему отцу священнику: «Ты с мамой пришел к вере, я жё её имею исходно, но не выбирал. Я не отрекаюсь от веры, но не говорите и не напоминайте мне ни о чем». Рождение свыше (Ин. 3,3-5) это не только крёщение, это еще и глубинное уверование и принятие Христа своим Спасителем. Следует со всем вниманием отнестись к размышлениям и предложениям по этому поводу нашего замечательного профессора МДА А.И. Осипова. Следует продумать рекомендации по поводу того, когда и как возросший ребенок, достигший совершенного возраста, сознательно сопричтется к данным в крещении за него обетам. Новый Завет сопоставляет ветхозаветное обрезание с крещением, которое есть во Христе «обрезание нерукотворенное» (Кол. 2,11-12). Обрезание совершалось на восьмой день от рождения, но в тринадцать лет и один день мальчик, прочитывая отрывок из Торы, становится бар-мицва, то есть «сын заповеди» и обязан соблюдать весь закон. Понятно, что христианам нужен не просто некий обряд, а внутреннее обращение, через которое крещенный в детстве человек сознательно сочетается Христу. Происшедшее благодатно в детстве теперь благодатию должно произойти в сердце и сознании отрока. Св. Феофан Затворник говорит, что у взрослого человека благодать, полученная в крещении, только тогда начинает действовать вполне, когда он сознательно обращается к Богу. То, что такое обращение к Богу у крещеных в детстве потом порой и не происходит и приводит к повсеместно наблюдаемой аморфности их веры и христианской жизни. Ведь если к нашему крещеному люду начать применять каноны церкви, то большинство попадет под отлучение от общения церковного. Такую ситуацию христианская церковь первых веков не знала. Крещение детей имело место, о чем свидетельствует Апостольское предание, собранное св. Ипполитом Римским (гл. 21), но не было всеобщим. Еще в четвертом веке, родившись в глубоко верующих семьях и получая христианское воспитание, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Златоуст не были крещены в детстве. Св. Григорий Богослов при этом и вовсе родился в семье епископа. Утверждать, что все это устарело нельзя. Как нельзя и слепо переносить практику того времени в наше. Однако и практику всеобщего детокрещения ХIХ века слепо переносить в наше время тоже нельзя. Кстати, ХIХ век привел Россию к 1917 году. В духе Святом следует решать практику совершения таинств применительно к каждому времени, не пытаясь, порой слепо, удерживать ту практику, к которой мы привыкли с детства. Тем более не следует утверждать, что то, к чему мы привыкли, есть единственный вариант Предания церкви. Для этого надо быть внутренне открытым и искать не просто крещености людей, но их духовного возрождения и спасениия.
    В статье «Смотрите, како опасно ходите...» автор утверждает, что «в практике святой церкви никогда не стоял вопрос «крестить или не крестить» в зависимости от уровня познания Истины, которая дается катехизатором». Однако я никогда и не ставил этот вопрос таким образом. Крестить или не крестить определяется не «уровнем познания», а принятием или непринятием Истины, которая есть Христос (Ин. 14,6). А чтобы Его принять, надо Его знать.
    Если «познание Истины» - это знание вероучения, то есть катехизиса, то от этого зависит не вопрос о крещении, а вопрос получения диплома о духовном образовании. Таким образом, я вопрос никогда и не ставил.
    Если же речь идет об «уровне познания Истины», которая есть Христос, то этот уровень определен чином крещения, и он таков:
    1. отречение от сатаны, от всех дел его (=грехов), всех ангелов его (демонов) и всего служения его;
    2. сочетание Христу, то есть всецелая отдача себя Ему;
    3. исповедание Христа как «Царя и Бога»;
    4. вера во все, сказанное в символе веры.
     
  3.  
    Вячеслав
    Оффлайн

    Вячеслав Новичок

    Сообщения:
    49
    Симпатии:
    3
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
  4.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.066
    Симпатии:
    1.578
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо Вам Вячеслав, за эту тему. Слава Богу, что отец Геннадий нашел место в другой епархии, но сам этот конфликт конечно показателен.

    очень интересен ответ отца Геннадия - http://www.russned.ru/hristianstvo/otkrytoe-pismo-o-bogoslovskom-spore-s-arhiepiskopom-antoniem
    Это ответ о. Геннадия на те обвинения которые были на него воздвигнуты.

    Парадоксальность ситуации заключается еще в том, что одним из основных обвинений владыка Антоний выдвинул обвинение обязательной катехизации перед крещением, т е обвинили в том, на что благословил патриарх.

    Тем форумчанам, кто еще не ознакомился с вышеизложенными событиями рекомендую ознакомление начать с этой статьи - http://www.religiopolis.org/publications/1022-zamknutyj-krug-krajnostej.html
     
  5.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо большое за ссылки, интересно было читать. Рада за протоиерея Геннадия Фаста. Интересно, а что стало с архиепископом Антонием??:bw:
     
Загрузка...