Обожение человека

Тема в разделе "Основы православного вероучения", создана пользователем Просто Оксана, 23 янв 2015.

  1.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.215
    Симпатии:
    5.107
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Слово "характер" мне показалось неудачным, так как обожение касается всего человека (включая тело, говоря кстати), а характером обычно называет совокупность устойчивых свойств индивидуума.

    Если кому-то из дорогих во Христе отцов, братьев и сестер есть, что добавить, присоединяйтесь к теме.

     
    Тамара и Юлька нравится это.
  2.  
    Владимир
    Оффлайн

    Владимир Ночной дозор Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.140
    Симпатии:
    13.611
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Википедия дает определение характера такое:

    Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

    Характер — Википедия

    От части, Алексей прав. Обожение влияет на характер человека, однозначно... Но, не учитывать влияния на оболочку души, т.е. тело, было бы не правильно... Так как человек состоит не только из тела, равно как и не только из души, а в совокупности, то и воздействие того, что мы называем "обожением" проявляется на все его состовляющие(человека)…
    добавлено: 23 янв 2015
    П.С. Как думаете, почему человеку так сложно изменить что-либо в своем характере? У меня есть свой взгляд, но хотелось бы услышать мнение других
     
    Тамара нравится это.
  3.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.215
    Симпатии:
    5.107
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Честно говоря, мне совсем о другом хотелось поговорить, не о характере человека и трудностях, связанных с его изменением, а о антропологии в целом, о "составе" человека и о православном понимании обожения и расхождении этого понимания с протестантскими выкладками (потому про тело упомянула, у протестантов это одно из слабых мест, как мне кажется).
    И ответ Алексея меня заинтересовал с понятийно-антропологических, а не с нравственно-психологических позиций...
    добавлено: 23 янв 2015
    Не помню, у кого читала, это было давно, кажется у кого-то из Оптинских старцев, но мысль сводилась к тому, что характер человека вообще имеет достаточно косвенное отношение к спасению. Боюсь неправильно передать мысль, потому буду принательна, если кто-нибудь приведет цитату дословно.
     
    Тамара и Дмитрий777 нравится это.
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.303
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Обожение человека - это то, ради чего человек был сотворен.
    Бог сотворил человека в Шестой день творения, и потом Сам вступает "в покой" (День Седьмый) - отходя в сторону, давая человеку завершить творение. Творение должно было завершится обожением человека. Но произошло грехопадение.

    День Седьмой завершил в Себе Сын Человеческий - Христос. В Нем День Восьмой - Воскресение уже началось Царство Божие не где-то и когда-то, а уже здесь и сейчас... Но не для всех.

    Во Христе произошло исцеление человеческой природы, ее обожение: Пасха и Вознесение. И все люди имеют возможность соединиться со Христом. Силу такого соединения дает Святой Дух.
    Само обожение имеет синоним: стяжание Святого Духа.
    Все Церковные средства (изучение Библии, исполнение заповедей, Таинства, борьба со страстями и тд) - это средства такого стяжания.

    Наиболее удивительая вещь: Таинства Причастия, когда человек принимает в себя Нового Человека, Который растворяется в нем. Но это принятие происходит не без участия самого человека (притча о Сеятеле). Поэтому обожение - это всегда труд, подвиг (аскеза )
     
  5.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.258
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Я думаю, тему нужно перенести в богословские вопросы. Так как антропология человека не входит в "основы учения"
    Вообще тема должна быть интересной, присоединюсь чуть позже.
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.303
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Да особой разницы нет. Мне слышится название темы как "исихазм для чайников".
     
    Тамара нравится это.
  7.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.215
    Симпатии:
    5.107
    Лучшие ответы:
    14
    Вероисповедание:
    Православный
    Я специально разместила в "детском садике" - "основах учения". Нужно же разобраться, что мы конкретно хотим обожить: характер, трехсоставную природу (дух-душа-тело), личность. Последнее - вообще темный предмет для меня.
     
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.303
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    Лучший ответ
    Я вижу обожение в притче о Трех мерах муки. И в этом смысле вопрос вполне антропологичен и уместен в "основах".

    Бог - источник обожения. Оно (обожение) начинается с искры благодати, которая подобна закваске. Она (закваска) входит во все составы, во утробу, в сердце, в волю, в тело, в чувство, в разум. Заканчивается это - воскресением, когда над телом перестает действовать смерть и тлен.
    В Евангелии это мы видим в человеческой природе Сына Человеческого, а в вере Церкви - в Богородице. В несколько ослабленном виде такое встречалось и в других святых людях (например, такое явление как мощи, история Иоанна Богослвоа). Как бы то ни было, мы ожидаем Дня Восьмого для всех.

    Действие благодатный искры, стадийность процесса ее развития, как мне кажется, красивее всего изложил Макарий Великий в том, что содержится в Добротолюбии. Кстати, развитие закваски он также видит в образе сорокалетнего пути Израиля.

    Первая искра - в изменении самосознания: "Я верю". Это великая победа. Но это маленькая искра в царстве тьмы. Пока тьма действует хотя бы в одной части нашего естества (притча о добром и злом дереве) - наш путь не завершен.

    Взаимодействие тьмы и света в человеке - это предмет исторических книг Ветхого завета: начиная с Навина - овладение Землею Обетованною, а затем - потуги сохранить, и катастрофы потерь.

    Лично для меня всегда являются утешительными слова Пасхи: "свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Иоан.1:5). Я знаю, что я - тьма, но и некую часть света, которую я получаю от Бога (Крещение, Исповедь, Причастие, чтение Библии, молитва) - останется со мною, при всех справедливых укорах форумчан. (замечу, что и с любым человеком при его желании - притча о добр.самарянине - у меня сил нет, от того и лежу, но у Него есть). (эти Пасхальные слова также и в тропаре Пасхи "про сущих во гробе и даре жизни, а еще, что более прозаично, - в Евангелии отпевания)
     
    Просто Оксана и Тамара нравится это.
  9.  
    Георгия
    Оффлайн

    Георгия Мамочка форума

    Сообщения:
    1.163
    Симпатии:
    3.050
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Наверное, обожение - это достижение Царства Небесного. Любая притча Христа нам говорит об обожении, т. е. о Царствии.

    Если говорить о том, что конкретно в человеке обоживается, то, думаю, что обоживается весь человек: и дух человека (воля) становится единым с Духом Божиим, и душа - безстрастной, и тело - преображенным, храмом Святого Духа, пребывающего в человеке.
     
  10.  
    р.б.Елисей
    Оффлайн

    р.б.Елисей Мистер Рассудительность

    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    1.396
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    вопрос первый: обожение и бесстрастие одно и тоже?
     
  11.  
    Георгия
    Оффлайн

    Георгия Мамочка форума

    Сообщения:
    1.163
    Симпатии:
    3.050
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    Дерзну ответить. Мне думается, что безстрастие - это один из признаков обожения, но не обожение как таковое. Ещё признаком обожения можно назвать, например, любовь к врагам.

    Кстати, безстрастие - это не отсутствие эмоций, а усмирение страстей - гордости, тщеславия, сребролюбия, уныния, печали, чревоугодия, блуда и их производных.
     
  12.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.258
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Своими словами: Характер человека это проявление его воли. Как можно обожить проявление? Обожение человека ,независимо от того что мы понимаем в антропологии человека дихотомию или трихотомию, происходит изначально в воли человека (в желаниях) Если человек желает любить и всё делает(и просит Бога об этом) для исполнения этого желания и Бог Ему в этом помогает, то это и называется обожением. Закваска происходит в воли человека и только потом весь человек.
     
    Игорь Войтехович и Тамара нравится это.
  13.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.303
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    В беседе с Благочестивым юношей, мы видим, что войти в Царствие Божие, и приобрести совершенство - это не одно и то же.
    Благоразумный разбойник не достиг обожения в земной жизни, но получил вход в Царство Божие.

    Учение о встрече Царства Небесного называется "эсхатологией", и только по недоразумению люди откладывают эту встречу на "Конец света" или, на худой конец, на время после смерти. На самом деле - Царство Божие уже здесь и сейчас. Например, в каждой литургии.

    Не каждая притча говорит об обожении, и обожение - не синоним Царства Небесного. Начнем с того, что обожение - это процесс, и результат этого процесса. Оно более похоже на слово "совершенство", и его условием является бесстрастие, потому что не вливают в ветхие мехи вино новое. Но при всем этом есть люди, "насилующие Царство Небесное", которые входят в него без бесстрастия.

    Обожением мы можем назвать то, когда Царство Божие действует во всем человеке, и нет в нем уже никакой темной части (Лк11 и Мф6), включая тело. Такое тело - бессмертно. Поэтому в реальности обожения мы достигнем только в воскресение мертвых. С наибольшей силой оно действует (до воскресения) в людях бесстрастных.

    А вот Царство Небесное... Оно в любовном общении. И там место найдется и для Благоразумного разбойника, и для Блудного сына - уже здесь и сейчас. Оно в общении ипостасей - по образу Троицы.

    Обожение человеческого естества мы видим в воскресшем Христе - ест, пьет, но уже дух.
    Если придерживаться библейской буквы (протестанты возражают против достоверности Успения), то обожения мы достигнем не раньше воскресения мертвых. А вот в Царство Божие мы входим тут же, как только уверуем, покаемся и крестимя (я бы добавил бы Причастие).
     
  14.  
    р.б.Елисей
    Оффлайн

    р.б.Елисей Мистер Рассудительность

    Сообщения:
    903
    Симпатии:
    1.396
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    т.е. даже у Христа обожение произошло только после воскресения? стало быть при жизни оно в принципе невозможно
    добавлено: 24 янв 2015
    значит ли это что любой верующий во Христа инославный и сектант имеет Царство Божие, и погибели избежит?
     
  15.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.924
    Симпатии:
    2.500
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    т. е. есть Невеста и есть спасенные народы?
     
  16.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.258
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Разбойник, это пришедший в конце рабочего дня а получил награду равную с ветхозаветными праведниками.
     
    Игорь Войтехович, olga75 и Тамара нравится это.
  17.  
    Георгия
    Оффлайн

    Георгия Мамочка форума

    Сообщения:
    1.163
    Симпатии:
    3.050
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Крещенный в православной церкви
    О. Алексей, спасибо, что разъяснили. Поняла свою ошибку.

    Вот только вопрос. Царство Божие внутри нас. Здесь и сейчас. Так и Христос говорил. Почему же мы порой живём так, как будто в нас нет ни Царства, ни Господа? Почему первые христиане, приняв Христа были святыми (апостол Павел их в своих посланиях так называет), а мы - крестившиеся, причащающиеся, соблюдающие посты и закон - почему мы злые, малодушные, маловерные, тщеславные? Не потому ли, что находящееся внутри нас Царствие, всё-таки надо каким-то образом достигнуть?
     
    Виталий Петренко нравится это.
  18.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.258
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Я не вместо о.Алексея отвечаю, просто как бы, поправляю.
    Святыми называемся и мы с вами (православные христиане) не по делам а по благодати (посвященные Ему и Им же) Так и первых христиан апостол называет святыми в приветствии, а потом чихвостит их за грехи, какие пресуще и нам. Вот пример коринфской Церкви: 1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,

    2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:

    3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

    (1Кор.1:1-3)
    11 Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.


    (1Кор.1:11) 1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

    2 Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,

    3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?

    4 Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?

    (1Кор.3:1-4) 18 Как я не иду к вам, то некоторые [у вас] возгордились;

    19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,

    20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

    21 Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?

    (1Кор.4:18-21) 1 Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего.

    2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

    (1Кор.5:1,2) 5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

    6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

    7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

    8 Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

    (1Кор.6:5-8)
     
    Игорь Войтехович и Тамара нравится это.
  19.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.303
    Лучшие ответы:
    94
    Вероисповедание:
    Православный
    ????
    Я обычно о Невесте говорю в субботу Светлой седмицы. Там читают концовку 3-й главы Ин.
    Под Невестой понимается Церковь. Но есть толкование: №2 - человеческая душа, №3 Человечество.
    добавлено: 24 янв 2015
    Мне кажется, что лучший ответ в притче о Сеятеле.
    Мне кажется лучшим описанием проблемы: это овладение Землей Обетованной при Иисусе Навине (Земля Обетованная - образ Царства Небесного, которое внутри нас, а хананеи - ветхость наша, страсти, помыслы, грехи). Помните? Захватили на пяту ноги! Мы уже начали Землей овладевать! Первый город - Иерихон (один из трех наидревнейших на земле). Ура!!!!!
    Но, пока последний хананей на Земле, мы еще не победили.
    Так и с Царством Небесном: уверовал, раскаялся в самых грубых грехах (точнее всех тех, которые осознал своей совестью) - все. Иерихон неверия - пал.
    Бесстрастие - это полное овладение Землей. Полное воцарение Неба.

    Кстати: Любовь - это и есть ВСЕ СЕРДЦЕ, ВСЕ РАЗУМЕНИЕ, ВСЯ КРЕПОСТЬ. Если хоть один хананей затесался - не лги на истину, мы еще только в пути. Но и сделав первый шаг: мы очень в похвальном положении.
    Поэтому: в христианстве никто уверовавший не должен отчаиваться, но и никому нельзя расслабляться и успокаиваться. Пока хоть один хананей в душе - они в любую секунду могут пойти в наступление, и поработить.
    добавлено: 24 янв 2015
    о святости:
    есть два смысла - ветхозаветный (кадош) - тот, кто принадлежит Богу. В этом смысле любой уверовавший свят.
    новозаветный смысл - в дарах Святого Духа (что смоковница родила?) - это знак пребывания Святого Духа в человека, его обновления.
    И, кстати, первый дар Святого Духа - зрение греха своего, при котором в человеке "нищета духовная" пишется с большой буквы. И любовь не бесчинствует. (бесчинство - это поступок не по чину: когда человек самолично реформирует Тело Христово, отменяет церковные постановления, осознает себя самым умным)
     
    Георгия и Тамара нравится это.
  20.  
    Владимир Х
    Оффлайн

    Владимир Х Пользователь

    Сообщения:
    65
    Симпатии:
    67
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Хiба досконалостi есть межа?Менi здаеться що неможна досягнути повного обоження в бренному,слабкому тiлi в земному життi
     
Загрузка...