Обвинение епископа - каноническая точка зрения.

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем Семён, 29 янв 2014.

  1.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Не моё. Подглядел у Кураева. Итак:

    Карфагенский поместный собор 401 года постановил своим 79 (в Кормчей - 80м) правилом:


    Определено и сие: когда на состоящих в клире бывает донос, и объявляются некоторые обвинения: тогда, частью для отклонения нарекания на церковь, частью ради достоинства клира, по каковым причинам и оказывается им снисхождение, частью для избежания гордаго злорадования еретиков и язычников, аще желают, как и должно, защищали свое дело и попещися о доказательствах своея невинности, да учинят сие в течение года, в котором должны быти вне общения. Аще же в течении года вознерадят очистити свое дело: то после сего никакой глас от них да не приемлется".

    То есть обвиненный клирик автоматом запрещается в служении на год, однако при этом ему дается право на защиту.
     
  2.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Это правило "Ч"-90 Карфагенского собора.
    К клиру относят: священников, дьяконов, чтецов, певцов, понамарей, иподьяконов и пр. (Относят ли епископа?)
    В правиле написано "объявляются некоторые обвинения", т.е. этому клирику официально предъявляется обвинение в его присутствии. Чтецу, певцу, понамарю-священником или приходом.
    Священнику, дьякону-епископом или собором.
    Оправдается во время обвинения-пусть служит Богу и дальше.
    Не сможет сразу оправдаться (например свидетель уехал из Карфагена в Александрию) имеет право защищать свое достоинство в течении года с момента предьявления обвинения. Пока не оправдается, не имеет права служить. Речь идёт КУОНЕЧНО о серьёзных нарушениях-грехах! (В мелких возможно покаяние)
    В примечании к правилу написано, что после года имеет право просить нового суда, имеет право требовать суда большего собора. (Т.е. осуждён судом епархии, может требовать суда всей Карфагенской Церкви.)
    Автоматом не запрещается, а рассматривается в установленном порядке.
    \\\\\\\\\\\\\\\\\
    Дело епископа должен рассмотреть собор!!! Не автомат!
     
  3.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Верно, собор.
    А до этого собора служить он права не имеет, дабы не бросить и тень подозрений на всю Церковь.
    И никакого установленного порядка - есть жалоба - нет служения, пока не доказана невиновность.
    Причём оправдываться епископ может только в течение года.
    По истечении этого срока никакие доказательства невиновности не принимаются.

    Блаженный Августин трактует этот правило:

    Каждый клирик должен иметь всегда перед глазами две вещи: совесть и доброе имя (conscientia et fama); для нас самих достаточно совести, а ради других нам необходимо доброе имя: "совесть для тебя, а доброе имя ради ближнего твоего" (conscientia tibi, fama proximo tuo).


    Так как каждый клирик должен пользоваться добрым именем, то правило, изданное по этому поводу, предписывает следующее: если на клириков, вследствие каких-либо преступлений, публично подана жалоба (δια τινά εγκλήματα έλεγχθέντας) или в обществе пронесся слух, что они совершили какие-либо преступления, то, ради своего доброго имени и авторитета церкви, они должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду. А то обстоятельство, что, как постановляет правило, такие клирики в течение года должны находиться вне общения, бывает, как говорит в толковании данного правила Зонара, не потому, что на основании поданной жалобы доказана их виновность (так как в таком случае они были бы низвергнуты), но единственно потому, что они довели людей до сомнения относительно того, что ими совершено преступление (Афинская Синтагма, III,502).
     
  4.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    А если автомат, то только Калашникова!
     
  5.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    :bi::br:
     
  6.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.258
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Апостольское правило исключает автоматичность: 74. Епископ, от людей доверия достойных, обвиняемый в чем-либо, необходимо сам должен быть призван епископами, и если предстанет и признается, или обличен будет: да определится епитимия. Если же зван быв, не послушает: да позовется вторично чрез посылаемых к нему двух епископов. Если же и так не послушает: да позовется и в третий раз чрез двух посылаемых к нему епископов. Если же и сего не уважая, не предстанет: Собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем ре- шение, да не мнится выгоду иметь, бегая от суда.
     
  7.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Если так понимать правило, то имея в своих руках компьютер и один из видов СМИ. (Например радио или интернет.) Можно в один день уничтожить ВСЮ РПЦ.
    Озвучил в любом виде СМИ обвинение на всех епископов и священников и кранты...Никому автоматом служить нельзя. А на следующий день опять озвучил следующее обвинение на всех епископов и священников! Если вдруг произошла ошибка и сотня другая священников РПЦ случайно не попала в список, на следующий день ошибку исправим!

    Нет никакого автомата в отстранеии от служения, пусть Кураев не выдумывает!
    \\\\\\\\\\\\\\\\
    Примечание к правилу 90
    Вальсамонъ.
    "Настоящее правило определяет, что клирики, оговорённые в каких-либо ПРЕСТУПЛЕНИЯХ (выделено мной) или ЗАПОДОЗРЕННЫЕ в них СВИДЕТЕЛЬСКИМИ показаниями, должны заботиться об окончании ВОЗБУЖДЁННЫХ против них дел в течении года; если же нет, то должны быть исключаемыми. Но это ныне не действует, потому что на основании различных новелл всякое обвинительное дело распространяется на неопределённое время."
    \\\\\\\\\\\
    Учтём также, что правила Соборов оговаривают, кто имеет право свидетельствовать нам клирика.
     
  8.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.946
    Симпатии:
    15.146
    Лучшие ответы:
    56
    Вероисповедание:
    Православный
    Юрий! Но ведь одного автомата не хватит!:bl: Это же сколько:bg: бегать придётся с автоматом? А у нас опять -35 градусов...
     
  9.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Хватит! Особенно, если еще пару рожков собой взять.
     
  10.  
    Семён
    Оффлайн

    Семён Паломник форума

    Сообщения:
    3.198
    Симпатии:
    1.333
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Не исключает.
    Правило Карфагенского Собора было принято позже, а следовательно, оно не отменяет, а лишь уточняет соответствующее апостольское правило, становясь его частным случаем.
    Его принятие связано с куда большей публичностью деятельности Церкви и Епископов, чем это было в первые два века христианства, когда понятие доброго общественного мнения (conscientia et fama) становится влиятельным фактором церковной жизни.
     
  11.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.258
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    2 всел. собор.Правило 6

    Поелику многие, желая привести в замешательство, и низпровергнути церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих церквами православных епископов некия вины, ее с иным каким намерением, как токмо, дабы помрачити добрую славу священников, и произвести смятения в мирном народе: того ради святый собор стекшихся в Констаитивополе епископов заблагорассудил: не без изследования допускати обвинителей, ниже позволяти всякому приносити обвинения на правителей церкви, но и не всем возбраняти. Но аще кто принесет на епископа некую собственную, то есть, частную жалобу, как-то, в притязании им имения, или в иной какой либо потерпенной от него неправде: при таковых обвинениях не приимати в разсуждение, ни лица обвинителя, ни веры его. Подобает бо всячески, и совести епископа быти свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какия бы веры он ни был. Аще же возводимая на епископа вина будет церковная: тогда подобает разсмотряти лице обвинителя. И во первых не позволяти еретикам приносити обвинения на православных епископов по делам церковным. Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились, и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов. Еще же, аще которые из принадлежащих к церкви, за некия вины, прежде были осуждены и извержены, или отлучены из клира, или из разряда мирян: и сим да не будет позволено обвиняти епископа, доколе не очистят себя от обвинения, которому сами подпали. Такожде и от тех, кои сами предварительно подверглися доносу, доносы на епископа, или на других из клира могут приемлемы быти не прежде, разве когда несомненно явят свою невинность противу возведенных на них обвинений. Аще же некоторые, не будучи ни еретики, ни отлученные от общения церковнаго, ни осужденные, или предварительно обвиненные в каких-либо преступлениях, скажут, яко имеют нечто донести на епископа по делам церковным: таковым святый собор повелевает, во первых представити свои обвинения всем епископам области, и пред ними подтверждати доводами свои доносы на епископа, подвергшагося ответу. Аще же епископы соединенных епархий, паче чаяния, не в силах будут возстановить порядок, по возводимым на епископа обвинениям: тогда обвинители да приступят к большему собору епископов великия области, по сей причине созываемых: но не прежде могут они настояти на свое обвинение, как письменно поставив себя под страхом одинакаго наказания с обвиняемым, аще бы, по производству дела, оказалися клевещущими на обвиняемаго епископа. Но аще кто, презрев, по предварительному дознанию, постановленное решение, дерзнет или слух царский утруждати, или суды мирских начальников, или вселенский собор безпокоити, к оскорблению чести всех епископов области: таковый отнюдь да не будет приемлем с своею жалобою, яко нанесший оскорбление правилам и нарушивший церковное благочиние


    Последующие вселенские соборы, эти правила только утверждали и не отменяли.
    Потому,90 правило Карфагенского собора, относится как минимум не к епископу, и в основном постановления собора касается не вселенской Церкви а поместной, так как и соборы РПЦ не постановляют правил вселенского значения. И потом, если почитать правила все, этого собора, то в контексте видно, что автоматизму нет места и приблизительно, что касается епископов.
    Т.е. автоматизм полностью исключен во вселенском Церкви.
     
Загрузка...