О патриархе Иосифе, воле Божьей и волосах

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 27 мар 2015.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    В книге Бытия есть прекрасный эпизод, который может научить нас радости. Это история патриарха Иосифа. Если внимательно приложить ее к себе, то можно будет исполнить в своей жизни то, о чем говорил прп. Никодим Святогорец:

    Итак, Иосиф.
    Он - возлюбленный сын своего Отца. И мы тоже себя так называем, читая молитву "Отче наш"....

    Однажды Иосифу приснился сон, в котором приточно изображалось поклонение ему: братьев, отца, и матери (Лии - праматери Христа). Во сне Бог обещал ему особую славу. И мы получаем обещание величайшей славы от Христа в день, когда нас крестят (или когда мы причащаемся, или восстанавливаем благодать крещения в исповеди-соборовании).

    И вот в жизни Иосифа однажды наступает полоса, которая из-вне похожа на нашу темную полосу жизни, но наша реакция на нее часто не похожа на иосифову: братья Иосифа совершают зло - они продают его в рабство.

    И вот здесь и начинается то, что нас могло бы укрепить.

    Святой Иоанн Колов говорит о рабстве Иосифа:
    Ниже я сделаю маленько приложение о том, почему Иосиф мог остановить свою продажу, сказав только одно слово: "Я не раб. Они не имеют права меня продавать", и его не продали бы. Но Иосиф поступил иначе: он уверен в обетовании Божьем, и принимает это рабство не из рук братьев, а из руки Бога. Он знает и твердо верит, что его ждет слава (как и нас, кто верит Евангелию), и уверен в своей безопасности, что и волос с его головы не пропадет (Лук.21:18, Деян.27:34) в этом шторме. Точно так поступала и Богородица, когда Иосиф заподозрил в Ней прелюбодеяние - Она всю Свою надежду возлагает на Бога, Который единственный мог Ее защитить (Мф. гл 1).

    Итак, Иосиф видит себя внутри Промысла Божьего: не братья продают его, но Бог "послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его" (Пс.104:17,18). Здесь Иосиф - икона Христа. Всякий человек призван стать иконой Христа, как и Иосиф. Не братья совершают зло над Иосифом или Христом, но все совершается по писанному в Книге Жизни. Иосиф видит себя не обижаемым братьями, но посылаемым Богом. И он смиренно принимает это. (совершители же зла стоят перед судом Божьим, и в нем они судятся, вот почему Христос говорит, что продавшему Его лучше было бы не родиться, но путь крестный приходит к человеку из рук Того, кто исчислил каждый волос на его голове).

    Почему Иосиф спокоен?
    Это объясняет Никодим Святогорец:
    Никодим говорит, что любое страдание в человеческой жизни происходит по четырем причинам: Бог совершает с ним или 1. направляет на покаяние, или 2. очищает грех, 3. или обнаруживает скрытые помыслы, или 4. являет особые дела Божьи (как с четверодневным Лазарем или иерусалимским слепым Ин. гл.9).
    В случае с Иосифом был последний - четвертый пункт. В жизни же обычного человека бывает только один из первых трех.
    Кстати, Никодим перечисляет и варианты скорбей:
    Однажды меня укорили, что мои представления о Евангелии будут восприняты как издевательство родителями, у которых ребенка убила война на Донбассе. А Никодим "смерть сродников и войну" отнес к тем скорбям, которые врачуются выше перечисленным помыслом.

    Итак, ситуация выглядит так: убийство детей, порабощение, война, болезнь глазами человека - это стрела, попадающая в нашу душу. Но человек, верующий в Евангелии, рассуждает не о том, по какой причине и в каком настроении кто-то выстрелил в меня этой стрелой, а видит эту стрелу частью Божьего Промысла. Не человеческое зло ранит меня, но Бог этой стрелой либо ведет меня к покаянию, либо очищает мои грехи, либо обнаруживает для меня мои намерения (последнее было с Петром в Гефсимании, либо с тем же Иосифом и с женой Потифара).
    Мы же поступаем часто не правильно. Бог дает нам меч, которым мы могли бы отделить себя от своего греха, а мы этим мечом режем нашего ближнего. Меч (страдание-скорбь) Бог нам дает для того (повторюсь) для того, чтобы направить нас к покаянию, очистить грех или обнаружить наши помыслы, а мы вместо этого начинаем судить своих ближних в их зле, как нам это зло видится. При этом мы повторяем дело Адама и Евы в раю, смешивая Промысел Божий с собственным злом или злом ближнего. Промысел Божий, Его воля определяет меру и вид той стрелы, которая прилетает к нам, и поэтому во всяком кресте началом является любовь Божья, а не человеческая злоба. И если мы таким помыслом, отношением к нашим скорбям окружим наши мысли, как шлемом, защитим все свое естество, как броней, наденем на ноги своей воли, возьмем в руки как щит и меч, то любое страдание - война, болезнь, драматическая утрата наших ближних, а тем более потеря имущества, будет только умножать нашу радость.
     
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Еще раз взглянем на скорби.
    У нас есть три варианта:
    Здесь я укажу только один пункт - страдание, как епитимья.

    Израильский народ - это икона человека-христианина.
    Когда в душе появляется зло, тогда Бог посылает к нему учителя. Есть три человека-учителя, которых Бог посылал к Израилю:
    Феглаффелласар (Тиглатпаласар) - увел в плен заирданских евреев; Салманасар (увел в плен жителей Самарии); и Навуходносор (увел в плен иудеев). Библия говорит очень мало о первом. Больше о втором. Очень много о третьем.
    Эти три царя - образ силы, которая приходит к нам от Бога. Бог посылает эту силу, но она не абстрактная, а имеющая плоть и кровь. И, исполняя (по Библии) поручение от Бога, совершает то, что по "Уголовному кодексу" считается преступлением: порабощает, насилует, убивает.
    Кого она убивает? Иеремия говорит, что при нем халдеи убивали и праведных, и грешных. Кто выжил после нашествия халдеев? Иеремия описывает их как людей с грязными душами, грешников, которые готовы быстро предать своего Бога. И наоборот. В книге Иеремии описывается история, когда, уже после разрушения Иерусалима, на руины Храма приходят с севера мужи - плакать и каяться. Может быть они были ранее грешниками-идолопоклонниками, но в данное время они пришли плакать о своих грехах. И что же? еще одно греховное отродье, Исмаил, жестоко их там убивает.

    Какой образ мыслей праведников? Во время нашествия халдеев в Иерусалиме жили младенцы: Азария, Мисаил, Анания, Даниил. Они были детьми идолопоклонников (?). И попали в плен, где и выросли. И уже в Вавилоне, в пещи, говорят о себе
    Здесь отроки видят все события с народом, как дело Божье, и себя они видят справедливо наказываемыми за СВОИ грехи (идолопоклонства). Эта мысль настолько важна, что мы ее повторяем на каждом богослужении, каждый раз, готовясь ко причастию (7 и 8 песни Канона): моя жизнь - печь (от страстей и скорбей) от Бога, и я в ней оказался справедливо. Сам Христос стоит с этими отроками в печи, а они оплакивают свой грех, считая обиду от халдеев - епитимьей для себя. Мы же всегда ощущаем себя невинно обижаемыми людьми или скорбями. Потому что наш ум далек от образа мысли праведников. А этот образ нам необходимо вернуть, чтобы принять Евангелие.

    Образ навуходносора очень хорошо прорисован в Библии. Это икона диавола, и всех, кто действует в его воле. Но, действуя в воле диавола, Навуходносор - раб Божий, чьими руками Бог творит Свое дело. (Сергий, цитаты сами найдете?)

    Делать дело - это воплощать свою волю.
    добавлено: 27 мар 2015
    Примечание:
    мы имеем удивительный памятник права - Законы Хаммурапи. Они были написаны в середине 18 в до Рождества Христова. Он жил примерно на 200-300 лет позже Авраама, и на 400 лет раньше Моисея. Законы Хаммурапи были написаны приблизительно в то время, когда евреи жили в Египте.
    К чему я вспомнил о Великом деспоте? Так его законы являются практически повторением Закона Моисея. Светские учены говорят: "АААААА!!!!!! Это евреи списали у халдеев свой Закон. При этом, скорее всего во времена Плена". Но у верующих Библии есть другое объяснение. Существовал некий образ праведности. Он был у Ноя и его сыновей. Например, у Сима - родоначальника и месопотамских семитов, и евреев, и измаилитян (которому продавали Иосифа).
    Этот образ праведности, правил морали был основ общинных патриархальных устоев, а в последствии становились правилами Законов.

    Праведники такого вида: Иов, Мелхиседек и не только.

    И опять же, к чему это я?
    По Законам Хаммурапи человек мог стать рабом только: родившись от раба, продав себя в рабство за долги, попав за преступления, и будучи плененным на войне. ВСЕ. То есть Закон Моисея: "никто не имеет права захватывать человека в рабство без вины" в патриархальном обществе хранилось свято. И у измаильтян.

    ----- о войне и пленных.
    Немного уйдя в сторону. В Средние века на Руси война воспринималась таким образом: когда враждовали два князя, "обиженный" говорил: "теперь я буду искать справедливости, и Бог покажет, кто из нас прав" То есть, кто победит, тот и считается правым. Поэтому пленники виделись теми, кого Бог отдает победителю в рабы. Они, конечно, ошибались, но это показывает образ мысли древнего мира.
     
  3.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Иосиф один из моих любимых библейских героев.
    добавлено: 27 мар 2015
    *ACUTE*
    "11 Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней.
    12 И Седекии, царю Иудейскому, я говорил всеми сими словами и сказал: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы.
    17 Не слушайте их, служите царю Вавилонскому и живите;"-Иеремия.27

    "1 И вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между переселенцами и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу, которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон, -
    4 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон:
    5 стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их;
    6 берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь;
    7 и заботьтесь о благосостоянии города (Вавилона. прим. мое), в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир."-Иеремия.29
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2015
    Наталья_*, Лариса Т. и Тамара нравится это.
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    именно так. Но это совсем другая история. Она называется "отношение христианина к грехам его".
    Кроме того, икона отличается от своего первообраза. Или кто-то сомневается, что у царя была плоть? или что зло и добро в нем было только смешано, а не господствовало одно из двух?
    Однажды иконой сатаны оказался сам Петр.
     
  5.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.857
    Симпатии:
    5.951
    Лучшие ответы:
    19
    Вероисповедание:
    Православный
    Спаси Бог. В Великий Понедельник и перед Благовещением - самое то.
     
    Протоиерей Алексий нравится это.
Загрузка...